Методические рекомендации «Совместный школьный досуг родителей и детей как основа гармонизации внутрисемейных отношений»
методическая разработка

Кройтер Альфия Гизулаевна

Разработанные методические рекомендации«Совместный школьный досуг родителей и детей как основа гармонизации внутрисемейных отношений»предназначены для классных руководителей и членов родительского комитета по организации совместной досуговой деятельности учащихся и их родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kroyter_a.g.docx39.81 КБ

Предварительный просмотр:

СЕВЕРНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА пос.СУРГУТ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СЕРГИЕВСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

(ГБОУ СОШ пос. Сургут)

Региональный конкурс методических материалов по поддержке семейного воспитания

Номинация «Психолого-педагогическая поддержка семьи»

Методические рекомендации

«Совместный школьный досуг родителей и детей как основа гармонизации внутрисемейных отношений»

Разработчик:

Кройтер Альфия Гизулаевна,

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ пос.Сургут

Сургут, 2019

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Теоретические и методологические основы организации совместных праздников для родителей и детей

1.1 Сущность, структура и особенности проведения совместных праздников.4

1.2 Критерии оценки эффективности совместных праздников для детей и родителей…………………………………………………………………………..6

2.Из опыта работы по организации совместных мероприятий с родителями учащихся начальной школы……………………………………………………...7

3. Отслеживание эффективности организации совместной деятельности родителей и учащихся…………………………………………………………...11

Заключение……………………………………………………………………….13

Список литературы………………………………………………………………14

Введение

В последнее время изменения происходят в разных сферах жизни: в социальной, экономической, политической, духовной. Развивающееся общество вправе ждать от педагогов более глубоких педагогических результатов, которые определяются уровнем обученности, воспитанности и развития подрастающего поколения. Практика показывает, что сотрудничество семьи и школы становится всё более актуальным и востребованным.

Новые стандарты отдают приоритет семье, родителям в образовательном процессе. Семья выступает, во-первых, в роли субъекта воспитательного процесса, влияя на формирование образовательных потребностей ребёнка, его личности, во-вторых, в роли социального заказчика образовательных услуг, определяющего цель деятельности учреждения и педагогов. Таким образом, одной из важнейших задач школы является педагогическая поддержка семьи, повышение педагогической культуры родителей.

Младший школьный возраст – это тот период, когда активное принятие участия семьи в воспитании оставляет печать для дальнейшего развития личности ребенка. Сюда следует отнести последующую самореализацию ребёнком своих возможностей и способностей, становление которых определяются воспитанием в семье. Чтобы вырастить полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы родители и учителя действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями. Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы.

Одной из форм сотрудничества с родителями класса является проведение совместных для родителей и детей праздников и развлечений. Организация совместных родительско - детских праздников в начальной школе позволяет ребенку увереннее чувствовать себя в новом коллективе, опираться на поддержку близких людей, проявлять чувство гордости за своих родителей. Праздники помогают взрослым членам семьи лучше узнать ребенка, провести с ним лишнюю минуту, показать, как они любят своего ребенка, и что он дорог им. А детям такие праздники доставляют еще большую радость: родители собираются вместе, никуда не спешат, а еще и играют с ними. К сожалению, не так часто сегодня родители уделяют время и внимание своему ребенку.

Разработанные методические рекомендации «Совместный школьный досуг родителей и детей как основа гармонизации внутрисемейных отношений» предназначены для классных руководителей и членов родительского комитета по организации совместной досуговой деятельности учащихся и их родителей.

1. Теоретические и методологические основы организации совместных праздников для родителей и детей

1.1 Сущность, структура и особенности проведения совместных праздников

Праздник - это радость, веселье, творчество, которое разделяют взрослые и дети. Праздники и развлечения - это погружение в мир сказок, интересных игр, музыки и поэзии. Именно потому праздники входят в жизнь ребенка, как яркое незабываемое событие, которое надолго остается в памяти.

