Классный час. Ролевая игра "Город Мастеров"
методическая разработка (4 класс)

 Кислицина Анна Васильевна

Цель: способствовать расширению общей осведом­ленности детей младшего школьного возраста через знакомство с профессиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rolevaya_igra_gorod_masterov.docx46.69 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Летская средняя общеобразовательная школа»

Прилузского района Республики Коми

Профессиональная  ориентация школьников

Ролевая игра для младших школьников

ГОРОД МАСТЕРОВ

Составитель: Кислицина Анна Васильевна,

                                         учитель начальных классов, классный руководитель 4 «А» класса.

                Стаж работы: 7 лет

с. Летка 2009год

Цель: способствовать расширению общей осведомленности детей младшего школьного возраста через знакомство с профессиями.

Задачи:

  • дать представление об особенностях профессиональной деятельности водителя, врача, парикмахера, повара, продавца;
  • содействовать осознанию привлекательных и непривлекательных сторон профессий:
  • сформировать установку на осознанный выбор профессии;
  • способствовать сплочению детского коллектива.

Участники игры: дети младшего школьного возраста: учащиеся 1-2 классов (участники),  учащиеся 4 класса (ведущие).

Действующие лица: главные герои игры Незнайка и его друг Знайка, водитель, врач, парикмахер, продавец, повар, эксперт.

Необходимые материалы: наглядный материал для игр и сценок, костюмы и необходимый инвентарь для представления профессий, жетоны.

Х О Д   И Г Р Ы

Знайка сидит за столом, весь обложенный книгами, и грустно вздыхает. Незнайка сидит и о чем-то мечтает.

Знайка. Представь, Незнайка, вчера прочитал грустную такую историю про Федора Неудачника, для которого в мире не нашлось работы. Так и прожил он всю жизнь, ничего не делая.

Незнайка. А чего? Хорошо! Лежи себе и мечтай!

Знайка. Да чего ж хорошего?! Каждый человек должен иметь любимую профессию и дело по душе. Слышал русскую пословицу: «Всякое дело человеком ставится и человеком славится»?

Незнайка. Нет, не слышал! И кто придумал, что человек должен чем-то заниматься? Мучают всякими глупостями.

Знайка. Вот я сижу и думаю, кем я хочу стать? Какую бы мне профессию выбрать?

Незнайка. А чего, их много, что ли, профессий-то этих?

Знайка. Конечно, много. Профессия — род занятий, трудовая деятельность, требующая определенной подготовки, специальность. Это слово появилось в начале XVIII века.

Незнайка. Ой, Знайка, начитался опять! Заумничал!

Знайка. Ничего-то тебя не интересует, Незнайка!

Незнайка. Почему не интересует? Мне вот в последнее время очень хочется путешествовать. Так бы и съездил куда-нибудь.

Знайка задумался. Стал рыться в книгах.

  Знайка. Молодец, Незнайка, ты подсказал мне хорошую идею! Я как раз сегодня читал про города, в которых живут настоящие мастера своего дела. Например, Пирогово, Неболейкино. Туда ездят автобусы. Кстати, он скоро отправляется. Поехали?

Незнайка. Поехали! Хоть одно нормальное предложение от тебя.

Знайка. Ребята, а вы не хотите с нами? Вам ведь тоже нужно выбирать профессию в будущем.

Незнайка. Занимайте скорее места. Но кто же повезет нас?

Дети. Водитель, шофер.

Знайка. Конечно, водитель.  Ребята, чем занимаются люди этой профессии?

Ответы детей

Эксперт.  Эта профессия связана с перевозкой грузов и пассажиров, что предусматривает умение управлять автомобилем и обслуживать его (заправлять горючим, смазывать детали, мыть, находить и устранять неисправности).

Водитель. Ну, а теперь в дорогу.

А дорога светлою лентою вьется,

Залито дождем смотровое стекло.

Пусть  автобус наш без проблем доберется,

Я хочу, шофер, чтобы нам повезло.

Не страшны тебе не дождь, не слякоть

Резкий  поворот и косогор,

Чтобы ни пришлось ребятам плакать

Крепче за баранку держись, шофер.

