Развитие познавательных способностей детей на уроках математики
статья по математике по теме

 

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

Познавательные способности - это способности, которые включают в себя сенсорные способности и интеллектуальные способности, обеспечивающие продуктивное овладение знаниями, их знаковыми системами.

Основа развития познавательных способностей -  развитие познавательных процессов, среди которых в младшем школьном возрасте выделяют: внимание, воображение, память и мышление.

Развитие познавательных способностей более эффективно, когда учитель ставит перед собой задачу описания дополнительного материала к действующему курсу содержания. Это помогает развивать способности учащегося с первых дней учебы в школе и наиболее полно использовать специфику самого учебного предмета математики.

В начальной школе большое внимание уделяется  развитию основных характеристик мышления на повышение уровня самостоятельной практической и умственной деятельности детей, на развитие навыков самоконтроля.

Задания на развитие познавательных способностей включается в каждый урок в течении всего учебного года. Каждое задание должно составляться для каждого класса индивидуально и нести в себе определенное математическое содержание и умственную нагрузку детей.

Для развития внимания, используются различные дидактические игры с предварительной целевой установкой на внимание, выраженной в разных формах.

Выполняя различные дидактические игры на развитие и совершенствование внимания, в дальнейшем служит основой развития других познавательных процессов.

В младшем школьном возрасте отводится большое внимание по развитию всех видов памяти:

1.Наглядно-образной и словесно-логической.

2. Слуховой и зрительной

Для развития всех видов памяти используются дидактические игры, которые способствуют дальнейшему развитию памяти младших школьников.

В начальной школе особое внимание уделяется развитию основных характеристик мышления. Большое значение придается отработке умений проводить сравнение с указанием сходства и различия геометрических фигур, чисел, примеров, задач, величин, уравнений.

Выполняя задания на развитие мышления, у младших школьников развивается самостоятельность мышления, что оказывает положительное влияние на воспитание личности, способной проявлять инициативу и творчество.

Постоянное использование на уроках математики системы специальных задач и знаний, которые направлены на развитие всех познавательных возможностей и способностей, в первую очередь расширяют математический кругозор младших школьников, повышают качество математической подготовленности, способствуют математическому развитию учащихся и позволяют детям уверенно ориентироваться в простейших закономерностях

окружающей их действительности и лучше использовать свои математические знания в повседневной жизни.

Главной своей задачей считаю создание положительных эмоций у школьников в процессе учебы. Стараюсь, чтобы мои уроки были запоминающимися, яркими, занимательными, чему способствуют дидактические игры, которые направлены на развитие всех познавательных способностей у учащихся. Играя на уроках математики и выполняя задания на развитие внимания, мышления, памяти , ученики с большим интересом решают, запоминают названия чисел и геометрических фигур, различают цифры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

Познавательные способности - это способности, которые включают в себя сенсорные способности и интеллектуальные способности, обеспечивающие продуктивное овладение знаниями, их знаковыми системами.

Основа развития познавательных способностей - целенаправленное развитие при обучении математике познавательных процессов, среди которых в младшем школьном возрасте выделяют: внимание, воображение, память и мышление.

Развитие познавательных способностей более эффективно, когда учитель ставит перед собой задачу описания дополнительного материала к действующему курсу содержания. Это помогает развивать способности учащегося с первых дней учебы в школе и наиболее полно использовать специфику самого учебного предмета математики.

В начальной школе методы обучения и приемы организации учебной деятельности детей в большей степени, чем ранее, ориентированы на развитие основных характеристик мышления на повышение уровня самостоятельной практической и умственной деятельности детей, на развитие навыков самоконтроля.

Задания на развитие познавательных процессов включается в каждый урок в течении всего учебного года.

Задания на развитие и совершенствование внимания

Каждое задание должно нести в себе определенное математическое содержание и умственную нагрузку детей.

• Учащиеся выполняют задания по отыскиванию правильных путей продвижения по лабиринтам, большая часть которых является числовым лабиринтом. Степень сложности повышается в каждом году обучения.

Задание 1.

Найдите в лабиринте путь перехода из клетки в соседнюю и наберите при этом сумму:

В 1 классе 10 очков

Один из возможных путей: 1+2+4+2+1=10.

Во 2 классе 50 очков

Один из возможных путей: 5+4+1+20+15+5=50.

В 3 классе 100 очков

Один из возможных путей: 40+7+3+15+5+8+2+20=100.

В 4 классе 150 очков

Один из возможных путей: 6+8+60+15+5+4+7+11+26+2+6=150.

Все варианты при выполнении данных заданий перебрать не возможно. Но даже если не все учащиеся найдут правильный ответ, это не пройдет даром: они будут упражняться в сложении чисел, развивать внимание, память.

Задание 2.

Выпишите все треугольники и квадраты, которые вы видите на фигуре АВСДЕ. Введите для этого дополнительные обозначения.

