конспект классного часа "Казачья трапеза" ,3-4 классы
классный час (3, 4 класс)

Ушакова Оксана Ивановна

Составитель: учитель начальных классов Ушакова Оксана Ивановна, МБОУ СОШ № 2, г. Донецк Ростовской области.

 

Класс: 3 – 4 класс

Цель классного часа:  

  • познакомить учащихся с особенностями донской пищи и утвари;
  • сформировать систему знаний о быте и культуре населения края.

Задачи:

  •  Развитие интереса к познанию традиций и обрядов Донского казачества
  • воспитание гражданской позиции, бережного отношения к культуре, сохранения традиций народа.
  • приблизить историю своего народа к сердцу учеников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час "Казачья трапеза"

Составитель: учитель начальных классов Ушакова Оксана Ивановна, МБОУ СОШ № 4, г. Донецк Ростовской области.

Класс: 3 – 4 класс

Цель классного часа:  

  • познакомить учащихся с особенностями донской пищи и утвари;
  • сформировать систему знаний о быте и культуре населения края. 

Задачи:

  •  Развитие интереса к познанию традиций и обрядов Донского казачества
  • воспитание гражданской позиции, бережного отношения к культуре, сохранения традиций народа.
  • приблизить историю своего народа к сердцу учеников

Ход классного часа

1. Вступительная часть

- Ребята! Я вашему вниманию предоставляю ряд поговорок и пословиц донских казаков.

       -  Какой общей тематикой их можно объединить?

«Хлеб та капуста лиха в хате не допустят»

«Где оладьи - там и ладно»

«Не поевши сала - не кажи, шо сыт»

«Пели бы еще да въ животе тощо.»

«Добрый казакъ не брезгаетъ, что попало, то и трескаетъ.»

 «Как ложкой , так и шашкой»

«Хлебушко – пирогу дедушка»

-  Давайте проанализируем. О чем  можно говорить, прочитав эти пословицы?

2.Основная часть

- На этот раз речь пойдет о казачьей трапезе.

- Кто из вас может объяснить значение слова трапеза? (ответы учащихся)

Учитель делает вывод.

Трапеза - непосредственно процесс принятия готовой пищи человеком, совершаемый в определённый период времени, обычно несколько раз в сутки. Приёмы пищи, как правило, происходят дома или в предприятиях общественного питания, но могут также проходить и в любом другом месте.

Каждый народ имеет свой уклад жизни, обычаи, свои неповторимые песни, танцы, сказки. У них есть излюбленные блюда, особые традиции в убранстве стола и приготовлении пищи. Еда и все, что с ней связано, - неотъемлемая часть материальной культуры любого народа.

Сообщения  заранее подготовленных  учеников, показ слайдов.

 Ученик 1.Отличительной   особенностью кухни   и   всего   казачьего   жилья была  стерильная  чистота. Комната с печью или плитой для приготовления пищи в казачьем курене называлась стряпкой. В жаркое время года готовили в отдельном строении – летней кухне, пекарке. (Слайд: «Дощатые или плетневые, обмазанные глиной домики, малые, словно скворечники, лишь бы уместилась печка, кухонный, он же обеденный, столик да самодельные полки с немудреной утварью».    Б.П. Екимов.  «Летняя кухня»).

Ученик 2.Печь в летней стряпке топилась хворостом, соломой, кукурузными будыльями, а чаще всего ( Слайд: Кизяк – сухой спрессованный навоз с соломой, используемый в качестве топлива) кизяками. Они изготавливались на заднем дворе из навоза и рубленой соломы. Полученная масса формовалась или резалась и просушивалась. Топливо хранили, как поленницы дров на севере России. Кизяки горели жарко и давали особый пепел, который долго сохранял жар. На температурный режим сгорания кизяков рассчитана вся казачья кухня.

Ученик 3 Отличительной особенностью стряпки была стерильная чистота. Печь подбеливали после каждой стряпни – ведерко с белилами и квачом  всегда стояло под печкой. Она всегда выглядела нарядно: украшалась синим бордюром, в тех местах, где можно было использовать глину или камешки, печку расписывали изображениями коней, казаков, цветов.