Автобус отправляется в путешествие.

Знайка. Наша первая остановка — город Неболейкино. А кто нас встретит – отгадайте:

   Кто у постели больного сидит?

И как лечиться, он всем говорит.

Кто болен — он капли предложит принять,

Тому, кто здоров, — разрешит погулять.

Тому, кто первый отгадает профессию, дается жетон. Выдача жетонов обговаривается заранее.

   Знайка. Ну вот, ребята, мы и прибыли. Вас приветствует город Неболейкино. И нас встречает…

В «городе» детей ждет врач, который ведет прием больного.

Врач. Здравствуйте, больной. Что вас беспокоит?

Больной. У меня болит горлышко.

Врач. Давайте посмотрим ваше горлышко. Померяем температуру.

Врач. Ребята, а как вы думаете, почему у Васи болит горло?

Ответы детей.

Больной (виновато).  Я съел 5 эскимо.

Врач. Но разве так можно? Я прописываю вам горькую микстуру. В следующий раз,  прежде чем съесть мороженое, подумайте о своем здоровье.

Врач. Ребята, кто такой врач?

Ответы детей.

Эксперт.  Давайте подумаем, какими качествами должен обладать человек, который собирается стать врачом.

   Конечно, он должен любить людей и быть добрым. Потому что дело врача — облегчать страдания и спасать от смерти больных.

Врачу нужно быть смелым. Ведь ему первому приходится идти туда, где свирепствует губительная эпидемия, например чума. Он должен не бояться ухаживать за такими больными, от которых сам может заразиться смертельной болезнью.

Нужно, чтобы врач всегда оставался спокойным, хотя бы внешне, чтобы правильно сделать операцию и хорошо перевязать больного или раненого даже во время шторма в море, землетрясения, под артиллерийским обстрелом. Спокойствие и уверенность врача передаются больному и помогают ему выздороветь. Врачу необходимо быть внимательным и чутким. Невнимательному врачу больной не поверит, а любое неосторожное слово врача может так напугать его, что он потеряет веру в выздоровление.

Врач должен быть самоотверженным. Ведь он всегда на посту. Его могут вызвать к больному в любое время дня и ночи или даже тогда, когда он сам болен, но идти больше некому.

И ещё врач должен быть любознательным и трудолюбивым. Он должен всё время расширять свои знания, чтобы применять современные способы лечения и пользоваться новейшими открытиями медицины.

Врачу необходимо быть наблюдательным и терпеливым. И уметь держать язык за зубами, чтобы не разболтать врачебную тайну. И решительным. Вы сами видите, какие это замечательные люди — настоящие врачи и какая у них благородная профессия.

Врач. Скажите, пожалуйста, что делают следующие врачи, что лечат: стоматолог(зубы), терапевт (внутренние органы), отоларинголог( уши, горло, нос), педиатр(детские болезни), врач скорой помощи(оказывает первую медицинскую помощь), медсестра (выполняет поручения врача).

 Детям предлагаются ситуации, в которых героям нужно оказать медицинскую помощь. Дети должны сказать, какую помощь можно оказать людям, к какому врачу следует им обратиться.

Знайка. Да, интересная профессия, очень важная и нужная. Правда, ребята?

Незнайка. А я, может, никогда не болею? Зачем мне врач?

Врач. Врачи, Незнайка, не только лечат, но и предупреждают болезни. Они могут заранее посоветовать, что нужно делать, чтобы не заболеть, например, гриппом, ангиной, инфекционными заболеваниями. Проводят беседы со взрослыми и с детьми, пишут статьи в  газеты.

А еще у каждого врача есть аптечка с лекарствами:

У меня аптечка есть,

Разных в ней лекарств не счесть.

За стеклом стоят в порядке

Склянки, банки и горшки,

В них пилюли и таблетки,

Капли, мази, порошки —

От коклюша, от ангины,

От веснушек на лице.

Рыбий жир, таблетки хины

И, конечно, витамины —

А, В, С, и D, и Е!

 Желаю вам крепкого здоровья!

Знайка. Вот, ребята, мы и познакомились с жителями города Неболейкино. Нам пора двигаться дальше. Следующий город  находится совсем недалеко.

