Родительское собрание МЕИ
методическая разработка


Предварительный просмотр:

СИТУАТИВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА  (Малая Е.И..)

Учащийся 2 «Б» класса в первой четверти стал опаздывать на первый урок. На замечания учителя он не реагировал.

АНАЛИЗ  ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

ПРОБЛЕМА

ФОРМУЛИРОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЦЕЛИ

ФОРМУЛИРОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ, В ТОМ ЧИСЛЕ РЕШАЕМОЙ В РАМКАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С УЧАСТНИКАМИ ИНТЕРАКТИВА

ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ

 С УЧЕТОМ ВКЛЮЧЕНИЯ СЕМЬИ

Объектом данной педагогической ситуации являются учитель, родители конкретного учащегося и класс (эти участники не представлены в прямой форме). Учащийся 2 «Б» класса - субъект  (представлен в прямой форме).

Противоречия:

– необходимо проявлять такое качество личности как самостоятельность, а у учащихся данной возрастной категории (первая четверть 2 класса) оно находится  еще в процессе формирования;

–  возрастающий уровень количества обязанностей, встающих перед ребенком при утренних сборах в школу требует высокого уровня самоорганизации, а  у большинства из них частично сформировано понимание того, какие обязанности/действия необходимо выполнить для того, чтобы вовремя приходить в школу;

– возрастные особенности  учащегося младшего школьного возраста предполагают, что родители  чаще всего еще должны сопровождать ребенка при его  сборе в школу, а  в некоторых семьях современный ритм жизни  и другие личные причины  препятствует проявлению ими такой позиции.

Недостаточный уровень самоорганизации учащегося на этапе перехода ко второму году обучения в начальной школе (школьная дисциплина)

 

Совместный поиск предотвращения опозданий учеников 2 класса для составления с коллегами технологической карты решения данной проблемы.

Составить в ходе интерактивного общения с коллегами рекомендации для учителей начальных классов для решения проблемы опозданий среди учащихся начальных классов (школьная дисциплина на примере учащиеся 2 класса)

Определить, что необходимо ввести систему мер учителя начальных классов для предотвращения ябедничества у учащихся начальных классов (на примере работы с учащимися 3 класса)

Определить для учителя начальных классов эффективные (оптимальные) способы решения проблемы ябедничества у учащихся начальных классов (при работе с учащимися 3 класса) и зафиксировать их с участниками интерактива в форме памятки, используя «Кейс-метод»

1 вариант

ПРИЧИНА: недостаточный опыт самоорганизации  

Варианты решения педагогической задачи при включении семьи: 

оказывать  родителям необходимую поддержку при возникновении каких-либо препятствий/ошибок в сборах в школу; 

– родителям включаться в формирование у ребенка такого качества как самоорганизация;

– утром не давать ребенку дополнительных заданий/поручений, кроме тех, которые ему необходимы для сбора в школу.

Учителю начальных классов  необходимо проводить с учащимися классные часы, направленные на разработку  ими режима дня с  примерным расчетом времени для выполнения необходимых  действий.

2 вариант

ПРИЧИНА: недостаточный контроль со стороны родителей

Варианты решения педагогической задачи при включении семьи: 

- индивидуальные беседы с родителями и ребенком по устранению проблемы опоздания;

– встреча родителей с психологом и учителем для формирования  у них знаний и  полного понимания/принятия возрастных особенностей ребенка младшего школьного возраста;

– максимально проявлять родителям заинтересованность в успешном решении ребенком проблем, связанных с самоорганизацией, не выражая при этом отрицательных эмоций;

– учить ребенка  приемам правильного  распределения времени, самоконтролю своих действий

3 вариант

ПРИЧИНА: избалованность ребенка

Варианты решения педагогической задачи при включении семьи: 

  •   родителям не выполнять обязанности  за своего ребенка;

–  объяснить ребенку, что пунктуальность –  это очень важная   черта  жизни любого человека, в том числе и учащегося второго класса; сформулировать все его утренние обязанности, можно в выходной день их проанализировать вместе с ребенком; выявить, на каком этапе сбора в школу он теряет время (можно записать эти утренние этапы сбора в  домашний блокнот ребенка и  предложить ему ежедневно отмечать, что  при сборе в школу  он быстро сделал).

Этап

Содержание

Приветствие

Здравствуйте, уважаемые педагоги! Я рада приветствовать Вас на заседании методического объединения! На заседании сегодня присутствуют начинающие педагоги, поэтому  интерактивное  общение  имеет особую  методическую ценность.

