Главные вкладки

    Залог успеха духовно-нравственного воспитания в семье
    консультация на тему

    Семья является одним из важнейших социальных институтов.

    Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Она осуществляет преемственность семейных поколений. Семья придает своим членам известное своеобразие в духовно-нравственном воспитании: некую общекультурную среду в рамках общей культуры определенного народа, конфессии, государства. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zalog_uspeha_duhovno-nravstvennogo_vospitaniya_v_seme.docx20.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОУ Сургутская школа – детский сад

    Залог успеха духовно-нравственного воспитания в семье

    (Выступление на педагогическом совете)

                                                                                                                     Воспитатель: Кичула С.В.

    Сургут 2014


    Семья является одним из важнейших социальных институтов.

    Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Она осуществляет преемственность семейных поколений. Семья придает своим членам известное своеобразие в духовно-нравственном воспитании: некую общекультурную среду в рамках общей культуры определенного народа, конфессии, государства. Существует ряд факторов, вызывающих отклонения в духовно-нравственном развитии членов семьи:

    • наличие в семье источника негативного воздействия (пьянство, наркомания, асоциальное поведение);

    • напряженные отношения между родителями, переходящие в затяжной конфликт;

    • конфликтные отношения родителей с детьми;

    • нарушение структуры семьи.

    Из всех семей можно выделить «проблемные семьи» с «отклоняющимся» нравственно-патриотическим воспитанием:

    - Это семьи, для которых типично то обстоятельство, что напряженность внутрисемейных взаимоотношений дополняется конфликтом с другими социальными институтами (неадаптированность родителей к труду, аморализм, пьянство). Многие ценностные ориентации этой группы противоречат общественным требованиям и нормам.

    - Семьи, в которых между родителями происходят постоянные конфликты, вызываемые различием взглядов, интересов, утратой чувств, что приводит к негативным последствиям. Напряженная психологическая атмосфера в семье толкает ребенка на улицу, где он нередко вступает в группы с асоциальной направленностью.

    - Педагогически несостоятельные семьи, характеризуется утратой контактов с детьми и контроля над ними.

    Эти семьи нуждаются в социальной, психологической и педагогической поддержке.

    С точки зрения способности семьи решить самостоятельно возникающие в ней кризисные ситуации они могут быть разделены на три группы:

    1. Семьи, в которых система взаимодействий достаточно гибка, члены ее свободны в проявлении своих чувств и желаний, где все проблемы обсуждаются совместно членами семьи, что дает возможность находить новые образцы отношений, адекватно изменять семейную структуру.

    2. Семьи, в которых основная масса усилий направлена на поддержание согласия и единства с внешним миром и в которых исключены любые индивидуальные разногласия, а упомянутое единство достигается как подчинение воли и желаний всех воле и желаниям одного (признание главы, лидера).

    3. Семьи, в которых взаимодействия хаотичны и основаны на беспрерывных спорах, ведущих к поиску новых форм взаимодействия; ив которых прошлый опыт не служит ориентиром для поведения в будущем.

    Как социальный институт семья обладает всем комплексом социальных функций и ролей.Духовная функция - духовное обогащение членов семьи. Функционируя, семья формирует свой образ жизни, микро культуру, причем основой выступают ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе или в социальных группах, образцы поведения и ценности которых импонируют индивиду или рекомендуются ему.

    Результативность успехов в духовно-нравственном воспитании зависит от некоторых аспектов:

    1. Социально-статусная микро культура предоставляет членам семьи определенное положение в обществе.

    2. Досуговая культура - организация рационального досуга.

    3. Эмоциональная атмосфера - осуществление психологической защиты, организация эмоциональной поддержки, стабилизирующая личность, предотвращающая дезинтеграцию личности.

    Личный пример родителей, родственников является базовой основой задатков нравственно-патриотического воспитания в семье для младшего поколения. Личный пример детей – для адаптации старшего поколения в быстро изменяющемся мире в связи техническим прогрессом.

    Сыновья во многом копируют образ жизни и мыслей отцов: перенимают походку, манеру разговаривать, жесты и пр. От отцов они воспринимают такие черты, как крепость духа, силу, мужскую надежность, предприимчивость, отношение к противоположному полу. Сын, отец которого внимателен к матери, женившись, считает единственно возможным относиться так и к своей избраннице.

    Значение женщины-матери в семье огромно и незаменимо ничем. Мать учит детей добру и любви, дает первые уроки человечности, душевного отношения к людям, ибо она обладает особым эмоциональным влиянием, сердечностью и теплотой, душевной мягкостью и чуткостью.

    Из всего сказанного можно сделать вывод, что в семье нужны обязательно и отец, и мать. Ведь от матери дети получают ласку, нежность, доброту и чуткость к людям, а от отца - мужество, силу воли, умение бороться и побеждать. Только сочетание этих качеств формирует полноценную духовную личность. Доказано, что дети, лишенные возможности общаться с родителями, испытывают трудности в адаптации, в общении со сверстниками.

    Таким образом, на родителях лежит ответственность за воспитание у детей способности к человеческому общению, так как именно в семье дети усваивают его нравственные нормы.

    Итак, семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными, нравственными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, тем выше культура всего общества. Будет ли это общество, построенное на принципах добра и справедливости или же наоборот? И поэтому в семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является уважение другого.

    Таким образом, общество прямо пропорционально зависит от нравственно-патриотических устоев семьи, так же как и семьи от общества.

    Литература

    1. Демушкина О.П. Социальная работа. Ростов – на – Дону: Феникс, 2004.
    2. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции, М.: Линка-пресс, 2007
    3. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. М.: Вако, 2005.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.

    ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

    Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».

    Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...

    ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6  II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...

    «Формирование духовно- нравственных качеств дошкольников в семье»

    В настоящее время семья переживает не лучшее время. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям, растет число неполных, неблагополучных семей. Ребенку все сложнее ...

    Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся "Семь-Я"

    Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся «Семь-Я» на ступени начального общего образования  направлена на приобщение обучающихся  к ценностям семьи, своей этнической...

    Взаимосвязь семьи и школы в духовно-нравственном развитии, воспитании, социализации младших школьников

    Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становлен...