Автобус отправляется в путь.

Знайка. Ребята, вы, конечно же, знаете известную загадку: «Два конца, два кольца, посередине гвоздик» и ответ на нее?

Незнайка. Ножницы! Это все знают!

Знайка. А знаешь, ли ты, Незнайка, у людей каких профессий ножницы являются главным инструментом для работы?

Незнайка.  Не знаю.

Знайка. А вы, ребята?

После того, как дети назовут профессию парикмахера, объявляется остановка в городе Красотулино.

Знайка. Кто такой парикмахер?  

 Ответы детей.

Эксперт. Парикмахер занимается стрижкой, укладкой, покраской, химической завивкой. Моет волосы клиентам, выполняет бритье кожи лица. Высококвалифицированные мастера разрабатывают модели причесок, принимают участие в конкурсах парикмахеров. Людям этой профессии необходимы физическая выносливость, гибкость и подвижность кистей и пальцев рук, тактичность, эстетический вкус. Парикмахеру необходимо знание основ химии в пределах школьного образования, медицины (анатомии), этики общения с людьми. Он должен знать основы создания современных причесок, структуру и свойства кожи и волос, правила составления красящих и химических растворов и смесей, их действие на кожу и волосы. Парикмахер должен уметь пользоваться оборудованием, инструментами, приборами и аппаратурой, а также содержать в чистоте рабочее место.

Детей встречает парикмахер.

Парикмахер. Здравствуйте, ребята.  Умеете ли вы делать различные  прически?   Сейчас я проверю.

Вызываются две пары детей. Один участник  заплетает другому косу и вплетает ленту. Побеждает та пара, которая правильно и красиво   выполнит задание. Получают жетоны.

Незнайка. Я и сам причесаться могу, зачем мне парикмахер?

Парикмахер. А знаешь ли ты, Незнайка, как нужно правильно ухаживать за волосами?

Незнайка. Не знаю.

Парикмахер зачитывает информацию по уходу за волосами.

Блестящие и здоровые волосы – результат сбалансированной работы всего организма и хорошего ухода за ними.  Химическая завивка, обесцвечивание, неправильное питание, стрессы – все это приводит к тому, что волосы становятся  сухими и ломкими. Чтобы избежать этого, нужно придерживаться диеты, регулярных физических тренировок, достаточно спать, так как во сне происходит питание корней волос. В правильном уходе за волосами важная роль отводится очищению. Мыть голову часто – не вредно, надо только делать это правильно,  то есть:

  • Использовать шампунь для детей;
  • Никогда не наносить шампунь на голову прямо из флакона – обязательно распределить небольшое количество в ладонях и только затем вспенить на волосах;
  • Не оставлять  шампунь на волосах и коже длительное время;
  • Массировать голову и волосы осторожно, тщательно ополаскивать;
  • Вода, используемая для мытья, не должна быть слишком горячей или слишком холодной.
  • Расчесывать уже слегка подсушенные волосы.

Будьте здоровы, тогда будут здоровы и ваши волосы! До свидания.

Знайка. Ну вот, ребята, мы с вами познакомились еще с одной профессией. Кому понравилась профессия парикмахера? Отправляемся дальше. Следующая остановка — город Покупкино.

Автобус следует дальше.

Дети прибывают в город Покупкино, где их приветствует продавец.

Знайка. Кто такой продавец?

Ответы детей

Эксперт.  Продавец выступает в качестве посредника между производителями товаров и населением. Знает  всё о товаре, который он продает. Умеет вежливо общаться с покупателями, рекламировать свой товар, быть внимательным при расчетах и при получении товара от поставщика. Следит за своевременным пополнением запасов товаров, сроками их реализации. Оформляет прилавочные витрины. Подготовка и трудовая деятельность продавца специализируется по предметному признаку; продавец промышленных, продовольственных и смешанных товаров. Продавцу необходимы устойчивость внимания, хорошие долговременная и оперативная память, арифметические способности, глазомер, точное пространственное восприятие величины и формы предмета, четкая дикция. Он должен быть эмоционально устойчивым, наблюдательным, общительным, честным. Продавцу нужна хорошая подготовка по математике (навыки устного счета), а также в зависимости от специализации по физике (радиомагазины), химии (хозяйственные магазины) и т.п., знания в области товароведения. Он должен знать правила торговли товарами определенной группы, их ассортимент, назначение, способы использования и ухода за ними, сроки хранения. 

