Рабочие программы курса внеурочной деятельности "Шахматы"
рабочая программа

Голященкова Гульнара Равхатовна

 

Программа «Шахматы» составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования на основе программы И. Г. Сухина  и направлена на развивающие  функции  обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21»

C:\Users\user\Desktop\Kyocera_20190927_002\Scan_001.jpg

        

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Шахматы»

(общеинтеллектуальное)

2  В класс

 на 2019–2020 учебный год

Составитель:

Голященкова Гульнара Равхатовна

высшая квалификационная категория

Нижневартовск 2019


Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Шахматы» предназначена для обучающихся 2В класса МБОУ «СШ №21».  

Программа «Шахматы» составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования на основе программы И. Г. Сухина  и направлена на развивающие  функции  обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Цель курса внеурочной деятельности:

  • создание  условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала, создание условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося  в свободное от учёбы время посредством обучения игре в шахматы;
  • развитие мышления младшего школьника во всех его проявлениях: от наглядно образного мышления до комбинаторного, тактического и творческого.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности;
  • ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;
  • формирование основ шахматной культуры;
  • понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;
  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
  • уважительное отношение к иному мнению;
  • приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
  • умение управлять своими эмоциями;
  • дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат;
  • оказание бескорыстной помощи окружающим.

Метапредметные  результаты:

  • умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
  • владение способом структурирования шахматных знаний;
  • способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;
  • умение находить необходимую информацию;
  • способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
  • умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
  • способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения;
  • умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;
  • способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
  • умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра;
  • возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
  • умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Предметные результаты:

  • приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека;
  • владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала;
  • приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.

Воспитательные результаты:

  • воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств и обстоятельств других людей и сопереживания им.

Содержание курса внеурочной деятельности «Шахматы»

с указанием форм организации и видов деятельности

Раздел

Форма организации

Основные виды деятельности

Теоретические основы и правила шахматной игры.

Беседа, презентация, чтение литературы.

Сведения из истории шахмат. Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. Выдающиеся шахматисты нашего времени. Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы.

Практико-соревновательная деятельность.

Беседа, презентации, решение ситуативных задач, парные игры.  Практикумы, проигрывание ситуаций. Обсуждение.

Конкурсы решения позиций. Соревнования. Шахматные праздники.

Основы шахматной игры (повторение материала первого года обучения; защита в шахматах, матование одинокого короля различными фигурами). Шахматная комбинация: выигрыш материала. Основы дебюта: развитие фигур, дебютные ловушки, короткие партии. Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества.

Конкурс решения позиций на тактические приёмы «связка», «двойной удар», «нападение», «защита», «сквозной удар», «ловля фигуры», «открытый шах», «мат по последней горизонтали».

Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса».

Участие в школьном шахматном празднике.


Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности

«Шахматы»

№ п/п

Дата

Тема занятия

Количество часов

По плану

Факти-чески

1.

02.09

Из истории шахмат. Чемпионы мира по шахматам, выдающиеся шахматисты мира

1

2.

09.09

Шахматные фигуры (повторение)

1

3.

16.09

Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него. Рокировка (повторение)

1

4.

23.09

Мат. Пат. Мат в один ход. Мат одинокому королю королем и ладьей

1

5.

30.09

Защита в шахматной партии: уход из-под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры

1

6.

07.10

Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение

1

7.

14.10

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1

8

21.10

Тактический прием «двойной удар»

1

9.

28.10

Тактический прием «двойной удар»

1

10.

11.11

Тактический прием «связка»

1

11.

18.11

Тактический прием «связка»

1

12.

25.11

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1

13.

02.12

Тактический прием «ловля фигуры»

1

14.

09.12

Тактический прием «ловля фигуры»

1

15.

16.12

Тактический прием «сквозной удар»

1

16.

23.12

Тактический прием «сквозной удар»

1

17.

13.01

Мат на последней горизонтали

1

18.

20.01

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1

19.

27.01

Тактический прием «открытый шах»

1

20.

03.02

Тактический прием «открытый шах»

1

21.

10.02

Тактический прием «двойной шах»

1

22.

17.02

Тактический прием «двойной шах»

1

23.

24.02

Шахматный турнир

1

24.

02.03

Основы игры в дебюте: дебютные ловушки

1

25.

16.03

Основы игры в дебюте: дебютные ловушки

1

26.

23.03

Основы игры в дебюте: атака на короля

1

27.

30.03

Основы игры в дебюте: атака на короля

1

28.

06.04

Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества

1

29.

13.04

Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества

1

30.

20.04

Основы анализа шахматной партии

1

31.

27.04

Основы анализа шахматной партии

1

32.

11.05

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1

33.

18.05

Шахматный турнир

1

34.

25.05

Шахматный праздник

1

Всего

34



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21»

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Шахматы»

(общеинтеллектуальное)

1В класс

на 2018–2019 учебный год

Составитель:

Голященкова Гульнара Равхатовна,

учитель высшей квалификационной категории

Нижневартовск, 2018

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шахматы» спортивно – оздоровительной направленности для обучающихся класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «СШ №21» на основе:

  • Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, утвержденного 29.12.2012г.;
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 (с изменениями и дополнениями от 26 ноября 2010г., 22 сентября 2011г., 18 декабря 2012г., 29 декабря 2014г., 18 мая 2015г.) «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373» (Зарегистрирован в минюсте России 02.02.2016г. №40936);

Цель программы курса внеурочной деятельности «Шахматы»: создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

        Задачи курса внеурочной деятельности «Шахматы»:

Обучающие:

  • познакомить с историей шахмат;
  • дать обучающимся теоретические знания по шахматной игре и рассказать о правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения.

