"Клуб путешественников"
рабочая программа

Ярулина Надежда Владимировна

Программа внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 17»

г.о. Электросталь Московской области

Программа

внеурочной деятельности

"Клуб путешественников"

(1 – 4 классы)

Составители:

Георгиевская Наталья Николаевна

Дмитриева Елена Ильинична

Загребина Елена Валентиновна

Симоянова Наталья Юлияновна

Ярулина Надежда Владимировна,

учителя начальных классов

   2018 год

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления «Клуб путешественников» составлена коллективом учителей начальной школы и ориентирована на достижение целей, задач современного образования, определенных Федеральными государственными образовательными стандартами. Программа курса предусматривает работу по ряду направлений, определенным стандартом, а именно: духовно-нравственное направление, социальное, интеллектуальное, общекультурное.

Программа предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 4 года обучения. Курс 1-го года обучения рассчитан на 33 часа, 2-4 года - по 34 часа с рекомендованной периодичностью занятий 1 раз в неделю. Общий объем часов с 1 – 4 класс составляет – 135 часов. Реализация данной программы осуществляется в системном сотрудничестве с учреждениями культуры г. Электростали, Московской области, г. Москвы, а также   родителями учащихся.

Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности соответствует поставленным целям, задачам и содержанию Образовательной программы МОУ «Гимназия № 17» на 2018-19 год для начального общего образования.

Актуальность выбора курса

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Развитие гармоничной личности подразумевает приобретение знаний извне, что даёт возможность получать новую информацию в нестандартной обстановке, более доступно, наглядно и как результат более продуктивно.

Актуальность и необходимость в создании данной программы определяется тем, что большое количество учащихся недостаточно читают, не посещают музеи, выставки, театры.

Знакомство с историческими и памятными местами, посещение культурных, выставочных центров, фабрик различных производств, даёт возможность получить представление об историческом прошлом родного государства, познакомиться с историческими фактами, прикоснуться к прошлому в картинах, книгах экспонатах, экспозициях, театральных постановках, познакомиться с разными профессиями, приоткрыть секреты мастерства людей. В процессе освоения программы учащиеся расширяют кругозор, происходит формирование понимания истории родного края. Это способствует наилучшему патриотическому воспитанию, формированию мировоззрения, ранней профориентации, использованию полученных знаний на уроках литературного чтения, окружающего мира, технологии, общению со сверстниками во внеурочное время.

Педагогическая целенаправленность данной программы заключается в формировании активной жизненной позиции детей. Она помогают убедить ребёнка в том, что каждый человек, в том числе и он сам, несёт ответственность за историю своей земли. Любой ребёнок способен изменить в лучшую или худшую сторону своё окружение, стать заботливым хозяином того места, где он живёт.

Москва и Московская область - территория с многовековой историей, богатой культурными, литературными событиями дает замечательную возможность для учащихся познавать мир, соприкасаясь с ним в реальном измерении.  Слово экскурсия (excursio) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает «вылазку», - посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения. Экскурсию относят к той группе занятий, которая определяется термином "учеба и самообразование". Педагогический потенциал образовательных экскурсий даёт учащимся живой жизненный эмпирический опыт общения. В процессе коллективной экскурсионной деятельности у них формируются умения коллективно действовать, «вживаться» в окружающую среду как природную, так и социальную, позволяет стать не только сторонним наблюдателем многообразия культурно-исторических ценностей, но активным исследователем.    

Экскурсии помогают развивать в детях коммуникабельность, самодисциплину, адаптивность. Обучение и воспитание с помощью внешкольного метода активизирует школьников, мобилизует и развивает их способности, стимулирует любознательность и интерес к той огромной сумме знаний, которую накопило человечество. Действия в процессе экскурсии подразделяются на две части: деятельность экскурсовода и деятельность экскурсантов. Деятельность экскурсантов находит свое выражение в таких активных формах, как наблюдение, изучение, исследование объектов. Таким образом, экскурсия развивает: умение смотреть и точно воспринимать внешний вид наблюдаемого объекта («острота и точность взора»); сообразительность суждения; инициативность и любознательность; искусство предвидеть явления и ускорять деятельность конструирующего воображения; а также способствует развитию тонкого и чуткого внимания.

Общая характеристика курса

Данная программа направлена на развитие образовательной культуры учащихся, на познание и исследование окружающего мира, на межличностное общение и обмен духовными ценностями. Она предполагает организацию внеурочной деятельности с обучающимися в форме экскурсий по Москве, Московской области и г. Электросталь. Курс представлен таким образом, чтобы заинтересовать школьников, превратить изучение окружающего мира в захватывающее путешествие по миру знаний.

Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности, основы познавательного интереса к изучению родного края, как окружающего мира; создаются условия для формирования нравственных чувств, толерантности и толерантного поведения, этики поведения. Курс способствует укреплению семейных связей: формированию заинтересованности не только учащихся, но и родителей; формированию экологической культуры, развитию интеллектуальных и творческих способностей, стремлению знать как можно больше о родном крае. У ребенка формируется чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатство.

Программа внеурочной деятельности «Клуб путешественников» составлена для работы с учащимися начальных классов и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника.

Реализация данной программы осуществляется через показ в аудиторных условиях виртуальных путешествий средствами мультимедийных технологий; вовлечение в практическую деятельность по изучению культуры и достопримечательностей родного края через работу с источниками справочной литературы, очные экскурсии, туристические походы, интерактивные игры и театрализованные программы, музейные занятия, мастер – классы с участием детей и их родителей. 

Программа «Клуб путешественников» помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития культурных достижений и традиций края.

Цель - развитие познавательного интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям, воспитание патриотических чувств через познание учащимися окружающей действительности в экскурсионной деятельности.

Задачи:

  • Познакомить обучающихся с историей родного края, традициями и обычаями.
  • Включить ребенка в активное познание своей «малой родины».
  • Содействовать формированию активной гражданско-патриотической позиции.
  • Развивать познавательную и творческую активность, коммуникативные навыки.
  • Воспитывать в ребенке высокую духовную нравственность: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам.
  • Воспитывать чувство гордости за свой край, своих земляков.
  • Приобщать учащихся к культуре через развитие потребности в посещении музеев, театров.
  • Обучать умениям и навыкам добывать информацию через культурно-образовательные учреждения.
  • Воспитывать дисциплинированность, освоение норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками и родителями.

Описание ценностных ориентиров содержания

Приоритетом образования является формирование метапредметных действий, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего обучения.

Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития каждого школьника.

Содержание программы внеурочной деятельности учащихся:

  • Учитывает достижения мировой культуры.
  • Соответствует:
  • российским традициям и национальным ценностям, культурно-национальным особенностям региона;
  • содержанию начального образования;
  • современным образовательным технологиям, обеспечивающим системно- деятельностный подход.
  • Направлено:
  • на создание условий для развития личности ребенка;
  • развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству;
  • обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
  • приобщение учащегося к общечеловеческим ценностям, национальным ценностям и традициям (включая региональные социально-культурные особенности);
  • профилактику асоциального поведения младших школьников;
  • создание условий для социального, культурного и профессионального определения, творческой самореализации ребенка, его интеграции в систему отечественной и мировой культуры;
  • обеспечение целостности процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
  • развитие взаимодействия педагогов с семьями учащихся.

Содержание

Материал программы подобран с учетом возрастных особенностей детей, ориентирует педагога на возможность расширять, углублять, обобщать, дополнять уже имеющиеся знания.

Содержание программы определено тремя разделами, которые отражают место проведения образовательных экскурсий:
1.
«Дорогая моя столица, золотая моя Москва!» – образовательные экскурсии, направленные на знакомство с культурными учреждениями, музеями, памятниками, историческими местами г. Москвы.

2. «Подмосковье, ты, гордость моя! Ожерелье Великой России!» – образовательные экскурсии, направленные на знакомство с культурными учреждениями, музеями, памятниками, историческими местами Московской области.

3. «Электросталь! Электросталь! Мой милый сердцу вечно юный город!» – образовательные экскурсии, направленные на знакомство с культурными учреждениями, музеями, памятниками, историческими местами городского округа Электросталь.

Исходя из цели и задач экскурсии можно классифицировать по следующим направлениям:

  • Учебно-тематическое:
  • историко-культурное «От древности до наших дней»
  • краеведческое «Памятные места»
  • Воспитательное:
  • духовно-нравственное «Удивительное рядом»
  • художественно – эстетическое «Мир искусства»
  • экологическое «В гармонии с природой»
  • патриотическое «С любовью к Родине»
  • Профессионально – ориентированное:
  • социально-коммуникативное «Город мастеров»
  • познавательное «Хочу все знать»

Распределение очных образовательных экскурсий в соответствии с разделами и направлениями представлены в таблице.

1 год обучения

Направление

Раздел «Электросталь! Электросталь! Мой милый сердцу вечно юный город!»

Раздел «Подмосковье, ты, гордость моя! Ожерелье Великой России!»

Раздел «Дорогая моя столица, золотая моя Москва!»

историко-культурное «От древности до наших дней»

«Электросталь-город, который я люблю» - ул. Горького

«Планета книг» - музей редкой книги.

