Воспитание сказкой.
статья

Антакова Екатерина Сергеевна

В статье описывается один из наиболее интересных методов морально-нравственного воспитания детей - воспитание через сказку.Даны рекомендации по подбору сказок в соответствии с их содержанием и возрастом детей, а также представлены приемы работы со сказкой, которые могут быть использованы как педагогами, так и родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_vospitanie_skazkoy.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Почему-то у многих из нас слово «воспитание» ассоциируется исключительно с нравоучениями: туда не ходи, этого не делай, так поступать нельзя. Вот только эффект от такого воспитания низкий. Почему бы не попробовать более ненавязчивый метод воспитания – к примеру, воспитание сказкой? Ведь по мнению В.А. Сухомлинского, сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребёнком жизненных явлений.

Воспитание сказкой         - один из самых древних методов воспитания детей. Через сказки наши предки передавали подрастающему поколению моральные нормы, традиции, обычаи, свой жизненный опыт и отношение к миру. Герои сказок были примером для ребёнка: на их опыте он учился тому, как нужно или нельзя поступать. Такой пример более понятен ребёнку, чем категоричное родительское: «Нельзя!»

Но для того чтобы воспитание сказкой было эффективным, недостаточно просто рассказать ребенку первую попавшуюся сказку. Сказку нужно подбирать в зависимости от возраста ребёнка, особенностей его характера. Скажем, до двух лет воспитание сказкой не имеет смысла – в таком нежном возрасте ребёнка вряд ли заинтересует сказка. К восприятию сказки ребёнка нужно подводить постепенно, с младенчества, начиная с колыбельных, потом – с пестушек, затем – с прибауток. Прибаутки, подобно сказкам, мелодичны, ритмичны, образны, познавательны, они являются тем мостиком, по которому приходит малыш к сказке.

Чем младше ребёнок, тем проще должен быть сюжет сказки. В период с 2 до 3,5 лет хорошо идут классические сказки, на которых выросло не одно поколение детей: «Теремок», «Репка», «Колобок». Они хороши тем, что действие в них выстроено по принципу кумуляции – повтора. Подобная организация речи «сказителя» помогает маленькому ребёнку легче ориентироваться в сказочном повествовании. Через некоторое время можно перейти к более длинным и содержательным сказкам: «Красная Шапочка», «Три поросенка».

Кстати, в этом возрасте ребенку часто бывают более понятны именно сказки о животных. Мир взрослых кажется ребенку слишком сложным, в нем много правил и ограничений. А сюжеты сказок о животных более доступны его пониманию.

Если для детей младшего возраста важен принцип наглядности для лучшего восприятия сказки, то для более старшего возраста особо значимо развитие внимания к слову, способность понимать и переживать словесное действие. Русский философ, писатель и публицист И.А.Ильин говорил, что сказка будит и пленяет мечту, она дает ребенку первое чувство героического…она учит его мужеству и верности, она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие «правды» от «кривды».

В три года в лексиконе у ребенка появляется слово «я», он начинает осознавать себя как личность. Ребенок начинает отождествлять себя с главным героем сказки, так что подбирать нужно те сказки, в которых есть герой, с которым ребенок мог бы себя ассоциировать. Кстати, в этом же возрасте начинается процесс самоидентификации, поэтому пол главного героя должен совпадать с полом ребенка — в противном случае ребенок потеряет интерес к сказке, и воспитание сказкой будет неэффективным.

При чтении и разыгрывании сказок с детьми 3-4 лет особым успехом пользуются сюжеты, в которых речь идет о взаимовыручке, восстановлении справедливости («Заюшкина избушка», «Кот и петушок»), торжестве правды над обманом («Лисичка со скалочкой», «Коза и семеро козлят»), об опасности зазнайства и стремления к «легкому» хлебу(«Заяц-хваста», «Круть и Верть»).

