Программа внеурочной деятельности "Я исследователь"
рабочая программа (2, 3, 4 класс)

Елена Ивановна Исаева

Программа внеурочной деятельности для начальной школы. Проектная и исследовательская деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhanie_kursa.docx33.42 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание курса

«Узнаём»

Задачи данного модуля включают в себя совершенствование процессов мышления: памяти, внимания, анализа, синтеза, творческого воображения, восприятия, ориентации в пространстве и т.д.

«Исследуем»

Задачи данного модуля включают в себя формирование знаний, умений, навыков, необходимых для организации работы по исследовательскому поиску. Здесь дети знакомятся с понятием «исследование», «методы исследования» и т.п.

«Творим»

Задачами данного модуля являются: формирование у учащихся представления об иссле-

довательской работе, как об одном из ведущих способов получения новых знаний, разви-

тие умений творчески работать в коллективе, проводить самостоятельные наблюдения и

эксперименты, создавать проекты.

«Представляем»

Задачей данного модуля является формирование умения обобщать опыт научного исследования, развитие личности ребёнка, способной к самореализации и само-

утверждению.

Планируемые результаты освоения курса

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;

-интерес к новому содержанию и новым способам познания;

- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в

том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов

требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых,

товарищей, родителей;

-способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской

деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

- выраженной познавательной мотивации;

-устойчивого интереса к новым способам познания;

-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;

-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета пози-

ций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и

этическим требованиям.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

-планировать свои действия;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

-адекватно воспринимать оценку своей работы;

-различать способ и результат действия;

-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

-проявлять познавательную инициативу;

-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с ис-

пользованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном про-

странстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет

-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и пред-

ставления их результатов;

-высказываться в устной и письменной формах;

-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

-владеть основами смыслового чтения текста;

-анализировать объекты, выделять главное;

-осуществлять синтез (целое из частей);

-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения об объекте;

-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

-подводить под понятие;

-устанавливать аналогии;

-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умо-

заключение, вывод и т.п.;

-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить

наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы,

аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и

проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных

связей;

-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловлен-

ность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, воз-

можность, невозможность и др.;

-использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и

повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-допускать существование различных точек зрения;

-учитывать разные мнения, стремиться к координации;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться, приходить к общему решению;

-соблюдать корректность в высказываниях;

-задавать вопросы по существу;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-контролировать действия партнера;

-владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработ-

ке общего решения в совместной деятельности;

-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходи-

мую информацию как ориентир для построения действия;

-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не сов-

падающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодей-

ствии;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую

взаимопомощь;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

-видеть проблемы;

-ставить вопросы;

-выдвигать гипотезы;

-давать определение понятиям;

-классифицировать;

-наблюдать;

-проводить эксперименты;

-делать умозаключения и выводы;

-структурировать материал;

-готовить тексты собственных докладов;

-объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Ожидаемый результат:

1.Интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка.

2.Умение работать с информацией.

3.Опыт целеполагания.

4.Ребёнок приобрёл опыт планирования.

5.Расширение кругозора.

6.Развитие мышления.

7.Развитие эмоциональной сферы.

8.Опыт публичного выступления.

1. Общеучебные организационные умения

Определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли

получен результат«Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих

трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие труд-

ности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление.

Учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать

свой вклад и общий результат деятельности.

2. Общеучебные умения поиска сведений

Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения

информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в

словарях, каталоге библиотеки.

Наблюдение объектов окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с

объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устное описание

объекта наблюдения. Соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта (ответ на во-

прос «Удалось ли достичь поставленной цели?»).

3. Творческие общеучебные умения

Умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоя-тельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении твор-

ческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графиче-

ские работы), разыгрывать воображаемые ситуации.

4. Менеджерские умения и навыки

Умение проектировать процесс (изделие).

Умение планировать деятельность, время, ресурсы.

Умение принимать решения и прогнозировать их последствия.

Навыки анализа собственной деятельности.

5. Коммуникативные умения

Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, за-

давать вопросы.

