Пространственно-временные представления у учащихся ОВЗ с РАС"
методическая разработка (1 класс)

Галина Светлана Ивановна

В психологических исследованиях условий и закономерностей продуктивной учебной деятельности важное место отводится вопросу правильной ориентировки в текущем времени (В. В. Андриевская, С. В. Белохвостова, В. Л. Ярощук и др.). Выявляя особенности субъективной оценки челове¬ком объективно существующих временных свойств и отношений: последовательности, темпа и ритма, ряд авторов показывают, что ориентировка во времени включается в жизнь человека с раннего детства и что своевременное и адекватное формирование понятия о времени у ребенка чрезвычайно важно. В школе, в частности, оно составляет необходимую предпосылку развития причинно-следственного и теоретического мышления, а также условие, обеспечивающее по¬знавательную деятельность в целом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по развитию и уточнению пространственно-временных представлений на занятиях с детьми - дисграфиками.

Работа по развитию и уточнению пространственно-временных представлений на занятиях с детьми - дисграфиками.Одной из основных задач логопедической работы с детьми в младших классах общеобразовательной ...

Коррекционно-педагогическая работа по формированию пространственно-временных представлений у младших школьников с детским церебральным параличом

Дипломная работа "Коррекционно-педагогическая работа по формированию пространственно-временных представлений у младших школьников с детским церебральным параличом"...

«Развитие пространственно-временных представлений» у учащегося 2 класса с задержкой психического развития.

Актуальность исследования таких ученых как Семенович А.В., Семага М.М., Цветкова Л.С. доказали, что пространственно-временная организация деятельности ребенка, развитие пространственной ориентировки и...

Формирование первичных пространственно- временных представлений

"Формирование первичных пространственно- временных представлений"     Конспект урока  для учащихся 1-2 классов с ОВЗ:...

Программа :"Развитие пространственно-временных представлений у учащихся ОВЗ с РАС"

Цель программы: создание условий для повышения уровня общего развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья, осуществления коррекции отклонений в развитии их познавательной деятельности в ди...

Аннотация на программу коррекционной работы для учащихся 1х – 4х классов общеобразовательной школы по предупреждению и устранению ошибок, вызванных несформированностью пространственно – временных представлений (с использованием регионального компонента).

Данная программа имеет своей целью предупреждение и устранение ошибок, вызванных несформированностью пространственно – временных представлений, а именно несформированностью понятий «предло...

Развитие пространственно-временных представлений у учащихся с ОВЗ в начальной школе.

Свободная ориентировка во времени и пространстве – необходимое условие социального бытия человека, условие успешного познания и активного преобразования действительности. Первостепенная роль в ф...


 

Комментарии

Галина Светлана Ивановна

В начальной школе неумение учитывать время приводит к тому, что дети привыкают «растягивать» приготовление уроков на несколько часов. В результате, во-первых, у них не хватает времени ни на прогулку, ни на чтение художественной литературы и т. п. Во-вторых, дети получают сильные перегрузки, ведущие к возникновению астенических состояний. Кроме того, неумение учитывать время приводит к тому, что дети при решении умственных или практических задач не овладевают навыком планирования своих действий во времени, а, как известно, этот навык является одним из важнейших компонентов организации учебной деятельности, трудовой и профессиональной подготовки.
Проявления такой несформированной ориентировки во времени оказы-ваются весьма различными у разных детей. У одних выявляется слишком большой временной интервал между получением задания и началом его вы-полнения. У других, замедлен сам темп деятельности. Третьи постоянно отвлекаются от основной задачи в ходе ее выполнения и т. д.
По имеющимся в литературе данным можно судить о том, что все перечисленные выше трудности ориентировки во времени в еще большей мере присущи младшим школьникам, страдающим олигофренией в степени дебильности, а также детям с задержкой психического развития (ЗПР).
По свидетельству Б. И. Пинского, Г. М. Дульнева, С. Л. Мирского, М. Г. Аббасова и других авторов, планирование деятельности умственно от-сталых детей характеризуется большими трудностями, в том числе связанными и с недостаточным учетом времени — его длительности, последовательности распределения деятельности во времени, темпа. Они не соотносят темп своей деятельности с заданным временем.
Регуляция деятельности страдает также у всех детей с ЗПР (В. И. Лубовский, Г. И. Жаренковаи др.). Трудности в регуляции учебной, трудовой деятельности проявляются у этих де¬тей при ее организации и планировании. Они так или иначе связаны с ориентировкой во времени, умением связывать свои действия с определенными временными периодами.
Вместе с тем исследования, проведенные с нормально развивающимися детьми дошкольного возрастала также наши данные, изложенные в предыдущей статье , позволяют сделать вывод о том, что формирования ориентировки во времени целесообразно начинать уже в дошкольном возрасте как с нормально развивающимися, так и с аномальными детьми. Этот вид ориентировки оказывается необходимым условием полноценной подготовки ребенка к школьному обучению, в каком бы типе школы он ни обучался.