Развитие познавательных способностей детей в период подготовки к школе
методическая разработка (1 класс) на тему

Короваева Марина Николаевна

В работе представлены разнообразные виды деятельности по формированию познавательных способностей детей в период подготовки к школе, на уроках математики в 1 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_zadaniy.rar624.45 КБ

Предварительный просмотр:

Короваева Марина Николаевна

ГБОУ СОШ №570 г. Санкт-Петербурга

учитель начальных классов

«Система заданий по развитию познавательных способностей детей в период подготовки к школе»

По мнению педагогов  у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции. Цель данной работы:  развитие познавательных способностей  детей 6-7 лет на основе развивающих заданий и занятий. Формирование и развитие познавательных способностей  - это длительная, целенаправленная работа. Поэтому познавательные задания должны составлять систему, направленную на развитие ребёнка.  Основными задачами    методической разработки  являются:

- формирование мотивации учения

- формирование и развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии)

- формирование и развитие образного и вариативного мышления, воображения, творческих способностей

- развитие речи, строить простейшие умозаключении

- формирование и развитие регулятивных УУД (умение планировать свои действия, работать по алгоритму, осуществлять самоконтроль и самооценку)                В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов. Но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на группы:

  • задания на развитие внимания
  • задания на развитие памяти
  • задания на совершенствование воображения
  • задания на развитие логического мышления

 На занятиях, в период предшкольной подготовки, основное время занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому, у детей формируются регулятивные УУД: самостоятельно действовать, принимать решения, выполнять самоконтроль, давать самооценку своим успехам.  

 На занятиях применяются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования, что позволяет активизировать работу детей, сделать процесс формирования и развития познавательных способностей увлекательным, динамичным.

Методическое сопровождение к презентации 

№ слайда

Содержание задания

Деятельность  ребёнка

2

Запомни расположение фигур

 осмысливает задание, наблюдает, запоминает

3

Назови фигуры, которые находятся слева от овала, справа от овала

обсуждение в парах,

называют фигуры

4

Расположи фигуры так:

треугольник – в верхнем левом углу, прямоугольник- в нижнем левом углу, квадрат – в нижнем правом углу,  круг- в верхнем правом углу

 на белом листе бумаги  располагает   геометрические фигуры (раздаточный материал) по заданной инструкции, самоконтроль, самооценка

5

Выбери фигуры, отличающиеся по трём признакам

анализируют  свойства предметов(цвет, размер, форма), делают вывод: называют выбранные фигуры, обосновывая свой выбор

6-12

Cколько треугольников ты видишь?

анализируют чертёж,  выделяют объекты

13

Какая фигура лишняя?

наблюдают, классифицируют предметы, определяют закономерность, обсуждают в парах, делают вывод, обосновывая свой выбор

14

Какой фигуры не хватает?

поиск закономерности, сравнивают, делают вывод, обосновывая свой выбор

15

Установи закономерность расположения фигур  в кругах и заполни четвёртый круг.

самостоятельно выполняет работу в тетради на печатной основе, поиск закономерности, самоконтроль, самооценка

16-17

Преобразование фигур из счётных палочек

поиск способа  перекладывания палочек для преобразования фигур;   возможна самостоятельная работа, работа в парах, работа в группах

18

Нарисуй в свободной клетке нужную фигуру

самостоятельно выполняют работу в тетради на печатной основе, поиск закономерности, самоконтроль, самооценка

19

Раскрась одним и тем цветом те фигуры, которые нарисованы четыре раза

самостоятельно выполняет работу в тетради на печатной основе, поиск закономерности, самоконтроль, самооценка

20

Продолжи путь по заданному правилу

самостоятельно выполняет работу в тетради на печатной основе, поиск закономерности, самоконтроль, самооценка

21

Раскрась фигуры

самостоятельно выполняет работу в тетради на печатной основе, поиск закономерности, самоконтроль, самооценка

22

Какая фигура будет последней?

самостоятельно выполняет работу в тетради на печатной основе, поиск закономерности, самоконтроль, самооценка, (возможна работа в сотрудничестве)

Материал, предлагаемый в данной работе, будет полезен учителям начальной школы, педагогам дошкольных образовательных учреждений, родителям.

Литература:

1. Программа курса «Юным умникам и умницам» - Холодова О. 2008 г.

2. «Математические ступеньки» - Волкова С.И., изд-во «Просвещение» М., 2013 г

3. Программа ««Преемственность» под редакцией Н.А. Федосовой, курс «Развитие математических представлений», изд-во «Просвещение» М.,2011 г.

.