Воспитывающие:

  • привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом;
  • научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственно правильное, планировать свою деятельность, работать самостоятельно;
  • научить уважать соперника;

Развивающие:

  • развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности;
  • ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить представления об окружающем мире.

На изучение курса внеурочной деятельности «Шахматы»: планом внеурочной деятельности отводится 33 часа в год.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

В результате освоении курса внеурочной деятельности «Шахматы»: формируются следующие:

Личностные результаты:

∙        Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

∙        Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

∙        Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

∙        Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

∙        Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты:

∙        Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

∙        Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

∙        Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

∙        Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

∙        Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

∙        Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

∙        Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

К концу первого года обучения, обучающиеся должны 

знать:

  • шахматную доску и ее структуру;
  • обозначение полей линий;
  • ходы и взятия всех фигур, рокировку;
  • основные шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья);
  • ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза. Нападение, защита;
  • три стадии шахматной партии. Развитие и др.

 уметь:

  • играть партию от начала до конца по шахматным правилам;
  • записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи;
  • находить мат в один ход в любых задачах такого типа;
  • оценивать количество материала каждой из сторон и определять наличие материального перевеса;
  • планировать, контролировать и оценивать действия соперников;
  • определять общую цель и пути ее достижения;
  • решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале.

В основу изучения курса внеурочной деятельности «Введение в шахматы» положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальную среду. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые не обязательно должны быть положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Содержание курса внеурочной деятельности

с указанием форм организации и видов деятельности

Основное содержание

Формы организации

Виды деятельности

Шахматная доска и фигуры 4ч.

Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль.

Шахматная доска. Поля, линии. Легенда о возникновении шахмат.

Обозначение полей и линий. Шахматные фигуры и их обозначения.

Ходы и взятия фигур 12ч.

Практическая игра.

Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки. Ударность

и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Угроза, нападение, защита.

Превращение и взятие на проходе пешкой. Значение короля. Шах. Короткая и длинная рокировка. Начальная позиция. Запись шахматных позиций. Практическая игра.

Цель и результат шахматной партии 9ч.

Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

Способы защиты от шаха. Открытый, двойной шах. Мат. Сходство и различие между понятиями шаха и мата. Алгоритм решения задач на мат в один ход. Пат. Сходство и различие между понятиями мата и пата. Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный шах). Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.

Запись шахматных ходов 3ч.

Дидактические игры и задания, игровые упражнения.

Принцип записи перемещения фигуры. Полная и краткая нотация. Условные

Обозначения перемещения, взятия, рокировки. Шахматный диктант.

Ценность шахматных фигур 2ч.

Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.

Ценность фигур. Единица измерения ценности.

Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество.

Общие принципы разыгрывания дебюта 3ч.

 Участие в турнирах и соревнования

Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. Классификация дебютов. Дебютные ловушки.

 

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема учебного занятия

Количество учебных часов

По плану

Факти

чески

1  четверть (9 часов)

                                       Шахматная доска и фигура                        4 часа

01.09

Шахматная доска. Легенда о возникновении шахмат.

1

08.09

Поля, линии. Обозначение полей и линий.

1

15.09

Шахматные фигуры.

1

22.09

Шахматные фигуры и их обозначения.

1

                             Ходы и взятия фигур                                                  12 часов

29.09

Ходы и взятия ладьи

1

06.10

Ходы и взятия слона.

1

13.10

Ходы и взятия короля.

1

20.10

Ходы и взятия пешки

1

27.10

Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске.

1

2 четверть (8 часов)

03.11

Угроза, нападение, защита.

1

17.11

Превращение и взятие на проходе пешкой

1

24.11

Значение короля.

1

01.12

Шах.

1

08.12

Короткая и длинная рокировка.

1

15.12

Начальная позиция. Запись шахматных позиций.

1

22.12

Практическая игра.

1

Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат                  9 часов

29.12

Способы защиты от шаха.

1

3 четверть (9 часов)

19.01

Открытый, двойной шах.

1

26.01

Мат.

1

02.02

Сходство и различие между понятиями шаха и мата.

1

09.02

Алгоритм решения задач на мат в один ход.

1

16.02

Пат.

1

02.03

Сходство и различие между понятиями мата и пата.

1

09.03

Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный шах).

1

16.03

Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.

1

               Запись шахматных ходов                                                3 часа

23.03

Принцип записи перемещения фигуры.

1

4 четверть (7 часов)

06.04

Полная и краткая нотация. Условные

обозначения перемещения, взятия, рокировки.

1

13.04

Шахматный диктант.

1

Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен  2 часа

20.04

Ценность фигур. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске.

1

27.04

Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество.

1

           Общие принципы разыгрывания дебюта                          3  часа

04.05

Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте.

1

11.05

Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте.

1

18.05

Классификация дебютов.

1

Итого:

33ч.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА"

Программа кружка «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.Развитие интеллекта – это целенаправленный и ор...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 3 класс

Данная программа внеурочной деятельности предусмотрена ФГОС начального образования...

"Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»"

Программа  внеклассной работы по математике  для 1 класса c использованием ИТ....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению кружок « Театр Петрушка»

   Рабочая  программа  составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе приме...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению кружок « Юный театр»

Рабочая  программа  составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы внеур...