«Недели малых народов России»
проект (3 класс)

Новицкая  Ирэна   Александровна

С каждым годом классные коллективы становятся всё более многонациональными. Встаёт вопрос о толерантности, предоставлении права жить в соответствии с собственным мировоззрением, проявлять терпимость к иному менталитету, образу жизни, поведению, обычаям и традициям. Задача педагога – научить детей задумываться о том, что люди всей планеты равны, какими бы разными они не были. Равны перед природой, перед законами и перед друг другом. Думать и говорить об этом нужно как можно чаще, тогда и мира на Земле станет больше.

         Доводить эти постулаты до детей проще всего путём увлечения их игровой деятельностью, знакомя их с нравами, привычками и особенностями иных народов, наций и религий.

         Предлагается примерный материал для проведения: «Недели малых народов России». Каждый класс – группа выбирает любую национальность, проживающую на территории России. Ведётся поиск в интернете, библиотеках и т.д. всего того, что связано с бытом, традициями, условиями жизни этого народа. На основании найденного материала выстраивается работа группы в течении 5 рабочих дней следующим образом:

“Чукотский автономный округ”

Цель: Принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.

Задачи:

·      познание национальных особенностей;

·      ознакомление с традициями и обычаями других народов;

·      воспитание уважения к национальной культуре;

·      развитие интереса к изучению новых понятий и навыков;

·      обучение применению новых знаний в жизни;

·      формирование терпимости к иного рода взглядам и привычкам.

День 1: (с использованием новых слов для тест-викторины)

         Народ Чукотки проживает на Крайнем Севере, в тундре. Их численность составляет примерно 15 тысяч человек. Русское слово “чукча” происходит от чукотского “чаучу”, означающего “богатый оленями”. Название этого далёкого края – Чукотка – означает “земля чукчей”.

Арктический край славится своим суровым климатом. Но его обитатели с самого детства приучены к испытаниям, поэтому очень выносливы и трудолюбивы. Зима на Чукотке длится очень долго, одежда и обувь должна быть тёплой и удобной. Изготавливают одежду из шкур и кожи оленей и нерп (тюленей). Верхняя одежда называется “кухлянка” или “малахайка”, обувь – “унты”, “торбаза” (с ударением на последний слог). Тёплые меховые капюшоны заменяют головные уборы.

Передвигаются чукчи по бескрайним снежным равнинам на санях – нартах, с запряжёнными в них собаками. Эти собаки специально обучены ходить в упряжке и называются ездовыми, основные породы: лайка, хаски, маламут. Упряжкой правит погонщик, издавая специальный клич «Поть-поть». По воде же передвижение осуществляется на лодках-байдарах, обтянутых моржовой кожей.

Поселение, где живут народы севера, называется “стойбище”. Долго на одном месте чукчи не задерживаются и кочуют по тундре, так как оленям нужен корм (мох-ягель), и поэтому необходимо постоянно искать места, в которых он растёт в достаточном количестве, чтобы олени были сыты.

Основное жилище чукчей – разборный шатёр “яранга” (или чум) из жердей и шкур животных, легко разбирается и собирается снова. Спальное место - “эвичун”, спальный мешок, изготовленный из гагачьего пуха (гага – арктическая нырковая утка).

Дети помогают взрослым в труде с малых лет. Основной род занятий чукчей – охота, рыболовство и разведение оленей.

Север – земля сильных людей. Этот край требует от них огромного напряжения воли, стойкости, смелости, ловкости и здоровья.

 

Тест-викторина:

1) Кухлянка, малахайка:

         а) горячее блюдо;

         б) верхняя меховая одежда;

         в) название местности.

2) Яранга, чум:

         а) название животного;

         б) разборный шатёр из шкур животных;

         в) строительный инструмент.

3) Нарты:

         а) время суток по-чукотски;

         б) настольная игра;

         в) ездовые сани.

4) Эвичун:

         а) национальность;

         б) спальный мешок из гагачьего пуха;

         в) порода птицы.

5) Стойбище:

         а) конюшня;

         б) место для состязаний;

         в) поселение.

6) Байдара:

         а) лодка;

         б) название рыбы;

         в) растение.

7) Унта, торбаза:

         а) лекарство;

         б) обувь из кожи и меха;

         в) наплечная сумка.

8) Ягель:

         а) имя;

         б) фрукт;

         в) мох.