В энциклопедическом словаре слово "праздник" разъясняется, как "день, посвященный выдающимся событиям, традиционным датам...", а в Толковом словаре под редакцией Д.Н. Ушакова - "день торжества в память какого-нибудь выдающегося события", "веселье, бал, устраиваемый кем-нибудь", "день массовых игр, развлечений", "счастливый, радостный день, ознаменованный каким-нибудь важным, приятным событием".

Праздники и развлечения способствуют развитию и совершенствованию всех психических познавательных процессов. В ходе заучивания стихов, разучивания песен и танцев, ролей; в процессе участия детей в развивающих играх у детей тренируется память, развивается речь. В ходе интеллектуальных игр и конкурсов развивается мышление, восприятие, воображение и внимание. В ходе праздников у детей развиваются мыслительные операции: они анализируют, обобщают, абстрагируют и т.д.

Через праздники и развлечения ребенок расширяет свой социальный опыт: общение со сверстниками, взрослыми, испытывает чувство взаимопомощи и поддержки, доброжелательность.

В ходе организации праздников, при правильном подборе материала к празднику и развлечению, у ребенка формируется положительное отношение, стойкий интерес ко многим видам деятельности, в том числе и к учебе. Мы знаем, что нередко встречаются дети, которых трудно заинтересовать, а праздники и развлечения - прямая дорога любой деятельности к сердцу ребенка.

При организации праздников и развлечений необходимо придерживаться определенных требований:

1. В основе праздника должна лежать определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенку через оформление и содержание праздника.

2. Весь материал, используемый для праздника или развлечения должен быть доступен и понятен каждому ребенку, участвующему в мероприятии.

Заранее разрабатывается сценарий праздника, при составлении которого учитываются возраст детей, их интересы, знания, умения, навыки.

1. При планировании необходимо учитывать продолжительность праздника, правильно подобрать время проведения и место.

2. Необходимо избегать быстрой утомляемости детей. Для этого надо чередовать различные виды деятельности.

Для того, чтобы праздник стал радостью для детей и взрослых к нему необходимо тщательно подготовиться.

Таким образом, на основе всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

  • Праздники и развлечения являются одним из важнейших средств воспитания и развития личности ребенка. Огромное значение для детей имеет участие родителей в праздничных мероприятиях.
  • Праздники и развлечения имеют различную тематику, могут иметь разнообразную структуру. Организация праздников и развлечений требует определенного времени и подготовки, при которой должны учитываться особенности проведения праздников и развлечений в школе.

1.2 Критерии оценки эффективности совместных праздников для детей и родителей

Для воспитания и развития ребенка в школе используются разнообразные виды деятельности. Основное требование к любой деятельности - это эффективность проводимой работы. Любая деятельность должна быть полезна для ребенка, должна способствовать его развитию как личности. При организации того или иного вида деятельности мы ставим перед собой определенные задачи, на которые и направляем затем свои усилия. Обычно для оценки эффективности проводимой работы проводится диагностика по определенным критериям. Благодаря диагностике мы можем увидеть результаты в развитии ребенка до и после организации того или иного вида деятельности и оценить эффективность проведенной работы. Это поможет спланировать в дальнейшем свою работу с детьми.

В чем же состоит эффективность совместных праздников, и каковы показатели этой эффективности?

Одним из важнейших критериев оценки эффективности совместных родительско - детских праздников и развлечений прежде всего является интерес детей и интерес родителей. Интересы побуждают к деятельности, активизируют личность.

В младшем школьном возрасте интересы детей неустойчивы и непроизвольны, поэтому все виды деятельности основываются на игровых приемах, так как игра - ведущий вид деятельности детей младшего школьного возраста. Если ребенку интересно, значит, он легче усвоит любой материал.

Показателями интереса детей является устойчивость внимания, его непосредственность, стремление детей к положительному результату, желание участвовать в дальнейшем в совместных с родителями праздниках.

Показателями интереса родителей является их заинтересованность в участии в праздниках, проявление инициативы в участии и организации праздников.

Так же одним из критериев эффективности праздников и развлечений интеллектуального характера может быть показатель усвоения детьми программных задач, на реализацию которых направлено мероприятие.

При наличии данных показателей, можно сказать о том, что праздник или развлечение не прошли даром, принесли пользу, как детям, так и их родителям.

