Программа по внеурочной деятельности
рабочая программа (3 класс)

Новожилова Алевтина Леонидовна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanim_r_yaz.docx42.39 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание.

I. Пояснительная записка

                 

II. Содержание программы

III. Учебно-методическое обеспечение

IV. Календарно-тематическое планирование                                            

                 

1.Пояснительная записка.

                      Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Учись учиться. Русский язык» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

 

  1. Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  2. Федеральные государственные образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 декабря 2010г. №1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011г., регистрационный номер 19707.
  3. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (N 03-296 от 12 мая 2011 г.)
  4. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.
  5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
  6. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
  7. Письмо Департамента государственной политики в сфере образования Минобрнауки России от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников на 2018-19 учебный год»
  8. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  9. Устав ГБОУ школы №547.
  10. Учебный план ГБОУ школы №547 Санкт-Петербурга на 2019-2020 учебный год.
  11. Положение об организации внеурочной деятельности обучающихся в классах работающих в условиях ФГОС НОО в ГБОУ школы №547 Красносельского района Санкт-Петербурга
  12. На основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык».

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика русского языка не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

        Задачи курса:

  • развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Таким образом, принципиальной задачей на занятиях данного курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Система представленных задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Познавательный аспект

Формирование и развитие разных видов памяти, внимания, воображения.

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект

Развитие речи.

Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Воспитывающий аспект

Воспитание системы нравственных межличностных отношений.

 Ценностные ориентиры содержания курса.

  • Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
  • Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.
  • Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
  • Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, и свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
  • Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Место учебного курса  

На реализацию программы курса в 3 классе предусмотрено 68 часов (2 часа в неделю).

II. Содержание разделов программы

        Курс «Занимательный русский язык» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные грамматические игры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Передвижение по классу в ходе выполнения орфографических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые грамматические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

          Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности:   не требует от учащихся дополнительных грамматических знаний. Тематика заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные грамматические факты, способные дать простор воображению.

Тема 1. Фонетика.

Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».

Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования   орфографической зоркости.

Тема 2. Словообразование.

Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм». Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса   к русскому языку.

Тема 3. Лексика.

Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами архаизмами, фразеологизмами русского языка.

Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса   к русскому языку.

Тема 4. Морфология.

Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.

Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса   к русскому языку.

Тема 5. Пословицы и поговорки. Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.

Тема 6. Игротека.

Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку

Формы организации учебного процесса.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу учащихся в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей.

Творческая деятельность включает проведение игр, викторин, использование метода проектов, поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в сети Интернет.

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • моделирующая деятельность,
  • поисковая деятельность;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии.

Методы проведения занятий: беседа, игра, самостоятельная работа, творческая работа.

Межпредметные связи на занятиях по развитию познавательных способностей:

  • с уроками русского языка;
  • с уроками литературного чтения;
  • с уроками окружающего мира.

Формы контроля: стартовый, текущий, итоговый.

Техническое оборудование:

  • компьютер;
  • принтер;
  • сканер;

Планируемые результаты.

Личностные результаты

  • умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметные результаты

  • умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;
  • умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;
  • умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;
  • умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;
  • умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.

III. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.

  1. Методическое пособие для 3 класса «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2017.
  2. Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2017.

 Цифровые ресурсы:

  1. Ресурсы Интернет.
  2. ЦОР по развитию логики учащихся начальных классов.

IV. Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Темы занятий

Количество часов

Дата

план

факт

1

Да здравствует русский язык!

1

2

Да здравствует русский язык!

1

3

Вежливые слова

1

4

Вежливые слова

1

5

Поговорки и пословицы

1

6

Поговорки и пословицы

1

7

Игротека

1

8

Игротека

1

9

Запоминаем словарные слова

1

10

Запоминаем словарные слова

         1

11

Растения во фразеологизмах

1

12

Растения во фразеологизмах

1

13

Животные во фразеологизмах

1

14

Животные во фразеологизмах

1

15

Игротека

1

16

Игротека

1

17

Я не поэт, я только учусь…

1

18

Я не поэт, я только учусь…

1

19

Как морфология порядок навела

1

20

Как морфология порядок навела

1

21

Игры с пословицами

1

22

Игры с пословицами

1

23

Игротека

1

24

Игротека

1

25

Животные во фразеологизмах

1

26

Животные во фразеологизмах

1

27

Кое-что о местоимении

1

28

Кое-что о местоимении

1

29

Познакомимся поближе с наречием и числительным

1

30

Познакомимся поближе с наречием и числительным

1

31

Игротека

1

32

Игротека

1

33

Состав слова. Основа слова. Формы слова

1

34

Состав слова. Основа слова. Формы слова

1

35

Про корень и окончание

1

36

Про корень и окончание

1

37

Про суффикс и приставку

1

38

Про суффикс и приставку

1

39

Игротека

1

40

Игротека

1

41

Непроизносимые согласные

1

42

Непроизносимые согласные

1

43

Учимся различать предлог и приставку

1

44

Учимся различать предлог и приставку

1

45

Учимся писать «не» с глаголами

1

46

Учимся писать «не» с глаголами

1

47

Игротека

1

48

Игротека

1

49

Имена существительные с шипящим звуком на конце

        1

50

Имена существительные с шипящим звуком на конце

1

51

Его величество ударение

1

52

Его величество ударение

1

53

Поговорим о падежах

1

54

Поговорим о падежах

1

55

Игротека

1

56

Игротека

1

57

Сложные слова

1

58

Сложные слова

1

59

От архаизмов до неологизмов

1

60

От архаизмов до неологизмов

1

61

По страницам энциклопедий

1

62

По страницам энциклопедий

1

63

Игротека

1

64

Игротека

1

65

Повторение. Игротека

1

66

Повторение. Игротека

1

67

Конкурс-игра «Русский медвежонок»

1

68

Конкурс-игра «Русский медвежонок»

1

Итого:

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...