краеведческое «Памятные места»

«Улица моего детства»

микрорайон гимназии

Мемориальный комплекс «Вечный огонь» - ул. Горького

духовно-нравственное «Удивительное рядом»

Фольклорный праздник «Осенины» музейно-выставочный центр

«Новый год на старый лад или Музейные бродилки»

музейно-выставочный центр

«День в театре»

 Московский областной театр драмы и комедии г. Ногинск

«День в театре»

- детский музыкальный театр имени Н. Сац

художественно – эстетическое

«Мир искусства»

«Волшебное эхо Затишья» - музейно-выставочный центр

«Путешествие в мир кукол» - музейно-выставочный центр

экологическое

«В гармонии с природой»

«Мы – друзья природы» - микрорайон гимназии

«Путешествие в зоопарк» - д. Мамонтово

патриотическое

«С любовью к Родине»

«День города» - центральная площадь

социально-коммуникативное «Город мастеров»

«История новогодней игрушки» - фабрика елочных игрушек «Иней», Павлово-Посадский район, д. Данилово.

познавательное

«Хочу все знать»

«Мир, который меня окружает» - микрорайон гимназии

15

11

3

1

2 год обучения

Направление

Раздел «Электросталь! Электросталь! Мой милый сердцу вечно юный город!»

Раздел «Подмосковье, ты, гордость моя! Ожерелье Великой России!»

Раздел «Дорогая моя столица, золотая моя Москва!»

историко-культурное «От древности до наших дней»

 Пешеходная экскурсия «Город, в котором я живу», историко – художественный музей.

краеведческое «Памятные места»

«В музей всей семьей», историко – художественный музей.

духовно-нравственное «Удивительное рядом»

«Как на масленой неделе», музейно-выставочный центр

«День в театре»

 Московский областной театр драмы и комедии г. Ногинск

«Как у наших у ворот» -путешествие по сказкам К.И. Чуковского, 

литературный музей «Переделкино»

художественно – эстетическое

«Мир искусства»

«Здесь русский дух! Здесь Русью пахнет!», историко – художественный музей.

экологическое

«В гармонии с природой»

Прогулки по «Тихой аллее», парк культуры и отдыха «Чудо – парк»

патриотическое

«С любовью к Родине»

«Этих дней не смолкнет слава», музей «Памяти Неизвестного солдата, пр. Ленина.

социально-коммуникативное «Город мастеров»

«В гости к мастерам Гжели», Музей гжельского фарфора, Раменский район

познавательное

«Хочу все знать»

«Чему и как учились наши предки», историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник Коломенское

10

6

2

2

3 год обучения

Направление

Раздел «Электросталь! Электросталь! Мой милый сердцу вечно юный город!»

Раздел «Подмосковье, ты, гордость моя! Ожерелье Великой России!»

Раздел «Дорогая моя столица, золотая моя Москва!»

историко-культурное «От древности до наших дней»

«Лейся песня сталью серебристой, о прекрасном городе моем…»- улицы города

«День в яснополянской школе» - музей-усадьба Л.Н. Толстого

 в Хамовниках 

краеведческое «Памятные места»

«Сказки из дерева» - Богородская фабрика деревянной игрушки.

«Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!», «Бородинская панорама»

духовно-нравственное «Удивительное рядом»

«Как-то раз под Новый год…», музейно-выставочный центр

«Широкая Масленица», исторический городской музей. 

художественно – эстетическое

«Мир искусства»

«День в театре»,

 Московский областной театр драмы и комедии г. Ногинск

«Театра мир откроет нам свои кулисы…», Московский театр мюзикла

экологическое

«В гармонии с природой»

«Прогулки с динозаврами», Палеонтологический музей

патриотическое

«С любовью к Родине»

«Тропою пушкинского детства», Государственный музей

А.С. Пушкина

социально-коммуникативное «Город мастеров»

«Наука в нашем городе», музейно-выставочный центр

познавательное

«Хочу все знать»

«Экспериментариум - музей занимательных наук»,  Музей Эйнштейна

г. Ногинск

12

4

3

5

4 год обучения

Направление

Раздел «Электросталь! Электросталь! Мой милый сердцу вечно юный город!»

Раздел «Подмосковье, ты, гордость моя! Ожерелье Великой России!»

Раздел «Дорогая моя столица, золотая моя Москва!»

историко-культурное «От древности до наших дней»

«В гостях у прошлого», Государственный исторический музей

краеведческое «Памятные места»

«Почтовая станция Богородск», Ногинский краеведческий музей

духовно-нравственное «Удивительное рядом»

«С чего начинается Родина», Городской музейный центр.

художественно – эстетическое

«Мир искусства»

«Рождественская сказка», Музейно-Выставочный зал

«День в театре»

 Московский областной театр драмы и комедии г. Ногинск

«Когда улыбается Царевна Несмеяна», Дом-музей В.М. Васнецова

экологическое

«В гармонии с природой»

«Удивительный мир Земли», Государственный Дарвиновский музей

патриотическое

«С любовью к Родине»

День памяти воинов-интернационалистов, Военно-исторический музей боевой славы воинов-интернационалистов «Письмо с фронта», Городской музейный центр.