Умение вести дискуссию.

Умение отстаивать свою точку зрения.

Умение находить компромисс.

Навыки интервьюирования, устного опроса, презентационные умения и навыки.

Навыки монологической речи.

Умение уверенно держать себя во время выступления.

Артистические умения.

Умение использовать различные средства наглядности при выступлении.

Умение отвечать на незапланированные вопросы.

Применение полученных знаний. Деятельностная компетентность.

Практическая работа над проектами предполагает постоянное применение как знаний,

полученных при работе над темой, так и знаний, полученных на уроках в классе.

Разнообразные действия при работе над проектами можно рассматривать как аналог

деловой деятельности взрослых, как постоянный источник жизненных ситуаций, требую-

щих применения имеющихся у школьника умений для их решения.

Ожидаемые результаты освоения программы 2-3 класса

Обучающийся будет знать:

• основные особенности проведения исследовательской работы;

• что такое информационный проект и практико– ориентированный проект;

• методы исследования: эксперимент, интервьюирование;

• правила выбора темы и объекта исследования, виды оформления проектов;

• правила осуществления самоконтроля;

• правила успешной презентации работы.

Обучающийся будет уметь:

• выбирать пути решения задачи исследования ;

• классифицировать предметы, явления и события;

• самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;

• правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;

• собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;

• осуществлять сотрудничество со взрослыми;

• презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной дея-

тельности;

Способы проверки результатов освоения программы.

В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть ор-

ганизованы следующие мероприятия:

• выставки творческих работ учащихся;

• мини – конференции по защите исследовательских проектов;

Ожидаемые результаты освоения программы 4 класса

Обучающийся будет знать:

• основные особенности проведения исследовательской работы;

• метод исследования: анкетирование, моделирование;

• основы работы с компьютером;

• что такое социальный проект, каково его значение для жизни окружающих;

• способы и методы, стимулирующие: саморазвитие психических процессов, обеспечива-

ющие ощущение успешности в работе;

Обучающийся будет уметь:

• самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;

• правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской ра-

боты, составлять план действий совместного исследования;

• собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;

• пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером,

рулеткой;

• осуществлять сотрудничество со взрослыми и одноклассниками;

• презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной дея-

тельности;

Способы проверки результатов освоения программы.

В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть ор-

ганизованы следующие мероприятия:

• выставки творческих работ учащихся;

• мини – конференции по защите исследовательских проектов.

Контроль и оценка планируемых результатов

Оценка успешности включает мероприятия, необходимые для управления процессом

решения задач проектно- исследовательского обучения (мини- курсы, конференции, за-

щиты исследовательских работ и творческих проектов и других) ребёнок должен знать,

что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему

необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, уме-

ния аргументировать собственное суждение.

Тематическое планирование 2 класс

34 часа

Наименование темы, раздела

Количество часов

1

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения.

1

2

Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант.

1

3

Знакомство с понятиями «формулировка». Работа со словарями.

1

4

Выбор помощников в работе над текстом.

1

5

Этапы работы над проектом.

1

6

Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность».

1

7

Проблема. Решение проблемы.

1

8

Выработка гипотезы-предположения

1

9

Цель проекта. Задачи проекта

1

10

Сбор информации для проекта

1

11

Знакомство с интересными людьми. Интервью.

1

12

Обработка информации. Отбор значимой информации.

1

13

Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями  «Макет», «поделка»

1

14

Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета.

1

15

Тест «Чему ты научился?»

1

16

Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение)

1

17

Творческая работа. Презентация. Твое знакомство с понятием «презентация»

1

18

Значимость компьютера в создании проектов. Презентация.

1

19

Знаком ли ты с компьютером? Программа MPP-Microsoft Power Point

1

20

Совмещение текста выступления с показом презентации

1

21

Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки

1

22

Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки

1

23

Самоанализ. Работа над понятием «Самоанализ»

1

24

Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно

1

25

Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности

1

26

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта.

1

27

Пробное выступление перед незнакомой аудиторией

1

28

Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией

1

29

Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно.

