Истинное воспитание ребенка
статья (1 класс)

Статья для учителей и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon как воспитывать ребенка68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Никитенко Н. М.

      учитель начальных классов

  МОУ Опытненская СОШ

Выступление на МО начальных классов

«Истинное воспитание ребенка в воспитании самих себя»  

                                                                         Л. Н. Толстой

        . Раньше я часто задумывалась над самим понятием гуманная педагогика. Замечательное слово гуманность, великолепное созвучие слов гуманная педагогика. Да и смысл! Почему же мы учителя так неохотно идем за ней? Как будто не доверяем ей или боимся? Что же удерживает нас? Потом поняла: это обыденность, усталость, погоня за качеством во что бы то ни стало. А где же наша гуманность учительская? Не забыли ли мы в этой спешке о главном – о нашей миссии в школе?

Гуманный учитель. Истинный учитель. Какой он? Одна из участниц Круглого стола в своем выступлении попросила нас задуматься о том, к чему мы стремимся:

а) к тому, что нам сказали;

б) к тому, сколько нам платят;

в) к тому, что мы Храм строим.

        Можно ли школу именовать Храмом? По рассуждениям одной из участниц Круглого стола (А. Кикоть из г. Сыктывкара), Храм там, где есть служение. Настоящий учитель тоже несет служение перед своими учениками, иначе говоря работает, служит во имя чего-либо, служит возвышенным идеалам, на благо людей, детей…

Если это так, то школа по своей сути не учреждение. Если для учителя школа – «скале», т. е. лестница, поднимаясь по которой происходит духовное Восхождение Человека, то в нем те ступеньки, про которым он ведет ученика к знанию. Такой учитель строит Храм в самом себе. Фундамент Храма – любовь и вера своего ученика. Они зарождает творчество в классе. А где царит творчество, там и Храм.

Учитель должен быть творческим, дарящим Свет, Любовь, Мудрость. По словам Шалвы Александровича: «Каждый человек – алмаз, который может очистить себя или нет. Мудрость в том, чтобы не светиться самому, а очиститься, тогда Свет будет исходить от тебя».

В своем выступлении Ш. А. Амонашвили говорил о том, что у каждого человека должен быть свой учитель: «Не иметь своего учителя – это блуждать в потемках. Учитель должен быть у каждого. Это мама, папа и т. д.»

В книге Ш. А. Амонашвили «Вера и любовь» опубликованы его письма своей учительнице: «Вы пришли в мою жизнь тогда, когда, может быть , свершалась моя судьба. Это был 1944 год. Говорю о судьбе, которую, спустя десятилетия открывал я в себе по частям. А сегодня, в начале 21 века я постигаю Вас как свою педагогическую совесть.

        В то далекое, более чем полувековой давности, время  я воспринимал своих учителей как ополченных на меня людей. Отец погиб на войне, меня с младшей сестрой воспитывала больная мать. А я, видите ли, не мог «оправдать» надежды погибшего отца и больной матери: мои старания в учении не увенчались успехом, и учителя, - по физике, химии, математике, русскому, английскому и даже родному  языкам, - взвешивая мои знания на аптечных весах, выдавали мне только двойки с усмешкой, с угрозой, чувством жалости. Были бы тогда классы для выравнивания, я уверен, любой из моих учителей освободился бы от меня.

        И вот пришли вы. И после 2-3 уроков меня, мальчика 7 класса, подзываете к себе и говорите шепотом: «Бичо ( т. е. мальчик), у тебя же дар поэта! Пиши стихи!»..

        Чере6 пару недель, оказавшись с ним наедине, она опять ему сказала «Бичо, какое хорошее у тебя получилось сочинение! Ты можешь подарить его мне?» Однажды,  через несколько месяцев она подошла к нему на уроке, наклонилась и шепнула ему на ухо: «Бичо, мои пятерки краснеют рядом с двойками! Как быть?»

Мне запомнилось все: вибрация Вашего голоса, Ваше озабоченное лицо, Ваши глаза, в которых любовь поглащала слезы. Запомнилось Ваше скромное элегантное платье с фамильной брошью и теплота Вашей ладони на моей голове; запомнилась прядь снежных волос, запах которых ласкал меня.

Это был в моей жизни момент истины, когда все мое нутро, вся моя сущность были взорваны, дабы высвободить энергию духа. …

Но тайна Момента Истины остается тайной!