«Поклонимся великим тем годам…», мемориал на Поклонной горе

социально-коммуникативное «Город мастеров»

«Город – труженик», городской музейный центр

«Русская старина»,

Музей истории русского платка и шали, Павловский Посад

познавательное

«Хочу все знать»

«Бабушкина технология», Богородский

 Хладокомбинат «Ногинское мороженое»

«Путешествие в глубины космоса», Московский планетарий 

13

5

4

4

Формы организации внеурочной деятельности:

  • выездные экскурсии различной тематики;
  • пешеходные экскурсии различной тематики;
  • виртуальные экскурсии в аудиториях;
  • обсуждение докладов и сообщений;
  • «круглые столы», дискуссии;
  • самостоятельная и групповая работа учащихся с различными источниками информации (краеведческая литература, справочная литература, пресса, Интернет-ресурсы);
  • подготовка и защита творческих работ.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

  • осознание себя членом общества, жителем своего города, края, сформированное чувство любви к своей Родине, выражающееся в интересе к ее истории, культуре, природе и желании участвовать в ее делах и событиях;
  • осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений, этических чувств, культуры поведения и взаимоотношений с окружающим миром;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, воспитание ответственного отношения к природе, родному краю;
  • сознание необходимости защиты окружающей среды, памятников истории и культуры;
  • развитие потребности познания окружающего мира.

Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные:  

  • принимать и сохранять поставленную задачу;
  • составлять план работы, выполнять самоконтроль своих действий, анализировать и делать вывод.
  • планировать и последовательно (пошагово) выполнять работу;
  • прогнозировать результат, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;
  • действовать и контролировать процесс и результаты своей деятельности по плану, проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
  • ориентироваться в информационном пространстве;
  • сотрудничать с учителем.

Познавательные: 

  • осуществление синтеза как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществление поиска информации;
  • осознанное построение речевых высказываний в устной форме, ответы на вопросы учителя по

теме;

  • построение логических рассуждений, включающих установление причинно- следственных связей
  • представление о своём городе, крае;
  • отстаивание своей позиции, обобщение известной информации;
  • использование знаково - символических средств представления информации;
  • освоение знаний об экскурсиях и их значениях.

Коммуникативные:  

  • уметь работать в сотрудничестве с коллективом, задавать вопросы, слушать и воспринимать ответы.
  • уметь формулировать свою позицию и точку зрения, приводя аргументы;
  • уметь сотрудничать с учителем и сверстниками;
  • слушать экскурсовода, учителя, задавать вопросы, уточнять информацию;
  • уметь интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками;
  • уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество;
  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации нужной информации;
  • уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • приобретение опыта культурного поведения, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • приобретение опыта социальной заботы о других людях и окружающей действительности;
  • приобретение опыта творческой деятельности.            

Предметные результаты:

  • расширение и систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, истории, культуры, традиций.
  • освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения курсов естественных наук;
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни

для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной среде.

Обучающиеся должны знать:

  • ведущие музеи, исторические и памятные места своего края;
  • историю города, его традиции;
  • основные вехи истории родного края;
  • жизнь и деятельность выдающихся путешественников, соотечественников;
  • правила поведения в музеях и других общественных местах;
  • сущность и специфические особенности организации путешествий;
  • основы методики проведения поисково-исследовательской работы;
  • основные принципы сохранения здоровья и здорового образа жизни;
  • основные виды растительного и животного мира своего края;
  • способы охраны природы.

Обучающиеся должны уметь:

  • вести исследовательские записи;
  • систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить;
  • вести элементарную поисково-исследовательскую работу по алгоритмам;
  • выступать с докладами;
  • оформлять стенды, фотовыставки и т. п.;
  • работать с научно-популярной литературой;
  • осуществлять фотосъёмку исследуемых объектов туристского интереса;
  • ориентироваться в пространстве, на местности, в своём городе.

Уровни овладения:

Результаты первого уровня

(приобретение младшим школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни):

приобретение знаний о правилах поведения в общественных местах и в транспорте, о технике безопасности, о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, российских традициях памяти героев отечественных войн, русских народных играх, о правилах конструктивной групповой деятельности на экскурсии, об основах организации коллективной деятельности в краеведении, о способах организации досуга, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

Результаты второго уровня

(формирование позитивного отношения детей к базовым ценностям российского общества и к социальной реальности в целом):

развитие ценностных отношений обучающихся к культурному наследию, к природе, к малой родине и родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям.

Результаты третьего уровня

(приобретение учащимися опыта самостоятельного социального действия): приобретение обучающимся опыта актуализации познавательной деятельности в социальном пространстве, опыта в организации досуга, опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.

Кроме того, учащиеся:

  • станут участниками гарантированного непрерывного процесса получения, расширения и углубления знаний об окружающем мире, осуществляющаяся во внеурочной деятельности;
  • получат необходимый объём знаний о родном крае;
  • научатся отражать результаты исследовательской и поисковой деятельности в печатных и цифровых формах;
  • приобретут опыт участия в конкурсах и конференциях;
  • освоят правила и нормы социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа.

