Родительское собрание МЕИ
методическая разработка
Родительское собрание МЕИ
Скачать:
Предварительный просмотр:
СИТУАТИВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА (Малая Е.И..)
Учащийся 2 «Б» класса в первой четверти стал опаздывать на первый урок. На замечания учителя он не реагировал.
АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ | ПРОБЛЕМА | ФОРМУЛИРОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЦЕЛИ | ФОРМУЛИРОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ, В ТОМ ЧИСЛЕ РЕШАЕМОЙ В РАМКАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С УЧАСТНИКАМИ ИНТЕРАКТИВА | ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ С УЧЕТОМ ВКЛЮЧЕНИЯ СЕМЬИ |
Объектом данной педагогической ситуации являются учитель, родители конкретного учащегося и класс (эти участники не представлены в прямой форме). Учащийся 2 «Б» класса - субъект (представлен в прямой форме). Противоречия: – необходимо проявлять такое качество личности как самостоятельность, а у учащихся данной возрастной категории (первая четверть 2 класса) оно находится еще в процессе формирования; – возрастающий уровень количества обязанностей, встающих перед ребенком при утренних сборах в школу требует высокого уровня самоорганизации, а у большинства из них частично сформировано понимание того, какие обязанности/действия необходимо выполнить для того, чтобы вовремя приходить в школу; – возрастные особенности учащегося младшего школьного возраста предполагают, что родители чаще всего еще должны сопровождать ребенка при его сборе в школу, а в некоторых семьях современный ритм жизни и другие личные причины препятствует проявлению ими такой позиции. | Недостаточный уровень самоорганизации учащегося на этапе перехода ко второму году обучения в начальной школе (школьная дисциплина)
| Совместный поиск предотвращения опозданий учеников 2 класса для составления с коллегами технологической карты решения данной проблемы. Составить в ходе интерактивного общения с коллегами рекомендации для учителей начальных классов для решения проблемы опозданий среди учащихся начальных классов (школьная дисциплина на примере учащиеся 2 класса) | Определить, что необходимо ввести систему мер учителя начальных классов для предотвращения ябедничества у учащихся начальных классов (на примере работы с учащимися 3 класса) Определить для учителя начальных классов эффективные (оптимальные) способы решения проблемы ябедничества у учащихся начальных классов (при работе с учащимися 3 класса) и зафиксировать их с участниками интерактива в форме памятки, используя «Кейс-метод» | 1 вариант ПРИЧИНА: недостаточный опыт самоорганизации Варианты решения педагогической задачи при включении семьи: – оказывать родителям необходимую поддержку при возникновении каких-либо препятствий/ошибок в сборах в школу; – родителям включаться в формирование у ребенка такого качества как самоорганизация; – утром не давать ребенку дополнительных заданий/поручений, кроме тех, которые ему необходимы для сбора в школу. Учителю начальных классов необходимо проводить с учащимися классные часы, направленные на разработку ими режима дня с примерным расчетом времени для выполнения необходимых действий. 2 вариант ПРИЧИНА: недостаточный контроль со стороны родителей Варианты решения педагогической задачи при включении семьи: - индивидуальные беседы с родителями и ребенком по устранению проблемы опоздания; – встреча родителей с психологом и учителем для формирования у них знаний и полного понимания/принятия возрастных особенностей ребенка младшего школьного возраста; – максимально проявлять родителям заинтересованность в успешном решении ребенком проблем, связанных с самоорганизацией, не выражая при этом отрицательных эмоций; – учить ребенка приемам правильного распределения времени, самоконтролю своих действий 3 вариант ПРИЧИНА: избалованность ребенка Варианты решения педагогической задачи при включении семьи:
– объяснить ребенку, что пунктуальность – это очень важная черта жизни любого человека, в том числе и учащегося второго класса; сформулировать все его утренние обязанности, можно в выходной день их проанализировать вместе с ребенком; выявить, на каком этапе сбора в школу он теряет время (можно записать эти утренние этапы сбора в домашний блокнот ребенка и предложить ему ежедневно отмечать, что при сборе в школу он быстро сделал). |
Этап | Содержание |
Приветствие | – Здравствуйте, уважаемые педагоги! Я рада приветствовать Вас на заседании методического объединения! На заседании сегодня присутствуют начинающие педагоги, поэтому интерактивное общение имеет особую методическую ценность. |
