Методическая разработка "Есть контакт"
методическая разработка (4 класс)

Ахмадуллина Анастасия Ринатовна

Цель занятия: создание условий для формирования навыков установления контакта с аудиторией

Задачи занятия:

- дать характеристику понятию «контакт»;

- рассмотреть виды контактов оратора с аудиторией (зрительный, голосовой, тактильный);

- рассмотреть основные приемы установления, поддержания и возобновления контакта с аудиторией;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеурочного занятия «Есть контакт!»

Автор методической разработки занятия: Ахмадуллина Анастасия Ринатовна, методист.

Образовательная организация: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №207 с углубленным изучением английского языка Центрального района г. Санкт-Петербурга.

Цель занятия: создание условий для формирования навыков установления контакта с аудиторией

Задачи занятия:

- дать характеристику понятию «контакт»;

- рассмотреть виды контактов оратора с аудиторией (зрительный, голосовой, тактильный);

- рассмотреть основные приемы установления, поддержания и возобновления контакта с аудиторией;

Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов воспитанников на занятии:

- Выполнение упражнения «Я имею контакт» (см. описание ниже)

Подготовка к занятию:

1.) Создание презентации (визуальное сопровождение занятия)

2.) Подготовка шаблонов для задания «Я имею контакт»

Разминка в начале занятия:

Длительность: 5-7 минут

Пояснение разминки: Разминка проводится в начале каждого занятия и включает в себя по 2-3 упражнения. Первым делом ребята встают в круг. Это настраивает ребят на определенную работу и взаимодействие. Работа с речевым аппаратом, дыханием, настроем подготавливает воспитанников на занятия данного направления (ораторское мастерство)

Упражнения

1.) «Каждый день прекрасен!»

Все воспитанники встают в круг. Ведущий бросает мяч любому участнику, на что поймавший должен сказать, что с ним хорошего произошло за сегодняшний день.

Мячик должен побывать у каждого.

Пояснение необходимости данного упражнения: работа в кругу, возможность ребенку видеть всех участников располагает его к общению и взаимодействию. Поиск хороших событий дня и рассказ о них аудитории помогает воспитанникам найти в сегодняшнем дне (и последующих днях) действие/вещь/поступки, которые приносят ему радость и удовольствие. А хорошие события всегда мотивируют ребенка к деятельности. Помимо этого другие ребята, слушая говорящего, лучше узнают его, что является необходимым при сплочении коллектива.

2.) «Тренировка языка»

Работа над скороговоркой: «Скороговорун скороговорил скоровыговаривал,
Что всех скороговорок не перескороговоришь, не перескоговариваешь!».

Сначала эту скороговорку все вместе проговаривают в медленном ритме, далее с каждым разом идет ускорение темпа. Дойдя до темпового предела задание усложняется: ребята должны говорить только по одному слову по порядку, как они стают в круге. Это развивает у них умение слушать не только себя, но и другого.

Пояснение необходимости данного упражнения:

Работа со скороговорками является незаменимой при тренировке речевого аппарата. Вначале ребята разминают только свой «язычок», далее при усложнении задания воспитанники вступают в групповую работу, при которой формируется умение слышать других.

3.) «Изобрази эмоцию»

Педагог называет какую-то определенную эмоцию (радость, грусть, раздражение и т.д.), которую воспитанники должны изобразить без слов.

Пояснение необходимости данного упражнения:

Воспитанники учатся воспроизводить ту или иную эмоцию,  что необходимо в работе оратора. Работая в коллективе, они смотрят на работу других и учатся друг и друга.

Основная часть занятия:

Что такое контакт?

 (ответы детей)

Проще говоря, контакт – это взаимодействие. Но не всегда это взаимодействие может быть словесным. Как вы думаете, какой еще бывает контакт?

(ответы детей)

Контакт может быть зрительным, когда между двумя или несколькими людьми возникает зрительная связь. Посмотрите друг на друга, сделайте паузу, почувствуйте, что между вами возникает определенная связь.

Контакт может быть голосовым, при котором люди слушают друг друга. Сейчас я говорю вам, иногда задаю вопросы, на которые вы отвечаете, и между нами возникает аудиальная (голосовая) связь.

И еще один вид контакта – это тактильный, где главным является такое чувство, как осязание. Как вы думаете, может ли оратор в своем выступлении использовать все эти виды контакта? Почему? Приведите примеры.

(ответы детей)

Да! Оратор может использовать все виды контакта, но все зависит от темы, аудитории и специфики выступления.

Чтобы завоевать аудиторию, надо установить с ней взаимодействие и постоянно его поддерживать.

Перед началом речи выдерживают небольшую психологическую паузу - 5 - 7 секунд. Это является очень важным этапом, начальной установкой, которая необходима как оратору, так и публике, которая должна увидеть оратора и подготовится к его выступлению. И как вы думаете, какой контакт возникает первым?

(ответы детей)

Да! Первым возникает визуальный контакт, оратор видит публику, публика видит оратора.

Но как бы не была интересна тема, внимание аудитории со временем внимание рассеивается, в связи с чем появляется необходимость использования приемов привлечения потерянного внимания зрителей. Как вы думаете, как можно привлечь внимание? Кричать и махать руками?

(ответы детей)

Обсуждение приемов:

  1. Вопросно-ответный прием. Оратор ставит вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам.
  2. Прием создания проблемной ситуации. Слушателям предлагается ситуация, вызывающая вопрос: «А почему?», что стимулирует их познавательную активность.
  3. Прием новизны информации, гипотез заставляет аудиторию предполагать, размышлять.
  1. Опора на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям (личный пример, пример из жизни известных людей).
  2. Показ практической значимости информации.
  3. Использование юмора позволяет быстро завоевать аудиторию (это располагает публику к себе, помогает им расслабиться).
  4. Краткое отступление от темы дает возможность слушателям «отдохнуть».
  5. Замедление с одновременным понижением силы голоса способно привлечь внимание к ответственным местам выступления (прием «тихий голос») [1].

Опытные ораторы советуют начинающим в случае отсутствия коммуникабельности (особенно если приходится выступать в атмосфере недоверия) найти в толпе хоть одно доброжелательное лицо и обращаться к нему, не придавая значения недобрым взглядам. Говорить нужно спокойно и уверенно, убеждая в своей правоте, рисуя яркие эмоциональные картины. И тогда ситуацию можно переломить и овладеть вниманием аудитории[2].

Установление контакта, взаимодействия с публикой - является самым важным в выступлении оратора.

Дорогие ребята, и мы с вами снова встаем в круг.

Упражнение «Я имею контакт»

Сейчас я буду бросать вам мячик, получив который вы должны обозначить то, что сегодня узнали, и зачем эти знания или умения про взаимодействие и контакт нужны конкретно вам или вы можете обойтись без этого в своей жизни?

Начинаем!

(подведение итогов)

Упражнение «Комплимент»

Чтобы оставшийся день сегодня прошел успешно и в хорошем расположении духа, необходимо зарядить друг друга положительными эмоциями.

У кого в руках окажется мячик необходимо будет установить зрительный контакт с кем-то из круга, после чего бросить мяч и сказать комплимент этому человеку. В этот период я буду за вами наблюдать, если вы бросаете мячик, не установив предварительно зрительный контакт, то упражнение считается не выполненным.

(проведение упражнения)

Отлично! Мы зарядились с вами положительными эмоциями, и в хорошем настроении готовы отправиться дальше.

До встречи!

Домашнее задание воспитанникам:

1.) Понаблюдайте за людьми (друзьями, родственниками, прохожими), постарайтесь установить с ними зрительный контакт, поймать их взгляд.

2.)  Подготовьте небольшой рассказ о своем лучшем друге, опираясь на полученные знания на сегодняшнем занятии.

Литература:

1.) Мельникова С. В. Деловая риторика (речевая культура делового общения) : Учебное пособие. – Ульяновск: УлГТУ, 1999. – 106 с.

2.) Контакт оратора с аудиторией [Электронный ресурс]/ URL: https://studfiles.net/preview/2439102/page:72/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест для детей “Твои контакты с родителями”

Тест для детей “Твои контакты с родителями”...

Занятия, способствующие развитию навыков волевой регуляции, навыков расслабления и телесного контакта.

Планны занятия, способствующих  развитию навыков  волевой регуляции, навыков расслабления и телесного контакта....

РОЛЬ ТЕСНОГО КОНТАКТА РОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЕМ - ЛОГОПЕДОМ

Родители должны знать, что дети-логопаты, как правило должны заниматься не только с учителем - логопедом , но и дома.Именно в семье создаются большие возможности для закрепления произносительных навык...

Как наладить учителю контакт с ребенком

Статья на тему: " Как наладить учителю контакт с ребёнком"....

"Социальное сиротство: Жить в контакте с семьей"

В статье описана проблема социального сиротства, особенности работы с детьми, не имеющими опеки и попечения....

Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми (тренинг)

Цели:– формировать навыки безопасного поведения;– способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми;– научить ребенка правильно вести себя в ситуации насильственного повед...