Пробле-ма

– Уважаемые коллеги! Сегодня мы рассмотрим одну из актуальных проблем в обучении младших школьников. Учащийся 2 «Б» класса в первой четверти стал опаздывать на первый урок. На замечания учителя он не реагировал. 

Какую проблему вы выявили? (Недостаточный уровень самоорганизации учащегося на этапе перехода ко второму году обучения в начальной школе (школьная дисциплина).

Я согласна с таким вариантом формулировки данной проблемы.

 Верно. Сегодня наша совместная работа  поможет выявить причины данной проблемы и оптимальные варианты повышения уровня  самоорганизации учащегося 2 класса.

Результатом интерактивного общения будет создание рекомендаций начинающим педагогам по решению данной проблемы. 

Как вы считаете, актуальна ли данная проблема  в работе учителя начальных классов? Почему?

Коллеги, я благодарю Вас за активность при выявлении проблемы.

– Я полностью  согласна с тем, что данная проблема  является актуальной. Она касается всех возрастов младшего школьника. Сегодня мы будем решать эту проблему на примере 2 класса.

–Что же такое самоорганизация?

Самоорганизация деятельности рассматривается как деятельность и в то же время способность личности, связанная с умением организовать себя, которая проявляется в целеустремленности, активности, обоснованности мотивации, планировании своей деятельности, самостоятельности, быстроте принятия решений и ответственности за них, критичности оценки результатов своих действий, чувстве долга.

Когда цели поставлены и понятен план действий, остается только – действовать. Иногда это легко, а иногда для этого нужно себя организовать.

Тема/форма/цель

Исходя из проблемы, вы уже сами можете  определить тему нашего заседания методического объединения:

Коллеги называют тему заседания МО: «Как повысить у учащихся 2 класса уровень самоорганизация деятельности?»

Выскажите свои предположения о цели нашего заседания методического объединения.

Цель: выявить проблему, причины её возникновения; способы решения проблемы.

Для успешного достижения этой цели, предлагаю организовать работу в группах.

Выбор этой методики связан с тем, вы сможете обсудить данную проблемы с коллегами, проанализировать возможные способы решения проблемы, зафиксировать их. Так же мы проведем «аукцион идей» решения данной проблемы.

 

Причи-ны

– Посмотрите, я вынесла на доску различные причины. Как Вы считаете, какие из них могли бы оказаться причинами  возникновения данной проблемы? (выбор верных первопричин, их перенесение в круг)

Возможные причины:

– неполное осознание учащимися необходимости самоорганизации;

– недостаточный опыт самоорганизации  

– недостаточный контроль со стороны родителей

– избалованность ребенка

Решение

Каков следующий наш шаг? (найти способы решения проблемы, учитывая различные причины ее возникновения).

– И  чтобы  рационально использовать драгоценное время, организуем анализ, пользуясь уже известным нам приёмом групповой дискуссии. Помните, что итогом  нашей совместной работы является: памятка , рекомендации начинающим.

Я предлагаю Вам в  микрогруппе проанализировать данную проблему на основе одной из причин и выделить варианты  ее решения (коллеги в группах анализируют проблему и выделяют варианты решения).

Предложим начинающим коллегам представить выявленные варианты решения данной проблемы,  исходя из выбранной вами причины  (представление).

1 ПРИЧИНА: недостаточный опыт самоорганизации  

Варианты решения педагогической задачи при включении семьи:

– оказывать  родителям необходимую поддержку при возникновении каких-либо препятствий/ошибок в сборах в школу;

– родителям включаться в формирование у ребенка такого качества как самоорганизация;

– утром не давать ребенку дополнительных заданий/поручений, кроме тех, которые ему необходимы для сбора в школу.

Учителю начальных классов  необходимо проводить с учащимися классные часы, направленные на разработку  ими режима дня с  примерным расчетом времени для выполнения необходимых  действий.

2 ПРИЧИНА: недостаточный контроль со стороны родителей

Варианты решения педагогической задачи при включении семьи:

- индивидуальные беседы с родителями и ребенком по устранению проблемы опоздания;

– встреча родителей с психологом и учителем для формирования  у них знаний и  полного понимания/принятия возрастных особенностей ребенка младшего школьного возраста;

– максимально проявлять родителям заинтересованность в успешном решении ребенком проблем, связанных с самоорганизацией, не выражая при этом отрицательных эмоций;

– учить ребенка  приемам правильного  распределения времени, самоконтролю своих действий

3 ПРИЧИНА: избалованность ребенка

Варианты решения педагогической задачи при включении семьи:

– родителям не выполнять обязанности  за своего ребенка;

–  объяснить ребенку, что пунктуальность –  это очень важная   черта  жизни любого человека, в том числе и учащегося второго класса; сформулировать все его утренние обязанности, можно в выходной день их проанализировать вместе с ребенком; выявить, на каком этапе сбора в школу он теряет время (можно записать эти утренние этапы сбора в  домашний блокнот ребенка и  предложить ему ежедневно отмечать, что  при сборе в школу  он быстро сделал).