Пробле-ма | – Уважаемые коллеги! Сегодня мы рассмотрим одну из актуальных проблем в обучении младших школьников. Учащийся 2 «Б» класса в первой четверти стал опаздывать на первый урок. На замечания учителя он не реагировал. Какую проблему вы выявили? (Недостаточный уровень самоорганизации учащегося на этапе перехода ко второму году обучения в начальной школе (школьная дисциплина). – Я согласна с таким вариантом формулировки данной проблемы. – Верно. Сегодня наша совместная работа поможет выявить причины данной проблемы и оптимальные варианты повышения уровня самоорганизации учащегося 2 класса. – Результатом интерактивного общения будет создание рекомендаций начинающим педагогам по решению данной проблемы. – Как вы считаете, актуальна ли данная проблема в работе учителя начальных классов? Почему? – Коллеги, я благодарю Вас за активность при выявлении проблемы. – Я полностью согласна с тем, что данная проблема является актуальной. Она касается всех возрастов младшего школьника. Сегодня мы будем решать эту проблему на примере 2 класса. –Что же такое самоорганизация? Самоорганизация деятельности рассматривается как деятельность и в то же время способность личности, связанная с умением организовать себя, которая проявляется в целеустремленности, активности, обоснованности мотивации, планировании своей деятельности, самостоятельности, быстроте принятия решений и ответственности за них, критичности оценки результатов своих действий, чувстве долга. Когда цели поставлены и понятен план действий, остается только – действовать. Иногда это легко, а иногда для этого нужно себя организовать. |
Тема/форма/цель | –Исходя из проблемы, вы уже сами можете определить тему нашего заседания методического объединения: Коллеги называют тему заседания МО: «Как повысить у учащихся 2 класса уровень самоорганизация деятельности?» –Выскажите свои предположения о цели нашего заседания методического объединения. Цель: выявить проблему, причины её возникновения; способы решения проблемы. – Для успешного достижения этой цели, предлагаю организовать работу в группах. Выбор этой методики связан с тем, вы сможете обсудить данную проблемы с коллегами, проанализировать возможные способы решения проблемы, зафиксировать их. Так же мы проведем «аукцион идей» решения данной проблемы.
|
Причи-ны | – Посмотрите, я вынесла на доску различные причины. Как Вы считаете, какие из них могли бы оказаться причинами возникновения данной проблемы? (выбор верных первопричин, их перенесение в круг) Возможные причины: – неполное осознание учащимися необходимости самоорганизации; – недостаточный опыт самоорганизации – недостаточный контроль со стороны родителей – избалованность ребенка |
Решение | – Каков следующий наш шаг? (найти способы решения проблемы, учитывая различные причины ее возникновения). – И чтобы рационально использовать драгоценное время, организуем анализ, пользуясь уже известным нам приёмом групповой дискуссии. Помните, что итогом нашей совместной работы является: памятка , рекомендации начинающим. – Я предлагаю Вам в микрогруппе проанализировать данную проблему на основе одной из причин и выделить варианты ее решения (коллеги в группах анализируют проблему и выделяют варианты решения). – Предложим начинающим коллегам представить выявленные варианты решения данной проблемы, исходя из выбранной вами причины (представление). 1 ПРИЧИНА: недостаточный опыт самоорганизации Варианты решения педагогической задачи при включении семьи: – оказывать родителям необходимую поддержку при возникновении каких-либо препятствий/ошибок в сборах в школу; – родителям включаться в формирование у ребенка такого качества как самоорганизация; – утром не давать ребенку дополнительных заданий/поручений, кроме тех, которые ему необходимы для сбора в школу. Учителю начальных классов необходимо проводить с учащимися классные часы, направленные на разработку ими режима дня с примерным расчетом времени для выполнения необходимых действий. 