Статья "Неблагополучная семья"
статья

Мартынова Оксана Николаевна

Материал в помощь молодым педагогам и родителям учеников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neblagopoluchnaya_semya.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

                Мартынова Оксана Николаевн, ГБОУ СОШ№283    

                                 Неблагополучная семья

Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Другими словами, в семье осуществляется первичная социализация ребенка.

В психолого-педагогической литературе описаны 4 статуса семьи:

статус семьи

характеристика статуса

социально-экономический статус

материальное положение семьи, жилищные условия, имущественная обеспеченность

социально-психологический статус

благоприятный психологический климат

социокультурный статус

общая культура семьи, уровень образования взрослых членов

ситуационно-ролевой статус

отношение к ребенку и его проблемам

Б.Н.Алмазов выделяет четыре типа неблагополучных, семей, способствующих появлению «трудных» детей:

семьи с недостатком воспитательных ресурсов, неполные семьи

семьи с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе; семьи, где тратят много времени на поддержание материального благополучия, тем самым, создавая нежелательный фон для воспитания детей

конфликтные семьи

в таких семьях дети, как правило, демонстративно конфликтны, неуравновешенны; старшие дети, протестуя против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей

нравственно неблагополучные семьи

среди членов такой семьи отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, стремление подчинить своей воле другого и т.п.

педагогически некомпетентные семьи

Последствиями воспитания в таких семьях могут стать безнадзорность, безынициативность, слепое подчинение и т.д.

Неблагополучная семья – это семья, полностью или частично утерявшая свою функцию по воспитанию детей, созданию им нормальных условий для проживания, негативно влияющая на психическое состояние ребенка, создающая угрозу его жизни и здоровью. С учетом доминирующих факторов, оказывающих негативное влияние на развитие личности ребенка.

Неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей.

 

первая группа

 семьи с явной (открытой) формой неблагополучия 

конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально – криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности - неполные).

вторая группа

 внешне респектабельные семьи

ценностные установки и поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными цен-

ностями. Взаимоотношения членов семьи на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление

Но оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей.

Дисгармоничные типы воспитания

название

описание

уровень протекции

удовлетворение потребностей ребенка

степень требований к ребенку

степень запретов

строгость санкций

Потворствующая гиперпротекция

«кумир семьи»

   +

    +

    -

   -

   -

Доминирующая гиперпротекция

принятие, отвержение или абвивалентное отношение к ребенку

   +

    + -

    + -

   +

   -

Повышенная моральная ответственность

высокие требования и пониженное внимание к потребностям ребенка

   +

    -

    +

   + -

   + -

Эмоциональное отвержение

«Золушка»

   -

    -

    + -

   + -

   + -

Жестокое обращение с детьми

эмоционально и физически

   -

   -

    + -

   + -

   +

Гипопротекция

вариант безнадзорности

   -

   -

    -

   -

   + -

Противоречивый стиль

члены семьи используют разные типы воспитания

   + -

   + -

    + -

   + -

   + -

Культ болезни

ребенок-больной член семьи

   +

   +

    -

   + -

   -

Психолого-педагогическое сопровождение неблагополучной семьи. (ППС)

В качестве объекта ППС рассматривается вся семья.

ППС- целенаправленное коррекционное воздействие, ориентированное на    семью, осуществляемое усилиями специалистов.

Результат работы: изменение качества жизни семьи, возможность развития семьи в конструктивном русле.

-ППС имеет непрерывный, длительный характер.

-ППС всегда носит рекомендательный характер.

-ППС – не учит, а сотрудничает.

-ППС можно рассматривать, как метод создания условий для принятия решений в различных ситуациях.

-ППС  реализуется в системе мероприятий, направленных на оказание помощи и поддержки семьи.

Основные модели помощи семье

Педагогическая

направлена на повышение психолого-педагогической компетентности родителей, восстановление воспитательного потенциала семьи, активное включение родителей в процесс воспитания детей

Медицинская (при необходимости)

направлена на лечение и реабилитацию ребенка

Психологическая

направлена на оказание психологической помощи, анализ семейной ситуации, психодинамику личностных и семейных отношений, разработку адекватных методов психологического воздействия, устранение трудностей

.Социальная

используется, когда семейные трудности – результат неблагополучной жизненной ситуации

Диагностическая

основана на предположении, что члены семьи имеют дефицит знаний о себе и ребенке

Необходимо формировать у родителей реалистичное, понимающее отношение к ребенку и самим себе. Адекватность позиции родителей позволяет обрести новый жизненный смысл.

Методы работы.

1.Демострация моделей поведения.

2.Анализ ситуаций.

3.Алгоритм помощи ребенку при выполнении Д./з.

4.Совместная деятельность.

5.Психолого-педагогическое просвещение родителей.

6.Привлечение родителей к активному участию в школьных мероприятиях.

Профилактическая работа школы с неблагополучной семьей.

(Ведется в сотрудничестве социального педагога, педагога и психолога.)

1-й этап – изучение семьи и осознание существующих в ней проблем.

2-й этап – первичное обследование жилищных условий неблагополучной                           (проблемной) семьи.

3-й этап – знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни.

4-й этап – знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов.

5-й этап – изучение причин неблагополучия семьи, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций.

6-й этап – изучение личностных взаимоотношений в семье.

7-й этап- составление карты семьи.

8-й этап – разработка и утверждение программы работы с неблагополучной семьей.

9-й этап – текущие и контрольные посещения семьи, с целью контроля.

10-й этап – выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.

          Общие рекомендации родителям по вопросам воспитания, развития и

                                            обучения детей.


1. Безусловно принимайте ребенка - любите его не за то, что он красивый, умный, способный, а просто так, за то, что он есть!

2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности вашего ребенка.
3. Вселяйте в ребенка дух уверенности - говорите ему, у тебя все получится, мы справимся вместе.
4. Помогайте ребенку если ему трудно!
5. Активно слушайте ребенка, уточняйте сказанное им, обозначая при этом его и свои чувства, не торопите в высказывании и держите паузу.
6. Не требуйте от ребенка невозможного!
7. Учитесь правильно разрешать конфликты.
8. Придумайте несколько занятий с ребенком или несколько семейных дел, традиций, которые будут создавать «Золотой фонд вашей жизни с ребенком».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Сотрудничество семьи и школы. Проект "Моя семья"

Анализ моего опыта работы как классного руководителя....

Любовь к Родине начинается с семьи. Что такое семья. Я член семьи, какой я.

проект внеклассного мероприятия в 1 классе (час семейного общения)...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ "Организация исследовательской деятельности над созданием проекта Книга о семье «Семью семь»

Изучать историю своей семьи необходимо, именно она воспитывает гордость за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать такими же, как деды. Каждый, кто узнает о прошлом своих близких, ч...

Мероприятия, посвященные дню семьи «СЕМЬ Я=СЕМЬЯ».

Уважаемые учащиеся и родители! С 13 по 21 мая 2020 года приглашаем вас принять участие в мероприятиях, посвящённых Дню Семьи:«СЕМЬ Я=СЕМЬЯ». Представляем вашему вниманию подборку познавате...

Занятие №1 клуба "Семья 21 века". Тема: "Семья 21 века, какая это семья?"

Видехрестоматия как средство развития педагогической культуры родителей младших школьников....

Конспект занятия клуба «Семья 21 века» Тема: Вводное занятие «Семья 21 века: какая это семья?»

Цель: знакомство с целями и задачами клуба; разработка модели «идеальная семья»;Знать: цели и задачи клуба;Уметь: создавать инфографику «Модель идеальная семья»; называть стили...