Развитие познавательных способностей детей в ГПД
методическая разработка (1 класс)

Выступление на ШМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznavatelnyh_sposobnostey_detey_v_gruppe.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«ГИМНАЗИЯ №11 с изучением иностранных языков»

г. Королев

Выступление на методическом объединении:

«Развитие познавательных способностей детей в группе
продленного дня»

Подготовила:

воспитатель группы продленного дня

Пасова Ирина Сергеевна

Всегда помнить о том, что родители

доверяют мне самое дорогое, что у

них есть – своих детей.

В последние годы растет число групп продленного дня в образовательных учреждениях. В этом нет ничего удивительного, ведь большинство родителей и современных бабушек и дедушек значительную часть времени заняты на работе. Выбора у родителей нет, поэтому группы продленного дня все больше становятся одной из ведущих форм организации жизнедеятельности детей, их интеллектуального и нравственного развития.

Следовательно, перед группами продленного дня стоят задачи воспитания личности ребенка, обеспечения безопасности его жизни и здоровья. Режим группы продленного дня строится в соответствии с гигиеническими и педагогическими требованиями. Он включает самоподготовку, внеурочную деятельность, занятия по интересам, экскурсии и прогулки, активный отдых детей и способствует снятию утомления, вызванного учебными нагрузками.

Уделяется внимание развитию познавательных способностей детей. Они, самостоятельно пользуясь энциклопедической литературой, находят ответы на те или иные вопросы и в виде сообщений представляют перед одноклассниками. Проводятся клубные часы. Ребята собирают вырезки из периодической печати, фотографии. Дети принимают участие в школьных выставках. Становятся победителями, получают дипломы.

В основу системы воспитания должны быть положены следующие исходные принципы:

1) принцип гуманистического воспитания;

2) принцип личностно -  ориентированного подхода. Развитие личности происходит в социуме,  прежде всего в учебно-познавательной деятельности, в организации разнообразной и интересной жизни коллектива школы, в работе объединений по интересам, в свободном общении, в личной жизни растущего человека;

3) принцип здоровье - сберегающий. Важно воспитать у школьников ответственное отношение к своему здоровью, как важнейшему элементу будущего благополучия, добиться у учащихся понимания того, что здоровый образ жизни – это норма;

4) принцип познавательности: обязательный учет природы ребенка, его половозрастных особенностей, максимальное сближение развития и жизни детей с жизнью живой природы;

5) принцип деятельного подхода. Воспитание через организацию интересной для ребенка деятельности: игровой, познавательной, трудовой, досуговой, творческой;

НАПРАВЛЕНИЯ МОЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

 

·        Обучать учащихся рациональным приемам восприятия и переработки информации во внеурочной деятельности, при приготовлении домашнего задания;

·        Повышение качества выполнения домашних заданий; нацеливание детей на результативную работу.

·        Улучшение поведения отдельных учащихся и группы в целом.

·        Активизация познавательной деятельности учащихся.

·        Развитие творческих способностей.

·        Способствовать развитию самостоятельности, инициативы, творчества в коллективе.

·        Воспитывать  в детях потребность в здоровом образе жизни; соблюдение гигиенических норм, режима дня.
·         Воспитывать в детях чувство самоуважения, уважения к членам своей семьи, окружающим его людям.
·        Воспитание чувства доброты у детей, т. е. умение радоваться успехам своих товарищей, достойно переживать свои неудачи и быть рядом, когда неудача постигла другого.
·        Развивать память, речь, мышление, воображение, внимание у детей.
·        Развивать любознательность ребят, увлечь их процессом познания.
·        Расширить представления быта ребят о нашем городе, научить любить его.
 
Для достижения поставленных задач я использую комплекс занятий различной направленности:

Самоподготовка один из основных этапов в режиме группы продленного дня.

Самоподготовка - это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания и строго в определенное время.

     Цель самоподготовки - привитие учащимся навыков самообразовательной работы, которым в обыденной жизни придается огромное значение.

Перед самоподготовкой группе ставится ряд задач:

    Закрепление и повторение изученного материала,

·          развитие интереса к учению,

·          приобретение школьниками навыков

самостоятельной работы,

·          формирование исполнительских навыков.

Как учебное занятие самоподготовка выполняет образовательные и воспитательные функции

Образовательные функции:

· информационная (закрепление и

повторение знаний полученных на уроках);

· развивающая функция (развитие

внимания, памяти, мышления, речи детей.);

· конструктивная функция (планирование

учебной работы, распределение сил).