Может быть, это и есть интуиция, Божественная педагогика, педагогическая искра Божия, Божий дар? И кому дается Искра         эта: только избранным или всем?

Вас давно уже нет в живых, любимый мой человек, но я все хожу по вашим тропам и ищу разгадку святой минуты, названной мною Моментом Педагогической Истины, когда благой учитель свершает ЧУДО».

Мы часто сетуем на то, что сложнее стали школьные программы, дети приходят слабее, мы загружены другой работой и прочее. А я теперь вспоминаю рассказ Шалвы Александровича о своей учительнице. Назвал он его «Подвиг». Сложные – послевоенные, сталинские годы (1946-1947), 8 класс. Тогдашний учебник по литературе был наполнен произведениями, которые отвечали политическим идеологическим требованиям, требованиям партии. А учительница, дважды награжденная орденом Ленина, обошла молчанием эту идеологию, отложила в сторону и утвержденную программу, и утвержденный учебник литературы, а велела найти поэму «Витязь в тигровой шкуре» великого Руставели. И в течение всего учебного года дети с упоением впитывали чистейшую мудрость о возвышенной любви, о всемогуществе дружбы, о рыцарских достоинствах, о счастье и преданности… в своем письме он пишет: « Вы, конечно, прекрасно знали тогда, рисковали: жизнью.

Что такое учительский подвиг?

Быть преданным своим ученикам и самому себе.

Быть преданным тогда, когда это опасно для учительской жизни, но когда жизнь учеников выпрямляется и облагораживается.

И когда сейчас, в наши дни, некий учитель скажет мне, что ему, видите ли , не творить нечто новое и не отходить от программы, не разрешит даже быть гуманным в общении с воспитанниками, мне становится грустно, очень грустно, хотя вроде бы бояться уже не надо.

Почему трудно современному учителю прожить жизнь героем духа? Что, кто нам мешает быть героями? Не наша ли косность является помехой?

        Мне посчастливилось побывать на одном из Мастер-классов, который проводил директор школы -гимназии № 18 «Культуры мира» из Дагестана, г. Дербент со своей командой.

В своем выступлении он рассказал о своей школе. На всех уроках, факультативных занятиях, внеклассных мероприятиях красной нитью проходит нравственное воспитание. Вместо привычных 1, 2, 3  классы, у них на кабинете висят таблички с названиями: класс Радости, класс Счастья, класс Мира, класс Добра. Класс – это один лучик, когда эти классы собираются вместе, много лучиков образуют солнце. Были представлены фрагменты уроков.

 Игротерапия,где дети (участники Круглого стола) наряжали елочку, а игрушками были их сердца. На парте лежат две половинки вырезанного из бумаги сердечка с цифрами 1 и 2. на сердечках написаны высказывания великих людей. Задача: найти свою половинку и прочитать так, как будто бы один человек читает, т. е. поймать тональность.

1. Семья – один из шедевров природы.

2. Нельзя лечить тело, не леча душу.

3. Закон, живущий в нас называется совестью.

4. Помните, жизнь – это дар, великий дар, и тот, кто её не ценит, этого дара не заслуживает.

5. Знание – есть сила, сила – е6сть знание.

Дети говорят, а учитель собирает сердечки и прицепляет их на елочку на доске.

Итог. - Вам понравилась игра?

- Чему научила? (чувствовать друг друга, мудрости)

- Почему елочка красивая получилась? (единство сердец)

Урок письменной речевой деятельности

Учительница захотела подарить слово. Оно не тонет, не горит. Дети отгадали – это ДОБРОТА. Весь урок посвятили этому слову. Была предложена игра «Снежный ком».

 На доске нарисованная картинка. Зима . Лес. Человек (лесник) идет по тропе с топором.

Идет лесник.

Идет добрый лесник.

По лесу идет добрый лесник.

-Почему лесник оказался в лесу? Что произошло? Ответы детей.

У меня есть своя история, угадайте её. Я представила её в картинках.

Веточка сломалась.

Идет лесник.

Березка здорова.

- А можно по другому вылечить?ри       ииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииии

Вывод: Творить добро, получать чувство радости.

Предлагаются пословицы:

  1. Добро по указу – не добро.
  2. 2. Только после доброго труда наступает отдых.
  3. 3. С добрым делом не опоздаешь.
  4. 4. Добро творится в молчании.

–Какая пословица лишняя? (2)

Игра «Ассоциация»

Доброе сердце. Доброе слово. Добрая мысль. Доброе дело.