– Есть ли какие-либо дополнения  к представленным вариантам решений данной проблемы?

 Как Вы считаете, какие способы решения нам могут помочь в решении подобных проблем, связанных с  недостаточной самоорганизации учащимися  младшего школьного возраста?

– Проведем «аукцион идей» решения данной проблемы.

–Что же вы будете делать для повышения уровня самоорганизации у учащихся вашего класса?

– Из представленных способов решения данной проблемы я буду использовать следующие  (проведение классных часов на тему «Самоорганизация», «Школьная дисциплина»; проведение родительских собраний на тему « Самоорганизация детей младшего школьного возраста»; привлечение различных специалистов (педагог-психолог) и др. Для работы с учащимися, которые постоянно нарушают школьную дисциплину провести индивидуальные беседы; Провести беседу с учащимися, рассказать о методах: Соревнование и Вызов: «Слабо?», «Сделать привычкой», «Тайм-менеджмент: план и распорядок дел», объявить об обязательствах).

Коллеги поочередно называют выбранные ими способы и обосновывают их.

 Уважаемые коллеги! Я благодарю Вас за активное участие в данной проблеме.  Рекомендации составлены , я надеюсь они помогут нам и начинающим педагогам  более  эффективно работать по предотвращению подобных проблем.

Заключительная часть

Давайте возвратимся  к первой части заседания методического объединения.

Какую цель вы поставили в нашем интерактивном общении?

–  Достигли ли мы её?
Проанализируйте свою деятельность в ходе методического  заседания, оцените работу группы.

В конце нашего заседания я бы хотела посоветовать Вам литературу по обсуждаемой сегодня проблеме.

Копеина, Н.С. Самоорганизация в системе свойств индивидуальности/ Н.С.Копеина// Личность в системе общественных отношений.- М.: АН СССР, 1984

Конопкин, О.А. Психологические механизмы регулирования деятельности /О.А.Конопкин.- М.: Просвещение, 1980.

– Уважаемые коллеги! На электронную почту каждого из вас я отправила краткую аннотацию этих двух рекомендуемых книг. Краткая аннотация как  разновидность методических материалов поможет  выделить вам направления  для самообразовательной деятельности.

– Благодарю вас за активную работу на заседании методического объединения!



Предварительный просмотр:

Этап

Содержание

Приветствие

1 слайд


Малая Е.И( самоконтроль учащихся на урока)
– Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на родительском собрании, которое будет проведено в форме масер класса!

- Наша работа будет построена с учётом правил. (волонтёры поочерёдно называют правила).  

Правила работы:

  1. «Здесь и сейчас» – говорим и обсуждаем только то, что касается темы.
  2. «Уважение и толерантность» при высказываниях.
  3. «Регламент» – бережём наше время, говорим кратко (только лишь основное) и, по существу.
  4. «Инициатива» – каждый предлагает идеи и думает над предложениями коллег – от этого зависит общее решение.

Проблема

2 слайд

– Уважаемыеродители! Сегодня мы рассмотрим одну из актуальных проблем в обучении младших школьников. Суть данной проблемы первоначально выявим на основе просмотра видеоролика, который связан с возрастной группой 9-10 лет (показ видеоролика).

- Какие проблемы могут быть связаны с данной ситуацией?

Ответы волонтеров:

Волонтёр 1: проблема использования детьми гаджетов на уроках.

Волонтёр 2: недостаточный уровень самоконтроля учебных действий у учащихся 3 класса.

Волонтёр 3: отсутствие у учащихся 3 класса устойчивого познавательного интереса к песням, созданным в разные периоды времени.

– Верно, в данной ситуации может быть множество различных проблем, но сегодня мы остановимся на одной из них, которую вы уже сами назвали: недостаточный уровень самоконтроля учебных действий у учащихся 3 класса.

– Как вы считаете, актуальна ли данная проблема в работе учителя начальных классов? Почему?

– Я полностью согласна с тем, что данная проблема является актуальной. Она касается всех возрастов младшего школьника, и мы постараемся выявить способы её решения в различных возрастных группах.

