Программа коррекционной и обучающей работы с родителями, воспитывающими детей раннего возраста, с ограниченными возможностями здоровья.
методическая разработка

Клёмина Светлана Михайловна

Программа предназначена для коррекции родительско-детского отношения в семьях, воспитывающих детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья; а также обучения родителей взаимодействию с ребенком, эффективным приемам реабилитации.

Программа рассчитана на 1 учебный год или на период пребывания детей на сопровождении.

В программе предложены организационные формы, содержание и основные методы и приемы взаимодействия психолога с родителями, воспитывающими детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, в целях максимально эффективной коррекционной и обучающей работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа

коррекционной и обучающей работы

с родителями, воспитывающими детей раннего возраста,

с ограниченными

возможностями здоровья

Автор-составитель

Учитель начальных классов

Клёмина Светлана Михайловна

Срок реализации  1 год

г. Иланский

Красноярского края

2017г

Введение

Для каждого ребёнка, который приходит в школу, встреча с первым учителем – это, прежде всего, встреча с новым, особенным человеком. А если этот ребёнок сам «Особенный», тогда такая встреча вдвойне значима. Учитель воплощает в себе всё, что связано с учением, отношением с окружающими, уроками, школьной жизни в целом. Кто же сможет на первых порах поддержать ребёнка, который нуждается в особой поддержке и помощи? Кто поможет преодолеть адаптационный период в школе ребёнку и учителю? Конечно, это родители.

«Особенные» дети большую часть своей жизни проводят в кругу семьи (преимущественно с мамой), причем круг этот достаточно узкий и замкнутый. В связи с этим именно семья обладает наиболее мощным реабилитационным потенциалом. Родителя знают о своём ребёнке всё или почти всё. Но не всегда родители владеют информацией и навыками по уходу, помощи, развитию детей. Для того чтобы семья стала для ребенка с ограниченными возможностями реабилитационной, развивающей средой первое, что необходимо – это здоровый психологический климат в ней. Незнание и неумение родителей рождает тревогу, напряжение и может стать причиной отказа от ребенка. Поэтому обучение родителей позволяет улучшить атмосферу в семье, актуализировать ее интеграционный потенциал, что в результате позитивно сказывается не только на состоянии ребенка с инвалидностью, но и на всех членах семьи.

Воспитание ребенка требует от родителей психолого-педагогической, медицинской и социально-правовой грамотности, если же речь идет о детях с особыми нуждами, то подготовка эта становится жизненно необходимой. Стиль воспитания и заботы о детях с инвалидностью складывается у родителей зачастую стихийно, их информированность о том, как следует воспитывать таких детей, обрывочна, навыки недостаточно сформированы.

В связи с этим представляется необходимой разработка таких форм психокоррекционной работы, с помощью которых могли бы быть успешно преодолены многие конфликты и проблемы родителей, а также возможно было научить родителей необходимым приемам коррекционной работы.

Пояснительная записка

Программа предназначена для коррекции родительско-детского отношения в семьях, воспитывающих детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья; а также обучения родителей взаимодействию с ребенком, эффективным приемам реабилитации.

Программа рассчитана на 1 учебный год или на период пребывания детей на сопровождении.

В программе предложены организационные формы, содержание и основные методы и приемы взаимодействия психолога с родителями, воспитывающими детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, в целях максимально эффективной коррекционной и обучающей работы.

Программой определены цели и задачи коррекционной и обучающей работы с семьями, воспитывающими детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. Программа адресована учителям, работающим с детьми раннего возраста и их родителями.

Программа составлена с учетом особенностей семей, воспитывающих детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Программа включает введение, пояснительную записку, изложение содержания по направлениям работы.

Предлагаемое содержание основных направлений работы, условия и формы его реализации позволяют решать в единстве задачи программы, к которым относятся:

оптимизация детско-родительских взаимоотношений;

коррекция неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;

обучение родителей психологическим приемам саморегуляции;

формирование у родителей активной жизненной позиции;

формирование у родителей представлений о технологиях и методах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями;

обучение родителей эффективным приемам коррекционной работы с детьми в домашних условиях.