2 ПРИЧИНА: недостаточный контроль со стороны родителей Варианты решения педагогической задачи при включении семьи: - индивидуальные беседы с родителями и ребенком по устранению проблемы опоздания; – встреча родителей с психологом и учителем для формирования у них знаний и полного понимания/принятия возрастных особенностей ребенка младшего школьного возраста; – максимально проявлять родителям заинтересованность в успешном решении ребенком проблем, связанных с самоорганизацией, не выражая при этом отрицательных эмоций; – учить ребенка приемам правильного распределения времени, самоконтролю своих действий 3 ПРИЧИНА: избалованность ребенка Варианты решения педагогической задачи при включении семьи: – родителям не выполнять обязанности за своего ребенка; – объяснить ребенку, что пунктуальность – это очень важная черта жизни любого человека, в том числе и учащегося второго класса; сформулировать все его утренние обязанности, можно в выходной день их проанализировать вместе с ребенком; выявить, на каком этапе сбора в школу он теряет время (можно записать эти утренние этапы сбора в домашний блокнот ребенка и предложить ему ежедневно отмечать, что при сборе в школу он быстро сделал). – Есть ли какие-либо дополнения к представленным вариантам решений данной проблемы? – Как Вы считаете, какие способы решения нам могут помочь в решении подобных проблем, связанных с недостаточной самоорганизации учащимися младшего школьного возраста? – Проведем «аукцион идей» решения данной проблемы. –Что же вы будете делать для повышения уровня самоорганизации у учащихся вашего класса? – Из представленных способов решения данной проблемы я буду использовать следующие (проведение классных часов на тему «Самоорганизация», «Школьная дисциплина»; проведение родительских собраний на тему « Самоорганизация детей младшего школьного возраста»; привлечение различных специалистов (педагог-психолог) и др. Для работы с учащимися, которые постоянно нарушают школьную дисциплину провести индивидуальные беседы; Провести беседу с учащимися, рассказать о методах: Соревнование и Вызов: «Слабо?», «Сделать привычкой», «Тайм-менеджмент: план и распорядок дел», объявить об обязательствах). Коллеги поочередно называют выбранные ими способы и обосновывают их. Уважаемые коллеги! Я благодарю Вас за активное участие в данной проблеме. Рекомендации составлены , я надеюсь они помогут нам и начинающим педагогам более эффективно работать по предотвращению подобных проблем. |
Заключительная часть | – Давайте возвратимся к первой части заседания методического объединения. – Какую цель вы поставили в нашем интерактивном общении? – Достигли ли мы её? |
– В конце нашего заседания я бы хотела посоветовать Вам литературу по обсуждаемой сегодня проблеме. Копеина, Н.С. Самоорганизация в системе свойств индивидуальности/ Н.С.Копеина// Личность в системе общественных отношений.- М.: АН СССР, 1984 Конопкин, О.А. Психологические механизмы регулирования деятельности /О.А.Конопкин.- М.: Просвещение, 1980. – Уважаемые коллеги! На электронную почту каждого из вас я отправила краткую аннотацию этих двух рекомендуемых книг. Краткая аннотация как разновидность методических материалов поможет выделить вам направления для самообразовательной деятельности. – Благодарю вас за активную работу на заседании методического объединения! |
Предварительный просмотр:
Этап | Содержание |
Приветствие 1 слайд |
- Наша работа будет построена с учётом правил. (волонтёры поочерёдно называют правила). Правила работы:
|
Проблема 2 слайд | – Уважаемыеродители! Сегодня мы рассмотрим одну из актуальных проблем в обучении младших школьников. Суть данной проблемы первоначально выявим на основе просмотра видеоролика, который связан с возрастной группой 9-10 лет (показ видеоролика). - Какие проблемы могут быть связаны с данной ситуацией? Ответы волонтеров: Волонтёр 1: проблема использования детьми гаджетов на уроках. Волонтёр 2: недостаточный уровень самоконтроля учебных действий у учащихся 3 класса. Волонтёр 3: отсутствие у учащихся 3 класса устойчивого познавательного интереса к песням, созданным в разные периоды времени. – Верно, в данной ситуации может быть множество различных проблем, но сегодня мы остановимся на одной из них, которую вы уже сами назвали: недостаточный уровень самоконтроля учебных действий у учащихся 3 класса. – Как вы считаете, актуальна ли данная проблема в работе учителя начальных классов? Почему? – Я полностью согласна с тем, что данная проблема является актуальной. Она касается всех возрастов младшего школьника, и мы постараемся выявить способы её решения в различных возрастных группах. Самоконтроль – это сознательная оценка и регулирование человеком собственной деятельности и поведения своих действий и поступков. Самоконтроль дает возможность человеку управлять своей деятельностью и поведением, контролировать осуществление намеченного плана действий, воздерживаться от нежелательных действий, и этому нужно учить учащихся как можно раньше. – Наша совместная работа поможет выявить оптимальные варианты повышения уровня самоконтроля учебных действий на уроке у учащихся 3 класса. – Результатом каждого из участников заседания будут практические умения по разработке интеллект-карты и освоению методики ИДЕАЛ.
