Социализация детей-сирот через ознакомление с окружающим миром
статья (1 класс)

      Как известно, вхождение ребенка в современное общество невозможно без освоения первоначальных представлений социального характера, без вхождения в систему социальных отношений. Социализируясь, дети осваивают окружающий мир и определяет в нем свое место. Социализация — это двухсторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны — процесс активного воспроизводства системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Социализация осуществляется в условиях стихийного воздействия различных жизненных факторов и в условиях воспитания, являющегося ведущим и определяющим ее началом.

      Каждому ребенку в жизни независимо от того, в какой ситуации он оказался (или был), в первую очередь необходимо общение, познание окружающего мира. Наши дети проживают и воспитываются в школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проживание детей в таких учреждениях ограничивает представление об окружающем мире, и мы, педагоги, должны помочь им. Педагоги нашего учреждения - это одновременно и воспитатели, и мамы. Воспитатели расширяют детский кругозор, зная, что основной источник впечатлений младших школьников - их ближайшее окружение, среда, в которой они живут, поэтому важно научить детей анализировать, сравнивать, обобщать то, что они видят в окружающей жизни.

      Основные направления по социализации воспитанников младшего школьного возраста – это прогулки и экскурсии внутри школы-интерната, экскурсии в природу, экскурсии и прогулки по городу, в цирк, театр, музей, зоопарк, различные развлекательные парки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социализация детей-сирот через ознакомление с окружающим миром

                                                         И.В.  Лобакина,  воспитатель КОУ РА

 «Школа-интернат для детей-сирот

 и детей, оставшихся без попечения

 родителей, им. Г.К.Жукова»

Как  известно,  вхождение ребенка в современное общество невозможно без освоения первоначальных представлений социального характера, без вхождения в систему социальных отношений. Социализируясь,  дети осваивают окружающий мир и определяет в нем свое место.   Социализация — это двухсторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны — процесс активного воспроизводства системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.  Социализация  осуществляется в условиях стихийного воздействия различных жизненных факторов и в условиях воспитания, являющегося ведущим и определяющим ее началом.

        Каждому ребенку в жизни независимо от того, в какой ситуации он оказался (или был), в первую очередь необходимо общение, познание окружающего мира. Наши дети проживают и воспитываются в школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проживание детей в таких учреждениях ограничивает представление об окружающем мире, и мы, педагоги, должны помочь им.  Педагоги нашего учреждения -  это одновременно и воспитатели, и мамы.  Воспитатели расширяют детский кругозор, зная, что основной источник впечатлений младших школьников -  их ближайшее окружение, среда,  в которой они живут, поэтому важно научить детей анализировать, сравнивать, обобщать то, что они видят в окружающей жизни.

Основные направления по социализации воспитанников младшего школьного возраста – это прогулки и экскурсии внутри школы-интерната, экскурсии в природу, экскурсии и прогулки по городу,  в цирк, театр, музей, зоопарк, различные развлекательные парки.

Прогулки и экскурсии внутри школы-интерната.

Школа-интернат представляет собой компактный социальный комплекс, в котором есть многое для развития у младших школьников первоначальных представлений. Это библиотека, спортивные и тренажерные залы, столовая и кухня, учебные классы и психологические комнаты разгрузки,  многочисленные службы сопровождения, где дети знакомятся с людьми разных профессий (повар, медсестра,  прачка, охранник, водитель, дворник   и другие).

Экскурсии в природу.

 Экскурсии, прогулки планируются и проводятся с воспитанниками и в солнечный летний день, и в зимние сумерки, и ранней весной, и золотой осенью. Дети убеждаются в том, что предметное окружение и природа прекрасны в любое время года и каждый раз интересны по-новому.   Границы наблюдений постепенно расширяются: детская площадка, улица, река, поле, лес, парк. Воспитатели не только сообщают детям первые знания о природе, но и сами дают пример элементарной оценки наблюдаемых явлений: «Это луг, смотрите, какой красивый, сколько разных цветов растет здесь: и желтых, и голубых, и белых...» или «Выглянуло солнышко,  и всем сразу стало весело...» или «Наша река широкая, но не глубокая. Берега покрыты травой, песком. Много людей купаются и загорают здесь. В любое время красива наша река».  Объясняя, какую пользу приносят птицы, воспитатели не только дают детям первые знания о природе, но и формируют в детях определенные нравственные качества.