Практическая реализация этих задач осуществляется в процессе гармонизации внутрисемейных взаимоотношений, формирования у родителей минимальных представлений о нормативах развития детей, его особенностях при определенных нарушениях.

В программе выделены следующие разделы:

Коррекция психологического состояния семьи.

Обучение родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста, приемам коррекционной работы.

Работа специалиста включает два блока диагностики:

первичная диагностика с целью выявления особенностей конкретной семьи;

итоговая диагностика позволяет определить степень эффективности проведенной работы.

Содержание программы предполагает активное использование следующих форм работы:

индивидуальные консультации родителей;

тематические опросники;

проективный рисунок;

разыгрывание ролевых ситуаций;

аутотренинг;

музыкальная релаксация.

Организация работы

Форма организации занятий – индивидуальная и групповая. Продолжительность занятий составляет 1 час. Занятия проводятся 1 раз в неделю в соответствии с текущим направлением работы.

Группы являются частично «открытыми», т.е. могут работать, не исключая из своего состава тех родителей, которые по состоянию здоровья своих детей вынуждены какое-то число занятий отсутствовать. В одной группе от 4 до 8 родителей, воспитывающих детей со схожими проблемами развития. По необходимости занятия проводятся совместно с детьми.

Характеристика программы

Программа предусматривает решение ряда задач: диагностических, коррекционных и обучающих.

В диагностическом блоке ведущей задачей является организация комплексного изучения всех сторон семейного взаимодействия, индивидуальных особенностей каждого члена семьи, а также определение эффективности реализации программы.

Блок коррекционных задач направлен на гармонизацию детско-родительских отношений, коррекцию неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Обучающий блок направлен на формирование у родителей представлений о технологиях и методах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями, обучение эффективным приемам коррекционной работы с детьми в домашних условиях.

Структура программы включает следующие разделы:

Раздел 1. Коррекция психологического состояния семьи.

Раздел 2. Обучение родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста, приемам коррекционной работы.

РАЗДЕЛ 1. КОРРЕКЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СЕМЬИ

Психокоррекционный процесс строится с учетом дифференцированного подхода к личностным особенностям родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание работы на данном этапе представлено двумя направлениями:

индивидуальная диагностика и психокоррекция;

групповой тренинг.

Индивидуальная работа осуществляется в виде беседы (нескольких бесед) или частично структурированного интервью, а также последующих индивидуальных занятий психолога с родителями ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья. Этот этап рассчитан на 5 занятий и служит для установления непосредственного личного контакта между психологом и матерью ребенка, для ее ознакомления с проблемами, которые обсуждаются в группе, а также для определения собственной потребности в посещении групповых занятий. Одновременно на этом этапе психолог проводит диагностическое исследование психологических особенностей данного лица с помощью специальных методик (приложение №1).

Индивидуальные занятия позволяют психологу ознакомиться с историей жизни родителей, выявить особенности их характера, определить проблемы, которые существуют в данной семье, предложить помощь.

На групповом этапе работы психокоррекционное воздействие осуществляется не только со стороны психолога на каждого родителя, но и внутри группы при взаимодействии участников. Совместными усилиями на групповых занятиях снимается чувство вины, неприятие личности больного ребенка, формируется осознание роли родителей в развитии собственного ребенка, укрепляются внутрисемейные связи.

Данный этап работы рассчитан на 10 групповых занятий.

Каждое групповое психокоррекционное занятие имеет пять блоков работы:

Ритуал приветствия - важный момент работы с группой, позволяющий сплачивать участников, создавать атмосферу группового доверия и принятия. В ходе развития группы контроль над его исполнением постепенно переходит к членам группы.

Разминка: участники группы подготавливаются к психологической работе. Для этой цели используются специальные вводные психогимнастики, настраивающие родителей на определенный вид внутренней психологической работы.

Так же на этапе разминки используются упражнения на внимание, на снятие напряжения, на сокращение эмоциональной дистанции, на тренировку понимания невербального поведения, а также на тренировку способности выражения своих чувств с помощью мимики и жестов.

Основная часть: состоит из нескольких блоков и представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач программы. Последовательность упражнений предполагает чередование деятельностей, смену психофизического состояния членов группы.

