Статья
методическая разработка

Шмакова Татьяна Юрьевна

Гуманистическое воспитание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shmakova_tatyana_yurevna.docx24.19 КБ

Предварительный просмотр:

Шмакова Татьяна Юрьевна

Учитель начальных классов

ГБНОУ Школа здоровья и индивидуального развития"

Гуманистическое воспитание.

     Система гуманистического воспитания формируется и развивается с учётом совокупности следующих психолого-педагогических положений:

   1. Высшей ценностью воспитательной деятельности педагога является сам Ребенок. Следует видеть в нём Человека, а не объект воздействия, следует принимать его таким, каков он есть на самом деле, т.е. ставить на первое место человека, его личную свободу, стремление прогнозировать свою жизнь. Поэтому цель педагога - обращение к его внутреннему миру; желание понять, о чём думает ребенок, к чему стремится, о чём мечтает. Реализация этой цели, как отмечает Б.П. Битинас, предполагает:

  • "искренне относиться к воспитаннику и откровенно выражать своё положительное отношение к нему;
  • помогать воспитаннику осознавать цели собственного развития и добиваться превращения этих целей в мотивы его деятельности;
  • сотрудничать с воспитанником при планировании педагогической деятельности, включая и учебную, превращая его в соавторы процесса воспитания;
  • организовать процесс воспитания с максимальным удобством для воспитанников, даже если это ущемляет интересы педагога"[1].

   2. Гуманистическое воспитание в качестве исходной позиции для педагогической деятельности провозглашает индивидуальность ребенка. Возможность самоопределения личности, её индивидуализация - в таких основных ценностных характеристиках предстоит человеческое измерение прогресса. Педагогу бывает трудно признать воспитанника тем, кто он есть, и трудно потому, что последнее означает признание его субъективности. Исследователь О.Ф. Нескребина отмечает, что индивидуальность включает среди прочего единичность (уникальность), самоопределяемость (свобода), саморегуляцию (целостность). Развитие индивидуальности в гуманистических системах считается благом, а деиндивидуализация оценивается как социальное зло. Вот почему педагоги-гуманисты считают, что каждый ребенок не лучше и не хуже других, он просто другой, особенный.

   3. Основным положением гуманистического воспитания ребенка как Человека, его индивидуальности является отношение к нему как личности, как носителю определенного сознания. Соответственно этому складывается и позиция воспитателя. Воспитатель не подгоняет развитие детей к заранее известным нормам, а предупреждает возникновение возможных тупиков их личностного развития; создает максимально благоприятные условия для развития способностей каждого, замечаемых в ходе общения с детьми, прогнозирует личность и содействует её развитию. Воспитатель  управляет процессами, влияет на ситуации. Для этого он должен иметь ценностные представления об условиях бытия ребенка в социуме; ценностное понимание социокультурных и психолого-педагогических условий и принципов развития и саморазвития личности; ценностное понимание средств и технологий педагогической деятельности; новые концепции социокультурного развития образования; должен уметь проектировать развивающее образование, т.е. строить воспитание в соответствии с его целями и задачами.

   4. В основе методологии системы гуманистического воспитания лежит аксиология[2] , раскрывающая сущность ценностного подхода и являющаяся более общей по отношению к гуманистической проблематике.

     Система ценностей включает: утверждение личностью своей значимости в социальной сфере; ценности, удовлетворяющие потребности в общении; ценности, ориентирующие на развитие творческой индивидуальности; ценности, позволяющие осуществлять самореализацию личности.

    Ценностный подход не только провозглашает личность как высшую ценность общества, но и изучает явления с позиции сосредоточенных в них возможностей удовлетворения потребности людей. Именно это обстоятельство делает аксиологию основой системы гуманистического воспитания.

    В философских, психологических, педагогических публикациях рассматриваются такие понятия, как витальные, социальные, эстетические, моральные, гуманистические ценности.