Самоконтроль – это сознательная оценка и регулирование человеком собственной деятельности и поведения своих действий и поступков. Самоконтроль дает возможность человеку управлять своей деятельностью и поведением, контролировать осуществление намеченного плана действий, воздерживаться от нежелательных действий, и этому нужно учить учащихся как можно раньше.

 Наша совместная работа поможет выявить оптимальные варианты повышения уровня самоконтроля учебных действий на уроке у учащихся 3 класса.

– Результатом каждого из участников заседания будут практические умения по разработке интеллект-карты и освоению методики ИДЕАЛ.

 

Тема/форма/цель

3 слайд

4 слайд

5 слайд

6 слайд

– Исходя из проблемы, вы сами можете определить тему нашего заседания методического объединения:

Родители называют тему заседания МО: «Как повысить у учащихся 3 класса уровень самоконтроля своих действий на уроке?»

– Предложите цель заседания методического объединения.

– Ваши размышления верны, они станут основой формулировки цели нашего заседания:

Цель: выявить причины возникновения указанной проблемы и способы её решения.

Для достижения этой цели, предлагаю освоить в совместной работе новую для Вас интерактивную методику «ИДЕАЛ».

Выбор этой методики связан с тем, что она имеет следующие достоинства: позволяет подробно проанализировать возможные способы решения проблемы, зафиксировать их, сделать перенос в другие ситуации и что очень важно для каждого учителя – выявить направления для дальнейшей работы по самообразованию.

 

– Уточним значение этого слова, используя его разъяснение в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова:

Идеал – это то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. Наилучший вид, элитный образец чего-либо.

– Итак, каждая буква названия нашей совместной работы – это шаги, которые мы будем делать, чтобы повысить эффективность выхода из подобных ситуаций

И - Интересно, в чем причина?

Д - Давайте найдем как можно больше способов решения проблемы, исходя из причин!

Е - Есть ли какие-либо адекватные решения?

А - А теперь сделаем выбор!

Л - Любопытно, как это можно осуществить на практике?

– Данная методика поможет нам зафиксировать результаты в виде интеллект-карты.

Отметим преимущества этого вида методической продукции.

  Интеллект-карта позволяет более точно представить структуру материала, выявить взаимосвязь его составных частей, установить смысловое единство.

Данная форма уже применяется в отдельных школах. Освоив технику её разработки, вы можете постоянно использовать её при работе в своём классе. Обратите внимание на доску. В центре уже обозначена ключевая тема: это проблема, которая возникла.  От проблемы идут ветви – здесь мы обозначим причины. От причин также идут ветви – это решения данной проблемы.

Причины

7 слайд

- Обращаясь к методике Идеал, начинаем двигаться в соответствии с обозначенными шагами.

И – интересно в чём причина.

– Посмотрите, я вынесла на доску различные причины. Как Вы считаете, какие из них могли бы оказаться причинами возникновения данной проблемы? (выбор верных первопричин, их перенесение в круг)

Возможные причины:

Волонтёры называют причины, связанные с данной ситуацией:

– (затруднение учащихся в учебной деятельности, возникающие в сложных ситуациях), неумение учащихся регулировать свои учебные действия при возникновении непредвиденных ситуаций;

– (у большинства учащихся класса ещё не сформирован самоконтроль учебных действий), преобладание в классе учащихся, имеющих недостаточный уровень самоконтроля учебных действий

– (использование мобильных телефонов  учащимися на уроках без разрешения учителя) использование гаджетов на уроках младшими школьниками. 

Решение

8 слайд

- Уважаемые родители, обратите внимание на интеллект-карту. Мы выявили причины данной проблемы.

– Перейдём к следующему шагу в методике Идеал. Назовите его. (Ответ волонтёра №1: Д – давайте найдём способы решения проблемы с учетом возможных причин ее возникновения).

– Для осуществления шага «под символом Д» методики Идеал мы будем в трёх микрогруппах.

–  Я буду работать в первой группе с начинающими учителями.

- Каждая группа выявит особенности решения проблемы, учитывая указанную возрастную группу:

Первая группа: учащиеся 7-8 лет

Вторая группа: учащиеся 8-9 лет.

Третья группа: 9-11 лет.  

Причины возникновения этой проблемы указаны у вас на карточках.

– Итак,  Интересно узнать о результатах вашей работы в микрогруппах.

– Предложим сначала начинающим коллегам представить выявленные варианты решения данной проблемы.

- Есть ли у вас дополнения?

- Следующий шаг в методике Идеал:  Есть ли какие-либо адекватные решения?