Сопереживание испытаниям, выпавшим на долю героя или героини, особенно важно для более старших детей .Принципиально важное значение здесь имеет то, каков этот герой. Для воспитания ребенка 4-5 лет лучше подбирать сказки, в которых четко видно, кто хороший, а кто — плохой, где черное, и где — белое.  Наличие в ряде русских сказок мотивов любования плутовством и даже кощунством не удивительно. Ведь сказка – явление культуры, в которой бывает сплетено высокое и низкое, образцовое и безобразное. Взрослому человеку свойственно, сталкиваясь с теми или иными проявлениями, принимать или отвергать их в соответствии с теми ценностями, которые были заложены в детстве, с жизненной позицией. В отношении же ребенка, у которого система ценностей только формируется, взрослым необходим осмысленный и избирательный подход к выбору занятий, игрушек и, конечно, чтения .Стоит избегать сказок, в которых романтизируется образ жизни разбойника, лентяя ,вора, плута, а также тех сказок, в которых звучит кощунственный смех над порядочностью, простодушием и святыней.

Младшим школьникам уже можно предлагать сказки литературные — А.С. Пушкина, А. Линдгрен , Г.Х.Андерсена, Ш. Перро. Да мало ли хороших детских книг! Ребенок уже не просто отождествляет себя с главными героями, а может проводить параллели между их и своим поведением: «А я бы на его месте сделал не так...».

В этом возрасте воспитание сказкой помогает ребенку понять, что в мире нет абсолютно плохих и абсолютно хороших людей : положительные герои могут ошибаться, а отрицательные — совершать хорошие поступки (пусть и несознательно). Но не нужно торопиться с этим этапом: пока ребенок четко не усвоит из более простых сказок, что такое «хорошо» и что такое «плохо», он не сможет различать нюансы.

Сказка служит средством воспитания. Сказочная форма позволяет вести необычные сказочные ситуации. Через сказочные элементы учитель может найти путь в сферу эмоций ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными.

Сказки в учебниках по литературному чтению  подобраны таким образом, чтобы дети могли уяснить, понять, почему люди должны быть внимательны к другим, к близким, товарищам, с уважением и доброжелательностью относиться к живым существам, не умеющим говорить, но способным чувствовать боль и обиду. Ребенок переносит такое отношение и на людей.

Большой потенциал положительных нравственных поучений несут в себе сказки. "Будьте внимательны к тому, кто попал в беду, не пройдите мимо и помогите ему". - такова основная мысль русской народной сказки "Заячьи слезы"; заботливому и чуткому отношению к матери учит татарская сказка "Три дочери"; вознаграждения и уважения достоин человек, который хочет трудиться, а ленивый и злой сам себя наказывает - об этом повествует нанайская сказка "Айога"; не будет счастлив тот человек, который другим желает несчастья, - этому учит русская народная сказка "Морозко"; о том, как важны в жизни взаимовыручка и поддержка, рассказывается в сказке "Петушок и бобовое зернышко".

Возникает естественный вопрос: нужно ли объяснять ребенку сказку, ее «уроки», анализировать содержание? От соприкосновения  со сказкой  у ребенка рождается собственное впечатление. Чем младше ребенок, тем сильнее оно отличается от взрослого. Логически мыслить ребенок не умеет еще, но сказка не учит его напрямую. Сказочные образы, стиль, язык сообщают малышу жизненно важную информацию исподволь. Лучший способ разрушить ее усвоение – пуститься в бесконечные  взрослые объяснения и разъяснения. Лишь со временем происходит осмысленное постижение глубины сказочного повествования. Отвечать же нужно лишь на те вопросы, которые по ходу сказки задает вам ребенок сам. Одна из главных задач, стоящих перед взрослым,- познакомить ребенка с содержанием сказки, в лучшем случае побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать, инсценировать…это так называемое традиционное направление работы со сказкой.

Однако, сказочный материал может быть использован в работе с детьми и нетрадиционно . Можно научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание сказки, но и творчески преобразовывать  ход повествования, придумывать различные концовки, смешивать различные сюжеты, вводить непредвиденные ситуации.