На доске изображено дерево. Детям раздают картинки с изображением дерева и слова: дело, сердце, мысль, слово.

- Расположите по порядку. (сердце – мысль – слово – дело).

Также были представлены фрагменты уроков «сказкотерапия», урок «саморегуляции» для детей среднего и старшего возраста, где рассуждали о двух путях падения и восхождения человека.

1 путь –падение: ложь, лицемерие и обман, жадность и лукавство, гнев и раздор, раздор и злая речь, страх и смерть.

2 путь -  путь к счастью: знание, смирение, достоинство, богатство, счастье.

Никитенко Н. М.

      учитель начальных классов

  МОУ Опытненская СОШ

Пробудить в сердце родительскую мудрость

 

        Два правила я дал бы для воспитания: самому не только жить хорошо, но работать над собой, постоянно совершенствуясь, и ничего не скрывать из своей жизни от детей… Все трудности воспитания вытекают из того, что родители, не только не исправляясь от своих недостатков, но даже не признавая их недостатками, оправдывая их в себе, хотят не видеть этих недостатков в детях. В этом вся трудность и вся борьба с детьми.

Дети нравственно гораздо проницательнее взрослых, и они, часто не высказывая и даже не сознавая этого, видят не только недостатки родителей, но и худший из всех недостатков, лицемерие родителей, и теряют к ним уважение и интерес ко всем их поучениям.

                                                Л. Н. Толстой

        В хорошей семье в России всегда было высоко чувство личной ответственности родителей за воспитание детей, закреплены оценочные категории – авторитет родителей, чувство супружеского долга, честь семьи.

        Одна их педагогических аксиом гласит: воспитание детей следует начинать как можно раньше, с учетом возрастных особенностей. «Не учила сына, когда кормила, а тебя кормить станет, так не научишь», «Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается».

        Также в народной мудрости была подмечена особая роль в становлении личности последственного фактора: «Яблочко от яблони недалеко падает», «Какие корешки, такие и ветки, какие родители, таковы и детки», «От плохого семени не жди доброго племени»».

        Вместе с тем важно и наблюдение, сделанное народом о том, что нравственный облик и качества ума по наследству не передаются: «Сын мой, а ум у него свой», «Глупому сыну и отец ума не пришьет».

        Народная педагогика с древнейших времен измеряет воспитанность детей их заботой о старости, прежде всего отца и матери, помнить о роли отца в семье, о долге детей перед родителями. Как святыню следует почитать родную матушку, ибо дети с рождения и до самой смерти в неоплаченном долгу перед нею за её материнский и человеческий подвиг: «Кто мать почитает, тот век не погибает». Уважение к матери считалось первой нравственной заповедью детства, а тому, кто нарушит её угрожает проклятье «Ускоряющего старость матери да исклюют его вороньё, да объедят его орлы». Мать единственный человек, который в своей любви к собственному дитяти не преследует корыстных целей, её любовь благодарна, мудра и безгранична.

        Поскольку родители были заняты тяжелым земледельческим трудом, то дети часто находились с дедушками и бабушками, которые передавали внукам моральные и нравственные нормы и заповеди, трудовые навыки и народные знания. Общаясь с дедушками и бабушками, дети усваивали важнейшие истины: нельзя делать того, чего не велят, нельзя бездельничать, когда отец и мать трудятся, нельзя от родителей требовать того, чего они дать не могут.

        В свою очередь отец и мать воспитывали у детей чувство долга перед своими воспитателями, учили быть благодарными за затраченные усилия и пережитые тревоги. Ребенок обязан был научиться выражать свою благодарность хорошим поведением и послушанием.

        В народе никогда не забывали о том, что воспитывая детей, в них воспитывают будущих жён и мужей, отцов и матерей. А потому девочки с 6-7 лет становились няньками младшим братьям и сёстрам, мальчиков с детства обучали какому-нибудь ремеслу, домашним делам. Детей учили трудиться. Лень считалась следствием плохого семейного воспитания.

        В русской семье огромное значение уделялось и умственному воспитанию. «Умный книжку читает, дурак лоб потирает», «Грамоте учиться – всегда пригодится», «Где ум, там и толк», «Ученье - свет, неученье – тьма», «Был бы ум, будет и рубль».

        Однако, мир меняется, и мы меняемся вместе с ним. Общение в семьях со своими детьми и со своими постаревшими родителями в современных условиях происходит иначе, чем было в недавнем прошлом. Жизнь заставляет нас все меньше проводить времени с детьми, родителями, чем  с телевизором, компьютером.