–Какие решения, на ваш взгляд, могут быть наиболее продуктивными?

Волонтёры называют свои выбранные варианты решений.

- Я благодарю Вас, за ответы.

- Переходим к следующему шагу.

– А теперь сделаем выбор! Как Вы считаете, какие способы решения могут помочь лично вам в решении подобных проблем, связанных с недостаточным самоконтролем учащимися младшего школьного возраста своих учебных действий на уроке?

- И наш заключительный шаг по решению проблемы:

– Любопытно, услышать ваше мнение о достоинствах, освоенной техники интеллект-карты и методики Идеал? Поделитесь мнением, назовите выявленные вами их достоинства.

Примерные варианты ответов:

Волонтёр 1: вызвали особый профессиональный интерес, обязательно буду применять в своей работе;

Волонтёр 2: постараюсь дополнительно уточнить суть отдельных блоков методики Идеал, а затем буду применять ее в работе;

Волонтёр 3: многому научилась в ходе совместной работы, попробую применить методику Идеал в работе с первоклассниками.

- Обращаю ваше внимание, что интеллект-карта и методика «Идеал» – это методическая продукция и её важно использовать в работе каждому современному учителю.

Заключительная часть

- Возвращаясь к первой части нашего заседания, уточним удалось ли нам достичь поставленную цель?

7 слайд

8 слайд

Проанализируйте свою деятельность в ходе заседания методического дня, заполнив предложенную форму для саморефлексии.

САМОРЕФЛЕКСИЯ ДОСТИГНУТЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ОСВОЕНИЮ ИНТЕРАКТИВНОЙ МЕТОДИКИ «ИДЕАЛ», СОСТАВЛЕНИЮ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ

1. Укажите направления самообразовательной деятельности для продуктивного решения проблемы формирования самоконтроля учебных действий у учащихся младшего школьного возраста:

А) обоснование новых подходов к формированию самоконтроля учебных действий младших школьников;

Б) выявление/подбор/разработка тренинговых упражнений, способствующих повышению уровня самоконтроля учебных действий учащихся начальных классов;

В) особенности построения индивидуальной работы с учащимися 1-4 классов, имеющих низкий уровень самоконтроля учебных действий.

– В конце нашего заседания я бы хотела посоветовать Вам литературу по обсуждаемой сегодня проблеме.

Осницкий Алексей Константинович. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности. – М: Знание, 1986. – 80с.

Асмолов, Александр Григорьевич, Бурменская, Галина Васильевна, Володарская, Инна Андреевна. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли.– М.: Просвещение, 2014. – 152с.

– Уважаемые родители!  На электронную почту каждого из вас я отправила краткую аннотацию этих двух рекомендуемых книг. Краткая аннотация как  разновидность методических материалов поможет  выделить вам направления  для самообразовательной деятельности.

– Благодарю вас за активную работу на заседании методического объединения!

Возрастная группа: 7-8 лет

Причина возникновения проблемы: неумение учащимися регулировать свою учебную деятельность при возникновении непредвиденных ситуаций.

Методический ориентир (примерные способы решения проблемы):

оказывать поддержку первоклассникам при освоении ими нового вида деятельности -  учебной деятельности. 

 объяснять на конкретных примерах как себя вести в сложных ситуациях.

проводить игры для повышения устойчивости внимания.

обучать простейшим приёмам самоконтроля учебных действий. 

ОБСУДИТЕ И ЗАПИШИТЕ способы решения указанной проблемы с учётом возрастной группы:

Возрастная группа: 8-9 лет

Причина возникновения проблемы: использование гаджетов на уроках младшими школьниками без разрешения учителя.

Методический ориентир (примерные способы решения проблемы):

проведение тематических классных часов «Польза и вред гаджетов в учебной деятельности». 

информирование родителей о правилах использования гаджетов на уроках во втором классе.

проведение индивидуальных бесед с учащимися 2 класса при нарушении ими правил использования гаджетов. 

ОБСУДИТЕ И ЗАПИШИТЕ способы решения указанной проблемы с учётом возрастной группы:

Возрастная группа: 9-11 лет

Причина возникновения проблемы: наличие в классе учащихся,  стремящихся постоянно нарушать правила поведения на уроке.

Методический ориентир (примерные способы решения проблемы):

индивидуальная работа с учащимися данного возраста для повышения их уровня саморегуляции поведения на уроке;

включение во внеурочные метроприятия учащихся данной категории для демонстрации ими правильного поведения на уроках;

предоставление возможности учащимся, имеющим нарушения в поведении, побыть некоторое время в роли учителя;

ОБСУДИТЕ И ЗАПИШИТЕ способы решения указанной проблемы с учётом возрастной группы.