Таким образом, можно сделать выводы:

1. Праздники и развлечения, как и любая другая деятельность, имеют эффективность в воспитании и развитии детей школьного возраста.

2. Совместные родительско-детские праздники способствуют привлечению родителей к сотрудничеству со школой в вопросах воспитания и обучения детей и организации их свободной деятельности.

2.Из опыта работы по организации совместных мероприятий с родителями учащихся начальной школы

Развлечения и праздники – не только форма отдыха, но и мощное средство опосредованного воспитания и образования. В них отражаются  интересы, потребности, способности, эмоции, характер и в равной степени культивируются личностные и интеллектуальные качества ребёнка.

Праздник только тогда станет  праздником, когда будет проявлена фантазия, выдумка, и, самое главное, желание взяться за подготовку всем вместе – учителю, родителям, детям.

Подготовка и проведение праздника включает в себя несколько этапов:

1 этап – определение темы праздника. Это помогает сконцентрировать усилия в определённом направлении. А отсюда появляются идеи о том, как его провести.

2 этап – составление плана действий:

  • Как оформить приглашение?
  • Какие задания выполнить при подготовке к празднику?
  • Какие нужны художественные номера?
  • Как оформить кабинет?
  • Как посадить гостей?
  • Где будут раздеваться участники праздника?
  • Какие приготовить подарки и призы?
  • Какие провести конкурсы, игры?
  • Какая музыка понадобится?

3 этап – изготовление приглашений, подготовка костюмов, поделок, художественных номеров, оформление кабинета.

4 этап – подготовка и продумывание конкурсов зависит от уровня развития детей, темы праздника. Лучше подходят игры, основанные на сотрудничестве, а не на соревновании. В этом случае все будут довольны, все в хорошем настроении. Игры и конкурсы должны проводиться таким образом, чтобы каждый ребёнок смог поучаствовать хотя  бы  в одном из них.

5 этап-проведение праздника.

6 этап - итоговый. Важно после проведения праздника проанализировать удачные и неудавшиеся моменты организации мероприятия, для того чтобы учесть в будущем. Собрать фото и видеоматериалы праздника для сохранения в альбоме класса. Все собранные материалы затем используются для создания фильма, который демонстрируется на празднике «Прощание с начальной школой».

Так, например, в 1 классе 15 мая в международный День семьи мы провели праздник «В семейном кругу мы с вами растем». В ходе мероприятия дети и родители представляли общему вниманию семейные проекты «Маленькие открытия в моей большой семье». В современном обществе, характеризующимся высокой активностью, душевными затратами, дефицитом человеческого тепла и внимания, теряется связь поколений, семья перестает быть крепостью и опорой для ее членов, забываются традиции, обычаи, прошлое. Постепенно ослабевает воспитательный потенциал семьи. А ведь еще древние педагоги считали, что воспитывать детей нужно в любви и уважении к родителям и почитании предков, растить будущего семьянина с малых лет. Очень хочется, чтобы ниточка, связывающая людей в семейных отношениях, была толстым канатом, способным удерживать весь род. Таким образом, данный проект с одной стороны, углубил знания детей о составе своей семьи, родословной и семейных традициях, а с другой стороны, обогатил детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

Раньше в семьях существовала замечательная традиция - вечернего чтения вслух. Взрослые и дети собирались за столом, освещённым абажуром. Мягкий свет его создавал атмосферу домашнего уюта и тепла. Выбирали книгу и начинали читать вслух, останавливались на самом интересном месте, чтобы с нетерпением ждать следующего вечера и продолжения чтения…Такие семейные вечера с книгой дарили радость общения, близости и  взаимопонимания. Попробовали и мы, собравшись семьями осенним вечером в тесном кругу в поселковой библиотеке. Учащиеся вместе с родителями приняли участие  в викторине по прочитанным летом произведениям: пытались угадать сказку по отрывку, назвать главных героев произведений по принадлежащим им атрибутам, вспомнить название и автора по иллюстрациям. Очень неожиданным для детей оказались родительские воспоминания о своей любимой книге в детстве. Ребята с удивлением слушали своих мам и ловили каждое их слово. Украсили праздник ученики исполнением песни «Чудо», декламированием составленных дома «Вредных советов», инсценировкой по басням И.А.Крылова.