        Но ребёнок не желает этого понимать. Ему нужны мы, взрослые, наша любовь, наше тепло, наша ласка и просто наше присутствие в его жизни, что дает ей крепость и уверенность.

        Отсюда и вытекают ряд проблем. Одна из важнейших проблем – это проблема взаимодействия семьи и школы.

        В педагогических исследованиях установлена зависимость между воспитанием школьников и уровнем педагогической культуры родителей. В настоящее время необходимо реально подходить к оценке дел в современной семье. Отлучение родителей от  детей (зарабатывание денег), перекладывание всей ответственности за воспитание и обучение на различные социальные институты, не могли не породить в значительной части советских семей меркантильного отношения к детям (обуть, одеть, накормить), а воспитанием и образованием пусть занимается детский сад и школа.

        К сожалению, и сейчас можно наблюдать подобное состояние семейного воспитания о современной семье много пишут и говорят. По данным многочисленных социологических опросов 78 % педагогов обвиняют семью в том, что ребёнок в ней не воспитывается. В то же время родители не очень радужно оценивают действия педагогов. Многие из них считают, что у педагогов низкий профессиональный уровень, невысокие моральные качества. Попав в ножницы между школой и семьёй, дети вынуждены лавировать, приспосабливаться, что приводит, в конечном счете, к безнравственности. В свою очередь изменилась и сегодняшняя семья. Все труднее педагогу находить общий язык с родителями учащихся. Есть семьи, в которых не принято советоваться с учителями по поводу возникающих проблем в воспитании ребенка, но тем не менее, когда становится невмоготу, родители приходят к учителю, однако часто бывает уже поздно.

с. Зеленое

2010 год

Выступление на районном семинаре

 «Пробудить в сердце родительскую мудрость»

12 мая 2010 год

        Два правила я дал бы для воспитания: самому не только жить хорошо, но работать над собой, постоянно совершенствуясь, и ничего не скрывать из своей жизни от детей… Все трудности воспитания вытекают из того, что родители, не только не исправляясь от своих недостатков, но даже не признавая их недостатками, оправдывая их в себе, хотят не видеть этих недостатков в детях. В этом вся трудность и вся борьба с детьми.

Дети нравственно гораздо проницательнее взрослых, и они, часто не высказывая и даже не сознавая этого, видят не только недостатки родителей, но и худший из всех недостатков, лицемерие родителей, и теряют к ним уважение и интерес ко всем их поучениям.

                                                Л. Н. Толстой

        В хорошей семье в России всегда было высоко чувство личной ответственности родителей за воспитание детей, закреплены оценочные категории – авторитет родителей, чувство супружеского долга, честь семьи.

        Одна их педагогических аксиом гласит: воспитание детей следует начинать как можно раньше, с учетом возрастных особенностей. «Не учила сына, когда кормила, а тебя кормить станет, так не научишь», «Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается».

        Также в народной мудрости была подмечена особая роль в становлении личности последственного фактора: «Яблочко от яблони недалеко падает», «Какие корешки, такие и ветки, какие родители, таковы и детки», «От плохого семени не жди доброго племени»».

        Вместе с тем важно и наблюдение, сделанное народом о том, что нравственный облик и качества ума по наследству не передаются: «Сын мой, а ум у него свой», «Глупому сыну и отец ума не пришьет».

        Народная педагогика с древнейших времен измеряет воспитанность детей их заботой о старости, прежде всего отца и матери, помнить о роли отца в семье, о долге детей перед родителями. Как святыню следует почитать родную матушку, ибо дети с рождения и до самой смерти в неоплаченном долгу перед нею за её материнский и человеческий подвиг: «Кто мать почитает, тот век не погибает». Уважение к матери считалось первой нравственной заповедью детства, а тому, кто нарушит её угрожает проклятье «Ускоряющего старость матери да исклюют его вороньё, да объедят его орлы». Мать единственный человек, который в своей любви к собственному дитяти не преследует корыстных целей, её любовь благодарна, мудра и безгранична.

        Поскольку родители были заняты тяжелым земледельческим трудом, то дети часто находились с дедушками и бабушками, которые передавали внукам моральные и нравственные нормы и заповеди, трудовые навыки и народные знания. Общаясь с дедушками и бабушками, дети усваивали важнейшие истины: нельзя делать того, чего не велят, нельзя бездельничать, когда отец и мать трудятся, нельзя от родителей требовать того, чего они дать не могут.

