Программа по внеурочной деятельности
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание.
|
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Учись учиться. Русский язык» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Федеральные государственные образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 декабря 2010г. №1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011г., регистрационный номер 19707.
- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (N 03-296 от 12 мая 2011 г.)
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
- Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
- Письмо Департамента государственной политики в сфере образования Минобрнауки России от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников на 2018-19 учебный год»
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
- Устав ГБОУ школы №547.
- Учебный план ГБОУ школы №547 Санкт-Петербурга на 2019-2020 учебный год.
- Положение об организации внеурочной деятельности обучающихся в классах работающих в условиях ФГОС НОО в ГБОУ школы №547 Красносельского района Санкт-Петербурга
- На основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык».
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика русского языка не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Таким образом, принципиальной задачей на занятиях данного курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Система представленных задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект
Формирование и развитие разных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект
Развитие речи.
Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Воспитывающий аспект
Воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Ценностные ориентиры содержания курса.
- Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
- Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.
- Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
- Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, и свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
- Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Место учебного курса
На реализацию программы курса в 3 классе предусмотрено 68 часов (2 часа в неделю).
II. Содержание разделов программы
Курс «Занимательный русский язык» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные грамматические игры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Передвижение по классу в ходе выполнения орфографических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые грамматические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: не требует от учащихся дополнительных грамматических знаний. Тематика заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные грамматические факты, способные дать простор воображению.
Тема 1. Фонетика.
Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».
Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.
Тема 2. Словообразование.
Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм». Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 3. Лексика.
Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами архаизмами, фразеологизмами русского языка.
Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 4. Морфология.
Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.
Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 5. Пословицы и поговорки. Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.
Тема 6. Игротека.
Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу учащихся в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей.
Творческая деятельность включает проведение игр, викторин, использование метода проектов, поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в сети Интернет.
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- моделирующая деятельность,
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Методы проведения занятий: беседа, игра, самостоятельная работа, творческая работа.
Межпредметные связи на занятиях по развитию познавательных способностей:
- с уроками русского языка;
- с уроками литературного чтения;
- с уроками окружающего мира.
Формы контроля: стартовый, текущий, итоговый.
Техническое оборудование:
- компьютер;
- принтер;
- сканер;
Планируемые результаты.
Личностные результаты
- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные результаты
- умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;
- умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;
- умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;
- умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;
- умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.
III. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.
- Методическое пособие для 3 класса «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2017.
- Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2017.
Цифровые ресурсы:
- Ресурсы Интернет.
- ЦОР по развитию логики учащихся начальных классов.
IV. Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Темы занятий | Количество часов | Дата | |
план | факт | |||
1 | Да здравствует русский язык! | 1 | ||
2 | Да здравствует русский язык! | 1 | ||
3 | Вежливые слова | 1 | ||
4 | Вежливые слова | 1 | ||
5 | Поговорки и пословицы | 1 | ||
6 | Поговорки и пословицы | 1 | ||
7 | Игротека | 1 | ||
8 | Игротека | 1 | ||
9 | Запоминаем словарные слова | 1 | ||
10 | Запоминаем словарные слова | 1 | ||
11 | Растения во фразеологизмах | 1 | ||
12 | Растения во фразеологизмах | 1 | ||
13 | Животные во фразеологизмах | 1 | ||
14 | Животные во фразеологизмах | 1 | ||
15 | Игротека | 1 | ||
16 | Игротека | 1 | ||
17 | Я не поэт, я только учусь… | 1 | ||
18 | Я не поэт, я только учусь… | 1 | ||
19 | Как морфология порядок навела | 1 | ||
20 | Как морфология порядок навела | 1 | ||
21 | Игры с пословицами | 1 | ||
22 | Игры с пословицами | 1 | ||
23 | Игротека | 1 | ||
24 | Игротека | 1 | ||
25 | Животные во фразеологизмах | 1 | ||
26 | Животные во фразеологизмах | 1 | ||
27 | Кое-что о местоимении | 1 | ||
28 | Кое-что о местоимении | 1 | ||
29 | Познакомимся поближе с наречием и числительным | 1 | ||
30 | Познакомимся поближе с наречием и числительным | 1 | ||
31 | Игротека | 1 | ||
32 | Игротека | 1 | ||
33 | Состав слова. Основа слова. Формы слова | 1 | ||
34 | Состав слова. Основа слова. Формы слова | 1 | ||
35 | Про корень и окончание | 1 | ||
36 | Про корень и окончание | 1 | ||
37 | Про суффикс и приставку | 1 | ||
38 | Про суффикс и приставку | 1 | ||
39 | Игротека | 1 | ||
40 | Игротека | 1 | ||
41 | Непроизносимые согласные | 1 | ||
42 | Непроизносимые согласные | 1 | ||
43 | Учимся различать предлог и приставку | 1 | ||
44 | Учимся различать предлог и приставку | 1 | ||
45 | Учимся писать «не» с глаголами | 1 | ||
46 | Учимся писать «не» с глаголами | 1 | ||
47 | Игротека | 1 | ||
48 | Игротека | 1 | ||
49 | Имена существительные с шипящим звуком на конце | 1 | ||
50 | Имена существительные с шипящим звуком на конце | 1 | ||
51 | Его величество ударение | 1 | ||
52 | Его величество ударение | 1 | ||
53 | Поговорим о падежах | 1 | ||
54 | Поговорим о падежах | 1 | ||
55 | Игротека | 1 | ||
56 | Игротека | 1 | ||
57 | Сложные слова | 1 | ||
58 | Сложные слова | 1 | ||
59 | От архаизмов до неологизмов | 1 | ||
60 | От архаизмов до неологизмов | 1 | ||
61 | По страницам энциклопедий | 1 | ||
62 | По страницам энциклопедий | 1 | ||
63 | Игротека | 1 | ||
64 | Игротека | 1 | ||
65 | Повторение. Игротека | 1 | ||
66 | Повторение. Игротека | 1 | ||
67 | Конкурс-игра «Русский медвежонок» | 1 | ||
68 | Конкурс-игра «Русский медвежонок» | 1 | ||
Итого: | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...