Предварительный просмотр:

Этап

Содержание
МАЛАЯ Е.И. ( несформированность культуры поведения в школе)

Приветствие

- Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на нашем родительском собрании.

Проблема

 - Вчера произошла такая ситуация с учениками нашего класса.  

Учитель музыки, идя по коридору школы, заметил, как двое мальчиков из нашего класса отрывают у цветов листья, которые стоят на подоконнике.

- Как вы считаете, какая проблема возникла в нашем классе? (предположения родителей: несформированность нравственных качеств учеников; несоблюдение правил поведения в школе).

- Уважаемые родители! Спасибо за ваши предположения. Обобщив ваши ответы, я выявила проблему: несформированность культуры поведения в школе (на переменах) у учеников 3 класса.

 Сегодня наша совместная работа поможет выявить оптимальные варианты решения по формированию культуры поведения в школе (на переменах) у учеников 3 класса.

– Результатом интерактивного общения будет создание интеллект-карты по решению данной проблемы.

– Как вы считаете, актуальна ли данная проблема? Почему?  

– Я полностью согласна с тем, что данная проблема является актуальной. Она касается всех возрастов младшего школьника. Сегодня мы будем решать эту проблему на примере возрастной группы учащихся 9-10 лет.

  Школа — это не только место, где дети получают определенные знания, но еще и институт воспитания, помогающий ребенку научиться правильно вести себя в повседневной жизни.  Культура поведения ребенка в учебном заведении обычно вырабатывается с младших классов. Культура правильного поведения в школе подразумевает и соблюдение определенного внешнего вида, правил поведения на уроке и на переменах.  

Тема/форма/цель

 – Исходя из проблемы, вы уже сами можете определить тему нашего родительского собрания. «Как сформировать культуру поведения у учащихся 3 класса».

– Выскажите свои предположения о цели нашего родительского собрания?

- Спасибо, уважаемые родители! Обобщив ваши высказывания, можно сформулировать цель так:

Цель: выявить проблему, причины её возникновения; способы решения проблемы.

– Для успешного достижения этой цели предлагаю организовать работу, используя новую для Вас интерактивную методику «ИДЕАЛ».

Выбор этой методики связан с тем, что она имеет следующие достоинства: позволяет подробно проанализировать возможные способы решения проблемы, зафиксировать их и сделать перенос в другие ситуации.

– Уточним значение этого слова, используя его разъяснение в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова:

Идеал – это то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. Наилучший вид, элитный образец чего-либо.

– Итак, каждая буква названия нашей совместной работы – это шаги, которые мы будем делать, чтобы повысить эффективность выхода из подобных ситуаций

Интересно, в чем причина?

Давайте найдем как можно больше способов решения проблемы, исходя из причин!

Есть ли какие-либо другие решения?

А теперь сделаем выбор!

Любопытно, как это можно осуществить на практике?

– Данная методика поможет нам зафиксировать результаты в виде интеллект-карты.

Отметим преимущества это вида методической продукции.

  Интеллект-карта позволяет более точно представить структуру материала, показать отношения между его составными частями и установить смысловое единство.

– В ходе обсуждения указанной проблемы мы постарается с вами совершенствовать УМЕНИЯ, необходимые для составления интеллект-карты. Данная форма уже применяется в школах, и я также использую интеллект-карту на уроках.

 Обратите внимание на доску. В центре уже обозначена ключевая тема: это проблема, которая возникла.  От проблемы идут ветви – здесь мы обозначим причины. От причин также идут ветви – это решения данной проблемы.

Причины

- Обращаясь к методике Идеал, начинаем двигаться в соответствии с обозначенными шагами.

И – интересно в чём причина!

– Посмотрите, я вынесла на доску различные причины. Как Вы считаете, какие из них могли бы оказаться причинами возникновения данной проблемы? (выбор верных причин, перенесение в круг)

Возможные причины:

- неполное осознание отдельными учащимися 3 класса необходимости соблюдать правила поведения на перемене;

- незнание правил поведения на переменах отдельными учащимися 3 класса;

- несформированность нравственных качеств у отдельных учеников 3 класса.

Решение

- Родители, обратите внимание на интеллект-карту. Мы выявили причины данной проблемы.

– Перейдём к следующему шагу в методике Идеал. Назовите его. (Ответ волонтёра №1: Д – давайте найдём способы решения проблемы с учетом возможных причин ее возникновения).