В День Защитника Отечества 23 февраля семьи вновь объединились для выполнения общей задачи. Формировать и расширять представления детей о русском солдате, сознание необходимости защищать Отечество; воспитывать патриотизм, гордость за наших солдат, уважение и благодарное отношение к погибшим героям военных действий. Несколько семей представляли на празднике один из родов войск нашей армии: танковые, ракетные, воздушно-десантные, морская пехота. Выбор зависел от того, где проходил службу папа . Вся семья – и папа, и мама, и ребенок- прежде всего, продумывали внешний вид, чтобы достойно представить свое направление. Задачи, которые были поставлены перед участниками, были успешно выполнены, благодаря дружной работе всех членов семьи. Мальчиков переполняла гордость за свою семью, они непременно захотели стать похожими не просто на своего отца, а на настоящего российского воина-защитника.

Помимо совместных праздников я активно привлекала родителей и для проведения открытых уроков. 8 февраля  в День российской науки в нашей школе организовали День открытых дверей, когда родители могли поприсутствовать на уроках. В нашем классе родители были не просто созерцателями, а активными участниками урока-исследования по окружающему миру  «Тайны волшебницы Воды» . Групповая форма работы под руководством одного родителя, интерактивная технология (все учащиеся приняли одну из ролей научного сообщества – профессор, лаборант, глашатый, секретарь), исследовательский метод в определении свойств воды – всё это позволило сделать занятие по-настоящему научным и осознать важность совместно  выполняемой работы. Учащиеся по-новому взглянули на своих родителей, почувствовав их помощь в овладении новым знанием.

3. Отслеживание эффективности организации совместной деятельности родителей и учащихся

Совместные праздники с родителями проводились согласно плану воспитательной работы  с 1 по 4 класс в период с 2014 по 2018 год. Отслеживание результатов работы проводилось с помощью опроса учащихся и родителей на выходе из 4 класса.

Учащимся и родителям предлагалось  ответить на одни и те же вопросы анкеты.

Анкета для учащихся:

  1. Говорят ли с вами родители по душам?
  2. Есть ли у вас общие занятия и увлечения с родителями?
  3. Хотите ли вы, чтобы родители присутствовали на ваших детских праздниках?

Анкета для родителей:

  1. Говорят ли с Вами дети по душам, просят совета?
  2. Есть ли у вас общие занятия и увлечения с ребенком?
  3. Предпочитают ли дети, чтобы Вы были с ними на детских праздниках?

Параллельное анкетирование учащихся и родителей дает возможность последним увидеть внутрисемейные отношения со стороны, а педагогу - понять и помочь семье в гармонизации этих отношений.

В опросе приняли участие 20 учащихся и столько же родителей. Результаты анкетирования рассматривались с двух точек зрения.  Во-первых, с точки зрения совпадения ответов родителя и ребенка. Ведь именно этот момент показывает, насколько гармоничны детско-родительские отношения. Во-вторых, с точки зрения выбора предложенных вариантов ответа, который в целом показал отношение учащихся и их родителей к проведению совместных праздников. К сожалению, не было возможности взять контрольную группу, то есть параллельный класс, где вообще совместные мероприятия с родителями за четыре года не проводились. Результаты анкетирования представлены в таблицах.

Совпадение ответов ребенка и родителя

Таблица 1

Вопрос

Совпадение ответов

Несовпадение ответов

№1

70%

30%

№2

100%

-

№3

85%

15%

Отношение учащихся и родителей к проведению совместных праздников

Таблица 2

Вопрос

Учащиеся, %

Родители, %

Да

Нет

Иногда

Да

Нет

Иногда

№1

45

30

25

50

30

20

№2

60

40

-

60

40

-

№3

40

25

35

30

30

20

Анализируя представленные в таблицах числовые данные, можно сказать, что у 85% семей на выходе учащихся из 4 класса установлены гармоничные детско-родительские отношения, поскольку ответы ребенка и родителя при параллельном анкетировании оказались идентичными. 60% семей имеют общие увлечения, около половины -  тесно общаются, делясь друг с другом радостями и переживаниями прожитого дня, чуть меньше половины - хотят и дальше встречаться на совместных детских праздниках в школе, несмотря на подростковое взросление и постепенное отдаление от семейных приоритетов.