Педагоги организуют экскурсии на цветники, рассказывают о том, кто ухаживает за цветами, что это нелегкий труд,  тем самым воспитывая у детей желание помогать взрослым. Организуются наблюдение труда воспитанников, при этом обращается внимание на их согласованные действия, взаимопомощь. Воспитатели объясняют детям, что старшеклассники трудятся не только для себя, но и для всех. Педагоги тем самым формируют у детей положительные качества, которые необходимы каждому человеку нашего общества.    Педагоги умело проводят досуг с детьми на природе, показывая тем самым необходимость и важность ее для всестороннего развития ребенка. С большим удовольствием дети собирают природный материал,  делают совместно с воспитателями из шишек, веток, желудей, бересты, коряжек забавные экспозиции и поделки. Организуются выставки «Природа и фантазия», «Наш лес» и другие.

Экскурсии и прогулки по городу.        

В экскурсиях и прогулках по городу с воспитанниками 1 класса проводятся  целевые наблюдения за машинами (какая машина куда едет — на стройку, в магазин, в книжный киоск, на хлебозавод).  А потом в сюжетно-ролевых играх воспитатели закрепляют у детей социальную мотивацию «Куда вы едете? Кого перевозите?» и др.   Педагоги в беседах с детьми умело используют наглядные, практические, игровые  приемы, художественное слово, тем самым обогащая речь детей, умение правильно пользоваться словом. Все это способствует лучшему усвоению полученных представлений об окружающем мире.

   Особенно важно знакомить детей  с особенностями родной Республики Алтай, побуждая в сердцах детей любовь к малой родине. Уделяется большое внимание патриотическому воспитанию младших школьников через знакомство с участниками и героями  Великой Отечественной войны нашей республики. Организуются  экскурсии в Парк Победы к Вечному огню с возложением цветов. «Каждая прогулка по городу становится средством формирования возвышенных чувств:   «Вот здесь находится...», «Вот здесь строится...», «Это — музей...», «Это — театр...» После таких прогулок дети с удовольствием рассказывают, делятся впечатлениями о том, что увидели.

Экскурсии в цирк, театр, музей, зоопарк, различные развлекательные парки.

Педагоги формируют у детей конкретные, яркие представления, активное отношение к окружающей жизни (походы в цирк, на театрализованные представления, поездки и экскурсии по городу). Воспитатели не дают исчерпывающих ответов,  предлагая каждому ребенку подумать, вспомнить то, что он узнал раньше, сравнить с тем, что узнал только что. Вся информация оказывается полезной для детей всех возрастов.

  Результатом работы по социализации детей через познание  окружающего мира посредством организации  прогулок, походов, поездок, экскурсий  становиться повышение  уровня воспитанности детей, они становятся доброжелательными, проявляют   дружеские взаимоотношения к сверстникам и взрослым, развивается взаимопомощь, расширяется кругозор, бережно относятся  к результатам своего труда и труда взрослых. У детей формируются   представления о целостной картине мира. Все это дает возможность показать детям нравственные качества жизни взрослых, закладываются представления о жизни и устройстве мира, что так важно для наших детей, которые растут в условиях материнской депривации.

 Литература:

  1. Байбородова Л.В. Преодоление трудностей социализации детей-сирот / Л.В. Байбородова. - Ярославль., 2005. - 196с.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М.Андреева //  Учебник для высших учебных заведений. - М., 1996. - 342с.
  3. Иванова Н.П. Возрастные стандарты социализации детей-сирот/ Н.П.Иванова. - М., 2011. - 251с
  4. Жуковская Р.И. Родной край / Р.И.Жуковская. - М.. 1998. - 237с.

 

 

                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование уроков ознакомления с окружающим миром в 3 классе

Тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования и разработано по учебнику Плешакова А. А. ...

УРОК ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

1 КЛАСС ТЕМА: « Вода и ее свойства». ...

Интегрированный урок: Ознакомление с окружающим миром и математика (4 класс) Тема. Путешествие по Солнечной системе.

Интегрированный урок: ознакомление с окружающим миром и математика (4 класс) Тема. Путешествие по Солнечной системе.Цели: -расширить кругозор о планетах Солнечной системы; -отрабатывать письменные и у...

Ознакомление с окружающим миром

Открытый урок по окружающему миру с использованием ИКТ...

Урок ознакомления с окружающим миром в 1 классе "Свойства снега и льда"

Опытным путем  учащиеся  1 класса знакомятся с некоторыми физическими свойствами снега и льда; анализируя и систематизируя накопленные знания по теме, ищут ответ на вопрос Снеговика-помощник...