Работа классного руководителя с родителями, семьями обучающихся
материал (3 класс)

Статья предназначена для учителей начальных классов и воспитателей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_zhurnala_shubina.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

С РОДИТЕЛЯМИ, семьями  ОБУЧАЮЩИХСЯ

Из опыта работы Шубиной  Анжелики  Владимировны,

учителя начальных классов.

«Самое сложное в работе с детьми- это работа с их родителями»».

Старый школьный афоризм.

Мой педагогический стаж составляет 26 лет. Разные были классы. Всегда были проблемы большие и маленькие, разные жизненные обстоятельства. Постепенно накапливался опыт общения с детьми и их родителями.

Очень хорошие результаты получаются тогда, когда есть тесная взаимосвязь и взаимоуважение между учителем и родителями. В основе взаимодействия семьи и классного руководителя д лежат принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Этому способствует кропотливая работа в течение нескольких лет по неформальному знакомству с семьями, по психолого-педагогическому просвещению родителей и организации взаимодействия школы и семьи.

Если это достигается, то формируется сплочённый, дееспособный классный коллектив, имеющий успехи в учёбе, спорте, общественной деятельности. Коллектив, в котором каждый является очень важной, ценной, неповторимой личностью.  В таком случае классного руководителя называют «второй мамой», которая смогла своим примером показать, как нужно уважать друг друга, приходить на выручку, добиваться поставленной цели, верить в справедливость и добро.

Я хочу поделиться своим опытом в качестве классного руководителя по организации работы с родителями.

Основные направления организации работы с родителями

1.Изучение семей класса

Для того, чтобы работа с родителями дала наибольший эффект, необходимо использовать различные формы связи с ними. Мне всегда было приятно общаться с родителями моих учеников. Я всегда старалась иметь доверительные отношения, не забывала ставить себя на место родителей. Я полностью согласна с В.А. Сухомлинским: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться», - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам».

Для составления социального паспорта класса, для знакомства с классом, для заполнения классного журнала очень помогает «Личный листок учащегося», который заполняется в первых числах сентября. В последующие годы перечень вопросов сокращаю, при необходимости добавляю новые вопросы.

Различные виды диагностик и анкетирования позволяют довольно обстоятельно познакомиться с семьями моих воспитанников.

В 1 классе провожу тест "Рисунок семьи".

Важной частью своей практической деятельности как классного руководителя по поддержанию контактов с семьей считаю индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому в целях предупреждения конфликтных ситуаций, дя налаживания взаимооотношений между семьей ученика,стараюсь больше слушать и слышать, а не давать рекомендаций воспитания и назидать.

2. Содержание и формы работы по просвещению родителей

         Классные родительские собрания – это эффективная форма одновременного взаимодействия с коллективом родителей всего класса, главная форма просвещения родителей. Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть и носят тематический характер. Они учат родителей быть умными родителями. Например в 1 классе такие темы: «Адаптация младших школьников к условиям школьной жизни», «Десять советов отцам и матерям», «Введение Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения», во 2 классе: «Первые отметки», «Детская агрессия», в 3 классе «Семейные традиции», «Роль самооценки в формировании личности», в 4 классе: « О родных и близких людях с любовью», «Как уберечь ребенка от насилия».

                     К родительскому собранию я готовлю  выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности, демонстрирую презентацию или слайд-шоу об основных событиях в жизни класса.

Огромное значение для родителей, дедушек и бабушек имеют благодарственные письма, которые вручаются родителям на последнем родительском собрании в конце учебного года. Это является большим стимулом для ребенка, а также признанием заслуг самих родителей в воспитании детей.

3.Организация взаимодействия родителей и класса

  Одной из форм связи школы с семьей является организация помощи родителей в проведении внеклассной учебно-воспитательной работы с учащимися.

 Распространенной формой участия родителей во внеклассной работе школы является организация и проведение экскурсий для учащихся, организация совместных досуговых мероприятий. В некоторых классах родители были частыми гостями и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я — спортивная семья» и литературно-музыкальные композиции к Дню матери и к  Международному женскому дню 8 марта, к 23 февраля –«Папа может», и вечера «Встреча с профессией», и концерты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов,  соревнования, конкурсы, КВН. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект.  Например, проведение вечера-встречи «Мир увлечений нашей семьи», на котором демонстрируются поделки, сувениры — все то, чем семья увлекается в свободное время. Я привлекаю родителей и детей для обустройства и материально-технического оснащения классного кабинета. Это и материальная помощь, и совместный труд классного руководителя, родителей и их детей.

Мероприятия, проведённые вместе с родителями, всегда оставляют неизгладимое впечатление. Это, едва ли, не самые запоминающиеся события года. Раньше это были папы, а теперь чаще мамы.

 Огромную роль в сотрудничестве родителей учеников и классного руководителя играет родительский комитет. К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания не только школе и одноклассникам своего ребенка, но и собственному ребенку. Тем не менее, несколько  энтузиастов всегда находятся.

В конце 4 класса выпускается классный альбом - это итог большой совместной работы за период обучения в начальной школе.

Когда выпускается очередной класс, тогда появляется и общность родителей, которые продолжат общение между собой, и не забудут классного руководителя. Самое главное – появятся успешные и счастливые люди. А это дорогого стоит.

Воспользовавшись шутливой аббревиатурой, считаю возможным так «расшифровать» слово «классный»: К – качество; Л – личность; А – активность; С – сердечность; С – сотрудничество»; Н – новации; ЫЙ – окончание, которого (в работе) нет!

А если серьезно, то успешной может быть работа классного руководителя лишь тогда, когда его программа воспитания включает в себя тандем классного руководителя, учеников, учителей, всех работников школьного учреждения и, конечно же, родителей на основе любви, доверия, взаимоуважения, сотрудничества,  успешности, положительной мотивации, открытости.

Провожая своих чад в школу, доверяя их нам, каждый родитель желает, чтобы помимо успешного овладения учебными предметами, развития творческих способностей, самореализации в учебном процессе, ребенок прожил школьный день в комфортной и безопасной среде. Но, к сожалению, не каждый родитель понимает, что в этом и он должен поучаствовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы классного руководителя с семьей

В статье описаны формы и методы работы с родителями в школе, методика проведения, виды и подготовка родительского собрания....

Работа с родителями и членами семей обучающихся в рамках учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Особенности организации работы с родителями (законными представителями) обучающихся в условиях реализации комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"....

Формы и методы работы классного руководителя с семьей ученика

В статье рассматриваются основные направления и формы работы классного руководителя....

Работа классного руководителя с семьей «В начале пути…»

Материал для педагогов начальной школы....

Образцы документов работы классного руководителя с "семьями группы риска"

Представлены образцы: Беседа классного руководителя с родителями;  Лист контрольного посещения семьи; Уведомления родителям....

Психолого-педагогическая диагностика в работе классного руководителя с семьей.

Классный руководитель при работе с семьей может  использовать комплекс традиционных  методов психолого-педагогической диагностики. Виды диагностики:-предварительная (необходима при знак...

Формы и методы работы классного руководителя с семьей ученика

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от...