обсуждение домашнего задания (в кругу).

упражнения, связанные с темой занятия.

подвижные игры.

упражнения, способствующие установлению контакта между родителем и ребенком (выполняются в парах).

домашнее задание.

Рефлексия занятия — предполагает оценку занятия в двух аспектах:

- эмоционально-смысловом: понравилось — не понравилось, было хорошо или плохо и почему, что показалось самым важным, полезным;

- эмоционально-оценочном: как себя чувствуют здесь и сейчас, т.е. оценка своего эмоционального состояния.

Ритуал прощания — способствует завершению занятия и укреплению чувства единства в группе.

№ п/п

Темы занятий

1

Самодиагностика типового семейного состояния. Карта Вашей семьи

Знакомство «Нить Ариадны»

Анализ

2

Самодиагностика родительского отношения к ребёнку. Карта Вашей семьи глазами ребёнка

Игра «Отличия», «Имитация»

Анализ

3.

Межличностные отношения в семье.  Диспут «Люблю или мешаю» (Умеем ли мы любить своих детей? Что это значит – любить?)

Игра «Интервью обо мне со мной…»,

Психологические упр. «Бросание мяча, снежка, брызгания водой», передача по кругу хлопков, жестов, цветка, благодарности, злости, счастья….

Анализ

4

Межличностные отношения в семье. «Знаем ли мы своего ребёнка?»

Психологические упр. «Ассоциация», «Горячий стул», «Движение в темноте», «Повадырь»

Анализ

5

«Роль родительских ожиданий» - круглый стол. Как наши страхи становятся страхами детей.

6

Разрушение внутрисемейных стереотипов, создание атмосферы благополучия

«Оптимальная дистанция в общении с детьми» - круглый стол

«Фантазийное существо – это мама (папа)»

7

Наши конфликты с детьми. Проигрывание анонимных семейных конфликтов. Используется метод видеокоррекции

Психологические упр. «Просьбы и требования»

8

Авторитарное подавление ребёнка

Психологические упр. «Передай улыбку, рукопожатие, презрения, просьбу о помощи»

Произнести имена: своё, своих детей грубо, ласково

Анализ

9

Психогимнастика «Глаза в глаза»

Обсуждение темы: «Личностная зависимость детей от родителей»

10

Психологические упр. «Имитация» (без руки, без ноги, глухой, немой) в роли стеснительного человека, амбициозного.

Игра «Хочу, могу!»

РАЗДЕЛ 2. ОБУЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ РАННЕГО ВОЗРАСТА, ПРИЕМАМ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ.

На данном этапе работы  психолог знакомит родителей, воспитывающих детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья с особенностями развития детей, помогает определить наиболее эффективные способы внутрисемейного взаимодействия, обучает родителей приемам коррекционной работы.

Содержание работы на данном этапе представлено следующими направлениями:

обучение способам развития двигательной сферы и формирования навыков самообслуживания;

обучение способам развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации;

обучение приемам коррекции познавательного развития: процессов восприятия, внимания, памяти, мышления;

обучение приемам развития речи и коммуникативной сферы ребенка;

обучение способам коррекции негативных поведенческих проявлений: агрессия, негативизм и т.д.

обучение приемам формирования и развития ведущей (игровой) деятельности ребенка.

Обучение проводится специалистом на основе разработанной программы индивидуального сопровождения ребенка. Возможно привлечение логопеда и дефектолога к реализации программы.

Данный этап работы рассчитан на 15 групповых занятий, каждое из которых включает следующие блоки работы:

Ритуал приветствия позволяет поддержать атмосферу группового доверия и принятия, настроить членов группы на совместную работу.

Теоретический блок включает в себя описание нормативов развития детей раннего возраста, особенностей развития при определенных нарушениях.

Практический блок — проведение игр и упражнений в соответствии с темой занятия, сопровождаемое комментариями специалиста по особенностям применения той или иной игры при взаимодействии с ребенком.

Рефлексия занятия — предполагает оценку занятия в двух аспектах:

- эмоционально-смысловом: понравилось — не понравилось, было хорошо или плохо и почему, что узнали нового, какие навыки показались самым важным, полезным;

- эмоционально-оценочном: как себя чувствуют здесь и сейчас, т.е. оценка своего эмоционального состояния.