Для учета результатов, полученных в результате освоения программы внеурочной деятельности «Клуб путешественников», составляется «Портфель достижений». Содержанием данного «Портфеля достижений» являются рисунки, мини-сочинения, фотоотчеты посещенных выставок, экспозиций, экскурсий, материалы конференций.

Календарно - тематическое планирование занятий в 1 классе

1 ч в неделю / 33 ч в год

п/п

Тема

занятия

Характеристика

основных видов деятельности

Сроки

1.

«Волшебное эхо Затишья»

Очная экскурсия в Музейно-выставочный центр г. Электросталь по художественной части постоянной экспозиции музея.

сентябрь

2.

«День города»

Праздничное шествие в колонне по центральной площади г. Электросталь. «Тайна школьного портфеля» — интерактивная театрализованная программа для детей.

3.

«Электросталь-город, который я люблю»

Очная экскурсия по улице Горького к памятнику Н. Второва.

4.

«Улица моего детства»

Творческий проект «Мой двор. Моя улица».

5.

«Осенние посиделки»

Интерактивная игра «Осеннее лукошко».

октябрь

6.

Детский фольклорный праздник «Осенины»

Очная экскурсия в Музейно-выставочный центр г.о. Электросталь с театрализованным представлением и подвижными играми.

7.

«Путешествие в зоопарк»

Очная обзорная экскурсия в мини-зоопарк на зообазу «Мечта», д. Мамонтово.

8.

«Прогулка по Московскому зоопарку»

Виртуальная интернет-экскурсия в Московский зоопарк.

9.

«Путешествие в мир театра»

Виртуальная экскурсия «Мы идем в театр».

ноябрь

10.

«День в театре»

Очная экскурсия на спектакль в Московский областной театр драмы и комедии, г. Ногинск.

11.

«Играем в театр»

Урок актерского мастерства «Театр – волшебный мир» с элементами театрализации.

12.

«Ёлочные игрушки. Из прошлого в настоящее»

Выставка-презентация новогодних игрушек «Бабушкино наследство для лесной красавицы».

Мини-проект «Письмо Деду Морозу».

декабрь

13.

«Волшебство елочной игрушки»

Мастер-класс «Игрушка на елку», работа в творческих группах.

14.

«История новогодней игрушки»

Очная экскурсия на фабрику елочных игрушек «Иней», Павлово-Посадский район, д. Данилово.

15.

«Приключения новогодних игрушек»

Выставка детских работ «Праздник к нам приходит».

16.

«По зимним дорожкам»

Интерактивная викторина «Зимний калейдоскоп».

январь

17.

Детский праздник «Новый год на старый лад или Музейные бродилки»

Очная экскурсия в Музейно-выставочный центр г.о. Электросталь по интерактивным музейным площадкам.

18.

«В поисках Снежной королевы или ключи от сказки»

Квест – игра по сказке Х.К. Андерсена.

19.

«Народные обережные куклы»

Мастер – класс «Кукла – скрутка» из ткани.

февраль

20.

«Путешествие в мир кукол»

Очная экскурсия в Музейно – выставочный центр, г. о. Электросталь.

21.

«О чем молчат куклы»

Выставка – презентация детских работ «Бал кукол».

22.

«Живи, книга!»

Виртуальная экскурсия в «Музей редкой книги».

Мастер – класс «Книжки – раскладушки» для самых маленьких.

март

23.

«Читаем вместе»

Выставка – презентация детских работ «Книги – наши друзья».

24.

«Планета книг»

Очная экскурсия в музей редкой книги,

г.о. Электросталь.

25.

«Клуб друзей книг»

Посещение школьной библиотеки, просмотр изданий с дарственной надписью.

26.

«О чём рассказала театральная программка» 

Творческая мастерская по созданию афиши и программки спектакля.

апрель

27.

«Маска, я тебя знаю!»

Мастер – класс «Карнавал масок» по сказкам.

28.

«День в театре»

Очная экскурсия на спектакль в Детский музыкальный театр имени Наталии Сац, г. Москва.

29.

«Театр и дети»

Творческая мастерская «Моя страна Вообразилия» - представление.

30.

«Памятник Победы»

Рассказ ветерана.

Книжная выставка «Мужество юных».

Стенгазета «А мы с тобой войны не знали».

май

31.

«Вечный огонь»

Очная экскурсия к Мемориальному комплексу «Вечный огонь» - памяти героев Электростали, погибших в Великой Отечественной войне, ул. Горького

32.

«Мир, который меня окружает»

Очная экскурсия в природу на пришкольный участок. Наблюдения в природе.

33.

«Мы – друзья природы»

Очная экскурсия в природу на пришкольный участок. Интерактивная игра по станциям «Экологическая тропинка».