Нетрадиционный подход к приобщению к сказке как раз и дает и взрослому  и ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно, а справедливо .Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, изменить для блага людей – должна быть творческим девизом для ребенка.

Прочитав сказку и поразмышляв над ней, очень интересно выразить итог такого размышления пословицей.

Например, в сказке «Рукавичка» нравственный урок можно раскрыть с помощью поговорки «В тесноте, да не в обиде» Не в обиде, но ведь в ущерб кому-то. Все внимание читателя приковано к рукавичке и ее гостям. Все забыли про деда, который зимой остался без рукавички. А ведь интересно рассмотреть все стороны этого случая. Для кого хорошо, что это случилось, а для кого плохо. А может и не так плохо и для деда (баба свяжет новые рукавички). Детям интересно будет пофантазировать на эту тему.

Трудно отрицать роль сказок и художественных произведений в воспитании правильной устной речи .Тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалог, влияют на развитие связной речи, очень важно также сделать нашу речь эмоциональной, образной. Для развития речи детей можно прибегать к испытанному методу – придумыванию иных, новых названий известных сказок, не искажая идеи произведения. Например , сказка «Рукавичка» может называться «Дружный домик»,  «Дед, рукавичка и звери»,  «Новый домик для детей».

Также для увлечения и приобщения детей к сказкам можно придумывать новые методы, например, «введение частицы «не». Это нужно для поддержания интереса к сказке и для того, чтобы нарушить привычные стереотипы, и для того, чтобы повернуть сюжет сказки в новое русло. (Не репа выросла на грядке, а…; не Красная Шапочка, а…; не Иван-царевич, а…)

Сказка должна способствовать и общению. Для этого предлагается использовать игру-задание «Интервью» Для большей достоверности можно взять микрофон . А кто берет интервью, кто его дает, по какому поводу - все эти конкретные моменты диктуются сюжетами сказок.

Хорошо известно, что элементы лингвистического образования закладываются с самых ранних лет. В этой связи крайне важно не только научить ребенка устно сочинять, но и показать ему новые возможности, открывающиеся в жанре письменного общения друг с другом. Самые простые виды такого общения – это записки, телеграммы, короткие письма. Берем, к примеру, сказку «Красная Шапочка» и решаем с детьми, кому лучше отправить записку, кому письмо, а кому телеграмму. Ребенок чутко улавливает особенности устной и письменной речи. Младшие школьники с интересом пытаются писать свои сказки.

Чтобы научить школьников писать сказки, учитель должен сам знать особенности этого жанра и познакомить с ним детей. Во первых,  сочинение сказки - это создание текста художественного стиля, то есть текста эмоционального, конкретного, хорошо представляемого. Во вторых , сказки невозможны без "очеловечивания" происходящего, без использования метафор, гипербол, элементов, сказочного сравнения и т.п. Умение выполнять эти "сказочные" требования обязательно нужны детям.

Конечно же, работа над сочинением сказки требует от учителя опоры на детское воображение, фантазию, использования приемов активизирующих эти психологические процессы.

В первом классе следует научить подбирать "слова - находки" (метафоры, гиперболы) для точного описания героев. Читать много сказок, анализировать их с точки зрения языка, особенностей сюжета. Читают народные, авторские, зарубежные сказки, обмениваются мнениями, впечатлениями, конечно и книгами.

Во втором классе, уже читают об авторе, например, о сказочнике Андерсене. Сначала знакомятся с его биографией, вспоминают известные его произведения, такие как "Дюймовочка", "Стойкий оловянный солдатик" и другие. У Г.Х. Андерсена  был редкий талант. Он умел замечать, то, что ускользает от "ленивых" человеческих глаз. Каждая вещь способна поведать сказочнику свою историю. Например, старый уличный фонарь, настольная лампа , кастрюлька и т.д. Так начинается поиск сюжета.