Ритуал прощания — способствует завершению занятия и укреплению чувства единства в группе.

ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ

КОРРЕКЦИОННОЙ И ОБУЧАЮЩЕЙ РАБОТЫ

РАЗДЕЛ 1. КОРРЕКЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СЕМЬИ

1. Преодоление родителями:

фиксированных иррациональных идей из прошлого;

отрицания реального состояния ребенка;

блокады позитивных сценариев-ожиданий;

искаженного восприятия окружающих и себя в связи с негативными переживаниями;

блокады позитивных эмоций и отрешенность;

симбиоза с ребенком, утраты своих индивидуальных границ;

фиксации на прошлом;

дезадаптивного защитного поведения;

индивидуального и ролевого регресса;

разобщенности с другими членами семьи;

беспомощности;

чувства вины, неполноценности;

страхов.

2. Осознание и понимание родителями:

связи своих идей, восприятия, чувств, поведения;

прав и потребностей своего внутреннего «Я»;

работы психологической защиты, ее адаптивного и дезадаптивного значения;

других.

3. Разрешение родителями себе:

меняться;

принимать новые адаптивные идеи;

моделировать реалистичный сценарий развития ребенка, других членов семьи, семьи в целом;

непосредственно воспринимать реальность;

выражать свои чувства и высказывать свои идеи;

принимать ребенка и других членов семьи.

4. Укрепление родителями своей автономности:

развитие навыков ассертивности (утверждения себя);

оптимизация способов функционирования (развивать навыки ориентировки в ситуации, вычленения задач, выбора оптимального решения, планирования, контроля);

овладение навыками саморегуляции.

Итоговые показатели:

оптимизация детско-родительских взаимоотношений;

формирование адекватных поведенческих и эмоциональных реакций;

овладение родителями психологическим приемам саморегуляции;

формирование у родителей активной жизненной позиции.

№ п/п

Занятия

1

Отработка новой позиции общения с ребёнком

Психологические упр. «Мороженое», «Восковая палочка»

Игра «Сидящий и стоящий»

Мозговой штурм (Предлагается ситуация самими родителями. Решение ситуации.)

2

Равнодушие родителей к проблемам ребёнка / Бессилие в решении проблем ребёнка

Психологические упр. «Моё имя – значит….», «Идёт дождь…», «Человек в лодке»

Дискуссия «Проблема ребёнка – проблема родителей?»

3

Психолого-педагогическая грамотность родителей

Игра «дерево», «памятник»

Психологические упр. «Если был бы я учитель…»

Дискуссия «Спокойствие против равнодушия»

4

Повышение чувства сенситивности к ребёнку и его проблемам

Игра «Горячий стул»,

Психологические упр. «Рассказ о прошлом» (работа в паре; один рассказывает о своём прошлом, другой должен повторить)

«Чувства и желания моего ребёнка»

5

Закрепление новых способов общения в семье

Психологические упр. «Кинетический рисунок семьи»

«Поговори со мною мама…»

6

Закрепление новых способов общения в семье

Презентация достоинств своего ребёнка

7

Закрепление новых способов общения в семье

Психологическое упр. «Я солнце»

Дискуссия «четыре главных психологических момента в семейном воспитании»

8

Повышение самооценки родителей

Психологическое упр. «Что тебе рассказать, человек мой дорогой…»

Диспут «Что значит ощутить свою малоценность?» «Что значит ощутить свою значимость?»

9

Закрепление новых способов общения в семье

Психологическая игра «Поводырь»

Диспут «Сдержанность – что это»

Ролевая игра «Жертва»

10

Закрепление новых способов общения в семье

Диспут «Наказание и поощрение»

11

Закрепление новых способов общения в семье

 Круглый стол «Помощь в выполнении домашнего задания»

12

Закрепление новых способов общения в семье

Диспут «Хочу и могу»

13

Закрепление новых способов общения в семье

Беседа «Я нужен?»

14

Закрепление новых способов общения в семье

Диспут «Кто я?» «Кем быть?»