В это время в магазин заходит покупатель, и продавец обслуживает его.

Знайка. Продавец — очень интересная профессия, так как можно работать в магазинах с различным товаром. Вы, наверно, слышали, что бывают продавцы продовольственных и непродовольственных товаров. Давайте попробуем разобраться, что же это за товары.

Детей делят на две команды: перед каждой командой на стуле лежат различные продовольственные и непродовольственные товары, дети по очереди подбегают и забирают по одному предмету. Первая команда берет только продовольственные товары, вторая – непродовольственные. Выигрывает та команда, которая быстрее отыскала все предметы, - получает по жетону.

Знайка. Все, что мы сейчас с вами выбрали, ребята, продается в магазине.

  Незнайка. Всё в одном магазине? Весь товар и не влезет.

  Знайка. Ты опять не понял. Магазин может быть продовольственным,- значит, там продается что? Продукты питания. А в непродовольственных могут продаваться игрушки, одежда, бытовая техника, посуда, канцелярские принадлежности, хозяйственные товары, обувь и другое.

Незнайка.  Ну, теперь понятно.

Знайка.   Ребята, посмотрите внимательно на магазин. Что обязательно есть у каждого товара? На что  может ориентироваться любой покупатель? (Цены.)

Незнайка. Что понравилось, то и покупай.

Знайка. Любой покупатель ориентируется на цену. Наше пребывание в этом городе заканчивается. Кому понравилась профессия продавца? Впереди у нас еще один город.

 Незнайка. Всего один? А мне так нравится путешествовать.

Автобус отправляется в город Пирогово.

Знайка. Вот и город Пирогово. Прежде чем мы въедем в город, я хочу вам загадать загадку о мастерах этого города.

        Скажи, кто так вкусно

 Готовит щи капустные,

 Пахучие котлеты,

 Салаты, винегреты,

 Все завтраки, обеды?(Повар)

Итак, мы прибыли в город поваров. Кто же такой повар?

Ответы детей.

Эксперт. Профессия повара одна из древнейших в мире. В детском саду и в школе, на заводе и в угольной шахте, на борту океанского лайнера и в просторах космоса всюду люди пользуются результатами труда поваров. От того, как накормить человека, зависит и его здоровье, и настроение, и производительность труда. В обязанности поваров входят следующие функции: прием сырья и его переработка; хранение продуктов; приготовление холодных закусок, горячих блюд, мучной выпечки; оформление блюд для раздачи и раздача их. В работе повара всегда есть место выдумке, фантазии, изобретательности. Данная профессия одна из немногих, где обонятельные и вкусовые ощущения и восприятия являются основными профессионально важными психическими функциями. Степень готовности блюда и его качество повар определяет с       помощью зрительного (вид и цвет), обонятельного (запах), вкусового (вкус) и осязательного (консистенция) восприятия. Повару необходима хорошая зрительная образная память (на цвета, формы, величины пищевых продуктов и блюд), а также долговременная словесно-логическая память (на состав пищи и ее калорийность, правила составления меню, на технологию приготовления пищи и т.п.). Повару, занимающемуся оформлением и раздачей блюд, необходимо обладать творческим      воображением, хорошим вкусом, а также такими качествами, как терпеливость, выносливость, наблюдательность и доброжелательность. Современный повар может работать на различных предприятиях общественного питания, среди которых: фабрики-кухни, рестораны, столовые, кафе, магазины-кулинарии и т.п.

Повар демонстрирует детям искусство приготовления блинов.

Знайка. Видите, как искусно повар печет блины. А что же вы знаете про блины?

Незнайка. А что про них знать? Ешь да и все!

Знайка. (загадывает загадки)

  • Я пузырюсь и пыхчу,

       Жить в квашне я не хочу,

       Надоела мне квашня,

       Посадите в печь меня. (Тесто)

Блины делают из теста. Но тесто тоже состоит из продуктов.