 

Дни 2 и 3: (чукотские обычаи и праздники)

         2 день посвящён подвижным состязаниям:

1. Праздник байдары;

2. Праздник кита;

3. Праздник кильвей (молодых оленят).

(подробная информация об этих национальных праздниках содержится в интернете, в кратком содержании она доносится до детей).

         Во всех перечисленных праздниках большое внимание всегда уделяется состязаниям.

I. Эстафета: (проплыви на байдаре)

         Команда из нескольких человек, держась друг за друга, проходит через препятствия (стулья, кегли и т.д.). Побеждает команда, чья лодка не “сломалась” и пришла первой к финишу.

II. Танец сидя в кругу:

         Исполняют девочки, сидя в кругу под удары бубна. Можно сопровождать национальными выкриками «О-ок-ок!». Элементы:

·      “гребля вёслами”

·      “кидание гарпуна”

·      “вытягивание добычи”

·      радость от успешной охоты (кладут руки на плечи и покачиваются из стороны в сторону).

III. Прыжки через ремень:

          Дети прыгают по очереди, ремень поднимается всё выше. Побеждает тот, кто смог перепрыгнуть через самый высокий уровень.

IV. Упражнение в беге:

         Национальная чукотская игра на выносливость. Дети бегают по кругу, пока не устанут.

 

         3 день посвящён посиделкам у костра:

         Обычно во время праздника жители стойбища собираются у общего костра, готовят угощения, поют народные песни, танцуют, загадывают загадки и рассказывают сказки.

 

I. «Аукцион загадок»:

         Каждая загадка имеет стартовый балл и загадывается по очереди от одной команды к другой. Если команда отгадывает с первого раза, балл не меняется; если не угадывает, загадка переходит к другой команде, а балл увеличивается на единицу и т.д.

1) Засверкали искорки,

Стало вдруг светло,

Будто среди ночи

Утро к нам пришло.

Огоньки искрятся

И блестят кругом

Тундра вся окутана

Странным волшебством. (северное сияние)

 

2) Лежал, лежал, да и к морю побежал. (тюлень, морж)

 

3) Кто на своей голове лес носит? (олень)

 

4) Что за зверь опасный

В шубе дорогой, прекрасной

Снег разгребает

Мышек хватает? (лиса, песец)

 

5) Сероват, зубоват,

По тундре рыщет –

Телят, оленей ищет. (полярный волк)

 

6) Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается. (собака)

 

7) По воде вода плывёт. (льдина)

 

8) Гуляет по тундре, да не олень. Летает на воле, да не птица. (вьюга)

 

9) Рассыпала Лукерья серебряные перья,

Закрутила, замела, стала тундра вся бела. (метель)

 

10) Не колючий, светло-синий

Налетел на сопки ....... (иней)

 

11) Вился, вился серый рой,

Сел на землю – стал горой. (сугроб)

 

 

12) Без рук, а рисует.

Без зубов, а кусает. (мороз)

 

День 4: (чукотские сказки, стихи о Чукотке)

         День устного народного творчества (конкурс чтецов). Накануне можно дать задание: выучить стихи о крайнем севере или прочитать по ролям чукотские сказки. Сказки можно найти в любом сборнике, обратясь в библиотеку. К примеру «Хвост», «Чудак Пакайка» очень хорошо подходят для чтения по ролям.

 

День 5: (чукотские народные игры)

         Игры проводятся во время прогулки:

·      “Челнок”

·      “Поймай кита”

·      “Горшки”

·      “Олень и оленёнок”

·      “Собери упряжку”.

Так как игры разных народов очень похожи между собой, их выбор не представляет трудностей.

В заключении недели детям предлагается нарисовать рисунки о том, что запомнилось и понравилось. После этого оформляется выставка рисунков.

Подобная форма работы увлекает детей. Они расширяют кругозор, учатся толерантности, изучают быт и нравы других народов, узнают новые игры, в которые можно будет играть и научить других, сравнивают обычаи, проводят поисковую работу, обмениваются мнениями, общаются и интересно проводят время.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Недели малых народов России»

С каждым годом классные коллективы становятся всё более многонациональными. Встаёт вопрос о толерантности, предоставлении права жить в соответствии с собственным мировоззрением, проявлять терпимость к иному менталитету, образу жизни, поведению, обычаям и традициям. Задача педагога – научить детей задумываться о том, что люди всей планеты равны, какими бы разными они не были. Равны перед природой, перед законами и перед друг другом. Думать и говорить об этом нужно как можно чаще, тогда и мира на Земле станет больше.