|
Тема/форма/цель 3 слайд 4 слайд 5 слайд 6 слайд | – Исходя из проблемы, вы сами можете определить тему нашего заседания методического объединения: Родители называют тему заседания МО: «Как повысить у учащихся 3 класса уровень самоконтроля своих действий на уроке?» – Предложите цель заседания методического объединения. – Ваши размышления верны, они станут основой формулировки цели нашего заседания: Цель: выявить причины возникновения указанной проблемы и способы её решения. – Для достижения этой цели, предлагаю освоить в совместной работе новую для Вас интерактивную методику «ИДЕАЛ». Выбор этой методики связан с тем, что она имеет следующие достоинства: позволяет подробно проанализировать возможные способы решения проблемы, зафиксировать их, сделать перенос в другие ситуации и что очень важно для каждого учителя – выявить направления для дальнейшей работы по самообразованию.
– Уточним значение этого слова, используя его разъяснение в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова: Идеал – это то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. Наилучший вид, элитный образец чего-либо. – Итак, каждая буква названия нашей совместной работы – это шаги, которые мы будем делать, чтобы повысить эффективность выхода из подобных ситуаций И - Интересно, в чем причина? Д - Давайте найдем как можно больше способов решения проблемы, исходя из причин! Е - Есть ли какие-либо адекватные решения? А - А теперь сделаем выбор! Л - Любопытно, как это можно осуществить на практике? – Данная методика поможет нам зафиксировать результаты в виде интеллект-карты. Отметим преимущества этого вида методической продукции. Интеллект-карта позволяет более точно представить структуру материала, выявить взаимосвязь его составных частей, установить смысловое единство. Данная форма уже применяется в отдельных школах. Освоив технику её разработки, вы можете постоянно использовать её при работе в своём классе. Обратите внимание на доску. В центре уже обозначена ключевая тема: это проблема, которая возникла. От проблемы идут ветви – здесь мы обозначим причины. От причин также идут ветви – это решения данной проблемы. |
Причины 7 слайд | - Обращаясь к методике Идеал, начинаем двигаться в соответствии с обозначенными шагами. И – интересно в чём причина. – Посмотрите, я вынесла на доску различные причины. Как Вы считаете, какие из них могли бы оказаться причинами возникновения данной проблемы? (выбор верных первопричин, их перенесение в круг) Возможные причины: Волонтёры называют причины, связанные с данной ситуацией: – (затруднение учащихся в учебной деятельности, возникающие в сложных ситуациях), неумение учащихся регулировать свои учебные действия при возникновении непредвиденных ситуаций; – (у большинства учащихся класса ещё не сформирован самоконтроль учебных действий), преобладание в классе учащихся, имеющих недостаточный уровень самоконтроля учебных действий – (использование мобильных телефонов учащимися на уроках без разрешения учителя) использование гаджетов на уроках младшими школьниками. |
Решение 8 слайд | - Уважаемые родители, обратите внимание на интеллект-карту. Мы выявили причины данной проблемы. – Перейдём к следующему шагу в методике Идеал. Назовите его. (Ответ волонтёра №1: Д – давайте найдём способы решения проблемы с учетом возможных причин ее возникновения). – Для осуществления шага «под символом Д» методики Идеал мы будем в трёх микрогруппах. – Я буду работать в первой группе с начинающими учителями. - Каждая группа выявит особенности решения проблемы, учитывая указанную возрастную группу: Первая группа: учащиеся 7-8 лет Вторая группа: учащиеся 8-9 лет. Третья группа: 9-11 лет. Причины возникновения этой проблемы указаны у вас на карточках. – Итак, Интересно узнать о результатах вашей работы в микрогруппах. – Предложим сначала начинающим коллегам представить выявленные варианты решения данной проблемы. - Есть ли у вас дополнения? - Следующий шаг в методике Идеал: Есть ли какие-либо адекватные решения? –Какие решения, на ваш взгляд, могут быть наиболее продуктивными? Волонтёры называют свои выбранные варианты решений. - Я благодарю Вас, за ответы. - Переходим к следующему шагу. – А теперь сделаем выбор! Как Вы считаете, какие способы решения могут помочь лично вам в решении подобных проблем, связанных с недостаточным самоконтролем учащимися младшего школьного возраста своих учебных действий на уроке? - И наш заключительный шаг по решению проблемы: – Любопытно, услышать ваше мнение о достоинствах, освоенной техники интеллект-карты и методики Идеал? Поделитесь мнением, назовите выявленные вами их достоинства. Примерные варианты ответов: Волонтёр 1: вызвали особый профессиональный интерес, обязательно буду применять в своей работе; Волонтёр 2: постараюсь дополнительно уточнить суть отдельных блоков методики Идеал, а затем буду применять ее в работе; Волонтёр 3: многому научилась в ходе совместной работы, попробую применить методику Идеал в работе с первоклассниками. - Обращаю ваше внимание, что интеллект-карта и методика «Идеал» – это методическая продукция и её важно использовать в работе каждому современному учителю. |
