Интегрированный классный час «Толерантность – путь к дружбе»
классный час (1 класс)

Самойлова Алёна Николаевна

Знакомство учащихся с понятием «толерантность», его значением и актуальностью формирования как нравственного качества личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_tolerantnost_-_put_k_druzhbe.doc386 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный классный час «Толерантность – путь к дружбе»

Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность», его значением и актуальностью формирования как нравственного качества личности.

Задачи:

Образовательная:

- Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих.

- Объяснить ученикам, что дружеские отношения могут и должны иметь место в коллективе не только между близкими друзьями, но и всеми одноклассниками.

Развивающая:

- Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.

- Развивать критическое мышление, навыки групповой работы и в паре, умение вести диалог и аргументировать свою позицию.

- Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.

Воспитательная:

- Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение дружить.

Планируемый результат и формирование УУД.

Личностные:

- учить соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами, выделять нравственные аспекты поведения, ориентироваться  в нравственных нормах и правилах.

Регулятивные:

- учить определять тему и цели мероприятия, оценивать свою работу.

Познавательные:

- строить речевые высказывания в устной форме, устанавливать причинно – следственные связи.

Коммуникативные:

- учить слышать и слушать друг друга, согласованно выполнять совместную деятельность, договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и с одноклассниками.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся:  индивидуальная, работа в парах и группах, фронтальная, дифференцированная работа.

Технологии:  проблемно-диалогического обучения, разноуровневый подход, самооценка.

Оборудование:

карточки разного цвета с определениями толерантности; магнитная доска; мультимедийное оборудование; презентация «Толерантность – путь к дружбе»; аудиозапись песен «Дружба крепкая» (из мультфильма «Тимка и Димка») и   «Песню об осеннем солнышке» В. Николаева, карты Российской Федерации; карточки – варианты «тайных мыслей»; карточки в виде ладошек.

Ход классного часа.

1. Орг. момент. Введение в тему.

Слайд 1   Звучит песня «Дружба крепкая» (из мультфильма «Тимка и Димка»)  

- Мы все живем в обществе, среди людей. У каждого из нас свои интересы, желания. Все имеют что-то свое, неповторимое. Посмотрите друг на друга. Есть в классе ребята очень похожие друг на друга?

- Каждый из нас индивидуален, нет абсолютно одинаковых людей. С вами учится одноклассник со слуховым аппаратом в ухе. А у другого ребёнка закрыт повязкой глаз. Как вы к ним относитесь?

- Они отличаются от других, но такие же добрые и хорошие мальчики, как и другие ребята. И Кирилл, и Арсений нашли в классе много друзей.

В нашем дружном коллективе есть представители разных национальностей, а Иван жил некоторое время в другой стране.

Мы все такие разные, но умеем сосуществовать на планете Земля. На ней насчитывается около трёх тысяч народов. Россия – одна из огромнейших в мире многонациональных стран. В России проживает приблизительно 166 национальностей и народностей.

Работа в парах

На каждой парте лежит карта Российской Федерации с отметками народностей, проживающих на территории.

- Рассмотрите карту России. Какие народы населяют территорию? Каковы их особенности и различие?

- В жизни каждый из нас общается с представителями различных национальностей, религий. Поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, научиться дружить. 

2. Знакомство с новым понятием. Целеполагание.

- Вы уже догадались, о чём мы будем говорить сегодня?

- Тема нашего классного часа: «Толерантность – путь к дружбе».    Слайд 2

- Вам знакомо слово «толерантность»? Что оно означает?

- Где можно узнать о значении непонятного слова? 

- Можно посмотреть в интернете, спросить у взрослых или прочитать в словаре.

Обращение к Словарю иностранных слов (хорошо читающий ученик).

Толерантность – терпимость, снисходительность к кому или чему-либо.

Как это слово определяется на разных языках земного шара?

Работа в группах

- У вас есть возможность показать, насколько вы толерантны. Обсудите, кто будет старшим в группе, кто будет выступать с отчётом.

- Молодцы! Выборы состоялись. Все общались культурно, терпимо относясь друг к другу.

- Распределите роли в группе. (Старший раздаёт задание - каждому достаётся карточка определённого цвета, каждый высказывает своё мнение).

- Карточки разного цвета, на которых даны определения толерантности разных народов мира. Прочитаем и ответим на вопрос: «Что общего в определениях»?

С карточки белого цвета учащиеся зачитывают:     Слайд 3

Толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идей и мнения. (Испанский)

С карточки розового цвета:

Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)

С карточки голубого цвета:

Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)

С карточки зелёного цвета:

Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский)

- Что общего в этих определениях? (Умение жить в мире и согласии со всем миром)

Заслушиваются отчёты по группам.

Тема нашего классного часа: «Толерантность – путь к дружбе »

- Попробуйте сформулировать цель нашего занятия.       Слайд 4

Узнать о том, что…

Учиться быть

3. Актуализация знаний.

- Мы с вами вместе первый год. Ещё не все смогли подружиться, найти себе друга. Мне очень хочется услышать имена ваших друзей или тех ребят, с кем вы хотели бы подружиться. (Учитель передаёт мягкую игрушку в руки детям, те называют имя и говорят, почему они дружат или хотят подружиться, чем привлекает друг (подруга).

- Скажите, пожалуйста, почему с некоторыми ребятами многие хотят дружить, а у кого-то пока нет друга? От чего это зависит?

- Назовите качества толерантной личности.      Слайд 5

- Человека ценят по его делам и поступкам.