                                                                                                                                                       

                                                              В                                                                                      

                                                   

                     

                                     

                                        А                                      С                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                                           

                                            Е                               Д                                                          

Одно из ведущих мест для развития внимания детей занимают дидактические игры с предварительной целевой установкой на внимание, выраженной в разных формах, а также различные варианты игр «Сложить и вычесть», «Умножить и разделить», «Давай посчитаем» и др.

Выполняя различные дидактические игры на развитие и совершенствование внимания, в дальнейшем служит основой развития других познавательных процессов.

Задания на развитие восприятия и воображения.

Задание 1.

Найдите на глаз отрезок, длина которого точно равна высоте нарисованной ели.

                                                                       

                                               

                                                    1       2        3    4      5

Такие задания очень интересны и эффективны для пространственного  развития у младших школьников.

Задание 2.

Из пункта А велосипедист проехал 10 км. на восток, затем повернул на север и проехал еще 20 км., после чего ехал на запад 10км. и на юг 10 км. Наконец опять повернул на восток и проехал 10 км.

Начертите путь велосипедиста.

Задание такого уровня предлагаются ученикам, проявляющим повышенные способности и интерес к изучению математики и быстро выполнившим задания обязательного уровня.

Задание на развитие памяти.

В младшем школьном возрасте отводится большое внимание по развитию всех видов памяти:

1.Наглядно-образной и словесно-логической.

2. Слуховой и зрительной

Для развития всех видов памяти используются игры: «Цепочка слов», «Повтори-ка»

Задание 1.

Зрительный диктант «Запомни фигуру».

В течении 1 минуты учитель показывает рисунок, а затем дети рисуют его у себя в тетради по памяти.

           

            Задание 2.

Запоминание в течении минуты, а затем изображение в тетради.              

     

         

                                 

Выполняя такие задания дети быстрее запоминают геометрические фигуры и  развивают все  виды памяти.

Задание ни развитие мышления.

В начальной школе особое внимание уделяется развитию основных характеристик мышления. Большое значение придается отработке умений проводить сравнение с указанием сходства и различия геометрических фигур, чисел, примеров, задач, величин, уравнений.

Задание 1.

Сравните:

  1. два числа 9 и 4009
  2. найдите значения выражений

5р. 10коп. + 50коп.

40мин. + 5ч.10мин.

  1. решите уравнение

5*у=45              х*8=48

4. чем числа записанные слева, отличаются от чисел, записанных справа

1000        10

45600       456

130500     1305

Выполняя задания на развитие мышления, у младших школьников развивается самостоятельность мышления, что оказывает положительное влияние на воспитание личности, способной проявлять инициативу и творчество.

Постоянное использование на уроках математики системы специальных задач и знаний, которые направлены на развитие всех познавательных возможностей и способностей, в первую очередь расширяют математический кругозор младших школьников, повышают качество математической подготовленности, способствуют математическому развитию учащихся и позволяют детям уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и лучше использовать свои математические знания в повседневной жизни.

Главной своей задачей считаю создание положительных эмоций у школьников в процессе учебы. Стараюсь, чтобы мои уроки были запоминающимися, яркими, занимательными, чему способствуют дидактические игры, которые направлены на развитие всех познавательных способностей у учащихся. Играя на уроках математики и выполняя задания на развитие внимания, мышления, памяти , ученики с большим интересом решают, запоминают названия чисел и геометрических фигур, различают цифры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей учащихся на уроках математики

Развитие  познавательных способностей  учащихся  на  уроках  математики.на  уроках  математики на  уроках  математики...

Развитие познавательных способностей детей в период подготовки к школе

В работе представлены разнообразные виды деятельности по формированию познавательных способностей детей в период подготовки к школе, на уроках математики в 1 классе....

Развитие познавательных способностей учащихся на уроках математики через использование логических задач

В начальной школе центральной задачей является развитие у всех детей способностей и формирования интереса к учёбе. Больших успехов добиваются дети в тех учебных предметах, к которым испытывают и...

Развитие познавательных способностей детей (сборник упражнений)

Предлагаемый  сборник упражнений по коррекции рассчитан для занятий с умственно отсталыми детьми от 9 до 11 лет (2-4класс VIII вида).  Занятия, представленные в сборнике, специально подобран...

Лэпбук-как средство развития познавательных способностей детей

Лэпбук (lapbook) или   интерактивная тематическая папка .Зачем нужен и преимущества лэпбука.Разновидности папок и  как сделать лэпбук своими руками....

Консультация для родителей: "Развитие познавательных способностей детей с ОВЗ в условиях семьи"

Несмотря на разнообразие индивидуальных и групповых занятий со специалистами в условиях школьного обучения (логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог и др.), нужно помнить, что без занятий дома ко...