– И чтобы рационально использовать наше время, организуем анализ, пользуясь уже известным нам приёмом групповой дискуссии.

– Я предлагаю Вам в микрогруппе (в парах) проанализировать данную проблему на основе одной из причин и выделить варианты ее решения (родители в парах анализируют проблему и выделяют варианты решения).

– Итак, интересно узнать о результатах вашей работы в микрогруппах.

-  Переходим к следующему шагу. Есть ли какие-либо дополнительные решения? 

- Родители, я благодарю вас за ответы. Мы с вами проанализировали эту ситуацию и выявили возможные способы решения. Это наш подход, но следует отметить, что он во много совпадает со взглядами ведущих учёных-теоретиков Богдановой Ольги Станиславовны и Веры Ивановны Петровой.

– Следующий наш шаг - А теперь сделаем выбор! Что Вы, как родители, можете сделать и что, в свою очередь, я, как учитель, могу сделать для устранения проблемы: несформированность культуры поведения в школе (на перемене) у учащихся 3 класса?

(Как родители: проводить беседы с детьми о культуре поведения в школе; посещать со своими детьми общественные места, чтобы формировать у них культуру поведения в любом общественном месте).

(Педагог может:  проводить классные часы/внеурочные занятия, направленные на формирование нравственных качеств учащихся 3 класса;  проводить родительские собрания, направленные на формирование нравственных качеств у учащихся;  проводить индивидуальные беседы с отдельными учениками своего класса по правилам поведения в школе (на перемене);  проводить тематические классные часы «Правила поведения в школе (на перемене)»; в игровой форме предложить учащимся, которые часто нарушают правила поведения на перемене, побыть дежурными по школе, чтобы они предотвращали и выявляли нарушения).

- Итак, уважаемые родители, обратите внимание, благодаря нашему активному взаимодействию с помощью методики ИДЕАЛ и групповой дискуссии, наша интеллект-карта заполнена. Она поможет нам более эффективно работать по предотвращению подобных проблем.

 - У нас остался заключительный шаг. Л - Любопытно, как это осуществить на практике? Предлагаю определить план действий на ближайшую четверть.

- Я проведу с учащимися классный час на тему «Соблюдение правил поведения в школе (на переменах)», правил поведения в других общественных местах; также буду проводить внеурочные занятия, направленные на воспитание нравственных качеств учащихся нашего класса.

(Волонтёры: А мы, как родители проявим заинтересованность в этой теме. Узнаем, какие теоретические знания Вы дали детям, и применим их на практике. А именно, составим дома совместно со своими детьми правила поведения на переменах в школе, проведём беседы, что можно делать на перемене, а что нельзя.)

- И помните, что важно быть внимательным к ребенку и при возникновении каких-либо проблем, Вы всегда можете обратиться к школьному педагогу-психологу и ко мне, классному руководителю.

Заключение

- Уважаемые родители!

- Давайте вспомним, какую проблему мы сегодня обсуждали?

- Какую цель мы ставили на сегодняшнем собрании? Достигли ли мы её?

- Что сегодня было полезным для Вас?

- Напишите, пожалуйста, свои пожелания для нашего успешного и комфортного взаимодействия в дальнейшем и заполните каждое пустое окно нашей школы.

- Я учту Ваши пожелания и постараюсь реализовать их в дальнейшей работе.
- Я предлагаю вам прочитать книгу учёных, которых уже упоминала ранее, работавших по данной проблеме, Богдановой О.С., Петрова В.И. Воспитание культуры поведения учащихся 1-3 классов. Возможно, вы найдёте в данной книге интересные методы и приёмы, которые сможете применять дома для воспитания культуры поведения учащихся в школе и других общественных местах.



Предварительный просмотр:

Приветствие, тема, проблема, цель


Малая.Е.И. (самоконтроль учащихся)
- Здравствуйте, уважаемые родители Я рада приветствовать Вас.

- Перед Вами лежат пульты для голосования. Как Вы считаете, насколько соответствует уровень самоорганизации ваших детей на этапе перехода ко второму году обучения в начальной школе? Выберите соответствующий вариант ответа.

- Можете ли Вы, способствовать повышению уровня самоорганизации Ваших детей?

- Я соглашусь с Вами. Наша совместная работа может положительно повлиять на формирование самостоятельности Ваших детей в учебной и внеучебной деятельности.

- По данным исследований педагога-психолога нашей школы было выявлено, что у 25% учащихся вторых классов низкий уровень самоорганизации на этапе перехода ко второму году обучения в начальной школе.

