Рабочая программа «Я познаю мир»
рабочая программа (3 класс)

Никитина Наталья Сергеевна

https://nsportal.ru/nikitina-natalya-sergeevna   Изучение курса «Я познаю мир» направлено на достижение следующих целей:

• формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

• духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию родной страны и всего человечества. Основными задачами реализации содержания курса являются:

 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

 3) формирование модели здоровьесберегающего и безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных ситуациях;

 4) формирование компетенций для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде, эффективного взаимодействия в социуме.

Программа факультатива «Я познаю мир» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativ_ya_poznayu_mir_3_klass_nikitina.docx39.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6

Отдел образования администрации ГО Карпинск Свердловской области

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6

                 

                   Рассмотрено и согласовано                                                              

                   на заседании ШМО

                   Протокол №

                   от «___»___________________ 2018 г.

                   Зам.директора по ВР

                    __________________/Н.Е.Владимирова/

 Утверждаю:  

Утверждаю:

ИО  директора  МАОУ СОШ №6        

_____________   Н.С.Терентьева

 Приказ № ____

от  «___» ______________2018 г.

Приложение к  программе внеурочной деятельности МАОУСОШ № 6

Рабочая программа

 «Я познаю мир» 

 для 3 классов /ФГОС/

Составитель:

Никитина Наталья Сергеевна

Карпинск 2018

Пояснительная записка

Правовая основа разработки и утверждения рабочих программ

  1. ФГОС НОО
  2. Закон РФ «Об образовании»
  3.  Программа внеурочной деятельности МАОУСОШ № 6

4. Примерной программы «Окружающий мир» предметная линия учебников системы «Школа России» 1—4 классы :А. А. Плешаков. — М. : Просвещение, 2014.

5. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН.

6. Закон Свердловской области «Об образовании».

7. Устав муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №6.

8. Образовательная программа МАОУ СОШ №6.

9. Положение о рабочей программе МАОУ СОШ №6.

10. Учебный план МАОУ СОШ №6.

Изучение курса «Я познаю мир» направлено на достижение следующих целей:

• формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

• духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию родной страны и всего человечества. Основными задачами реализации содержания курса являются:

 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

 3) формирование модели здоровьесберегающего и безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных ситуациях;

 4) формирование компетенций для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде, эффективного взаимодействия в социуме.

Программа факультатива «Я познаю мир» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.

Планируемые результаты согласно стандартам ФГОС

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;
  • учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • основы гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии;
  • владеть рядом общих приемов решения задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;
  • произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнера;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Содержание учебного курса

Введение.

Зачем нужно изучать природу. Знакомство с лаборантской комнатой. Техника безопасности в кабинете. Способы познания мира: наблюдение, опыт, измерение, моделирование, определение природных объектов. Измерительные приборы и инструменты, увеличительные приборы, лабораторное оборудование.

Вещества.

Твёрдые тела, жидкости и газы. Из чего все сделано? Три состояния вещества. Индикаторы на кухне.

Вода.

Вода, её состояния. Распространение воды в природе, её значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Вода – растворитель. Что такое температура? Измерение температуры воды. Изучение таяния льда.

Воздух.

Что такое воздух? Воздух вокруг нас. Из чего он состоит?
Свойства воздуха.  Измерение температуры воздуха. Измерение положительной и отрицательной температуры.  Измерение относительной влажности. Что такое атмосферное давление? Измерение атмосферного давления. Значение воздуха для растений, животных, человека. Изобретения человека с использованием свойств воздуха.

Звук. 

Что такое звук? Измерение громкости звука. Зависимость громкости звука от расстояния. Как распространяется звук?

Свет.

Зачем нам свет? Измерение уровня освещённости. Явления природы.

Источники информации.

Источники информации об окружающем мире. Разные типы словарей, справочников, путеводителей. Расположение  сведений в изданиях справочного характера.

Тематическое  планирование  3 класс – 35 часов

№ п/п

Тема занятия.

Основные  виды  учебной деятельности

Введение – 5 часов

1

 

Знакомство с лабораторным оборудованием.

Характеризовать способы изучения окружающего мира. Различать этапы исследования (от постановки цели до вывода). Различать виды оборудования для изучения окружающего мира, узнавать и называть предметы оборудования, объяснять их назначение. Оценивать свои успехи при выполнении практических работ

2

Правила безопасности при проведении опытов.

3

Способы изучения окружающего мира. Зачем нужно изучать природу.

4

Что такое опыт?

5

Почему вода в море солёная?

Вещества  - 5 часов.

6

Индикаторы на кухне. Твёрдые тела, жидкости и газы. Из чего все сделано?

Различать природные объекты и созданные человеком предметы, объекты живой и неживой природы, твердые тела, жидкости и газы (на иллюстрациях и в окружающей действительности). Заполнять таблицу «Твердые тела, жидкости и газы». Приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества.

7

Индикаторы на кухне. Три состояния вещества.

8

Занятие-развлечение: отгадывание кроссвордов, просмотр презентаций, интересные сообщения.

9

Надуй шарик с помощью лимона.

10

Приключения соли.

Вода – 8 часов.

11

Про воду.

Вода, её состояния. Распространение воды в природе, её значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.

Высказывать предположения, почему воду часто называют самым главным веществом на планете. Различать состояния воды. Рассказывать о распространении воды в природе. Раскрывать значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Исследовать свойства воды в ходе практической работы в группах. Наблюдать опыт, моделирующий круговорот воды в природе. Характеризовать круговорот воды с опорой на схеме. Проводить лабораторные работы, записывать выводы в тетради.

12

Вода и мыло.

13

Полезные мыльные пузыри.

14

Занятие-развлечение: отгадывание кроссвордов, просмотр презентаций, интересные сообщения.

15

Температура. Что такое температура? Приборы для измерения температуры.

16

Лабораторная работа №1. Измерение температуры воды.

17

Изучение таяния льда.

Лабораторная работа №2.

18

Занятие-развлечение: отгадывание кроссвордов, просмотр презентаций, интересные сообщения.

Воздух – 7 часов.

19

Что такое воздух? Воздух вокруг нас. Из чего он состоит? Свойства воздуха.  

Анализировать диаграмму, с ее помощью определять состав воздуха. Рассказывать о способах обнаружения воздуха вокруг себя, демонстрировать их. Участвовать в игре-соревновании «Поймаем невидимку». Раскрывать значение воздуха для растений, животных, человека. Изучать свойства воздуха, наблюдать демонстрационные опыты, записывать выводы в тетради. Обсуждать рассказ «Невидимое сокровище» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики. Проводить лабораторные работы, записывать выводы в  тетради.

20

Лабораторная работа №3.  Измерение температуры воздуха.

21

Лабораторная работа №4.

Измерение положительной и отрицательной температуры.

22

Лабораторная работа №5.

Измерение относительной влажности.

23

Лабораторная работа №6.  Что такое атмосферное давление? Измерение атмосферного давления.

24

Значение воздуха для растений, животных, человека. Изобретения человека с использованием свойств воздуха.

25

Занятие-развлечение: отгадывание кроссвордов, просмотр презентаций, интересные сообщения.

Звук – 4 часа.

26

Что такое звук? Измерение громкости звука. Лабораторная работа №7.

Раскрывать понятие «звук».  Изучать свойства звука. Проводить лабораторные работы, записывать выводы в  тетради.

27

Лабораторная работа №8.

Зависимость громкости звука от расстояния.

28

Лабораторная работа №9.

Как распространяется звук?

29

Занятие-развлечение: отгадывание кроссвордов, просмотр презентаций, интересные сообщения.

Свет – 3 часа.

30

Зачем нам свет?

Раскрывать значение понятия  «свет».  Изучать значение света и освещённости. Проводить лабораторные работы, записывать выводы в тетради.

31

Лабораторная работа №10.  Измерение уровня освещённости.

32

Явления природы.

Источники информации – 3 часа

33

Источники информации об окружающем мире.

Определять тип справочной и научно-познавательной литературы. Находить необходимые сведения в словаре, справочнике, путеводителе. Презентовать полюбившуюся научно-популярную книгу: правильно называть автора и название, обобщать и раскрывать содержание, демонстрировать иллюстрации по теме.

34-35

Занятие-развлечение: отгадывание кроссвордов, просмотр презентаций, интересные сообщения.

Методическое и материально-техническое обеспечение

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Кол-во

Технические средства обучения.