15

Закрепление новых способов общения в семье

«Профориентация в семье»

РАЗДЕЛ 2. ОБУЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ РАННЕГО ВОЗРАСТА, ПРИЕМАМ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ.

обучение способам развития двигательной сферы и формирования навыков самообслуживания;

обучение способам развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации;

обучение приемам коррекции познавательного развития: процессов восприятия, внимания, памяти, мышления;

обучение приемам развития речи и коммуникативной сферы ребенка;

обучение способам коррекции негативных поведенческих проявлений: агрессия, негативизм и т.д.

обучение приемам формирования и развития ведущей (игровой) деятельности ребенка.

Итоговые показатели:

повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей;

формирование у родителей представлений о технологиях и методах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями;

овладение родителями приемами коррекционной работы с детьми в домашних условиях.

№ п/п

Темы занятий

1

Самодиагностика типового семейного состояния. Карта Вашей семьи с точки зрения родителей. Карта Вашей семьи глазами ребёнка

Анализ

2

Межличностные отношения в семье.  Разговор «Люблю или мешаю» (Умеем ли мы любить своих детей? Что это значит – любить?)

Игра «Интервью обо мне со мной…»,

Игра «Отличия», «Имитация»

Анализ

3.

Межличностные отношения в семье. «Знаем ли мы своего ребёнка?»

Психологические упр. «Бросание мяча, снежка, брызгания водой», передача по кругу хлопков, жестов, цветка, благодарности, злости, счастья….«Движение в темноте»,

Анализ

4

«Роль родительских ожиданий» - беседа с ребёнком.

Психологические упр. «Ассоциация», «Горячий стул», «Повадырь»

Анализ

5

«Фантазийное существо – это мама (папа)»- беседа. Как наши страхи становятся страхами детей.

6

Наши конфликты – это способ разговора?

Психологическая игра «Стоящий / сидящий»

7

Психологические упр. «Передай улыбку, рукопожатие, презрения, просьбу о помощи»

Произнести имена: своё, своих детей грубо, ласково

 «Просьбы и требования»

8

Психогимнастика «Глаза в глаза»

Обсуждение темы: «Личностная зависимость детей от родителей»

9

Психологические упр. «Имитация» (без руки, без ноги, глухой, немой) в роли стеснительного человека, амбициозного.

Игра «Хочу, могу!»

10

Психологическое занятие «Дорисуй» (на понимание друг друга)

Литература:

  1. Ляш А.И., педагог-психолог Программа Коррекционной и обучающей работы с родителями, воспитывающими детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. – Мурманск, 2010
  2. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 2002
  3. Шадриков В.Д., Нижегородцева Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе. М.: Гуманит.изд. Владос, 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание нравственных чувств у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья"

 В данной статье раскрываются проблемы воспитания нравственных чувств у детей с ограниченными возможностями здоровья. Так же здесь изложены средства и условия создания благоприятных ситуац...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА КОРРЕКЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Процесс развития и коррекции памяти детей  школьного возраста с нарушением интеллекта будет протекать более эффективно, если на уроках русского языка использовать систему специально подобранных т...

Программа работы с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья.

Обучение родителей конкретным методам и приемам проведения коррекционных занятий с ребенком, адекватным способам общения и поведения с ним, т.е. повышение педагогической компетентности родителей....

Создание условий психологической безопасности на совместном коррекционно-развивающем занятии педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Печатная работа , посвященная  совместной работе педагога-психолога и логопеда в коррекционной школе для детей с нарушениями интеллекта. Приводятся примеры занятий при  взаимодействии педаго...

ПРОГРАММА, направленная на образовательную и коррекционно-развивающую работу с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ и детей – инвалидов

На современном этапе развития системы образования реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ) и детей с инвалидностью на образование рассматривается как одна из...

Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)

Занятие  направлено  на  развитие познавательной сферы детей за счет стимуляции психических процессов, развитие коммуникативных навыков для успешной адаптации и социализации.Упражн...

Программа кружка «Волшебные краски» для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья педагога-психолога МБУ ДО ЦПМСС ГО «город Якутск» Васильевой Р.С.

Актуальность             В проекте Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования одной из целей, связанных с м...