    В своем исследовании А.Г. Здравомыслов раскрывает назначение ценностей в гуманистическом воспитании. Он отмечает, что под ценностями следует рассматривать не то, что безусловно необходимо, без чего нельзя существовать (эта задача решается с точки зрения материальных условий бытия, это уровень интересов), а то, что должно соответствовать представлению о назначении человека и его достоинствах, мотивацию поведения, в которой проявляются самоутверждение и свобода личности. Это и есть ценностные ориентации, которые затрагивают всю личность, структуру самосознания, личностные потребности. Именно без них нет подлинной самореализации личности.

   5.  Система гуманистического воспитания открытая. В становлении, развитии и функционировании ее большую роль играет среда. ребенок должен воспитываться там, где он родился, где он живет, где его среда обитания. С самых ранних лет он испытывает прямые и опосредованные влияния разных учреждений своего микрорайона, окружающей действительности, окружающих людей. Открытая система включает семью, внешкольные учреждения, социально-педагогические комплексы, целые педагогические зоны. В каждой системе работа строится с учётом среды, социально-педагогического окружения, климатических, географических условий и демографических ситуаций. В свою очередь личность, как и всякая живая система, - открытая система. Она существует лишь тогда, когда постоянно взаимодействует со своим окружением, она открыта миру через своё поведение, деятельность, она что-то получает из мира и что-то ему отдаёт. Взаимодействие личности с окружением ведёт не к восстановлению устойчивых параметров личности, но к её непрерывному развитию, совершенствованию, расширению. Непрерывное становление - основная форма существования человека.

   6. Развитие системы гуманистического воспитания происходит под влиянием и с учётом социально-политических изменений (внешние факторы), достижений психологической, педагогической наук и благодаря взаимодействию её подсистем (внутренние факторы). при этом в развитие мы включаем и саморазвитие. Последнее приобретает статус принципа. Это значит, что система самообновляется, самообогащается, самосовершенствуется, преодолевая кризис как явление. Происходит это благодаря тому, что педагоги постоянно ведут корректировку воспитательного процесса, анализируют ход и результаты своей деятельности. Как отмечает исследователь С.В. Кульневич, системе гуманистического воспитания необходимы и свойства неравновесия, нестабильности, нелинейности, случайности. Открытость предполагает возможность фактов, не имеющих однозначной трактовки. Способ их познания - критическая рефлексия, которая открывает путь к смыслотворчеству,  саморазвитию и самоорганизации.

   7. Система гуманистического воспитания представляет собой процесс управляемый, т.е. предусматривает в обязательном порядке руководство, самоуправление, соуправление и саморегуляцию. В соответствии с этим система проходит несколько стадий от хаоса до стабилизации и самосовершенствования. Такой подход дает возможность перевести ребенка из объекта воспитания в субъект воспитания. Как показывают исследования О.С. Газмана, объектом не могут выступать отдельная личность, класс, группа. Им становятся ценности, процессы, ситуации, деятельность, отношения, в процессе их выбора или преобразования и происходят саморазвитие, самоопределение, самоактуализация как воспитанника, так и педагога.  

    Система гуманистического воспитания - это целостное образование, и строится она на определенных психолого-педагогических принципах. Вот эти принципы.

     Духовность. Данный принцип предполагает воспитание человека высокой культуры и высокой нравственности. Воспитательный процесс направляется на оказание помощи учащимся в их духовно-нравственном становлении и развитии. Делается это с целью формирования у воспитанников духовных ориентаций, потребностей в усвоении и обретении ценностей культуры, соблюдения  во всех жизненных ситуациях норм гуманистической морали, интеллигентности.

    Толерантность. В системе, которая функционирует в условиях плюрализма мнений, идей, подходов, существующих для решения одних и тех же проблем, терпимость является необходимостью. Она предполагает учёт мнений других людей, учёт их интересов, традиций, культуры и др.