  • Белая беляна

       По полю гуляла,

       Домой пришла,

       В сусек легла.   (Мука)

  • Белый тулупчик

       Сшит бе з рубчика.   (Яйца)

  • В воде родится, воды боится. (Соль)
  • Бел, как снег,

      В чести у всех.

      В рот попал — там пропал. (Сахар)

  • Белая водица всем нам пригодится.

      Из водицы белой все, что хочешь, делай:

       Сливки, простоквашу, масло в кашу нашу,

       Творожок на пирожок.

       Кушай, Ваня, мой дружок.

Все эти продукты входят в тесто. Но кроме продуктов, повару, нужны еще и рабочие инструменты.

  • Маленький мужичок – костяная ручка. (Нож)
  • Сами не едим, а людей кормим.  (Ложки)

 Незнайка. Ух ты, как много надо уметь повару!

 Знайка. Да, много.  А какую начинку к блинам вы можете предложить, чтоб вкуснее было? ( за каждую названную начинку получают жетон)

Знайка. Ну вот и все, нам пора отправляться обратно. Наше путешествие заканчивается!

Автобус возвращается к тому месту, откуда отправился в путешествие.

Незнайка. Ой, как я устал! Но мне очень понравилось!

Знайка. Сегодня мы познакомились с четырьмя профессиями. А в мире их более 40 тысяч.

Незнайка. Ну, давай съездим как-нибудь еще раз. Ребята, вам ведь тоже хочется, правда?

Знайка. Мы обязательно съездим.

Знайка. Незнайка, а тебе какая профессия понравилась? Или ты опять не знаешь?

Незнайка. Мне понравилась профессия продавца, потому что интересно работать с разными товарами, предлагать их людям, считать стоимость и общаться с людьми.

Знайка. Молодец, Незнайка, тебе можно поставить «5». Путешествие оказалось для тебя очень полезным.

Незнайка. Ура! Меня Знайка похвалил!

Знайка. Ребята тоже молодцы! Были очень активными и любознательными! Заработали много жетонов. Поэтому каждый получает небольшой приз.

Незнайка. Ребята, мне так жаль расставаться с вами!

Знайка. Ничего, мы еще увидимся. Я думаю, ребята, что это путешествие окажется для вас очень полезным. Вы серьезно задумайтесь о профессиях, о том, какое дело выбрать, чтобы добиться успехов в жизни. Сейчас для вас главное – хорошо учиться и слушать старших. До свидания.

Незнайка. До встречи, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Балахна - город мастеров"

Классный час посвящен истории родного города, основным промыслам, приурочен к празднованию Дня города Балахны....

Мастер-класс "Развитие самостоятельности у детей с умеренной умственной отсталостью в социально-бытовой деятельности посредством сюжетно-ролевой игры".

Цель мастер-класса: освоение и последующее активное применение сюжетно-ролевой игры в развитии самостоятельности у детей нарушением интеллекта в социально-бытовой деятельности.Задачи мастер-клас...

Конспект классного часа на тему "Мастера печатных дел."

На этом классном часе я знакомлю детей с тем ,как  появилась первая книга-история ее создания,кто такие первопечатники....

"Классный классный". Сценарий мастер-класса

Сценарий мастер-класса для конкурса  "Классный клруководитель - 2011""...

Игровой классный час "ДЕНЬ ЮНЫХ МАСТЕРОВ"

Форма работы: внеурочное занятие для учащихся 2-3 класса. Игровой классный час для младших школьников «Профессиональная мозаика».Цель работы: общее знакомство младших школьников с содержан...

Конспект классного часа в форме ролевой игры "Планета друзей"

Цели:1.      Определить  принципы (правила)  жизнедеятельности  в  классном  сообществе.2.      Создать  кодекс  кл...

Классный час Тема: «Планета друзей» (Ролевая игра)

Развитие коммуникативных возможностей учащихся, умения правильного общения в обществе.     В ходе классного часа (ролевой игры) могут быть созданы «своды» или правила жизнед...