Статья. Эстетическое воспитание в процессе учебной деятельности.
статья (1 класс)

Карандашова Нина Вениаминовна

Эстетическое  развитие личности  начинается с момента его рождения. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей.  Учитель начальных классов стоит у истоков процесса развития и становления личности. Особенная роль в этой системе принадлежит предметам художественного цикла, особенно урокам технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.85 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Эстетическое воспитание в процессе учебной деятельности

Эстетическое  развитие личности  начинается с момента его рождения. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей.  Учитель начальных классов стоит у истоков процесса развития и становления личности.

Каждый учебный предмет занимает определённое место в общей системе эстетического воспитания. Но особенная роль в этой системе принадлежит предметам художественного цикла: литературному чтению, изобразительному искусству. Их объединяет то, что на этих уроках дети учатся постигать язык искусства, получают те основы художественного образования, которые станут фундаментом самостоятельного общения с искусством в дальнейшей жизни. Через искусство растущий человек легче и глубже познаёт окружающий мир, взаимоотношения людей. Нравственные нормы, приучается мыслить широко и нестандартно, что в конечном счёте способствует более эффективному гармоничному развитию личности.

Эстетическое воспитание занимает одну из ключевых позиций и в трудовом воспитании детей. Труженик, созидатель материальных и духовных ценностей воспитывается с детства. А для младших школьников характерно стремление участвовать во всех трудовых делах и начинаниях, предлагаемых старшими. Отсюда вытекает  задача – использовать эту возможность в воспитательных   целях. Первое с чего начала я, так это в первый же день пребывания детей школе    провожу экскурсию на тему «Труд людей вокруг нас». Во время экскурсии обращаю внимание на то, как чисто и уютно в школе, какой везде порядок и что всё это сделано руками многих сотрудников школ: технических работников, плотников, маляров, маляров, дворников. Рассказала о бережном отношении к школьному имуществу, оборудованию и к мебели. Во время экскурсии также побывали в библиотеке и  в столовой, где была продолжена беседа о соблюдении чистоты, порядка и  правил поведения в данных общественных местах. Воспитание красотой и через красоту формирует и развивает способность к творчеству , к созданию эстетических способностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и в поведении.

На каждом уроке технологии обращается внимание на умение наводить порядок на своём рабочем месте «Каждой вещи своё место». В сентябре месяце на одном из уроков технологии была проведена экскурсия на тему « Территория вокруг школы», где дети были ознакомлены с деревьями, кустарниками и травянистыми растениями. Общение детей с природой пробуждает и развивает чувство красоты. Красота окружающей природы создаёт в ребёнке радостное, торжественное настроение, способствует расширению  его познаний о мире, о природе и воспитывает бережное отношение к зелёным насаждениям.  

Эстетический фактор воспитания чрезвычайно важен на уроках технологии. Эстетическое воспитание осуществляется не только на таких уроках, на которых учащиеся выполняют художественные поделки. Это не так. Эстетическое начало в труде связано с творчеством, поиском, который возможен в любом виде трудовой деятельности. Так, например, в работе над техническими изделиями критерии эстетичности будут в основном интеллектуальными. Эти уроки призваны заложить основы технической грамотности, культуры и красоты инженерной мысли учащихся. Чем выше интеллектуальная насыщенность таких уроков, тем большую эстетическую окраску они приобретают. Вместе с тем на таких уроках важно приучить детей видеть и внешнюю красоту технических конструкций, которая является показателем их внутреннего совершенства. Развитое эстетическое чувство помогает конструктору в работе, происходит развитие творческих способностей, которые проявляются в возникновении замысла, претворении его в деятельности, в умении комбинировать свои впечатления.

Постановка учителем задач по трудовому воспитанию на каждом уроке должна быть связана с задачами эстетического воспитания, с развитием творческих способностей учащихся.

С этой целью анализ конструкций изготовляемых изделий нужно построить так, чтобы школьники отдавали себе отчёт в целесообразности планируемого хода действий , в назначении каждой детали изделия и возможных конструктивных изменениях.

Уже в ходе такого анализа дети подводятся к мысли, что красота любого предмета достигается не в результате «украшения» его в конце работы, а благодаря продуманности структуры, гармоничности конструкции, её целесообразности.

Важное значение в эстетическом воспитании имеет эмоциональный фон урока. Уроки технологии     только тогда будут приносить радость учителю, если они принесут радость детям. На каждом уроке необходимо поддерживать благоприятную обстановку делового сотрудничества. Важен дружеский, доброжелательный тон учителя, ни в коем случае нельзя высмеивать предложения ребят или подшучивать над ними, даже если окажутся нелепыми.

В ребёнке необходимо пробудить интерес к созданию работы, модели, поставить его в условия неизбежности решения той или иной конструктивной задачи. Так, к примеру. Мы делали качели из конструктора, не просто качели, а качели для  (куклы, Чипполино, Буратино…). А после того, как качели были сделаны по образцу, оказывается, что куклы падают с них. Предлагается усовершенствовать конструкцию сидений у качелей так, чтобы куклы не падали с них.

Вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребёнка.  «Конечная цель эстетического воспитания – это гармоничная личность, всесторонне развитый человек…образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить. Понимающий красоту жизни и красоту искусства» (М.М.Рукавицин).

Лтература:

1. Основы эстетического воспитания : пособие для учителя/ под редакцией Н. А.      Кушаева. М. «Просвещение», 1986 – 240с.

2. Воспитание младших школьников. М. Изд.Центр «Академия – 2009»

3. Эстетическое воспитание школьников. Вопросы теории и методики./ Под редакцией М. Д .Таборидзе, - И. Педагогика.1988г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстетическое воспитание школьника в учебном процессе

Роль эстетического воспитания в образовательном процессе...

Нравственно-эстетическое воспитание детей во внеурочной деятельности

Статья из опыта работы классного руководителя с учащимися коррекционной школы VIII вида. Младший школьный возраст- возраст, когда закладываются основы духовности личности, которая учится жить в мире и...

СОПРОТИВЛЕНИЕ РЕБЁНКА ОБУЧАЮЩЕМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ ВЗРОСЛОГО В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР, СУЖАЮЩИЙ ЗОНУ БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ

Стиль  семейного  воспитания  играет  большую   роль  в  отношении  к  учебной  деятельности  ,  так  как происходит  неосознанный...

Нравственно-эстетическое воспитание детей во внеурочной деятельности

Человек живет в обществе и находится во множестве общественных и личных связей между собой и другими людьми. Он должен согласовывать свою деятельность с...

Статья "Эстетическое воспитание ребенка и формирование его основ"

laquo;Один человек, глядя в лужу, видит грязь, а другой – отраженные в ней звезды» - Иммануил Кант.  Конечно, современное русское общество далеко от эпохи Романтизма, и бо...

Эстетическое воспитание как результат читательской деятельности обучающихся.

Статья посвящена рассмотрению вопроса об эстетическом воспитании обучающихся через эстетическое восприятие литературных произведений на уроках чтения. Рассматривается методика организации эстети...

Статья "Эстетическое воспитание детей"

Статья для учителей и родителей об эстетическом воспитании детей,...