По страницам Конституции РФ
классный час (2 класс)

Владимирова Валентина Васильевна

Классный час во 2-м классе призван познакомить детей с основным законом РФ - Конституцией, пробудить чувство гордости за свою Родину, способствовать воспитанию чувства патриотизма, интересу к творчеству русских и зарубежных писателей и поэтов.

Введение

Конституция Российской Федерации — основной закон нашей страны; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина. Всем известно, что знать Конституцию должны все люди и маленькие, и большие. Именно с этой целью и был проведен классный час во 2 классе.

Актуальность данного занятия заключается в том, чтобы познакомит обучающихся с основным законом РФ – Конституцией, рассказать о правах и обязанностях детей и взрослых. Обратить внимание детей на правильное пользование правами.  На этапе актуализации знаний обучающиеся разгадывали кроссворд, тем самым определяли тему классного часа.  Этот прием позволил обучающимся вспомнить основные государственные символы, а далее перейти к изучению Закона РФ.

Учебно-воспитательный процесс осуществляется на основе сотрудничества и сотворчества с обучающимися, что помогает в развитии положительной мотивации к учению, и оно становится учением с увлечением.

Данная система работы позволяет развивать у обучающихся способность к самообучению, самоуправлению и самообразование.

В ходе обучения происходит формирование оценочной самостоятельности у обучающихся.  В течение всего урока использовались разные формы контроля: прием «Светофор» при оценке работы групп, выполнение теста с самопроверкой, в результате правильного решения которого, обучающиеся должны составить слово «молодец». Самооценка и взаимооценка предшествует оценке учителя, что позволяет сохранить благоприятную атмосферу на уроке и способствует здоровьесбережению обучающихся. В случае неправильного ответа обучающегося учитель создает ситуацию успеха, например, задает дополнительные наводящие и уточняющие вопросы, в результате добивается правильного ответа обучающегося, что позволяет повысить его самооценку и сохранить интерес к изучаемой теме.

Новизной данной работы можно считать деятельность самих обучающихся: они впервые работали с нормативным документом Конституцией. Важным аспектом данного занятия является формирование навыков оценки, т.е. с первого класса обучающиеся учатся оценивать деятельность друг друга с помощью сигнальных карточек, а на этом занятии они учились анализировать ответы одноклассников и высказывать свое собственное мнение, аргументируя его. Используя на практике такой вид работы, пришла к выводу, что это способствует тому, что школьники учатся объективной проверке и объективному оцениванию не только своих работ, но и работ своих одноклассников.

Данная разработка урока будет полезна любому учителю начальных классов, педагогу дополнительного образования, воспитателю группы продленного дня.

Наличие в школе сети Интернет открывает большие возможности информатизации учебного процесса.  Таким образом, обучение можно обеспечить материалами из удаленных баз данных, пользуясь средствами телекоммуникаций.

Данный урок является первым  в изучении Конституции РФ. После окончания урока учащиеся получили домашнее задание: найти в сети Интернет информацию об обязанностях детей, закреплённых в Конституции РФ.  Это позволяет нам реализовывать следующие принципы обучения: наглядность, интерактивность, т.к. каждый, кто когда-либо пользовался компьютером, согласится с тем, что это устройство по сути своей интерактивно. Таким образом, компьютер — это наиболее подходящий помощник в обучении, целью которого является интерактивное общение. Значимость домашнего задания заключается еще в том, что обучающиеся выполняют задание  вместе с родителями, что позволяет организовать их совместный досуг.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konstitutsiya_rf.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: По страницам Конституции РФ

Цель:

- познакомить учащихся с основным законом государства – Конституцией РФ;

Задачи:

- содействовать развитию познавательной активности учащихся;

- формировать гуманизм, всесторонне развитую личность;

- воспитывать чувство гордости и уважения к  Родине, Конституции.

Оборудование: доска, раздаточный материал, презентация, проектор, компьютер.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

I. Орг. момент

 - Приветствие “Здравствуйте!”

 Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);
  • успеха (указательными);
  • большого (средними);
  • во всём (безымянными);
  • и везде (мизинцами);
  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

  - Добрый день ребята!

      - У нас сегодня гости. Давайте поприветствуем их, подарим им свои улыбки и хорошее настроение. Присаживайтесь.

II. Актуализация знаний      

- Ребята! Скажите, пожалуйста, чем знаменателен день 12 декабря, в нашей стране?

- Сегодня мы с вами постараемся найти ответ на этот вопрос.

III. Изучение нового материала

   - Я предлагаю вам послушать  внимательно сказку и подумать, почему страна Закония стала процветающей?

  «Давным-давно было два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно все было разрешено. Взрослые могли не ходить на работу – плохо работали заводы, школы, больницы. Дети ходили в школу по желанию. Их мог обидеть любой. Люди могли брать чужие вещи без разрешения, могли друг друга обижать, грубить. На улицах города было грязно и неуютно.