- Ребята, учёные и психологи изучили правила дружбы у народов разных стран. Выяснилось, что несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание, мнение людей едино в том, что они считают дружбой и дружеским поведением. Так были определены десять законов дружбы (читают записи на  Слайде 6):

1) доверять друг другу;

2) делиться новостями, успехами и неудачами;

3) уметь хранить чужие тайны;

4) радоваться успехам друга;

5)не ждать просьбы о помощи,  предлагать её самому;

6) не создавать неловких ситуаций;

7) защищать друга;

8) не критиковать его в присутствии других людей;

9) не быть навязчивым, каждый имеет право дружить с другими ребятами;

10) всегда выполнять свои обещания.

-  Какие из этих правил вы выполняете, а каким нужно ещё учиться?

Мимическая физминутка с движениями (под «Песню об осеннем солнышке» В. Николаева) в музыкальном сопровождении.

День осенний хмурится, дождь стучит в окно,        (мимика, постукивание пальцами)
Холодно на улице, скучно и темно.                          
(ёжатся, мимика)
Сапоги с галошами нужно надевать –                      
(наклоны вперёд)
Ничего хорошего, не пойдем гулять!                        
(махи руками)

Припев:

Улыбнись, не грусти,                                                  (мимика)
Руку другу протяни.                                                  
(руки перед собой, ладони вверх)
Песенкой веселой                                                      
 (мимика)
Тучи разгони.                                          
                (округлые движения обеими руками)

Аналитическая минутка.    Слайд 7

- Ребята, а вы знаете, почему не дружили древние вымершие люди, которых называют неандертальцами?

Человек разумный появился гораздо позже неандертальца. Мы схожи с далёкими предками большим мозгом, устойчивой походкой на двух ногах. Всё, казалось бы, у неандертальца было для того, чтобы стать разумным. Всё, да не всё! Учёные утверждают, что у него были не развиты мозговые центры, управляющие процессами торможения. А как себя контролировать «без тормозов»? Поэтому древним людям было трудно ладить друг с другом. Они всё время ссорились и ничего не могли делать сообща.

Только человек разумный научился ладить с другими людьми.

Продолжите фразу:        Слайд 8

- Когда ко мне обращаются с насмешкой, то я ...

- Когда ко мне обращаются с угрозой, то мне хочется ...

- Когда ко мне обращаются со страхом, то я чувствую ...

- Когда ко мне обращаются с уважением, то ...

- Какой вывод мы должны сделать? А кто помнит, как звучит золотое правило общения? (Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.)

Работа по карточке (карточка для каждого ученика): в центре  - тот, кто обзывается. Вокруг - его мысли.

- Выбери вариант «тайных мыслей» того, кто тебя обзывает. Раскрась этот кружок.

- В жизни каждого случаются ссоры и обиды. Нужно научиться прощать и уметь мириться. Помните пословицу: «Худой мир лучше доброй ссоры».

- Давайте поиграем.

Игра - тренинг «Ссоримся и миримся».      Слайд 9

- Правила игры таковы: объединитесь в пары. Найдите причину для «ссоры», а потом помиритесь.

- Вы научились находить выход из трудной ситуации, общаясь со своими друзьями, одноклассниками.

- А как лучше всего мириться со взрослыми? Выбери вариант ответа:

1) признать свою ошибку и извиниться;

2) продолжать обижаться, даже когда забыта причина ссоры или обиды.

8. Обобщающая беседа.

- Бывало ли такое, что кто-то говорил плохо о вас?

- Что вы чувствовали в тот момент?

- А вы когда-нибудь говорили о ком-либо плохо?

- Как вы думаете, что чувствовал тот человек?

- Ребята, в подобных ситуациях люди злятся друг на друга, и иногда возникает желание подраться. Мы должны вместе решать возникающие между нами проблемы мирно. Драка – не лучший способ решения проблем.

Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани.

- Всегда очень приятно слышать, когда о вас говорят добрые и хорошие слова. А что вам приятнее делать – говорить людям добрые слова или гадости?

- Можем ли мы изменить себя в лучшую сторону?

- Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими.

- Что нам помогает быть толерантными, а значит терпимыми?

Рефлексия     Слайд 10

- Ребята, у вас на столах приготовлены карточки в виде ладошек. Выберите два качества, две черты характера, которые являются сильными сторонами вашего характера. То есть два положительных качества, которыми вы обладаете. Запишите их на карточке-ладошке прописными или печатными буквами. (Детям, которые испытывают затруднения при написании, помогает учитель)

- Развесим их на доску под заголовком «Руку другу протяни!» Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.

Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.

Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.

Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.

- Если все люди будут такими, то на планете Земля будут счастливо жить и дети и взрослые.

- Спасибо за внимание. В добрый путь!

 

Литература

Русские народные загадки, пословицы и поговорки.- М., «Просвещение» 1990.

Толковый словарь Ожегова. - М. «ЭСКМО» 2007.

Интернет - ресурсы

http://vsemzagadki.narod.ru

http://dobryata.ru

http://ped-kopilka.ru

http://www.pochemyneinache.com/

Приложение 1

Кадры из презентации «Толерантность – путь к дружбе»

 

Слайд3                                                   Слайд5

           

Слайд8                                               Слайд9

          

 

           

Слайд10                                                      

 

                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к классному часу: "Толерантность - путь к миру"

Данная презентация помогает учащимся сформировать представление о толерантности....

Классный час "Толерантность – путь к миру".

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ3 класс БУчитель: Соловьева Н.н.24.01.12 г.Тема: Толерантность – путь к миру.Цель:знакомство учащихся с понятием «толера...

классный час "Толерантность - путь к миру"

Знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности;развитие устной речи учащихся....

Классный час "Толерантность - путь к миру"

Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными.  Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать....

Классный час "Толерантность - путь к миру"

Разработка классного часа в 4 классе...

Классный час "Толерантность - путь к миру"

Рзработка кл.часа в 4 классе...