Заключительная часть | - Возвращаясь к первой части нашего заседания, уточним удалось ли нам достичь поставленную цель? |
7 слайд 8 слайд | –Проанализируйте свою деятельность в ходе заседания методического дня, заполнив предложенную форму для саморефлексии. |
САМОРЕФЛЕКСИЯ ДОСТИГНУТЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ОСВОЕНИЮ ИНТЕРАКТИВНОЙ МЕТОДИКИ «ИДЕАЛ», СОСТАВЛЕНИЮ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ | |
1. Укажите направления самообразовательной деятельности для продуктивного решения проблемы формирования самоконтроля учебных действий у учащихся младшего школьного возраста: А) обоснование новых подходов к формированию самоконтроля учебных действий младших школьников; Б) выявление/подбор/разработка тренинговых упражнений, способствующих повышению уровня самоконтроля учебных действий учащихся начальных классов; В) особенности построения индивидуальной работы с учащимися 1-4 классов, имеющих низкий уровень самоконтроля учебных действий. | |
– В конце нашего заседания я бы хотела посоветовать Вам литературу по обсуждаемой сегодня проблеме. Осницкий Алексей Константинович. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности. – М: Знание, 1986. – 80с. Асмолов, Александр Григорьевич, Бурменская, Галина Васильевна, Володарская, Инна Андреевна. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли.– М.: Просвещение, 2014. – 152с. – Уважаемые родители! На электронную почту каждого из вас я отправила краткую аннотацию этих двух рекомендуемых книг. Краткая аннотация как разновидность методических материалов поможет выделить вам направления для самообразовательной деятельности. – Благодарю вас за активную работу на заседании методического объединения! |
Возрастная группа: 7-8 лет |
Причина возникновения проблемы: неумение учащимися регулировать свою учебную деятельность при возникновении непредвиденных ситуаций. |
Методический ориентир (примерные способы решения проблемы): |
– оказывать поддержку первоклассникам при освоении ими нового вида деятельности - учебной деятельности. |
– объяснять на конкретных примерах как себя вести в сложных ситуациях. |
– проводить игры для повышения устойчивости внимания. |
– обучать простейшим приёмам самоконтроля учебных действий. |
ОБСУДИТЕ И ЗАПИШИТЕ способы решения указанной проблемы с учётом возрастной группы: |
Возрастная группа: 8-9 лет |
Причина возникновения проблемы: использование гаджетов на уроках младшими школьниками без разрешения учителя. |
Методический ориентир (примерные способы решения проблемы): |
– проведение тематических классных часов «Польза и вред гаджетов в учебной деятельности». |
– информирование родителей о правилах использования гаджетов на уроках во втором классе. |
– проведение индивидуальных бесед с учащимися 2 класса при нарушении ими правил использования гаджетов. |
ОБСУДИТЕ И ЗАПИШИТЕ способы решения указанной проблемы с учётом возрастной группы: |
Возрастная группа: 9-11 лет |
Причина возникновения проблемы: наличие в классе учащихся, стремящихся постоянно нарушать правила поведения на уроке. |
Методический ориентир (примерные способы решения проблемы): |
– индивидуальная работа с учащимися данного возраста для повышения их уровня саморегуляции поведения на уроке; |
– включение во внеурочные метроприятия учащихся данной категории для демонстрации ими правильного поведения на уроках; |
– предоставление возможности учащимся, имеющим нарушения в поведении, побыть некоторое время в роли учителя; |
ОБСУДИТЕ И ЗАПИШИТЕ способы решения указанной проблемы с учётом возрастной группы. |
Предварительный просмотр:
Этап | Содержание |
Приветствие | - Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на нашем родительском собрании. |