Календарно - тематическое планирование занятий во 2 классе

1 ч в неделю / 34 ч в год

п/п

Тема

занятия

Характеристика

основных видов деятельности

Сроки

1.

«С любовью о родном городе»

Виртуальная экскурсия «Моя малая родина - Электросталь».

Коллективный альбом детских рисунков «Улыбка родному городу».

сентябрь

2.

«Прогулки по городу»

Обзорная пешеходная экскурсия «Город, в котором я живу», историко – художественный музей.

3.

«Мой город как большой музей»

Фотоколлаж «Дети в большом городе».

4.

«Символика малой родины»

Коллективный творческий проект «Герб города».

5.

«Добрый мир сказок Чуковского»

Интерактивная игра «Мы сказки Чуковского любим и знаем».

октябрь

6.

«В гостях у дедушки Корнея»

Очная экскурсия в школьную библиотеку на литературный вечер «Великий сказочник К.И. Чуковский».

7.

«Как у наших у ворот»

Очная экскурсия - путешествие по сказкам К.И. Чуковского на территории литературного музея «Переделкино».

8.

«Лукошко сказок Чуковского»

Квест – игра по сказкам Чуковского «Чудо - дерево».

9.

«Дорогами войны»

Очная экскурсия в школьную библиотеку. Мультимедийная презентация «Победой кончилась война».

ноябрь

10.

«Этих дней не смолкнет слава»

Очная экскурсия в музей «Памяти Неизвестного солдата, пр. Ленина.

11.

«У войны не детское лицо»

Альбом из семейных фотографий ветеранов Великой Отечественной войны «Помнить, чтобы жизнь продолжалась».

12.

«Детям о театре»

Театральная викторина «Любители театра».

декабрь

13.

«Мы идем в театр»

Очная экскурсия на спектакль в Московский областной театр драмы и комедии, г. Ногинск.

14.

«Театральная игра»

Театральная мастерская «От игры до спектакля».

15.

«Книга на сцене»

Сказка – спектакль «Волшебство под Новый год».

16.

«И в старом красоту находим»

Мультимедийная презентация «Секреты бабушкиного сундука». Мастер – класс «Русский народный костюм».

январь

17.

«Здесь русский дух! Здесь Русью пахнет!»

Очная экскурсия в Историко – художественный музей на интерактивное занятие «Крестьянский дом и подворье».

18.

«Рукам работа – душе праздник»

Мастерская русских умельцев – конструирование из бумаги «Русская изба».

19.

«Музей! Как много в этом слове…»

Виртуальный тур по Историко – художественному музею г.о. Электросталь.

февраль

20.

«В музей всей семьей»

Очная экскурсия в Историко – художественный музей на интерактивное музейное занятие «Город наших бабушек и дедушек».

21.

«Почему вещи попадают в музей»

Посиделки возле музейного сундука «Говорящие предметы».

22.

«Любой музей есть память о веках»

Создание мини – музея в классе.

23.

«Традиции русской Масленицы»

Очная экскурсия в школьную библиотеку.

Мультимедийная презентация «Русская масленица».

март

24.

«Широкая Масленица»

Игровая программа «Масленица идет, блин да мед несет».

25.

«Как на масленой неделе»

Очная экскурсия в Историко – художественный музей на интерактивное музейное занятие «Как на масленой наделе».

26.

«Прощай, Масленица широкая!»

Народные игры и забавы «Проводы Масленицы».

27.

«И в старину учились дети»

Круглый стол «Воспоминания бабушек и дедушек о школе».

апрель

28.

«Чему и как учились наши предки»

Очная экскурсия в Коломенское на интерактивное занятие «Учись уму – разуму».

Фольклорный праздник «Учись, лежа на печи».

29.

«Когда учиться интересно»

Ярмарка идей «Самые необычные уроки в моей школе».

Коллективный баннер «Наш класс».

30.

«Школа будущего»

Альбом из детских рисунков «Моя гимназия в будущем».

31.

«Гжель – Синь России»

Виртуальная экскурсия по местам зарождения народных промыслов.

май

32.

«В гости к мастерам Гжели»

Очная экскурсия в Музей гжельского фарфора, Раменский район.

33.

«Гжельские узоры»

Мастер – класс «Синяя сказка».

34.

«Прогулки по «Тихой аллее»

Очная экскурсия в Парк культуры и отдыха «Чудо – парк», г.  Электросталь.

Календарно - тематическое планирование занятий в 3 классе

1 ч в неделю / 34 ч в год

п/п

Тема

занятия

Характеристика

основных видов деятельности

Сроки

«Седая древность. Кто жил на нашей планете до динозавров?»

Интерактивное занятие – игра.

Разгадывание кроссворда «Миллионы лет назад»

Работа с выставкой книг о динозаврах.