        Доводить эти постулаты до детей проще всего путём увлечения их игровой деятельностью, знакомя их с нравами, привычками и особенностями иных народов, наций и религий.

        Предлагается примерный материал для проведения: «Недели малых народов России». Каждый класс – группа выбирает любую национальность, проживающую на территории России. Ведётся поиск в интернете, библиотеках и т.д. всего того, что связано с бытом, традициями, условиями жизни этого народа. На основании найденного материала выстраивается работа группы в течении 5 рабочих дней следующим образом:

“Чукотский автономный округ”

Цель: Принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.

Задачи:

  • познание национальных особенностей;
  • ознакомление с традициями и обычаями других народов;
  • воспитание уважения к национальной культуре;
  • развитие интереса к изучению новых понятий и навыков;
  • обучение применению новых знаний в жизни;
  • формирование терпимости к иного рода взглядам и привычкам.

День 1: (с использованием новых слов для тест-викторины)

        Народ Чукотки проживает на Крайнем Севере, в тундре. Их численность составляет примерно 15 тысяч человек. Русское слово “чукча” происходит от чукотского “чаучу”, означающего “богатый оленями”. Название этого далёкого края – Чукотка – означает “земля чукчей”.

Арктический край славится своим суровым климатом. Но его обитатели с самого детства приучены к испытаниям, поэтому очень выносливы и трудолюбивы. Зима на Чукотке длится очень долго, одежда и обувь должна быть тёплой и удобной. Изготавливают одежду из шкур и кожи оленей и нерп (тюленей). Верхняя одежда называется “кухлянка” или “малахайка”, обувь – “унты”, “торбаза” (с ударением на последний слог). Тёплые меховые капюшоны заменяют головные уборы.

Передвигаются чукчи по бескрайним снежным равнинам на санях – нартах, с запряжёнными в них собаками. Эти собаки специально обучены ходить в упряжке и называются ездовыми, основные породы: лайка, хаски, маламут. Упряжкой правит погонщик, издавая специальный клич «Поть-поть». По воде же передвижение осуществляется на лодках-байдарах, обтянутых моржовой кожей.

Поселение, где живут народы севера, называется “стойбище”. Долго на одном месте чукчи не задерживаются и кочуют по тундре, так как оленям нужен корм (мох-ягель), и поэтому необходимо постоянно искать места, в которых он растёт в достаточном количестве, чтобы олени были сыты.

Основное жилище чукчей – разборный шатёр “яранга” (или чум) из жердей и шкур животных, легко разбирается и собирается снова. Спальное место - “эвичун”, спальный мешок, изготовленный из гагачьего пуха (гага – арктическая нырковая утка).

Дети помогают взрослым в труде с малых лет. Основной род занятий чукчей – охота, рыболовство и разведение оленей.

Север – земля сильных людей. Этот край требует от них огромного напряжения воли, стойкости, смелости, ловкости и здоровья.

Тест-викторина:

1) Кухлянка, малахайка:

        а) горячее блюдо;

        б) верхняя меховая одежда;

        в) название местности.

2) Яранга, чум:

        а) название животного;

        б) разборный шатёр из шкур животных;

        в) строительный инструмент.

3) Нарты:

        а) время суток по-чукотски;

        б) настольная игра;

        в) ездовые сани.

4) Эвичун:

        а) национальность;

        б) спальный мешок из гагачьего пуха;

        в) порода птицы.

5) Стойбище:

        а) конюшня;

        б) место для состязаний;

        в) поселение.

6) Байдара:

        а) лодка;

        б) название рыбы;

        в) растение.

7) Унта, торбаза:

        а) лекарство;

        б) обувь из кожи и меха;

        в) наплечная сумка.

8) Ягель:

        а) имя;

        б) фрукт;

        в) мох.

Дни 2 и 3: (чукотские обычаи и праздники)

        2 день посвящён подвижным состязаниям:

1. Праздник байдары;

2. Праздник кита;

3. Праздник кильвей (молодых оленят).

(подробная информация об этих национальных праздниках содержится в интернете, в кратком содержании она доносится до детей).

        Во всех перечисленных праздниках большое внимание всегда уделяется состязаниям.

I. Эстафета: (проплыви на байдаре)

        Команда из нескольких человек, держась друг за друга, проходит через препятствия (стулья, кегли и т.д.). Побеждает команда, чья лодка не “сломалась” и пришла первой к финишу.

