ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ КАК ЗАЛОГ УСПЕХА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ДЕТЬМИ
статья (2 класс)

Нравственное воспитание младшего школьника - это процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами поведения ребенка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ КАК ЗАЛОГ УСПЕХА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ДЕТЬМИ

 Вопрос нравственности в межличностных отношениях учащихся начальной школы всегда стоял остро. Дети проходят в первый класс с уже почти сформированным набором нравственных качеств. Из курса психологии нам известно, что фундамент личности человека формируется примерно до 5 лет и определяет в дальнейшем особенности характера и поведения человека, а по сути, всю его судьбу. Во многом это идет от семьи, как от главного источника информации для ребенка. Дети видят пример поведения родителей, копируют его. Кроме того, родители сами учат детей, как вести себя в той или иной ситуации. Очень важно взаимодействие родителей и педагога. Желательно, чтобы они двигались в одном направлении, и не было бы никаких противоречий. Если сложится правильный тандем «ученик — родитель — педагог», то результат не заставит себя ждать.

Нравственное воспитание младшего школьника это процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами поведения ребенка. Результатом нравственного воспитания является отношение младшего школьника к своим обязанностям, к деятельности, к одноклассникам и к другим людям.

В начальной школе педагог может лишь корректировать поведение детей, проводить различные беседы, диспуты, классные часы. В коллективе дети также учатся взаимодействовать друг с другом. Вначале они узнают друг друга, притираются, испытывают в разных ситуациях. При этом сразу видны моральные качества каждого учащегося.

Все дети разные, они бывают агрессивными, скромными, активными, тихими, обидчивыми и веселыми. Для здоровой атмосферы в коллективе необходимо научить детей правильно общаться друг с другом. Это можно сделать с помощью примеров из детских сказок, также можно обратиться к примеру родителей, бабушек и дедушек. К сожалению, поведение взрослых людей не всегда является правильным. Дети это видят и считают нормой поведения. В начальной школе важно чтобы ребенок хорошо социализировался.

Дети из полных семей социализируются быстрее, чем дети из неполных семей. Мальчикам иногда не хватает примера отца. В этом помогают спортивные секции, которые посещают мальчики, и где тренером является мужчина. Мальчики обычно посещают такие секции как каратэ, айкидо, плавание, шахматы, баскетбол, волейбол и т.д. Этих детей сразу видно, они становятся более организованными, ответственными и серьезными.

Целью духовно-нравственного воспитания является развитие у детей эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения друг к другу, поведении, поступках. В начальной школе ум у детей гибкий и податливый, они легко обучаются нравственному поведению во время игр.

Игры помогают детям взаимодействовать друг с другом и договариваться. Взаимная забота и участие в нуждах партнёров объединяют детей и создают чувство причастности. В игре «Гномики», при получении всеми детьми колокольчиков, один получает поломанный, детям предлагается поделиться с товарищем своим колокольчиком, проявив тем самым отзывчивость. Игра «Рукавички» учит пару детей согласовывать свои действия при раскрашивании узоров рукавичек одинаковыми цветами, в игре «Рисуем домики» ребята коллективно рисуют общий рисунок, при этом фломастеров используется в два раза меньше количества детей.

Также чтение и обсуждение художественной литературы во внеурочное время учит детей сопереживать, развивает их воображение. Во время таких занятий я всегда задаю вопрос детям: «А как бы ты поступил на месте того или иного героя?». Мы читаем такие произведения как «Волшебник Изумрудного города», «Незнайка», народные сказки и другие.

В школе дети проводят большую часть своей жизни. Надо постараться создать для них комфортную среду. Не нужно быть строгими наставником, а нужно постараться стать для детей другом, которому можно доверить самое сокровенное. В каждом ребенке есть положительные и отрицательные черты. Задача педагога в первую очередь развивать положительные нравственные качества. Это будет служить хорошим фундаментом для социализации ребенка. Ведь то, что закладывается в детстве, остается с человеком на всю жизнь.

Сам педагог должен быть примером и обладать такими нравственными качествами как честность, доброта, справедливость, отзывчивость и т.д. Видя перед глазами педагога с большой буквы, дети сами будут ему подражать и уважать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для подготовки родительского собрания "Отношения между родителями и детьми в семье"

Данный материал содержит анкеты для родителей и детей, сообщение учителя....

Залог успеха духовно-нравственного воспитания в семье

Семья является одним из важнейших социальных институтов.Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее прод...

Система работы воспитателя по формированию межличностных отношений между учащимися в условиях группы продленного дня

В современной ситуации прогрессивных изменений в образовательном процессе проблема формирования межличностных отношений обучающихся в младшей школе рассматривается в педагогической теории и образовате...