Воспитательные функции:

· мотивационная;

· формирование положительных черт характера, жизненно важных качеств личности (трудолюбие, воля, активность);

· организационная функция.

В своей работе для успешности выполнения домашних заданий, развития способностей детей я провожу беседу - как выполнять домашнее задание.

Воспитатель во время самоподготовки поддерживает необходимый для самостоятельной работы порядок и обеспечивает успешное выполнение заданий всеми учениками, стремясь закрепить  те  знания, которые дети приобрели на уроках. Воспитатель должен побуждать ребенка к  самостоятельному размышлению, всячески стимулировать его волевые  усилия, развивать мыслительные и познавательные способности.

Активизации мыслительной деятельности учащихся, а также закреплению знаний, полученных на уроках, способствуют занимательные игры  с математическим содержанием, которые развивают сообразительность,  внимание, глазомер, смекалку, приучают размышлять.  В условиях занимательной игры более успешно усваиваются  разнообразные знания, умения и навыки, осуществляется умственное,  эстетическое, нравственное воспитание ребенка. Формируются такие  ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие,  самокритичность, честность, объективность. В игровой деятельности  дети получают навыки групповой работы, то есть происходит развитие коммуникативных способностей и создается радостное рабочее настроение, что тоже немаловажно в условиях длительного пребывания детей в  школе. Стимулирует познавательные процессы. Способствует разрядке напряженности. Снимает утомление.

В игре ребенок избавлен от ответственности за ошибки (сколько  хочешь, столько и ошибайся). Ведь это не урок, где все правильно или неправильно, где нельзя говорить «не знаю». Для развития личности детей  младшего школьного возраста в учебно-воспитательный процесс требуется включать  также дидактические игры и  упражнения познавательного и занимательного характера. Они позволяют безболезненно осуществлять переход от игровой деятельности  к учебной.

Однако игра не должна восприниматься детьми как процесс преднамеренного обучения, так как это разрушило бы ее сущность. Планируя игровую деятельность, воспитатель должен четко осознавать, на  формирование каких навыков и умений должна быть направлена игра и  какие способности детей она должна развивать.

Нестандартные игровые задания и упражнения на развитие творческих способностей я использую для того, чтобы сделать  пребывание детей в ГПД более интересным и содержательным. Причем,  проведение таких занятий регулярно, а не от случая к  случаю, когда нечем занять заскучавших ребят.

Игра представляет собой воссоздание социальных отношений между людьми, их поведение и принятие решений в условиях моделирования реальных ситуаций, общественной жизни. Игра носит воспитательно-образовательный и развивающий характер, поэтому ее широко используют в настоящее время в учебно-воспитательном процессе.

Игра является основным видом активности школьника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт.

Условия, необходимые для организации в начальной школе систематической работы по развитию познавательных интересов и способностей, очень трудно обеспечить на уроках, насыщенных учебным материалом.  У воспитателей ГПД возможности гораздо шире: прогулки, экскурсии, спортивные часы, кружковая работа, клубные часы,  время самоподготовки.

Таким образом, группа продленного дня обеспечивает единство урочной и внеурочной деятельности учащихся, способствует укреплению их здоровья, раскрывает и развивает индивидуальные способности младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей детей на уроках математики

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.Познавательные способности - это способности, которые включают в себя сенсорные способности и интеллектуальные способности, обеспе...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»

Программа «Развитие познавательных способностей» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7 до 10 лет. Цель программы: создание условия для развития мышления, п...

Развитие познавательных способностей детей в период подготовки к школе

В работе представлены разнообразные виды деятельности по формированию познавательных способностей детей в период подготовки к школе, на уроках математики в 1 классе....

Развитие познавательных способностей детей (сборник упражнений)

Предлагаемый  сборник упражнений по коррекции рассчитан для занятий с умственно отсталыми детьми от 9 до 11 лет (2-4класс VIII вида).  Занятия, представленные в сборнике, специально подобран...

Лэпбук-как средство развития познавательных способностей детей

Лэпбук (lapbook) или   интерактивная тематическая папка .Зачем нужен и преимущества лэпбука.Разновидности папок и  как сделать лэпбук своими руками....

Консультация для родителей: "Развитие познавательных способностей детей с ОВЗ в условиях семьи"

Несмотря на разнообразие индивидуальных и групповых занятий со специалистами в условиях школьного обучения (логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог и др.), нужно помнить, что без занятий дома ко...