II. Танец сидя в кругу:

        Исполняют девочки, сидя в кругу под удары бубна. Можно сопровождать национальными выкриками «О-ок-ок!». Элементы:

  • “гребля вёслами”
  • “кидание гарпуна”
  • “вытягивание добычи”
  • радость от успешной охоты (кладут руки на плечи и покачиваются из стороны в сторону).

III. Прыжки через ремень:

                Дети прыгают по очереди, ремень поднимается всё выше. Побеждает тот, кто смог перепрыгнуть через самый высокий уровень.

IV. Упражнение в беге:

        Национальная чукотская игра на выносливость. Дети бегают по кругу, пока не устанут.

        3 день посвящён посиделкам у костра:

        Обычно во время праздника жители стойбища собираются у общего костра, готовят угощения, поют народные песни, танцуют, загадывают загадки и рассказывают сказки.

I. «Аукцион загадок»:

        Каждая загадка имеет стартовый балл и загадывается по очереди от одной команды к другой. Если команда отгадывает с первого раза, балл не меняется; если не угадывает, загадка переходит к другой команде, а балл увеличивается на единицу и т.д.

1) Засверкали искорки,

Стало вдруг светло,

Будто среди ночи

Утро к нам пришло.

Огоньки искрятся

И блестят кругом

Тундра вся окутана

Странным волшебством. (северное сияние)

2) Лежал, лежал, да и к морю побежал. (тюлень, морж)

3) Кто на своей голове лес носит? (олень)

4) Что за зверь опасный

В шубе дорогой, прекрасной

Снег разгребает

Мышек хватает? (лиса, песец)

5) Сероват, зубоват,

По тундре рыщет –

Телят, оленей ищет. (полярный волк)

6) Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается. (собака)

7) По воде вода плывёт. (льдина)

8) Гуляет по тундре, да не олень. Летает на воле, да не птица. (вьюга)

9) Рассыпала Лукерья серебряные перья,

Закрутила, замела, стала тундра вся бела. (метель)

10) Не колючий, светло-синий

Налетел на сопки ....... (иней)

11) Вился, вился серый рой,

Сел на землю – стал горой. (сугроб)

12) Без рук, а рисует.

Без зубов, а кусает. (мороз)

День 4: (чукотские сказки, стихи о Чукотке)

        День устного народного творчества (конкурс чтецов). Накануне можно дать задание: выучить стихи о крайнем севере или прочитать по ролям чукотские сказки. Сказки можно найти в любом сборнике, обратясь в библиотеку. К примеру «Хвост», «Чудак Пакайка» очень хорошо подходят для чтения по ролям.

День 5: (чукотские народные игры)

        Игры проводятся во время прогулки:

  • “Челнок”
  • “Поймай кита”
  • “Горшки”
  • “Олень и оленёнок”
  • “Собери упряжку”.

Так как игры разных народов очень похожи между собой, их выбор не представляет трудностей.

В заключении недели детям предлагается нарисовать рисунки о том, что запомнилось и понравилось. После этого оформляется выставка рисунков.

Подобная форма работы увлекает детей. Они расширяют кругозор, учатся толерантности, изучают быт и нравы других народов, узнают новые игры, в которые можно будет играть и научить других, сравнивают обычаи, проводят поисковую работу, обмениваются мнениями, общаются и интересно проводят время.

 –


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1000-летие единения мордовского народа с народами России

1000-летие единения мордовского народа с народами России ( Для оформления классного уголка)...

«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ»

Рабочая программа  «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ» для 4 класса на татарском языке...

«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ»

Рабочая программа для 4 класса по     «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ» на татарском...

Мини-проект. Подвижные игры малых народов Красноярского края.

Цели: 1.Развивать координационные способности детей.2. Воспитывать сотрудничество и культуру общения учащихся.3.Расширить знания учащихся о физической культуре малых народов Красноярского края в...

Гражданско-патриотическое воспитание на примере проекта"Малые народы России".

Материал по воспитательной работе. Описание проекта  для формирования понятий "толерантность","патриотизм","гражданственность"  Помогает  формированию знаний о малых этнических группах ...

Сценарий занятия "Сказки народов Севера". Презентация "Малые народы Севера"

Сценарий занятия внеурочной деятельности "Литературная гостиная" "Сказки народов Севера" в рамке областного конкурса "Содружество наций"...

Сценарий фестиваля «Малые народы России»

Сценарий традиционного ежегодного мероприятия "Малые народы России"....