1

30

Тест «Чему ты научился?»

1

31

Твои впечатления от работы над проектом. Пожеланиям будущим проектантам

1

32

Повторение. Давай вспомним.

1

33

Памятка для учащегося-проектанта.

1

34

Памятка для учащегося-проектанта.

Тематическое планирование 3 класс

34 часа

Наименование темы, раздела

Количество часов

1

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над

проектом

1

2

Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта.

Проблема. Решение проблемы

1

3

Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза.

Решение задачи

1

4

Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над

проектом. Сбор информации

1

5-6

Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта

2

7-8

Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование

2

9

Памятки. Составление памяток по теме проекта

1

10

Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере

1

11-12

Практическая работа. Создание мини-постера

2

13-15

Изучение и освоение возможностей программы МРР. Вы-

ставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм

3

16-17

Программа МРР. Анимации. Настройка анимации

2

18-19

Программа МРР. Дизайн

2

20-21

Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями

2

22-23

Требования к компьютерной презентации. Power Point

2

24-25

Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР

2

26-28

Практическое занятие. Составление первой презентации по

заданному тексту

3

29-30

Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка

2

31

Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия

1

32

Твои впечатления от работы над проектом. Пожеланиям будущим проектантам

1

33

Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. (Руководитель проекта – учитель; консультанты – родители; помощники – друзья)

1

34

Советы на лето

1

Тематическое планирование 4 класс

34 часа

Наименование темы, раздела

Количество часов

1

Твои новые интересы

1

2

Твои новые увлечения

1

3-4

Виды проектов

2

5-6

Исследовательско – творческий проект

2

7-8

Творческий проект

2

9-11

Ролево – игровой проект

3

12-15

Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последу-

ющей её проверкой

4

16-19

Информационно – исследовательский проект

4

20-22

Практико – ориентированный проект

3

23-24

Монопредметный проект

2

25-26

Межпредметный проект

2

27

Вид презентации проекта в рамках научной конференции

1

28

Правильная подготовка презентации к проекту

1

29-30

Работа с памяткой при подготовке публичного выступления

2

31

Использование ресурсов интернета при подготовке презентации

1

32

Формирование умений в работе с диаграммой. Формирование

умений в работе с таблицей

1

33

Критерий итогового оценивания проектной деятельности уча-

щихся

1

34

Тестирование. Самоанализ. Рефлексия

1

Литература

1.Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 1, 2, 3,

4класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследу-

ем,доказываем, проектируем, создаём/2011

2. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятель-

ность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. –

321с.

3. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: 2010, - 5с.

4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]:

/Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.

5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия

кмысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.];

под ред. А.Г.Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152с.

6. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народноеобра-

зование». - 2000, №7.

Электронные ресурсы:

1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс]

http://allebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html

2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]

http://www.kodges.ru/dosug/page/147/

3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального

общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ре-

сурс]http://www.fsu-expert.ru/node/2696

4. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степано-

ва[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"

Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" рассчитана на четыре года обучения. В ее основе лежит исследовательская и проектная деятельность. Основные содержательные линии: Я и мир вокруг. ...

Программа внеурочной деятельности в 1 классе в рамках ФГОС «Я - исследователь»

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС "Я - исследователь" в 1 классе....

Программа внеурочной деятельности "Я исследователь"

Программа  курса рассчитана на 4 года, 135   часов,  предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный исследователь» кружок

     Курс «Юный  исследователь» редназначен для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлен на формирование у учащи...

Программа внеурочной деятельности "Я -исследователь" 1 - 4 классы

Программа внеурочной деятельности  "Я -исследователь"для обучающися 1-4 классов, соответствует ФГОС вторго поколения...

рабочая программа внеурочной деятельности "я - исследователь" (проектная деятельность)

Рабочая программа внеурочной деятельности "я - исследователь".Тематическая направленность программы - страноведение. Великобритания...

Реализация программы внеурочной деятельности "Я - исследователь" как способ развития исследовательской деятельности младших школьников.

В данной статье рассказывается о развитии поисково-исследовательской деятельности младших школьников на конкретных примерах....