- Как Вы считаете, необходимо ли нам решать эту проблему?

- Как бы Вы сформулировали тему собрания?

- Тему нашего собрания я сформулировала так «Повышаем уровень самоорганизации своих детей».

- Уважаемые родители, на достижение какого результата мы должны нацелиться? Озвучьте, пожалуйста, цель нашего собрания.

Основная часть

- Как Вы понимаете слово идеал?

- В толком словаре Ожегова Идеал – это то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. Наилучший вид, элитный образец чего-либо.

- Для успешного достижения этой цели, предлагаю организовать работу в новой для Вас форме «ИДЕАЛ».

- Начнем с рассмотрения данной проблемы на конкретном примере. (видео/текстовая формулировка задачи)

- Как вы понимаете эту ситуацию?

- Итак, каждая буква названия наше формы работы – это шаг, который нужно сделать, чтобы повысить вероятность выхода из трудной ситуации.

Интересно, в чем причина?

Давайте найдем как можно больше способов решения проблемы исходя из причин!

Есть ли какие-либо хорошие решения?

А теперь сделаем выбор!

Любопытно, как это осуществить на практике?

- Посмотрите, я вынесла на доску различные причины. Как Вы считаете, какие из них могли бы оказаться первопричинами нашей проблемы? (выбор верных первопричин, их перенесение в круг)

- Каков следующий наш шаг? (Найти способы решения проблемы исходя из первопричины)

- И чтобы не тратить драгоценное время, организуем анализ, пользуясь уже полюбившимся нам приёмом групповой дискуссии. Помните, что итогом работы является: составление методических разработок или инструкций, составление плана действий.

(по парам анализируют проблему и выделяют варианты решения)

- Прошу представить ваши варианты устранения данной проблемы исходя из выбранной вами первопричины.

(представление)

- Итак, Есть ли какие-либо хорошие решения? (родители высказывают мнение о понравившихся им вариантах решения проблемы)

- А теперь сделаем выбор! Как Вы считаете, стоит ли всем родителям осуществлять профилактическую работу во избежание возникновения у их ребенка данной проблемы? А у всех ли детей вторых классов будет одна и та же причина?

- Что Вы, как родители, можете сделать и что, в свою очередь, я, как учитель, могу сделать для устранения и профилактики проблемы недостаточного уровня самоорганизации учащихся на этапе перехода ко второму году обучения в начальной школе?

(оказывать необходимую поддержку при возникновении каких-либо препятствий/ошибок, но не выполнять обязанности  за своего ребенка;

сформулировать все его утренние обязанности,  проанализировать их вместе с ребенком; выявить, на каком этапе сбора в школу он теряет время дополнение: можно записать эти утренние этапы сбора в  домашний блокнот ребенка и  предложить ему ежедневно отмечать, что  при сборе в школу  он быстро сделал;

утром не давать ребенку дополнительных заданий/поручений, кроме тех, которые ему необходимы для сбора в школу;

учителю начальных классов  проводить с учащимися классные часы, направленные на разработку  ими режима дня с  примерным расчетом времени для выполнения необходимых  действий)

- Любопытно, как это осуществить на практике? Предлагаю определить план действий на ближайшую четверть.

- Я проведу классный час для учащихся нашего класса, направленный на формирование знаний о понятии пунктуальность, а так же на умение разработать режим дня с  примерным расчетом времени.

(А мы, как родители проявим заинтересованность в этой теме. Узнаем, какие теоретические знания Вы дали детям, и применим их на практике. А именно, напишем вместе с детьми режим дня, подходящий нам.)

- И помните, что важно быть внимательным к ребенку и при возникновении как-либо проблем, Вы всегда можете обратиться к школьному педагогу-психологу и ко мне, классному руководителю.

Подведение итогов. Рефлексия

- Давайте вспомним, какую проблему мы сегодня обсуждали?

- Какую цель мы ставили на сегодняшнее собрание? Достигли ли мы её?

- Что сегодня было полезным для Вас?

- Напишите, пожалуйста, свои пожелания для нашего успешного и комфортного взаимодействия в дальнейшем и заполните каждое пустое окно нашей школы.

- Я учту Ваши пожелания и постараюсь реализовать их в дальнейшей работе.

- Для воспитания детей нужен не великий ум, а большое сердце – способность к общению, к признанию равенства душ. Так в своей книге «Педагогика для всех» говорит Симон Соловейчик. Я рекомендую Вам её к прочтению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"

На собраниях рассматриваются вопросы:  ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей  с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...

Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"

Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......

Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....

Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...