«Интеграция воспитания в образовательном процессе»
статья

Гурина Нина Юрьевна

Объем информации в современном мире увеличивается с молниеносной быстротой, и поток ее обрушивается на ребенка, который с трудом может ему противостоять. Важнейшая цель современного образования одна из приоритетных задач общества и государства — воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

            Мечта каждого учителя – воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, ставить перед собой проблемы и искать способы их решения.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avgustovskaya_pedagogicheskaya_konferentsiya.docx18.36 КБ

Предварительный просмотр:

Августовская Педагогическая Конференция

«Современное образование в г.о. Жуковский: традиции и инновации»

Выступление на круглом столе заместителей директора по воспитательной работе, классных руководителей и социальных педагогов.

Статья: «Интеграция воспитания в образовательном процессе»

           Объем информации в современном мире увеличивается с молниеносной быстротой, и поток ее обрушивается на ребенка, который с трудом может ему противостоять. Важнейшая цель современного образования одна из приоритетных задач общества и государства — воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

            Мечта каждого учителя – воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, ставить перед собой проблемы и искать способы их решения.
Эти изменения нашли отражение в Федеральном законе «Об образовании».  В первую очередь, главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности». Таким образом, возникла необходимость обращения к интегрированному обучению в педагогической деятельности.

              Интеграция - процесс и результат создания неразрывно связного, единого, цельного, и это одна из стержневых структур целостного качественного современного образования и воспитания. В системе начального обучения понятие «интеграция» может принимать несколько значений:

-Во-первых, это создание у школьника целостного представления об окружающем мире (где интеграция рассматривается как цель обучения и воспитания).

-Во- вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (где интеграция-средство обучения и воспитания).

-В-третьих, как результат - развитие учащихся.

          Обучение  и воспитание – это первая ступенька в непрерывной лестнице развития ребёнка в школе. Его надо многому научить, а главное -  научить «быть личностью», т.е. быть «субъектом деятельности, общения, самосознания ». Для реализации поставленных целей и задач в федеральных государственных стандартах начального общего образования  определена  модель выпускника начальной школы:

  •         любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  •         уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  •         любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  •         владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  •         готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  •         доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника свою позицию, высказывать свое мнение;
  •         выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.  

                 Для достижения такого результата необходимо создать систему взаимодействия учебной и внеурочной деятельности, которая охватывает всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей, педагогов, работников дополнительного образования. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся  главной формой организации учебного процесса. Исходя из  собственных наблюдений, можно сказать, что наиболее эффективными, интересными для учителя начальных классов и детей являются интегрированные уроки.

   Интегрированным уроком называется любой урок со своей структурой, формами и видами: урок-путешествие, урок-исследование, урок-экскурсия, мультимедиа-урок, проблемный урок, урок-практикум, урок-сочинение, урок деловая или ролевая игра, комбинированный урок, игровые ситуации, музыкальные паузы, методы словесного рисования при работе над художественным текстом, прослушивание музыкальных произведений.  Интегрированные уроки нравятся детям, вызывают у них интерес к познанию, дают им много нового, полезного, в них содержится большой эмоциональный заряд. Эти уроки помогают формированию орфографической зоркости, развитию речи и обогащению словарного запаса ребят, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы, творческий потенциал.

              Чтобы провести интегрированный урок необходимо учителю выбрать объект изучения на уроке и внимательно проанализировать содержание урока, при этом можно привлечь учащихся, они всегда рады помочь учителю, продумать сочетание индивидуальных и групповых форм работы, и не забывать про учет возрастных психологических особенностей обучающихся и их ориентацию на здоровый образ жизни.

                Неотъемлемой частью образовательного процесса в школе является внеурочная деятельность, основная задача которой — так организовать жизнь детского коллектива в свободное время от уроков, чтобы обучающиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах, учились быть самостоятельными, умели оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя.

Внеурочная деятельность - это система занятий школьника, где педагогами решаются задачи воспитания по направлениям: физкультурно-оздоровительное, общекультурное, духовно – нравственное, общеинтеллектуальное , социальное.

               В воспитательном процессе  есть как и основная цель воспитания – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, так и частная цель – обеспечивать условия для расцвета индивидуальности конкретного ребёнка, с учётом его возрастных особенностей. Этому способствует выбор различных форм и методов воспитания. Индивидуальные формы определяют успешность всех других форм. К ним относятся: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи. Групповые формы в воспитании учащихся, например, творческие группы, объединившиеся в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. Сильные учащиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те стараются показать себя в группе с лучшей стороны. К коллективным формам воспитания относятся, внеклассные мероприятия, классные часы, праздники, различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, выступления.

              Из всего вышесказанного следует вывод о том, что интегрированное воспитание представляет собой достаточно сложную систему. И для того, чтобы эффективно, удачно, профессионально использовать ее на практике нужно знать теоретические аспекты интегрированного обучения, а также усвоить особенности их использования в начальной школе, которых следует придерживаться для того, чтобы осуществить какой-то определенный педагогический замысел. Процесс интеграции – это перспективный шаг на пути модернизации образования, ведущий к созданию предпосылок в формировании современного целостного представления об окружающей действительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в образовательном процессе как основная характеристика развивающего пространства школьника.

      Умение учиться закладывается в начальной школе вместе с потребностью и желанием учиться. В УМК СРО Л.В.Занкова  выделена задача развития навыков самообразования,...

Статья: "Интеграция экологической культуры в воспитательно-образовательный процесс"

Статья представлена в зарубежном сборнике (Великобритания)....

«Интеграция образовательных процессов ДОО и СОШ как основа успешной адаптации ребенка к школе»

Данный материал, презентация: «Интеграция образовательных процессов ДОО и СОШ как основа успешной адаптации ребенка к школе» будет полезен как учителям начальных классов, так и заместителям директора ...

Интеграция обучения как средство повышения компетенции учащихся в образовательном процессе начальной школы

Цель мастер – класса – создать условия для профессионального самосовершествования учителя....

«Метапредметная интеграция в обучении как одно из условий организации образовательного процесса для достижения метапредметных результатов освоения ООП»

laquo;Метапредметная интеграция в обучении как одно из условий организации образовательного процесса для достижения метапредметных результатов освоения ООП»...