сентябрь

«Увлекательная палеонтология»

Виртуальная экскурсия в прошлое Земли.

Наука – палеонтология. Кто такой палеонтолог. Древние чудовища России. Палеонтологические истории.

«Прогулки с динозаврами»

Экскурсия в Палеонтологический музей г. Москва

«Затерянный мир динозавров»

Творческий проект по итогам посещения музея

«Там чудеса…»

Квест по произведениям А.С. Пушкина

октябрь

«Тропою пушкинского детства»

Экскурсия в Государственный музей

А.С. Пушкина (литературный).

«Рождение сказки»

Творческая мастерская

 «У Лукоморья…»

«Из истории игрушки»

Устный журнал «Игрушки наших бабушек»

«С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся»

Виртуальная экскурсия.

Ремёсла Подмосковья. Возникновение подмосковных промыслов. История Богородской игрушки.

ноябрь

«Сказки из дерева»

Экскурсия на Богородскую фабрику деревянной игрушки.

«Дело мастера боится»

Мастер – класс. Игрушка – дергунчик.

«Лейся песня сталью серебристой, о прекрасном городе моем…»

Ко дню рождения города: «Улицы моего города» (автобусная экскурсия по городу) «Памятные места»

декабрь

«Мы юные жители

Электростали»

Творческий проект: «Электросталь - любимый город!»

«История, традиции, праздники»

Фольклорный праздник «Как-то раз под Новый год…» в городском музейном центре.

«Новый год у ворот!»

Творческая мастерская «Сказку дарит Новый год…»

«Старая, добрая сказка»

Московский областной театр драмы и комедии, г. Ногинск.

январь

«Театр – это магия!»

Мастер-класс. Теневой театр.

«Юные артисты»

Разыгрывание сюжетов русских потешек и сказок.

«Наука в нашем городе»

Экскурсия в городской музейный центр.

Интерактивная экспозиция.

февраль

«Экспериментариум - музей занимательных наук»

Экскурсия в Музей Эйнштейна

(г. Ногинск)

«Первые шаги в науку»

Конференция «Нам наука помогает совершать открытия».

«Первые шаги в науку»

Конференция «Нам наука помогает совершать открытия».

«История, традиции, праздники»

Исторический городской музей. Праздник «Широкая Масленица».

март

«Вот так Масленица!»

Творческая мастерская. Коллаж.

«Приди, Весна красная!»

Мастер -класс. «Жаворонки» из солёного теста.

«Путешествие в мир детства Льва Толстого»

Посещение школьной библиотеки.

Выставка книг о Л.Н. Толстом.

«В гости к писателю»

Музей-усадьба Л.Н. Толстого

 в Хамовниках «День в яснополянской школе».

апрель

«По страницам книг»

Интерактивная викторина по произведениям Л.Н. Толстого.

«Тайны афиши»

Мастер-класс. Афиша.

«Театра мир откроет нам свои кулисы…»

Московский театр мюзикла

«Подвиг во имя Родины и народа»

Творческий проект. Радиопередача «Герои России»

май

«Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!»

Экскурсия в музей «Бородинская панорама»

«Поэтическая трибуна»

Конкурс чтецов стихов, посвященных героям, защищавшим родину

«Мир очень круглый и очень большой!»

Устный журнал «Дневник путешественника»

Календарно - тематическое планирование занятий в 4 классе

1 ч в неделю / 34 ч в год

п/п

Тема

занятия

Характеристика

основных видов деятельности

Сроки

Музеи – детям. «Познай себя – познай мир»

Виртуальная экскурсия – обзор: интерактивные музеи для детей.

сентябрь

Школьная академия.

Музейный урок. Научные коллекции. Эко-занятие: работа с микроскопом.

«Удивительный мир Земли»

Экскурсия в Государственный Дарвиновский музей г. Москва

«Тайна третьей планеты»

Конференция юных экологов.

«Занимательное в истории»

Виртуальное путешествие "В гостях у древних москвичей"

октябрь

«В гостях у прошлого»

Экскурсия в Государственный исторический музей "Древний город Москва"

«Древняя столица»

Викторина «Древний город Москва»

«Русское гостеприимство»

Интерактивное мероприятие «Чаепитие на Руси»

«Все работы хороши»

Устный журнал «Профессии моих родителей»

ноябрь

«Город – труженик»

Экскурсия в городской музейный центр

«Профессии, прославившие родной город».

«Русская старина»

 Экскурсия в Музей истории русского платка и шали. Павлово-Посадский платок – символ России.

«Раз узор, два узор…»

Мастер-класс «Волшебная роспись»

«Почтовая станция Богородск»

Экскурсия в Ногинский краеведческий музей

декабрь

«Я к вам пишу…»

Практическое занятие «Я пишу тебе письмо»

«Рождественская сказка»

Экскурсия в Музейно-Выставочный зал

«Новогодняя пора -
самая чудесная»

Квест «Что за чудо! Что за сказка! Это новогодний праздник!»

