Организация и проведение самоподготовки в ГПД
методическая разработка (2, 3, 4 класс)

Об особенностях организации и проведении самоподготовки в школе в ГПД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья23.3 КБ

Предварительный просмотр:

                       ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ САМОПОДГОТОВКИ  В ГПД

Самоподготовка — обязательное занятие детей в группе продленного дня. На ней выполняются только учебные задания учителей. В процессе ее осуществляется закрепление знаний, умений и навыков путем упражнений в применении их на практике. Объяснение же заданий проводится только на уроке.

В выборе заданий учащиеся не свободны. Здесь от них не требуют инициативы, а требуют только повиновения. Для того чтобы исполнительность у них дала желаемый для учителя результат, во время самоподготовки воспитателем устанавливается определенный порядок, который неукоснительно соблюдается всеми.

Сам режим продленного дня уже предполагает создание такой обстановки на занятиях, при которой достигается максимально положительный результат в выполнении заданий при полной самостоятельности школьников

Организационно-дисциплинарные требования:

1)   точное соблюдение начала и конца самоподготовки;

2)   сознательное подчинение указаниям педагога;

3)   наличие всех необходимых для занятий принадлежностей и учебников;

4)   обеспечение порядка на рабочем месте;

5)  экономное и полное расходование времени, отведённого на самоподготовку;

Ученик должен усвоить, что нельзя:

 -тратить неэкономно время;

-  нарушать тишину;

- отвлекать товарищей от работы;

- заниматься посторонними делами;

- использовать методы работы, вызывающие шум;

- беседовать с воспитателем в полный голос;

-  недобросовестно выполнять задание;

- считать работу законченной без проверки, взаимной проверки и по возможности проверки педагогом.

Доведение до сознания школьников данных правил должным образом обеспечит дисциплину самостоятельного учебного труда учащихся во время самоподготовки.

Правила разрешения являются для школьников своеобразным ориентиром, в соответствии с которым они усваивают определённые нормы поведения, позволяющие им те или иные действия во время самоподготовки.

Ученику разрешается:

•  по своему усмотрению планировать и осуществлять работу;

• пользоваться разнообразными пособиями и справочным материалом;

•  самостоятельно выбирать методы выполнения задания;

•  при необходимости обращаться шёпотом за консультацией;

•  оказывать помощь товарищам;

•  делать паузы для кратковременного отдыха;

• обращаться с вопросами к педагогу, подняв руку, беседовать с ним шёпотом;

•  проверять работу товарищей, когда своё задание выполнено;

•  с разрешения педагога до начала самоподготовки сменить рабочее место;

•  выйти на время из класса;

• после выполнения всех уроков готовить выступления для предметного кружка, предметного мероприятия, заучивать стихотворения для конкурсов и т.д.

Точное и полное соблюдение организационных требований по самоподготовке, а также правил запрета и разрешений поможет организовать и дисциплинировать учебную деятельность школьников.

СТРУКТУРА САМОПОДГОТОВКИ

Структура самоподготовки — это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами самоподготовки, возникающая в процессе занятий и обеспечивающая её целенаправленную деятельность.

Основными этапами самоподготовки являются:

1. Организационный (организация начала самоподготовки и подготовка учащихся к самостоятельной работе, мотивация на самостоятельный труд).

2.   Самостоятельное изучение материала.

3.   Самоконтроль, взаимопроверка и самооценка.

4.   Заключительный педагогический контроль.

5.   Подведение итогов работы.

1. Организационный этап.

По времени занимает не более 5-7 минут. Учащиеся готовят своё рабочее место, учебные принадлежности. Педагог должен чётко оговорить цели, последовательность работы, создать мотивацию. Оговаривается содержание задания, выбирается более рациональный путь и последовательность его выполнения. Внимание учащихся привлекается к памятке, которая является постоянным ориентиром в самостоятельной работе. Опираясь на памятку, дети вспоминают тему урока, правила, схему или таблицу, по которой работали в классе. Осуществляется связь урока и самоподготовки. (Подробный инструктаж по работе с памяткой проводится, когда дети только начинают работать самостоятельно.)

Для формирования умений и навыков самостоятельной работы важное значение имеет воспитание у детей умения беречь время — важнейшего признака культуры умственного труда. Ведь причинами перегрузки при выполнении домашних заданий не всегда является большой объём домашних заданий, чаще — недостаточная подготовленность учащихся к их выполнению и неумение многих школьников рационально использовать время.

Перед занятиями необходимо сообщать приблизительные сроки предстоящей работы.

2.  Самостоятельное изучение материала.

Самостоятельная работа учеников — один из главнейших элементов самоподготовки. Необходимо выбирать наиболее эффективный вариант в организации самоподготовки школьников с учётом особенностей учащихся и их обучаемости.