1

Компьютер,

1

2

Проектор

1

3

Интерактивная доска

1

4

Ноутбуки

15

5

Модульная система экспериментов PRO Log

1

6

Образовательный комплекс «1С: Школа. Окружающий мир, 1-4 классы. Тесты»

1

7

Единая Коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6

                 

                   Рассмотрено:                                                            

                   на заседании ШМО

                   Протокол №

                   от «___»___________________ 2018 г.

                   Зам.директора по ВР

                    __________________/Н.Е.Владимирова/

 Утверждаю:  

Согласовано:

Зам.директора по ВР

_____________   Н.Е. Владимировой

 

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности

«Я познаю мир» для 3 классов

Учитель: Никитина Н. С.

В неделю – 1 час

В год – 35 часов 

№ п/п

Тема занятия.

Кол-во час.

Дата проведения

план

корр

Введение – 5 часов

1

 Знакомство с лабораторным оборудованием.

1

2

Правила безопасности при проведении опытов.

1

3

Способы изучения окружающего мира. Зачем нужно изучать природу.

1

4

Что такое опыт?

1

5

Почему вода в море солёная?

1

Вещества – 5 часов.

6

Индикаторы на кухне. Твёрдые тела, жидкости и газы. Из чего все сделано?

1

7

Индикаторы на кухне. Три состояния вещества.

1

8

Занятие-развлечение: отгадывание кроссвордов, просмотр презентаций, интересные сообщения.

1

9

Надуй шарик с помощью лимона.

1

10

Приключения соли.

1

Вода – 8 часов.

11

Про воду.

Вода, её состояния. Распространение воды в природе, её значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.

1

12

Вода и мыло.

1

13

Полезные мыльные пузыри.

1

14

Занятие-развлечение: отгадывание кроссвордов, просмотр презентаций, интересные сообщения.

1

15

Температура. Что такое температура? Приборы для измерения температуры.

1

16

Лабораторная работа №1. Измерение температуры воды.

1

17

Изучение таяния льда.

Лабораторная работа №2.

1

18

Занятие-развлечение: отгадывание кроссвордов, просмотр презентаций, интересные сообщения.

1

Воздух – 7 часов.

19

Что такое воздух? Воздух вокруг нас. Из чего он состоит? Свойства воздуха.  

1

20

Лабораторная работа №3.  Измерение температуры воздуха.

1

21

Лабораторная работа №4.

Измерение положительной и отрицательной температуры.

1

22

Лабораторная работа №5.

Измерение относительной влажности.

1

23

Лабораторная работа №6. Что такое атмосферное давление? Измерение атмосферного давления.

1

24

Значение воздуха для растений, животных, человека. Изобретения человека с использованием свойств воздуха.

1

25

Занятие-развлечение: отгадывание кроссвордов, просмотр презентаций, интересные сообщения.

1

Звук – 4 часа.

26

Что такое звук? Измерение громкости звука. Лабораторная работа №7.

1

27

Лабораторная работа №8.

Зависимость громкости звука от расстояния.

1

28

Лабораторная работа №9.

Как распространяется звук?

1

29

Занятие-развлечение: отгадывание кроссвордов, просмотр презентаций, интересные сообщения.

1

Свет – 3 часа.

30

Зачем нам свет?

1

31

Лабораторная работа №10.  Измерение уровня освещённости.

1

32

Явления природы.

1

Источники информации – 2 часа.

33

Источники информации об окружающем мире.

1

34-35

Занятие-развлечение: отгадывание кроссвордов, просмотр презентаций, интересные сообщения.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Я познаю мир"

Социальная деятельность направления куса "Я познаю мир" внеурочной деятельности...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 классе курса "Я познаю мир"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса  курса "Я познаю мир"...

Рабочая программа курса "Познай себя" для начальных классов

Развитие у детей когнитивных умений и способностей для успешного обучения, а также социальных и коммуникативных умений....

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 классов "Черепашка познает мир"

Авторская программа Программа учитывает основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий обучающихся для начального образования в соответствии с требова...

Рабочая программа "Я познаю мир" для учащихся I-II вида

Рабочая программа для глухих детей 2 класса...

Рабочая программа по дополнительному образованию "Я познаю мир" 1-4 класс

Программа по дополнительному образованию для обуающихся 1-4 классов....

Рабочая программа дополнительного образования по курсу «Я познаю мир"

Программа  направлена на развитие у младших школьников умения наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать.Программа учитывает  возрастные и психо...