Проблема | - Вчера произошла такая ситуация с учениками нашего класса. Учитель музыки, идя по коридору школы, заметил, как двое мальчиков из нашего класса отрывают у цветов листья, которые стоят на подоконнике. - Как вы считаете, какая проблема возникла в нашем классе? (предположения родителей: несформированность нравственных качеств учеников; несоблюдение правил поведения в школе). - Уважаемые родители! Спасибо за ваши предположения. Обобщив ваши ответы, я выявила проблему: несформированность культуры поведения в школе (на переменах) у учеников 3 класса. – Сегодня наша совместная работа поможет выявить оптимальные варианты решения по формированию культуры поведения в школе (на переменах) у учеников 3 класса. – Результатом интерактивного общения будет создание интеллект-карты по решению данной проблемы. – Как вы считаете, актуальна ли данная проблема? Почему? – Я полностью согласна с тем, что данная проблема является актуальной. Она касается всех возрастов младшего школьника. Сегодня мы будем решать эту проблему на примере возрастной группы учащихся 9-10 лет. Школа — это не только место, где дети получают определенные знания, но еще и институт воспитания, помогающий ребенку научиться правильно вести себя в повседневной жизни. Культура поведения ребенка в учебном заведении обычно вырабатывается с младших классов. Культура правильного поведения в школе подразумевает и соблюдение определенного внешнего вида, правил поведения на уроке и на переменах. |
Тема/форма/цель | – Исходя из проблемы, вы уже сами можете определить тему нашего родительского собрания. «Как сформировать культуру поведения у учащихся 3 класса». – Выскажите свои предположения о цели нашего родительского собрания? - Спасибо, уважаемые родители! Обобщив ваши высказывания, можно сформулировать цель так: Цель: выявить проблему, причины её возникновения; способы решения проблемы. – Для успешного достижения этой цели предлагаю организовать работу, используя новую для Вас интерактивную методику «ИДЕАЛ». Выбор этой методики связан с тем, что она имеет следующие достоинства: позволяет подробно проанализировать возможные способы решения проблемы, зафиксировать их и сделать перенос в другие ситуации. – Уточним значение этого слова, используя его разъяснение в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова: Идеал – это то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. Наилучший вид, элитный образец чего-либо. – Итак, каждая буква названия нашей совместной работы – это шаги, которые мы будем делать, чтобы повысить эффективность выхода из подобных ситуаций Интересно, в чем причина? Давайте найдем как можно больше способов решения проблемы, исходя из причин! Есть ли какие-либо другие решения? А теперь сделаем выбор! Любопытно, как это можно осуществить на практике? – Данная методика поможет нам зафиксировать результаты в виде интеллект-карты. Отметим преимущества это вида методической продукции. Интеллект-карта позволяет более точно представить структуру материала, показать отношения между его составными частями и установить смысловое единство. – В ходе обсуждения указанной проблемы мы постарается с вами совершенствовать УМЕНИЯ, необходимые для составления интеллект-карты. Данная форма уже применяется в школах, и я также использую интеллект-карту на уроках. Обратите внимание на доску. В центре уже обозначена ключевая тема: это проблема, которая возникла. От проблемы идут ветви – здесь мы обозначим причины. От причин также идут ветви – это решения данной проблемы. |
Причины | - Обращаясь к методике Идеал, начинаем двигаться в соответствии с обозначенными шагами. И – интересно в чём причина! – Посмотрите, я вынесла на доску различные причины. Как Вы считаете, какие из них могли бы оказаться причинами возникновения данной проблемы? (выбор верных причин, перенесение в круг) Возможные причины: - неполное осознание отдельными учащимися 3 класса необходимости соблюдать правила поведения на перемене; - незнание правил поведения на переменах отдельными учащимися 3 класса; - несформированность нравственных качеств у отдельных учеников 3 класса. |