«Город наших бабушек дедушек»

 Интерактивная программа

«Забытые игры старого двора»

январь

«И пусть воспоминание живет…»

Литературно-музыкальный вечер «Памяти воинов -интернационалистов посвящается»

День памяти воинов-интернационалистов

Военно-исторический музей боевой славы воинов-интернационалистов

«С чего начинается Родина».

Городской музейный центр.

Экспозиция «Лоскутная радуга»

февраль

Ярмарка мастеров.

Мастер-класс по лоскутной технике

«Браво, театр…»

Виртуальное путешествие, посвящённое Международному дню театра.

«Бабушкина технология»

Экскурсия на Богородский

 Хладокомбинат «Ногинское мороженое»

День в театре

Московский областной театр драмы и комедии г. Ногинск

март

«Мы – актёры»

Литературный праздник.

«Художник и сказка»

Интерактивная викторина по русским народным сказкам и картинам В.М. Васнецова.

«Когда улыбается Царевна Несмеяна»

Экскурсия в Дом-музей В.М. Васнецова

апрель

«Мечта о звёздах»

Виртуальная экскурсия «Неразгаданный мир».

«Путешествие в глубины космоса»

Экскурсия в Московский планетарий «Я стою на пороге вселенной»

«Космические дали»

Выставка работ детского творчества

«Город – защитник»

Торжественное мероприятие у Мемориальной доски Герою Советского Союза Милованову А.А.

май

«Письмо с фронта»

Экскурсия в Городской музейный центр. «Всё для фронта - всё для Победы»

«Поклонимся великим тем годам…»

Мемориал на Поклонной горе

 Экскурсия в Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

«Дневник путешественника»

Виртуальное путешествие по самым известным местам мира.

Перечень учебно-методического обеспечения:

  • Методические комментарии к написанию образовательных программ

дополнительного образования детей. –СПб.: ГОУ ЦО «СПб ГДТЮ», ГЦРДО, 2011.

  • Григорьев Д.В. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор». Москва «Просвещение» 2011г.
  • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -3 –е изд. – М.: Просвещение, 2015.
  • Журавлева Н.В. «Занятия-экскурсии как средство формирования познавательного интереса к природе и воспитания экологической культуры обучающихся», Белгород, 2011г.
  • Индисова Т.Р. «Подготовка и проведение экскурсии», Методическое пособие, Великий Устюг, 2016.
  • А.Ю. Данилов «Теория и практика экскурсионной деятельности», Учебно-методическое пособие, Ярославль, 2016.
  • Бабленко В.Г. «Материалы к урокам – экскурсиям» - М: НЦЭНАС, 2010.  
  •  Фокин С.П. «Туристско-краеведческая деятельность как средство развития познавательной активности подростков» - М: Новая школа, 2012.
  • Экскурсии и культурное наследие. Русская экскурсионная школа/ Музейное дело. Вып.26. м., 2001.
  • Виртуальные прогулки по Русскому музею

http://www.virtualrm.spb.ru/rmtour/index-1.htm

  • Виртуальный тур по Московскому Кремлю

http://tours.kremlin.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: урок - путешествие «Путешествие за границу России». Заседание клуба путешественников.

Урок по окружающему миру в 4 классе, по программе Перспектива, проходит как заседание Клуба путешественников. Главной задачей урока является углубление и расширение по страноведческой географии. Разви...

Программа по внеурочной деятельности "Клуб путешественников"

Программа по внеурочной деятельности "Клуб путешественников".  Программа расчитана на 4 года, носит краеведческий характер. Имеет структуру соответствующую требованиям ФГОС. Программу можно менят...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Клуб путешественников» для обучающихся 1-4 классов

Содержание курса предназначено для расширения и углубления знаний младших школьников по физической географии материков и океанов через призму страноведческого характера (ознакомление с историей, полит...

Внеклассное мероприятие "Клуб путешественников" в начальной школе

Глобус, ребята, открою секрет, – Шара Земного картонный макет. Как и Земля, он умеет кружиться, Красками радуги ярко искрится. Синие-синие там океаны, Пёстрой мозаикой разные страны, Змейками вь...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Клуб путешественников»

Данная программа рассчитана на 1 год для детей младшего школьного возраста....

Программа внеурочной деятельности гражданско - патриотического направления "Клуб путешественников"

Программа внеурочной деятельности"Клуб путешественников" направлена на формирование  гражданской позиции через изучение  прошлого и настоящего, обычаев, традиций и  уклада...

Методическая разработка внеурочного занятия по курсу внеурочной деятельности «Клуб путешественников» во 2 классе, посвящённого Дню Ямальского района

Цель внеурочного занятия - создание условий для формирования активной гражданской позиции обучающихся, уважительного отношения и интереса к своему родному району.Задачи:расширить и углубить знания обу...