Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях семьи и школы (морально-этические нормы и качества)
статья

Марина Евгеньевна Ивачева

Уважаемые преподаватели! Давайте проведём самоанализ своего педагогического стиля работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno.docx19.94 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях семьи и школы (морально-этические нормы и качества).

«Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?»

(Слова Апостола Павла к Римлянам 2:21)

Готовясь к сегодняшнему моему выступлению, я многое взяла из педагогического и семейного опыта простой русской женщины-христианки Ольги Филинковой. Она педагог и мама девятерых детей. И в этом выступлении будет звучать и мой личный опыт и переживания в воспитании. И вот с чем бы мне хотелось с вами поделиться.

У каждой мамы есть своя собственная копилка. Она хранится не на полках или столе, а в уголке ее сердца. Эту копилку она наполняет на протяжении всей своей жизни, бережно складывает, а потом достаёт оттуда ценные советы, опыт, наставления.

Так и я создаю свою копилку, которую стараюсь пополнять регулярно, когда общаюсь с мудрыми людьми, читаю Библию, интересные книги, наблюдаю за кем-то в повседневной жизни. Я стараюсь учиться у многих, начиная от маленького ребенка и заканчивая самой природой, которая тоже многому учит нас.

Мудрый Создатель подарил женщине великий дар – дар материнства. И это не ноша, обуза или бремя; это дар, это-честь! Бог удостоил и меня этой чести, за что я Ему благодарна от всего сердца.

Конечно, ни одна мать не желает видеть своих детей несчастными, но конечный итог, т.е. результат воспитания, радует не каждую мать.

Как же достигнуть поставленной цели, т.е. увидеть в своем взрослом чаде воплотившиеся в жизнь ожидания? Вот и собираем мы в свои материнские копилки все самое полезное, самое ценное, чтобы наконец-то, наша мечта превратилась в реальность.

Позвольте мне поделиться с вами маленькими «жемчужинками» из моей копилки. Первое правило воспитания: «Будьте всегда и во всем для детей образцом». Это действительно очень важно. Как можно сыну говорить о вреде курения или алкоголя, если он видит это в семье, или дочери советовать быть скромной, если мама выглядит так, как раскрашенная супер-звезда, привлекая к себе внимание посторонних мужчин.? Ваши слова так и повиснут в воздухе, не достигнув сердца сына или дочери. Но если вы подтверждаете свои слова собственным примером, они непременно принесут добрые всходы, пусть даже и не сразу.

Второе правило воспитания: «Не ронять слов на ветер, или лучше не обещать, чем обещать и не исполнить». Русская пословица говорит так: «семь раз отмерь, один раз отрежь». Английская пословица говорит: «Слово – серебро, молчание – золото». А в Библии мы читаем: «Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово перед Богом; потому что Бог на Небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги» (Еккл.5:1). Не нужно говорить лишних слов. Хорошо быть человеком дела. Сначала обдумать, взвесить свои возможности, а потом планировать с детьми совместные мероприятия. Это тоже важно.

Третье правило воспитания: «Добродетельная жена созидает свой дом». Так же очень важно делать добрые дела не только в своем доме, а быть милосекрдной и добродетельной ко всем окружающим. Я всегда стараюсь помнить о том, что нахожусь под пристальным вниманием своих детей. Я – как в зеркале их маленьких сердечек. Что отразится в них, какой образ матери: эгоистичный и совевольный или добродушный и сострадательный? Что я могу сказать им или смогу ли попросить о помощи, если сама буду нуждаться в ней? Библия говорит: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Это истина, и она неизменна!

Четвертое правило воспитания: «Добивайтесь доверия детей через искренние отношения с ними». Очень важно следить за тоном, манерой разговора с детьми. Кто я – армейский бездушный сержант или ласковая мама и воспитатель, готовая протянуть руку помощи своему, быть может, беззащитному ребенку? А может, он боится обратиться к родителям за советом или помощью? Скажу честно, что не всегда это у меня получается, поэтому я постоянно учусь и надеюсь, что Бог мне снова и снова поможет. И не важно, устала ли я, а может, заболела или просто «не в настроении», здесь не может быть извинений – надо преодолевать барьер между тобой и ребенком.

Пятое правило воспитания: «Учитесь по-настоящему любить своих детей». Я говорю «учитесь», сознавая, что правильно любить – это очень сложно. Наш мир полон подделок, и мы, порой не задумываясь, пытаемся заменить родительскую любовь подарком или еще каким-либо компромиссом, не догадываясь, что дети все понимают и чувствуют нашу готовность любить их по-настоящему, любить и не раздражаться, когда они бывают непослушными и своевольны, упрямы и горделивы. А не есть ли это отпечаток нас самих, хотя это не хочется порой признать? Но мы ведь претендуем на любовь со стороны окружающих, а разве наши дети не достойны нашей безусловной любви?

Шестое правило воспитания: «Не требовать сиюминутных результатов, а терпеливо ждать». Этому меня учит Слово Божье: «Что посеешь, то и пожнешь!» В этом суть закона сеяния и жатвы, но всему свой срок. Если вы «садили» обзывательства, ложь, обиды, злость, непослушание, дерзость, то и вырастет то же. И вы «соберете» семена лжи, обиды, злости и непослушания для себя. Так же и с детскими душами обстоит дело. Мы сеем доброе, читаем, наставляем, являем собой пример для подражания, молимся непрестанно и надеемся, что придет время и долгожданное семя явит всходы, а потом и даст плод. Но терпеливо ждать – это тоже непросто.