Решение | - Родители, обратите внимание на интеллект-карту. Мы выявили причины данной проблемы. – Перейдём к следующему шагу в методике Идеал. Назовите его. (Ответ волонтёра №1: Д – давайте найдём способы решения проблемы с учетом возможных причин ее возникновения). – И чтобы рационально использовать наше время, организуем анализ, пользуясь уже известным нам приёмом групповой дискуссии. – Я предлагаю Вам в микрогруппе (в парах) проанализировать данную проблему на основе одной из причин и выделить варианты ее решения (родители в парах анализируют проблему и выделяют варианты решения). – Итак, интересно узнать о результатах вашей работы в микрогруппах. - Переходим к следующему шагу. Есть ли какие-либо дополнительные решения? - Родители, я благодарю вас за ответы. Мы с вами проанализировали эту ситуацию и выявили возможные способы решения. Это наш подход, но следует отметить, что он во много совпадает со взглядами ведущих учёных-теоретиков Богдановой Ольги Станиславовны и Веры Ивановны Петровой. – Следующий наш шаг - А теперь сделаем выбор! Что Вы, как родители, можете сделать и что, в свою очередь, я, как учитель, могу сделать для устранения проблемы: несформированность культуры поведения в школе (на перемене) у учащихся 3 класса? (Как родители: проводить беседы с детьми о культуре поведения в школе; посещать со своими детьми общественные места, чтобы формировать у них культуру поведения в любом общественном месте). (Педагог может: проводить классные часы/внеурочные занятия, направленные на формирование нравственных качеств учащихся 3 класса; проводить родительские собрания, направленные на формирование нравственных качеств у учащихся; проводить индивидуальные беседы с отдельными учениками своего класса по правилам поведения в школе (на перемене); проводить тематические классные часы «Правила поведения в школе (на перемене)»; в игровой форме предложить учащимся, которые часто нарушают правила поведения на перемене, побыть дежурными по школе, чтобы они предотвращали и выявляли нарушения). - Итак, уважаемые родители, обратите внимание, благодаря нашему активному взаимодействию с помощью методики ИДЕАЛ и групповой дискуссии, наша интеллект-карта заполнена. Она поможет нам более эффективно работать по предотвращению подобных проблем. - У нас остался заключительный шаг. Л - Любопытно, как это осуществить на практике? Предлагаю определить план действий на ближайшую четверть. - Я проведу с учащимися классный час на тему «Соблюдение правил поведения в школе (на переменах)», правил поведения в других общественных местах; также буду проводить внеурочные занятия, направленные на воспитание нравственных качеств учащихся нашего класса. (Волонтёры: А мы, как родители проявим заинтересованность в этой теме. Узнаем, какие теоретические знания Вы дали детям, и применим их на практике. А именно, составим дома совместно со своими детьми правила поведения на переменах в школе, проведём беседы, что можно делать на перемене, а что нельзя.) - И помните, что важно быть внимательным к ребенку и при возникновении каких-либо проблем, Вы всегда можете обратиться к школьному педагогу-психологу и ко мне, классному руководителю. |
Заключение | - Уважаемые родители! - Давайте вспомним, какую проблему мы сегодня обсуждали? - Какую цель мы ставили на сегодняшнем собрании? Достигли ли мы её? - Что сегодня было полезным для Вас? - Напишите, пожалуйста, свои пожелания для нашего успешного и комфортного взаимодействия в дальнейшем и заполните каждое пустое окно нашей школы. - Я учту Ваши пожелания и постараюсь реализовать их в дальнейшей работе. |
Предварительный просмотр:
Приветствие, тема, проблема, цель |
- Перед Вами лежат пульты для голосования. Как Вы считаете, насколько соответствует уровень самоорганизации ваших детей на этапе перехода ко второму году обучения в начальной школе? Выберите соответствующий вариант ответа. - Можете ли Вы, способствовать повышению уровня самоорганизации Ваших детей? - Я соглашусь с Вами. Наша совместная работа может положительно повлиять на формирование самостоятельности Ваших детей в учебной и внеучебной деятельности. - По данным исследований педагога-психолога нашей школы было выявлено, что у 25% учащихся вторых классов низкий уровень самоорганизации на этапе перехода ко второму году обучения в начальной школе. - Как Вы считаете, необходимо ли нам решать эту проблему? - Как бы Вы сформулировали тему собрания? - Тему нашего собрания я сформулировала так «Повышаем уровень самоорганизации своих детей». - Уважаемые родители, на достижение какого результата мы должны нацелиться? Озвучьте, пожалуйста, цель нашего собрания. |