Заключение

Конечно, готовить и проводить праздники хлопотно, трудно. Но всё это окупится сторицей. Ещё долго после праздника дети и родители находятся под впечатлением, вспоминают, обсуждают. А чем ярче впечатления, тем богаче и полноценнее становится жизнь детей.

Проведение совместных с родителями праздников  позволяет повысить педагогическую грамотность родителей. Во время таких мероприятий родители имеют возможность в неформальной обстановке понаблюдать не только за своим ребёнком, но и увидеть других детей: обратить внимание на то, как дети общаются, как себя ведут, что конечно же повышает объективность восприятия собственного ребёнка – его достижений и отставаний, помогает уточнить диапазон возрастных возможностей детей;

Совместные с родителями праздники дают огромный положительный  эмоциональный заряд, который и после праздника будет способствовать  хорошему микроклимату в классе. Участие в праздниках позволяет родителям лучше узнать друг друга, что снижает формализм в  их отношениях и в отношениях между родителями и учителями, что, конечно же, ведёт к более гармоничным взаимоотношениям в классе.

Участие родителей в праздниках позволяет взглянуть на собственных детей в необычной ситуации праздника. Родители могут вдруг обнаружить, что их «неумеха» ловчее других может бросать мяч в цель, а маленький «эгоист» дома вдруг превращается в самого внимательного и заботливого хозяина класса, который принимает гостей и старается, чтобы всем было хорошо. С другой стороны, ребёнок так же имеет возможность узнать нечто новое о своих родителях. Оказывается, папа может весело изображать слона, а мама знает очень много загадок. Родители могут увидеть, как другие родители общаются с детьми и внести коррективы в свои семейные отношения.

Практическая значимость данного методического продукта состоит  в том, что классные руководители и члены родительского комитета могут использовать его содержание и результаты в собственной деятельности по организации совместного школьного досуга детей и родителей с целью гармонизации и укрепления детско-родительских отношений.

Список литературы

1.Архив журналов «Классный руководитель». [Электронный ресурс]. URL: http://www.tagillib.ru/res_and_serv/elektronnye_zhurnaly/magazine-coolhead.php?clear_cache=Y (дата обращения: 15.02.2019)

2. Архив журналов «Начальная школа» // 2000 – 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://n-shkola.ru/ (дата обращения: 15.02.2019).

 3. Архив журналов «Школа для родителей» [Электронный ресурс]. URL: https://my.1september.ru/preview/free/flash/shr/index.html (дата обращения: 15.02.2019).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика внутрисемейных отношений при помощи проективной методики “три дерева” .

Среди многочисленных проективных тестов, позволяющих выявить особенности внутрисемейных отношений, хорошо зарекомендовала себя методика «три дерева»....

«Использование потенциала курса "Основы религиозных культур и светской этики" в гармонизации межэтнических отношений» доклад

В докладе показаны  приемы воспитания толерантных  отношений среди учащихся различных национальностей  на уроках "Основы мировых религиозных культур" и "Основы светской этики"...

Методическая разработка :"Внутрисемейные отношения родителей и детей".

Ведущая роль семейных отношений, по мнению Н. Пезешкиан, – их состоянием определяется мера функционирования и эффективности других компонентов воспитательного потенциала семьи. Всякое серьезное ...

"Восстановление внутрисемейных отношений в процессе работы с воспитанниками приюта для детей и подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации."

Основной целью является выведение семьи из состояния неблагополучия в здоровое общество, а также профилактика социального сиротства среди детей и подростков....

Рекомендации для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья по развитию межличностных отношений как основы формирования толерантности у учащихся 1классов

Рекомендации для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья  по развитию межличностных отношений как основы формирования толерантности у учащихся 1классов...