Седьмое правило воспитания: «Все, что можешь и должен сам – делай, остальное сделает Бог». Не следует считать, что родители и воспитатели все могут сделать сами. Это самообман. Человек не всесильный, всемогущий только Бог. Однако, это не должно приводить нас в состояние лености и пассивности. Родители и воспитатели ДОУ несут большую ответственность за воспитание детей; поступками и словами проявляя свою заботу. Но, увы, все дискуссии о воспитании прекратились бы, если бы у нас все так легко получалось. Человек не может жить обособленно от своего Творца, и только Бог дает мудрости родителям и педагогам, а порой Он Сам доводит до желаемого результата начатое дело.

Восьмое правило воспитания: «Учить детей быть благодарными за все». Это великое благо – жить на земле, созерцать красоту природы, наслаждаться общением, иметь дом, семью, детей. И это очень важно – за все быть благодарным Богу и научить этому детей. Ведь только по милости Его мы живем и существуем. Достаточно прослушать выпуск новостей, чтобы оценить те блага, которыми мы пользуемся. Благодарное сердце – это тоже дар от Господа. А если мы умеем благодарить и тогда, когда что-то не складывается – то это уже ценность! Ведь от избытка сердца говорят уста, а от избытка благодарного сердца и уста будут благодарными.

Девятое правило воспитания: «Живите так, как будто этот день – ваш последний на земле». Следует всем нам помнить, что день завтрешний может когда-то для нас и не наступить. Как я проживу тогда свой последний день на земле? Не будет ли мне стыдно за то, что я пообещала что-то и не исполнила, кого-то не выслушала, кому-то не помогла, сказала что-то напрасно, могла бы посетить кого-то и не сделала? А дети все видят, и в их сердечках ведутся дневники, а они ставят маме, папе и педагогам оценки неуспеваемости, а может, даже неудовлетворительного поведения. Не так ли?

Десятое правило воспитания: «Самое главное – не упустить главное!». Я всегда задаю себе вопрос: «Что я хочу от моих детей?» Иными словами, я определяю приорететы в нашей семейной жизни: что важнее для детей – быть добрыми, любящими Бога и окружающих, или сделать карьеру и занять определенное место в иерархии общества, имея статус и самовыражение, не считаясь порой с духовными и общечеловеческими ценностями? Нужно избирать приоритеты по Божьему Слову, вместе с детьми определять, что главное, а что второстепенное. И согласно этому строить всю свою жизнь.

СТИЛИ ДИСЦИПЛИНИРОВАНИЯ.

Дисциплина представляет собой сбалансированное сочетание двух факторов: поддержки и контроля. Поддержка – это проявление любви к детям. Контроль - это попечение о том, чтобы дети не переступали установленные границы поведения.

  1. Все позволяющий педагог. Он предлагает детям большую поддержку, но низкий контроль. Чтобы завоевать авторитет у детей, он старается выполнять их желания. Его сильные стороны – максимум понимания и сострадания, однако дети могут злоупотреблять этим. Они обычно «садятся на шею» такому педагогу, но они уверены в его любви. Так как он не устанавливает границ поведения, взаимоотношения ухудшаются. Без дисциплины не может быть никаких достижений.
  2. Авторитетный педагог. Это оптимальный стиль дисциплинирования, при котором высокий уровень контроля сочетается с поддержкой и любовью. Чётко очерченные рамки придают детям чувство защищенности. К тому же, дети знают, что педагог их любит и заботится о них.
  3. Безразличный педагог. От него дети практически не видят ни поддержки, ни контроля. Он слишком поглощен собственными проблемами и целями, чтобы уделять внимание детям. В его понимании идеальные дети – это те, которых не видно и не слышно. Поэтому его дисциплинарнарные меры направлены на то, чтобы дети причиняли как можно меньше беспокойства. Он не берет на себя никакой ответственности, и так же поступают воспитанники, они такие же безразличные, как и он. Безразличие переходит в скуку, а с ней и разочарование. Они начинают жаловаться.
  4. Авторитарный педагог. Он жёстко контролирует детей, но слабо поддерживает их. У него много правил, а где много правил, там меньше понимания и доверия. Дети часто слушаются только из чувства страха. Под его руководством дети могут достигать хороших результатов, но при этом плохо развиваются творческие способности и инициативность воспитанников.

Между использованными стилями должен быть баланс. Иногда допустимо проявить безразличие, но оно должно быть только внешним. Внутренне должна быть готовность в какой-то момент начать действовать. А почему иногда необходима авторитарность? Например, какое-то ЧП. Приходится действовать быстро, нет времени принимать коллективное решение и тогда команда звучит для всех.

Можно использовать все приемлемые методы дисциплины, но только с любовью, иначе нет ничего хуже постоянного авторитарного стиля, который тормозит все стороны развития детей.

Христос категорически выступал против греха, но в то же время проявлял огромную любовь к грешникам. Поэтому Его стиль можно назвать авторитетным. В вопросах дисциплины мы так же должны брать пример с Христа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно - нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации УМК "Перспективная начальная школа"

выступление на 2 Всероссийских Аксиологических чтениях "Духовно-нравственное воспитание молодежи и  младших школьников"...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях ФГОС

Новые требования ФГОС к духовно-нравственному воспитанию младших школьников....

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях перехода на ФГОС.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях перехода на ФГОС....

Педагогический проект "Духовно- нравственное воспитание младших школьников в условиях обновления содержания образования"

    Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ц...

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.

Взаимодействие семьи и школы в формировании нравственных качеств младших школьников....

Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников в условиях сельской малокомплектной школы

         Патриотическое воспитание — это непрерывный процесс. Начинается он в семье, продолжается в школе, а дальше сама жизнь формирует патриотов. Настоящим...

Духовно - нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации УМК "Перспективная начальная школа"

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены ...