РОЛЬ ТЕСНОГО КОНТАКТА РОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЕМ - ЛОГОПЕДОМ
статья на тему

Попова Ольга Сергеевна

Родители должны знать, что дети-логопаты, как правило должны заниматься не только с учителем - логопедом , но и дома.Именно в семье создаются большие возможности для закрепления произносительных навыков. В предложенной статье отражена вся работа учителя- логопеда во взаимосвязе с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_tesnogo_kontakta_roditeley_s_uchitelem-logopedom.docx14.44 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Красненская  средняя

общеобразовательная школа им. М. И. Светличной»

учитель-логопед

Попова Ольга Сергеевна

РОЛЬ  ТЕСНОГО  КОНТАКТА РОДИТЕЛЕЙ  С  УЧИТЕЛЕМ-ЛОГОПЕДОМ

Семья и школа,  учителя и родители, их тесное взаимодействие и взаимопонимание, органическая взаимосвязь их общих усилий – проблема и старая и вечно новая. Трудно исчерпать всю ее глубину.

Работа логопеда нередко остается малоэффективной, если он не находит активной и постоянной помощи со стороны родителей. Именно в семье создаются большие возможности для закрепления произносительных навыков. Следовательно, чем быстрее и активнее родители включаются в решение задач, над которыми трудится логопед, тем легче и быстрее речь детей станет полноценным средством общения.

Первый раз логопед встречается с родителями учеников, зачисленных на логопункт, в середине сентября – после окончательного комплектования групп и составления расписания занятий он выступает на родительском собрании.

Практика показывает, что основная масса родителей не знает, чем занимаются с детьми логопеды. Больше того, иные родители негативно относятся к тому, что их дети зачисляются на логопедический пункт.

Для того, чтобы не возникали конфликтные ситуации, логопед на родительском собрании представляется и очень коротко сообщает о целях и задачах своей работы. В частности, логопед говорит о том, что фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушениями звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьезным образом влияют на усвоение ребенком школьной программы, часто являются причиной того, что он стойко не успевает по ряду предметов, а в наиболее тяжелых случаях даже встает вопрос о невозможности его обучения в массовой школе. Подобных осложнений можно избежать, если с ребенком проводить специальные коррекционные занятия, направленные на исправление дефектов речевого развития. Получив, таким образом, самые общие сведения о работе логопеда, родители с большим вниманием и заинтересованностью относятся к логопедическим занятиям.

На собрании логопед рассказывает о том, какой вид речевого нарушения выявлен у того или иного ребенка и какие трудности в обучении возможны в связи с этим нарушением речи. Логопед дает посмотреть письменные работы детей-дисграфиков, чтобы родители могли наглядно убедиться в последствиях фонематических и лексико-грамматических нарушений речи.

Затем логопед рассказывает о том, чем будут заниматься в течение года на логопункте ученики каждой группы, перечисляет предметы, которые понадобятся детям для занятий (тетради, ручки, карандаш, и т.д.)

В заключение логопед рассказывает о речевом режиме в семье, в частности о том, что родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

Родители должны знать, что дети-логопаты, как правило, с большим трудом осваивают технику чтения, поэтому целесообразно сначала взрослому прочитать текст, который задан для домашнего чтения, затем задать несколько вопросов о прочитанном и только после этого дать ребенку самостоятельно прочитать проработанный текст.

Далее логопед обращается к родителям тех детей, которые будут заниматься коррекцией звукопроизношения. Он сообщает, что эти дети должны иметь специальные тетради, в которые логопед будет записывать упражнения на закрепление пройденного материала. Если материал не будет закрепляться, то, во-первых, не будет достигнута необходимая эффективность в работе, во-вторых, значительно удлинится период коррекционной работы с ребенком.

В течение учебного года логопед постоянно поддерживает контакт с родителями, периодически сообщая им об успехах или неуспехах их детей. Если ребенок, присутствуя в классе на уроках, не появляется на логопедических занятиях, логопед сообщает об этом родителям ученика и учителю.

Родители   всегда должны чувствовать, что логопед не просто механический исполнитель своих обязанностей, а человек, близко к сердцу принимающий судьбу их детей и всегда готовый прийти на помощь.

Особенно тактичным и осторожным бывает логопед в случае, если возникает необходимость проконсультировать ребенка у психоневролога или невропатолога. Как правило, родители очень болезненно воспринимают подобные предложения, поэтому в разговоре логопед всегда максимально доброжелателен, тактичен в убеждении в необходимости такой консультации.

В конце учебного года логопед снова посещает родительские собрания, где сообщает о результатах своей работы с учащимися, о том, кто уже не нуждается в помощи логопеда, а кто оставлен для продолжения коррекционной работы. Логопед дает рекомендации для занятий с детьми летом. Напоминает родителям, что нельзя прекращать занятия с детьми по исправлению звукопроизношения, иначе проделанная за учебный год работа может пойти насмарку: недостаточно автоматизированные звуки могут  «потеряться» и придется начинать работу по их постановке заново.

В течение лета родители могут вести работу по накоплению активного словаря и развитию связной речи у их детей. Этому очень способствуют  летние путешествия, новые впечатления, получаемые детьми во время поездок. Надо только постоянно привлекать внимание детей к окружающему миру.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы логопеда при подготовке детей к школе ( учитель-логопед Добрынина Э. Г.)

В подготовке будущих первоклассников к школе принимают участие не только учителя начальных классов, но и психолог, учитель-логопед. В такой помощи остро нуждаются дети, не получившие дошкольного...

Городской семинар практикум для учителей -логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"

Семинар- практикум для учителе-логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"...

Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса (из опыта работы учителя-логопеда ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района Санкт-Петербурга Григорьевой Надежды Анатольевны)

В данной статье речь идет о необходимости взаимодействия учителя-логопеда с родителями, психологом, учителями начальных классов. Дана структура и формы такого взаимодействия, сложившиеся на протяжении...

статья "Может ли учитель исправить у ребёнка нарушения письменной речи или логопедия без логопеда?"

В статье дана краткая характеристика  видов нарушения речи и предоставлены игры и занятия. которые может проводить рядовой учитель с ребёнком....

Презентация. Выступление учителя-логопеда на тему «Организация работы учителя-логопеда в школе»

РАЗРАБОТКАВыступление учителя-логопедана тему «Организация работы учителя-логопеда в школе»...

Методическая разработка по логопедии "Владение современными образовательными технологиями учителем - логопедом"

Учитель - логопед должен в полном объёме знать и владеть современными пед. технологиями....