В III —IV классах можно начинать самоподготовку с математики или русского языка. Необходимыми условиями при выполнении данных предметов являются следующие:

  • вспомнить, чем занимались на уроке, какую тему изучали, какие задания выполняли, с какими таблицами работали, с какими правилами знакомились и т.д., озвучить их;
  • найти правила в учебнике, прочитать их и постараться воспроизвести со своими примерами.

Только после этого можно переходить к выполнению письменных домашних заданий. Основные требования к ученику в процессе работы — самостоятельность, прилежание, экономное использование времени.

Большое значение для успешной самостоятельной работы во время самоподготовки имеет конкретная помощь учащимся в приобретении определённых умений и навыков. Педагог внимательно наблюдает за каждым учеником, поощряет старательность, указывает на недостатки, показывает правильные приёмы работы. Одного он учит соблюдать правила учебного труда, другого работать с учебником, третьего — с дополнительными информационными источниками. Педагог стремится закрепить все те приёмы работы, которые усваивает школьник на уроке.

Слабым учащимся, детям с недостаточно сформированными навыками самоконтроля, имеющим частичные пробелы в знаниях, помощь оказывают педагог и консультанты. Важно, чтобы консультанты с такими учениками работали на равных, не поучали их, не делали за них работу, а вместе обсуждали алгоритм выполнения заданий и его решение. Одновременно ученики-консультанты получают возможность для развития общественной направленности своей личности.

Под особым наблюдением педагог должны быть учащиеся II класса, у которых только формируются навыки самостоятельности. Им свойственны рассеянность, неумение сосредоточить своё внимание на выполнении задания. На самоподготовке педагог чаще проверяет их работу, подбадривает и помогает им.

В III -IV классах во время выполнения домашних заданий педагог только в необходимых случаях оказывает помощь учащимся. Одним из видов контроля за качеством выполненной работы может служить взаимопроверка.

Выполнение устных заданий, особенно заучивание стихотворений наизусть и тренировка в выразительном чтении, требует особых условий. Дети, у которых более развита слуховая память, обычно учат устные задания вполголоса. Учащиеся постепенно привыкают к этому рабочему шуму, и он не мешает им сосредоточиться.

3.   Самоконтроль, взаимопроверка и самооценка.

Прежде чем проверить работы детей, педагог организует самопроверку, которая приучает их контролировать свои действия.

При индивидуальном самоконтроле каждый учащийся проверяет ход и результаты выполняемой работы самостоятельно. Такая проверка является обязательным элементом самостоятельной работы. Навык индивидуального самоконтроля формируется на протяжении всего обучения при помощи фронтальных проверок и других способов контроля.

При формировании навыков самоконтроля необходимо приучать ребёнка прочитывать написанное упражнение, проверять решение задач, примеров, отвечать на контрольные вопросы в конце статьи по литературному чтению, предмету «Окружающий мир». Полезно учить ребят способам самопроверки: найди в упражнении слова, словосочетания, предложения на изученное правило, расскажи прочитанное по плану без учебника, выполни обратное вычисление и т.д.

4.  Заключительный педагогический контроль.

Педагог осуществляет проверку качества выполнения домашних заданий учениками, даёт оценочное суждение о работе каждого ученика. Просматриваются письменные работы, ведётся беседа по устным предметам, задаются 2-3 вопроса на понимание изученного материала, исправляются ошибки и неточности. Педагог отмечает тех. кто работал самостоятельно, подбадривает неуверенных в себе учеников, поощряет добросовестных. Если каждый день ученик добивается хотя бы крупицы знания собственными усилиями, то он уже не просто учится умственному труду, но и воспитывается нравственно, так как переживает и осознаёт свой труд, своё отношение к нему.

5.  Подведение итогов работы.

При подведении итогов можно провести дидактическую игру на закрепление определённых умений и навыков, развитие памяти. Затем необходимо убрать рабочие места и навести порядок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по организации и проведению самоподготовки.

Данный документ содержит описание целей и задач самоподготовки, план проведения в группе воспитанников 2 класса общеобразовательной школы-интернат....

Методические рекомендации по организации и проведению самоподготовки.

Самоподготовка - одна изформа организации учебного процесса в детском доме. Самоподготовка представляет собой обязательные, ежедневные занятия школьников, на которых они самостоятельно выпо...

Статья "Организация и проведение самоподготовки учащихся в ГПД."

Самоподготовка выполняет образовательные и воспитательные функции....

Инструктивно-методические рекомендации по организации и проведению самоподготовки в СРЦН

Самоподготовка - важный момент в учебно-воспитательном процессе центра....

Организация и проведение самоподготовки в ГПД

В этой статье Вы узнаете о том, как правильно оранизовать и провесати самоподготовку в ГПД....

Организация и проведение самоподготовки в группе продленного дня.

Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.                                      ...