       В государстве Нельзя было всё совсем иначе. В этом государстве все взрослые ходили на работу, поэтому работали заводы, школы, больницы, магазины. Нельзя было грубо  относится к горожанам. Дети  с желанием ходили в школу, детские сады. Никто не имел права их обижать.

       Эти два государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло войско государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя. Что тут началось!

       В городах и селах бывшего государства Нельзя стали воровать, безнаказанно обижать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно попросили помощи у государства Нельзя. Долго они совещались и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. Правители города договорились о том, на что  люди имеют право, а на что нет, какие обязанности они должны выполнять. И результатом такой работы стал основной закон государства. В государстве установился порядок, а все жители стали счастливыми и довольными.

       Учитель: - Так как вы, ребята, думаете, почему страна стала процветающей, все жители стали счастливыми и довольными, и почему они чувствовали себя в безопасности? (Жители стали жить по законам.)

- Да. В этом государстве был принят основной закон. А как он называется, мы узнаем, разгадав кроссворд.

(Фронтальная работа)

1) Цвет нижней полоски на флаге. (Красный)
2) Птица, изображенная на гербе. (Орел)
3) Торжественная государственная песня. ( Гимн)
4) Цвет средней полоски на флаге. (Синий)
5) Жезл-символ власти. (Скипетр)
6) Имя воина, изображенного на гербе России и г. Москвы. (Георгий)
7) Царь-отец российского флага, который утвердил его, как торговый.  (Петр)
8) У орла две головы, значит, он…(двуглавый)
9) Наше государство-Российская…(Федерация)
10) Георгий, воин на коне-это…(всадник)
11) Главный символ армии (
Знамяя).

- Прочитайте ключевое слово по вертикали: Конституция.

- Так называется основной Закон многих государства. В  переводе с латинского языка это слово значит утверждать, устанавливать.

 Конституция определяет, по каким правилам люди должны жить: что можно и нужно делать, а что запрещено.

- Кто же придумал все эти правила? Об этом мы попробуем узнать, открыв первую страницу Конституции, которая у вас лежит на столах. Попробуйте понять, КТО разработал и принял этот Закон. (Работа в парах. Ответы детей).

       -  Ну конечно, сами люди. Она была разработана на основе международных документов, закрепляющих права человека.

1948г – Всеобщая декларация прав человека;

1950г. – Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод;

1959г. – Декларация прав ребенка;

1989г. – Конвенция о правах ребенка.

- День принятия Конституции считается памятной датой и это государственный праздник. Когда же была принят Основной закон РФ? (Дети находят дату принятия в Конституции).

     - Да, в нашей стране это произошло 12 декабря 1993 г. (Запись на доске). И сегодня отмечается его 25-летие. В честь этого события выпущена монета в 25 рублей.

     

- Для того чтобы каждый гражданин страны мог хорошо изучить законы, Конституцию издали в виде книги. Давайте посмотрим ее содержание (первая страничка). Состоит она из 2 разделов, глав и статей. (Показ). Так же мы здесь можем найти всю информацию о главных символах нашей страны.

     -  Когда вы подрастете, то прочитаете ее всю, а сегодня мы заглянем только на некоторые страницы.  Попробуйте сформулировать тему урока.

     

 - О чём бы вы хотели узнать на уроке?

 - Сегодня  поговорим только о том, что записано в Конституции о правах граждан,  в т.ч. и детей. Вы, хоть и маленькие, но уже с рождения являетесь гражданами нашей страны.

    - А как  вы понимаете, что такое право? (Ответы детей)

     - Да, право – это правила, по которым живут люди. Они определяют отношения людей в обществе. Эти правила охраняются государством. В Конституции записаны права наших граждан. Откройте страницу 8, главу 2 (закладка). В этой главе 48 статей, но мы посмотрим только те статьи, которые защищают, не только права взрослых, но и детей.

       - Ребята! Сейчас вы, работая в парах, читаете указанную статью и называете право. Мы составим кластер, который нам поможет запомнить наши права – с. 20, 23, 26, 28, 29.1, 37.5,38,41.1,43.1  

(Дети называют – учитель вывешивает правило на доске.

 Права: на жизнь, на неприкосновенность частной жизни, на пользование родным языком и выбор вероисповедания, на свободу мысли и слова, на отдых, на воспитание в семье, на жилище, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование). 

      - Как много прав! Кроме прав у граждан России есть и обязанности, которые тоже отражены в основном законе. Но о них мы поговорим в следующий раз.

-  А теперь я предлагаю вам отдохнуть

 IV. Физкультминутка

V. Закрепление изученного материала

     - Чтобы закрепить полученные знания,  предлагаю вам сказочную викторину. Для этого вы должны разделится на группы. На столе у каждого есть фрагмент иллюстрации к сказке. Вы должны её собрать, рассмотреть, определить её название и дать ответы на вопросы. Все задания у вас в конверте. (Дети выбирают из двух предложенных прав одно, приклеивают его на иллюстрацию и защищаю свой выбор, а остальные при помощи сигнальных карточек выражают соё согласие или несогласие).

