Статья. «Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня».
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Ткач Виктория Амаяковна

 

Материал данной статьи думаю пригодится воспитателям ГПД и учителям начальной школы во внеклассной работе по направлению "Экологическое воспитание". В статье я рассказала о различных формах работы с детьми 1-4 классов, которые можно использовать для развития экологической культуры детей. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья.

«Экологическое воспитание младших школьников

в группе продлённого дня».

  Внеклассная работа  велась с самого начала появления школ в России. Важная роль отводится этой работе в группах продлённого дня. Она является неотъемлемой частью обучения и воспитания человека в целом. Все, кто захватил времена СССР, отлично помнят, как каждый советский школьник после уроков посещал различные кружки по интересам, спортивные секции, шахматные клубы и т.д. Современные школы внеклассную работу ведут по главным направлениям развития ребёнка: эстетическое, патриотическое, физическое, экологическое, духовно – нравственное направления. Все эти направления очень важны для развития культуры современного человека.

     В своей статье я бы хотела осветить значение экологического воспитания в рамках организации работы в группе продлённого дня. В настоящее время экологическое образование и воспитание в начальной школе становится всё более приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Экологическое воспитание – проблема актуальная. Это связано с тяжёлой экологической ситуацией на Земле, которая определяет настоятельную необходимость формирования нового экологического мышления. Младший школьный возраст – этап формирования основ нравственно - экологической позиции личности. Экологическое воспитание должно начинаться с раннего детства. Дети восприимчивы к добру, они очень любознательны. И в эту пору следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы. Для развития экологической культуры детей младшего школьного возраста я использую различные развивающие игры, игры – путешествия по экологическим станциям, диспуты, экскурсии, посещение театров и музеев, написание писем представителям животного и растительного мира с выделением проблемных вопросов. Я убедилась, что эта работа не только расширяет кругозор учащихся, но и развивает и воспитывает их. Наблюдаю, как меняется отношение детей к живому вокруг них, к их собственным поступкам, к высказываниям и действиям других людей. Дети начинают мыслить экологически, видят окружающий мир не так, как привыкли видеть многие из нас, и это меня очень радует. Хочу поделиться некоторыми фрагментами из своего опыта.

     Познавательная деятельность обучающихся осуществляется во время экскурсий. На мой взгляд, чем активнее дети в поиске необходимой информации, чем больше она затрагивает их интересы, тем большее влияние оказывает познавательная деятельность на развитие их экологического сознания и самосознания. Во время экскурсий дети делают остановки у различных природных объектов, наблюдают за ними, узнают названия растений, насекомых. Затем в игровой форме упражняются в запоминании деревьев, кустарников, травянистых растений. Учатся отличать их  по веточкам, листьям. Задача экскурсий  - не только запомнить названия, но и выяснить, как на них влияют люди, установить причинно – следственные связи, определить правила экологически грамотного поведения.

    Важную роль в формировании экологической грамотности обучающихся играют творческие дискуссии. Например, на занятии по теме «Растения просят о помощи» предлагаю обсудить реальную ситуацию – «Горе – туристы пошли в лес». Дети высказывают свои мнения, активно обсуждают ситуацию, предлагаю пути решения. При рассмотрении темы «Это всё животные» спор развернулся вокруг групп животных – червей и паукообразных. Класс разделился на две части: «Критиков», призванных показать негативное в представителях групп, и «Защитников», рассказывающих о достоинствах этих животных. В роли « эксперта»  выступал учитель.

    С целью приобретения новых знаний, закрепления теоретических понятий широко использую дидактические игры. Они вызывают живой интерес и восторг детей. Игры использую разные «Бывает или нет?»,  «Ищем эрудита», «Лесные заморочки», «Угадай по описанию», «Почему меня так назвали?»

Особенно ценно, на мой взгляд, когда в результате такой работы появляются составленные самими детьми вопросы, кроссворды, загадки, звуковые письма в защиту новогодней ёлки и других природных объектов. Эти материалы мы собираем и организовываем проекты: «Зелёная аптека», «Времена года», «Экология и здоровье». В последнем, к примеру, собраны экологически безопасные меры борьбы с насекомыми дома и в огороде (против моли – мыло, трава душицы; для защиты огородных культур – высаживание в междурядьях бархатцев, моркови), а также экологически безопасные средства ухода за домом (например, чистка кухонной утвари речным песком вместо химических  препаратов).

   С особым интересом дети на занятиях решают экологические задачи. На занятии по теме «Изучаем способы охраны природы» дети решают следующую задачу: «Из незакрытого  на перемене крана в столовой течёт вода. За минуту вытекает 8 литров воды. Сколько чистой воды утечёт в канализацию за перемену (15 мин) и за урок (40 мин)?

     Часто в ходе работы к детям приходит мысль придумать специальный знак, заостряющий внимание окружающих на экологически грамотном поведении. Дети рисуют знаки и вывешивают в классе. Дети привыкают не только сами выполнять правила поведения в природе, но и проникаются ответственностью за поступки других людей, учатся пропагандировать экологические правила в среде сверстников и взрослых.
Рассказы о природе, об отдельных представителях растительного и животного мира, особенностях их внешнего вида, повадках обогащают детей знаниями о природе,  воспитывают положительное отношение к миру природы. Организация рисования, занятий по ручному труду с природным материалом, чтение стихов, слушание экологических сказок побуждает детей проявлять свои чувства и отношения к объектам природы и действиям по обследованию их (или уходу за ними).

     Для реализации задач экологического воспитания использую такие формы работы как  эксперимент, исследование, опыты. Так, наблюдая прорастание луковицы, можно поставить луковицу в банку с водой (для наблюдения и за развитием корневой системы), в течение месяца (1 раз неделю – через 7 дней) зарисовывать изменения, происходящие с луковицей.

Опыты направлены на то, чтобы ребята сами могли организовать наблюдения, узнавали, искали причины явления, самостоятельно добивались результатов, чтобы они почувствовали радость открытий, а это важная предпосылка для развития наблюдательности. В качестве объектов исследования могут быть ростки овса, которые находились в разных условиях (на свету или в темном месте).

       Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что данная система экологического воспитания младших школьников способствует социализации личности, т.е. активному приспособлению к среде обитания, принятию и ответственному выполнению законов существования человека в природе и обществе. А это создаёт надежную опору на жизненном пути ребёнка.

Используемая литература:

1.Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание младших школьников. // Начальная школа. - 2003. - № 5.

2.Данилова М. Занимательная экология // Воспитание школьников. 2005. - № 5

3.Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2009. - 64 с.

4.Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н., Соловьева Л.М. С любовью к природе - М.: Педагогика, 2007. - 232с.

5.Игнатьева О. Современная школа и проблема экологического мышления / О. Игнатьева, А. Маджуга, Б. Анарметов // Альма матер. - 2005. - № 8.

6.Игнатьева О. Современная школа и проблема экологического мышления / О. Игнатьева, А. Маджуга, Б. Анарметов // Альма матер. - 2009. - № 8.