Персонификация. Система воспитания ставит своей задачей не формирование стандартных личностей, а индивидуальную ориентированность, учёт задатков и возможностей каждого ребенка в процессе воспитания и социализации. Большое значение приобретает изучение внутренних личностных отношений школьника к тем педагогическим явлениям, в сфере которых он находится. Одновременно принцип предполагает движение воспитательного процесса от личностных, ближайших интересов у детей к развитию у них высоких духовных потребностей. И в итоге - ориентация на самоопределение и самовоспитание личности; признание каждого ребенка высшей ценностью воспитательной системы. При этом основными направлениями в деятельности воспитателя являются развитие субъективных свойств, творческого потенциала и педагогическая поддержка развития индивидуальных черт характера каждого воспитанника.

Гармонизация. Этот принцип требует рассматривать в единстве природное и социальное в воспитании и самовоспитании; органическую взаимосвязь чувственного, нравственного и физического развития; психические и психологические свойства личности; половые различия между мальчиками и девочками. Учащихся следует учить самоанализу, самооценке, владению способами самосовершенствования, самореализации. В основе содержания воспитания должны лежать проблемы детской жизни. Очень важно использовать воспитательные ситуации для овладения детьми опытом социализации.

Социализация. Любая воспитательная система включает во все свои компоненты педагогический потенциал окружающей среды и вступает во взаимодействие с ней. Происходит интеграция, объединение усилий субъектов воспитательной системы и координация их воспитательных воздействий. Система предполагает формирование воспитательного пространства в малом социуме, освоение части социальной среды педагогическими средствами. Это значит, что воспитательная система открыта окружающему пространству и предполагает участие широкого круга лиц в ее реализации. Социализация предполагает формирование у детей положительного социального опыта, освоение социальных ролей, воспитание желания и умения компетентно участвовать в социальной и производственной деятельности, контактировать с окружающими людьми.

Особое значение для формирования системы гуманистического воспитания имеет имеет овладение этнопедагогикой. Имеется в виду реализация лучших традиций народной педагогики, развитие национальной, семейно-бытовой культуры, признание в родителях главных воспитателей, ответственных за экологию детства. Это открывает возможности приобщения детей к культуре предков и межнациональных отношений, к воспитанию уважения к прошлому своего народа.

Демократизация. Принцип предполагает систему, основанную на взаимодействии, на педагогике содружества, сотрудничества и сотворчества воспитателя и воспитуемого. особое значение в гуманистической системе имеет воспитание учащихся в духе свободы, личного достоинства. Именно с этой целью развивается ученическое самоуправление, организуется деятельность разных объединений по интересам, поддерживаются детские и молодежные объединения и организации, координируется деятельность разных учреждений, организаций, движений по обеспечению социальной защиты и охране прав детей.

Рационализация. Равномерное функционирование всех блоков (подсистем) воспитательной системы- главное в реализации названного принципа. Система не терпит приоритетных компонентов. В противном случае это приводит к дисгармонии трех ее функций - воспитывающей, обучающей, развивающей.

Рационализация предполагает конкретизацию воспитания по региональным, средовым, половозрастным признакам, многообразие типов воспитательных учреждений. Воспитательная система должна быть нацелена не на воспроизводство образцов прошлого, а на развитие собственных взглядов, ценностей, способов принятия альтернативных решений.

    Критериями сформированности системы гуманистического воспитания являются конкретные, реальные признаки. Главный признак - представление о школе как о целостной воспитательной системе. Следующий признак - это стиль и образ жизни коллектива, который охватывает все стороны жизнедеятельности учащихся. Наличие радостных перспектив, зон свободного развития отдельных коллективов; включение среды в школу и школы в среду; разрешение внутренних конфликтов за счёт саморегуляции; гуманистический характер межличностных отношений; ощущение чувства принадлежности к школьному коллективу - таковы слагаемые гуманистического воспитания.


[1] Битинас Б.П. Введение в философию воспитания. М., 1996. С. 78-79

[2]1 Аксиология (греч. - ценность, учение) - философское учение о ценностях, обобщенные, устойчивые представления о предпочитаемых благах, объектах, значимых для человека, являющихся предметом его желания, стремления, интереса (Хоруженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. Ростов н/Д, 1997. С. 19).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как не стать моральным "уродом"- статья

Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Статья в сборнике научных статей

Научные статьи по психологии....

статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"

Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....

Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт

Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...