Позже учитель обсуждает с  учениками предмет, заинтересовавший ребенка как персонаж его сказки. Учитель интересуется, какие мысли рождает наблюдение за "героем". Ребята показывают тетради, где подбирают слова и сравнительные обороты, характеризующие персонаж сказки. Увлеченность детей будет огромной: стол, стул, классная доска - все эти предметы они знали давно, но только теперь взглянули на них новыми глазами. При написании сказки необходимо уточнить, чем отличается язык сказки, необходимо вспомнить, что сказка всегда имеет главную мысль .

При выборе сюжета сказки также детям  можно предложить впервые отойти от привычных стереотипов . Например, сейчас есть такое новое слово «киднеппинг », речь идет о похищении человека . Эту проблему можно решить с помощью сказок, т.к. нередко в них присутствует элемент похищения. Поэтому можно приобщить детей к придумыванию паролей, которые воспрепятствовали бы всяческим похищениям. Вначале они придумывают пароли петушку или другим героям сказки, которые в этом так нуждаются, а потом можно использовать такой пароль в житейской практике любой семьи.

Очень хорошо при сочинении сказки использовать приём «волшебная палочка». Ребёнок , обученный владению «волшебной палочкой», сам начинает действовать, активно творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение, вызволяя таким образом героев из беды .

С каждым годом все заметнее меняется наша жизнь. Происходит переосмысление жизненных ценностей родителями, а значит и детьми. Все реже и реже обращаются родители к русским народным сказкам, а чаще к сказкам современным, с трансформерами , монстрами и  космическим и воинами.

К сожалению, на уроках  иногда на просьбу учителя продолжить какую-либо известную  сказку ребенок отвечает: " Я не знаю …Я не читал….". А ведь именно сказки учат детей отличать  простоту от глупостей, ум от хитрости, гнев от злости, смеяться над тем, что смешно, и не бояться страха.

Отсутствие этих понятии является пробелом в воспитании ребенка. Учитель в первую очередь должен обращать  на это внимание и стараться произвести посильную коррекцию.

Список используемой литературы и источников информации:

1.АбрамоваА.А. Воспитание сказкой. Цикл статей-ответов на типичные вопросы родителей.www.portal-slovo.ru.

2.Воронина Е.Г. Воспитание сказкой. psy-ev.ru/?page_id=207

3.Гладких Л.П. Нравственное воспитание сказкой. Программа занятий с детьми дошкольного возраста. bibnout.ru /2010/08/19.

4.Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой .Для работы с детьми дошкольного возраста. Онлайн библиотека. http//www koob.ru.

5. Сказка как средство нравственного воспитания младших...

infourok.ru›skazka-kak…mladshih-shkolnikov…

6.Роль сказки в нравственном воспитании младших...

studwood.ru›1813962/pedagogika…mladshih_shkolnikov


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Воспитание сказкой" для 2 класса

Рабочая программа для 2 класса содержит пояснительную записку и КТП....

Воспитание сказкой. Занятие для родителей

«Воспитание   сказкой» на примере   русской  народной   сказки  «Репка»  (занятие  клуба  «Живой  родник»  для  родителей)...

Воспитание сказкой

Из опыта работы по организации исследовательской работы младших школьников со сказкой....

Классный час " Воспитание сказкой на примере произведения В.А. Сухомлинского "Гусыня"

классный час на тему "Безмерность материнской любви" В.А. Сухомлинский " Сказка о Гусыне" ("Легенда о материнской любви")...

Классный час " Воспитание сказкой на примере произведения В.А. Сухомлинского "Гусыня"

классный час на тему "Безмерность материнской любви" В.А. Сухомлинский " Сказка о желтой  Гусыне" ("Легенда о материнской любви")...

Конспект непосредственно-образовательной совместной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию «Сказка мыльных пузырей»

                    "Сказка мыльных пузырей" Расширение представления детей о веществах и их свойствах в ходе исследования, прим...