«Гадкий утенок»  Г.Х. Андерсен

 

       -Чьи права были нарушены в этой сказке? (Гадкого утенка)

      - Какое право нарушено? (На неприкосновенность частной жизни)

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» р.н. с.

     - Какое право нарушила ведьма в этой сказке? ( Право на жизнь и свободу, право на владение личным имуществом).

    - Чьи еще права были нарушены в этой сказке? (Нарушены права братца на защиту и право на семью)

«Лиса и заяц» р.н.с.

      - О нарушении какого права идет речь на этой иллюстрации? (Право на непри-

      косновенность жилища)
     - Кто нарушил это право? (Лисица)
     - Кто защитил зайца и помог ему восстановить свои права? (Петух)

А.Н.Толстой. «Золотой ключик или приключения Буратино»

      - Каким правом не воспользовался Буратино? (Правом на образование)
    - Кто ему помог справится с трудностями? ( Мальвина, Пьеро, …)

   К.И. Чуковский. «Айболит»

- Назовите главных героев сказки? (Айболит, животные, разбойники)

- Какого права разбойники хотели лишить животных?  (Право на медицинскую помощь) .

Защита ответов

VI. Рефлексия

Индивидуальная работа

 Дети выбирают  один из трёх ответов и букву ответа записывают в столбике справа. Кто ответит правильно, должно получится слово МОЛОДЕЦ.

 Игра «Определи, кого из героев сказки хотели  лишить  следующих прав»    /выбери одного героя из трёх/ 

 Право на жизнь

А) Золушка

М) Колобок

С) Кот в сапогах

М

 Право на неприкосновенность

жилища

Г) Сестрица Алёнушка

О) Зайчик

В) Колобок

О

 Право на свободный труд

Л) Золушка

Н) Красная Шапочка

Т) Балда

Л

Право на владение личным

имуществом

Ж) Красная Шапочка

О) Буратино

Э) Баба Яга

О

Право на жизнь в семье со своими родителями.

Б) Царевна-лягушка

Д ) Гадкий утенок

З) Серый волк

Д

Право на отдых.

И) Лиса Алиса

Е) Крошечка-Хаврошечка

Ч) Мышка-норушка

Е

Право на медицинское обслуживание

Р) Баба-Яга

Ц) Звери из Африки

С) Красная шапочка

Ц

- Вы действительно молодцы!

VIII. Подведение итогов

- Так где же записаны права и обязанности граждан России? (В основном законе 

России – Конституции.)

- Когда была принята новая Конституция? (12 декабря 1993 г.)

- Для чего нужна Конституция? (Ответы детей.)

- Какие права закреплены в основном Законе РФ? (Обратиться к кластеру)

- Конституция защищает только права детей?

- Давайте вернёмся к нашей сказке. Что же помогло людям государства Закония наладить спокойную жизнь? (Принятие Конституции)

- Ребята! Нашли ли вы в ходе урока ответы на свои вопросы?

- А что нужно сделать, чтобы ответить на поставленные вопросы?

- Всё правильно! Наше знакомство с основным законом нашей страны будет продолжено, а сегодня классный час подходит к завершению, и я предлагаю прочитать следующие строки

Конституция - главное право

Для того, кто на свет нарожден,

И крепка, и могуча держава,

Свято чтящая этот Закон.

- Наш классный окончен. Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "15-летие Конституции РК"

Классный час посвященный празднованию 15-летия Конституции РК...

Классный час на тему: "Конституция России"(ко дню конституции 12 декабря)

Используемый материал позволяет продолжить знакомство с Российскими праздниками, дать определение Конституции, Герба, Флага, Гимна, способствует воспитаниюпатриотизма, содействует развитию познав...

Дополнительная программа школьно-семейного проекта "Страницы истории России. "Страницы Великой Отечественной войны"

Дополнительная программа школьно-семейного проекта "Страницы истории России. Страницы Великой Отечественной войны". Пояснительная записка,учебно-тематическое планирование,КТП....

Конституция Российской Федерации - основной закон нашей страны. Как построить беседы с младшими школьниками по Конституции Российской Федерации.

Конституция - те самые базовые правила игры, по которым мы выстраиваем нашу жизнь в нашем государстве. Конституцию как неотъемлемую часть правового воспитания молодого гражданина, как главный зак...

Открытый классный час «12 декабря День Конституции РФ. Конституция глазами детей»

Открытый классный час на тему «12 декабря День Конституции РФ. Конституция глазами детей»...

Интеллектуально- познавательная викторина "По страницам и за страницами учебника Светской этики"

Интеллектуально- познавательная викторина "По страницам и за страницами учебника Светской этики". Внеурочное занятие по курсу ОРКСЭ, ОДНКНР....