        В свою очередь отец и мать воспитывали у детей чувство долга перед своими воспитателями, учили быть благодарными за затраченные усилия и пережитые тревоги. Ребенок обязан был научиться выражать свою благодарность хорошим поведением и послушанием.

        В народе никогда не забывали о том, что воспитывая детей, в них воспитывают будущих жён и мужей, отцов и матерей. А потому девочки с 6-7 лет становились няньками младшим братьям и сёстрам, мальчиков с детства обучали какому-нибудь ремеслу, домашним делам. Детей учили трудиться. Лень считалась следствием плохого семейного воспитания.

        В русской семье огромное значение уделялось и умственному воспитанию. «Умный книжку читает, дурак лоб потирает», «Грамоте учиться – всегда пригодится», «Где ум, там и толк», «Ученье - свет, неученье – тьма», «Был бы ум, будет и рубль».

        Однако, мир меняется, и мы меняемся вместе с ним. Общение в семьях со своими детьми и со своими постаревшими родителями в современных условиях происходит иначе, чем было в недавнем прошлом. Жизнь заставляет нас все меньше проводить времени с детьми, родителями, чем  с телевизором, компьютером.

        Но ребёнок не желает этого понимать. Ему нужны мы, взрослые, наша любовь, наше тепло, наша ласка и просто наше присутствие в его жизни, что дает ей крепость и уверенность.

        Отсюда и вытекают ряд проблем. Одна из важнейших проблем – это проблема взаимодействия семьи и школы.

        В педагогических исследованиях установлена зависимость между воспитанием школьников и уровнем педагогической культуры родителей. В настоящее время необходимо реально подходить к оценке дел в современной семье. Отлучение родителей от  детей (зарабатывание денег), перекладывание всей ответственности за воспитание и обучение на различные социальные институты, не могли не породить в значительной части советских семей меркантильного отношения к детям (обуть, одеть, накормить), а воспитанием и образованием пусть занимается детский сад и школа.

        К сожалению, и сейчас можно наблюдать подобное состояние семейного воспитания о современной семье много пишут и говорят. По данным многочисленных социологических опросов 78 % педагогов обвиняют семью в том, что ребёнок в ней не воспитывается. В то же время родители не очень радужно оценивают действия педагогов. Многие из них считают, что у педагогов низкий профессиональный уровень, невысокие моральные качества. Попав в ножницы между школой и семьёй, дети вынуждены лавировать, приспосабливаться, что приводит, в конечном счете, к безнравственности. В свою очередь изменилась и сегодняшняя семья. Все труднее педагогу находить общий язык с родителями учащихся. Есть семьи, в которых не принято советоваться с учителями по поводу возникающих проблем в воспитании ребенка, но тем не менее, когда становится невмоготу, родители приходят к учителю, однако часто бывает уже поздно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10 ЗАПОВЕДЕЙ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА

10 заповедей воспитания ребенка: Будьте достойным примеромЗаповедь безусловной любви Уважайте ребенкаДоверяйте своему сердцу Настраивайтесь на хорошее Доверяйте ребенку, чтоб...

Доклад по теме"Трудовое воспитание ребенка в семье".

Правильное воспитание невозможно представить себе как воспитание нетрудовое. Труд всегда был основанием для человеческой жизни, для создания благополучия человеческой жизни и культуры. В нашей стране...

статья по воспитанию "Воспитание ребенка в семье"

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспит...

«Истинное воспитание ребенка есть воспитание самих себя». Секреты воспитания.

Родительство. В чём его назначение? Вся классическая педагогика даёт один ответ - в духовном росте самих родителей....

"Непрописные истины воспитания" С.Соловейчик

Книга С.Соловейчика "Непрописные истины воспитания"...

ноябрь 2017 г. (протокол МО) "Определение типа семейного воспитания и оказание помощи родителям в воспитании ребенка с ограниченными возможностями"

Особенности реагирования родителей на ситуацию, связанную с рождением в семье ребенка-инвалида. Определение типов семейного воспитания; этапы работы с семьями, включающие не только советы и реко...

ноябрь 2016 г (протокол МО) Определение типа семейного воспитания и оказание помощи родителям в воспитании ребенка с ОВЗ

Определение типа семейного воспитания и оказание помощи родителям в воспитании ребенка с ОВЗ...