Основная часть | - Как Вы понимаете слово идеал? - В толком словаре Ожегова Идеал – это то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. Наилучший вид, элитный образец чего-либо. - Для успешного достижения этой цели, предлагаю организовать работу в новой для Вас форме «ИДЕАЛ». - Начнем с рассмотрения данной проблемы на конкретном примере. (видео/текстовая формулировка задачи) - Как вы понимаете эту ситуацию? - Итак, каждая буква названия наше формы работы – это шаг, который нужно сделать, чтобы повысить вероятность выхода из трудной ситуации. Интересно, в чем причина? Давайте найдем как можно больше способов решения проблемы исходя из причин! Есть ли какие-либо хорошие решения? А теперь сделаем выбор! Любопытно, как это осуществить на практике? - Посмотрите, я вынесла на доску различные причины. Как Вы считаете, какие из них могли бы оказаться первопричинами нашей проблемы? (выбор верных первопричин, их перенесение в круг) - Каков следующий наш шаг? (Найти способы решения проблемы исходя из первопричины) - И чтобы не тратить драгоценное время, организуем анализ, пользуясь уже полюбившимся нам приёмом групповой дискуссии. Помните, что итогом работы является: составление методических разработок или инструкций, составление плана действий. (по парам анализируют проблему и выделяют варианты решения) - Прошу представить ваши варианты устранения данной проблемы исходя из выбранной вами первопричины. (представление) - Итак, Есть ли какие-либо хорошие решения? (родители высказывают мнение о понравившихся им вариантах решения проблемы) - А теперь сделаем выбор! Как Вы считаете, стоит ли всем родителям осуществлять профилактическую работу во избежание возникновения у их ребенка данной проблемы? А у всех ли детей вторых классов будет одна и та же причина? - Что Вы, как родители, можете сделать и что, в свою очередь, я, как учитель, могу сделать для устранения и профилактики проблемы недостаточного уровня самоорганизации учащихся на этапе перехода ко второму году обучения в начальной школе? (оказывать необходимую поддержку при возникновении каких-либо препятствий/ошибок, но не выполнять обязанности за своего ребенка; сформулировать все его утренние обязанности, проанализировать их вместе с ребенком; выявить, на каком этапе сбора в школу он теряет время дополнение: можно записать эти утренние этапы сбора в домашний блокнот ребенка и предложить ему ежедневно отмечать, что при сборе в школу он быстро сделал; утром не давать ребенку дополнительных заданий/поручений, кроме тех, которые ему необходимы для сбора в школу; учителю начальных классов проводить с учащимися классные часы, направленные на разработку ими режима дня с примерным расчетом времени для выполнения необходимых действий) - Любопытно, как это осуществить на практике? Предлагаю определить план действий на ближайшую четверть. - Я проведу классный час для учащихся нашего класса, направленный на формирование знаний о понятии пунктуальность, а так же на умение разработать режим дня с примерным расчетом времени. (А мы, как родители проявим заинтересованность в этой теме. Узнаем, какие теоретические знания Вы дали детям, и применим их на практике. А именно, напишем вместе с детьми режим дня, подходящий нам.) - И помните, что важно быть внимательным к ребенку и при возникновении как-либо проблем, Вы всегда можете обратиться к школьному педагогу-психологу и ко мне, классному руководителю. |
Подведение итогов. Рефлексия | - Давайте вспомним, какую проблему мы сегодня обсуждали? - Какую цель мы ставили на сегодняшнее собрание? Достигли ли мы её? - Что сегодня было полезным для Вас? - Напишите, пожалуйста, свои пожелания для нашего успешного и комфортного взаимодействия в дальнейшем и заполните каждое пустое окно нашей школы. - Я учту Ваши пожелания и постараюсь реализовать их в дальнейшей работе. - Для воспитания детей нужен не великий ум, а большое сердце – способность к общению, к признанию равенства душ. Так в своей книге «Педагогика для всех» говорит Симон Соловейчик. Я рекомендую Вам её к прочтению. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"
Родительское собрагние-разработка. Презентация создана к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер (графическая организа...
Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"
На собраниях рассматриваются вопросы: ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...
Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"
Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......
Родительское собрание в 4 классе на тему "Найти свой путь" ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
В собрании раскрываются практические рекомендации по определению способностей и склонностей ребенка....
Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....
Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....
Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»
Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...