Статья "Формы работы с одаренными детьми"
статья

          Обучение одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. Чаще всего одаренные дети лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Будущее одаренного ребенка, в отличие от одаренного взрослого, ещё не определено, поэтому важно создавать среду для его полноценного развития.

         Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы - урочную и внеурочную.  Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalimullina_f.h._safiullin_l.g._-_statya.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                             Ф.Х. Калимуллина,

                                                                                                                учитель начальных классов,

                                                                                              Л.Г. Сафиуллин, учитель технологии,

                                                                      МБОУ «Ямашурминская СОШ» Высокогорского МР

ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ                                                                     

          Обучение одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. Чаще всего одаренные дети лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Будущее одаренного ребенка, в отличие от одаренного взрослого, ещё не определено, поэтому важно создавать среду для его полноценного развития.

         Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы - урочную и внеурочную.  Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности,

         Формы работы: классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания, игры, а также очень важны: предметные олимпиады; различные конкурсы и викторины; проекты по различной тематике; ролевые игры; индивидуальные творческие задания.

Выявление одаренных детей проводится на основе наблюдений, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Учитель уделяет внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфере.

          Как правило, у одаренных детей проявляются: высокая продуктивность мышления; способность к прогнозированию.

В своей работе используем дифференцированный подход. Это и разноуровневые задания(карточки) по русскому языку и математике; карточки, развивающие познавательную активность для индивидуальной работы и работы в группах. Дифференциация домашнего задания.

          В работе с одаренными детьми целесообразно положить следующие принципы педагогической деятельности:

 принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

 принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

 принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.

          На уроках используем следующие виды деятельности:

  • проблемно-развивающее обучение;
  • работа в малых группах;
  • проектно-исследовательская деятельность;
  • творческие и нестандартные задания.

         На уроках дети учатся рассуждать, выражать свои мысли не только устно, но и письменно. Например, на уроках литературного чтения ребята сами становятся авторами, сочиняют прекрасные сказки, рассказы, в которых делятся своими мыслями.

          С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагаем  выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы, соответствующей содержанию его одаренности.

          Почти все дети класса активно участвуют в различных конкурсах и внеклассных мероприятиях, интеллектуальных играх, защите проектов, что способствует неожиданному раскрытию способностей и талантов детей.

Во внеурочной деятельности, также особой формой работы с одаренными детьми, являются праздники, познавательные игры, конкурсные программы. В них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, развить способности к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных викторинах.

          Работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».

В наших планах:

  • развитие системы внеурочной деятельности и внеклассной деятельности учащихся, которая позволит им демонстрировать свои достижения на олимпиадах, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях различного уровня;
  • поиск эффективных способов и технологий работы с талантливыми детьми;

работа с родителями.

      Бесталантных детей нет. Важно  только научить их раскрыть свои способности, поверить в себя. Это задача каждого учителя.

Список использованной литературы:

1. Андреев В.И., «Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества», Казань, 2010.

2. Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева. – М.: Арманов-центр, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми

Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...

Детская одаренность. Система работы с одаренными детьми

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯМеждународная научно-практическая конференцияРабота с одаренными детьми является одним из приоритетных направле-ний в образовании на государственном уровне,...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Одаренность. Формы и методы работы с одаренными детьми

Миссия школы по отношению к одаренным учащимся – предоставление каждому ОУ сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потре...

Работа с одаренными детьми. Конспект занятия по авторской программе "Развитие одаренности средствами арт-терапии".

Конспект занятия по работе с одаренными детьми для развития творческого воображения и абстрактного мышления....

«Одаренный ребенок. Формы и методы работы с одаренными детьми. Презентация опыта»

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Б...

Одаренный ребенок. Кто он? Формы и методы работы с одаренными детьми.

Одаренный ребенок. Кто он?Формы и методы  работы с одаренными детьми....