Ученик 4  Около летней кухни было огнище, на котором стоял (Слайд: таган) трехногий таган, а на нем либо казан (котел с большим дном), либо разного диаметра кольца, чтобы ставить чугуны. Тут же ставились самовары и стояла железная снасть: самоварные трубы, печные заслонки, (Слайд:   рогач и текст: « Приспособление в виде длинной палки с металлической рогаткой на конце, с помощью которого ставят горшки и чугуны в русскую печь и вынимают их из нее; ухват».) рогачи, (Слайд: чапельник и текст: «Укрепленная на рукояти железная лопаточка с крючком для захватывания сковороды; сковородник».)  чапельники. 

Рассказ учителя

- На Дону любили вкусно поесть. Казачья еда была еще и очень полезной. Есть блюда, которые отличали казачью кухню от других. По будням казаки питались простой пищей. На столе постоянно лежал хлеб, а рядом стояла солонка. Думается, что этим хозяева хотели показать свое гостеприимство, а также особое положение, которое отводилось столу в доме.

- А вы знаете какие-нибудь казачьи кушанья?(ответы учащихся)

Учитель. Хозяйка вставала рано, с петухами, как говорили. Стряпать надо было много. Готовили все в печи, как только разгорались кизяки, тут уж  успевай  жарь, вари, пеки все, что угодно. За стол садились все, сколько есть в семье. Хозяйка наливала в чашки глубокие первое – щи или суп. Девки подавали на стол, хозяин нарезал хлеб, и, когда все готово, хозяйка говорил: «Ну, давайте молиться». Первым начинал хозяин вслух. Все остальные это же читают, только шепотом. За стол садились – как-то группировались: дети все в одном месте, девки, снохи – себе. Ели только деревянными ложками. Если хозяин любил горький перец, ему наливали чашку отдельно. Шалости детей за столом не позволялись, иначе получишь ложкой по лбу. На первое подавались щи мясные или лапша с курятиной, на второе – тушеное мясо или птица с картошкой. Хлебали кислое молоко из глубоких чашек. Пышки, (Слайд: Кокурка – печеное изделие из сдобного текста. Выпекают на растительном масле, посыпают сахаром. Словарь донских говоров Волгоградской области) кокурки или калачики пекли из белой муки. Вылезая из-за стола, все благодарили стряпуху; дети говорили: «Спаси Христос, маманя», а внуки: «бабаня». Девки говорили: «Спаси Христос, матушка».

           В мясоед зимой питались усиленно, каждый день мясные блюда вдоволь и жареное, пареное, тушеное. Окорок, сало, самодельные колбасы. У кого корова отелилась – и молоко на столе. Одной из характерных черт казачьей  кухни  было присутствие на каждом столе дичи. В пойме Дона водилось до 20 видов уток, гусей, перепёлок, дроф, куропаток. Охотник в течение двух суток мог набить целый воз птицы.

   Казачий стол трудно представить без рыбы. Дон в то время был полон белугой, севрюгой, осетром, сазаном, стерлядью, карпом, судаком, окунем, ершом, таранью, синьгой, чехонью, щукой, сомом, сельдью.  Самым популярным горячим блюдом была уха. Существовало огромное количество рецептов её приготовления. Но особенность донской ухи была в том, что варили её с томатом. Особенно вкусной была уха, приготовленная в котле на костре. Одним из самых распространённых и любимых блюд были также «катушки». Из мякоти судака, щуки, осетра готовили фарш, добавляли соль, лук, чёрный молотый перец. Фарш делали в виде шариков и обжаривали.

            Наступал великий пост после Масленицы – переходили на постную пищу. Щи варили на растительном масле, пережаривали с луком. Чередовали: когда щи есть, когда лапшу кислую, с сушеными яблоками, грушами, немного сахаром подсластят и получается кисло – сладкая лапша. Картошка шла в любом виде с  соленьями, каши – с растительным маслом».

Представление учащимися  блюд донских казаков.

1 группа учеников. Особенно вкусна была тыквенная каша, посыпанная толченными дынными семечками. Семечки летом собирали, сушили, а зимой жарили, чистили и толкли в ступке, и получалась  мука – очень душистая, специально для тыквенной каши. Было два сорта тыкв: белые и красные. Еще их жарили, пекли и парили.

Каша из тыквы. Очищенную и нарезанную кубиками тыкву потушить в молоке с маслом до полуготовности, затем добавить промытое пшено, сахарный песок, соль и варить на небольшом огне. Готовую кашу рекомендуется подержать в духовке.

На 400г тыквы: 2 ст. ложки пшена, 2-3 ст. ложки сливочного масла, ½ стакана молока, 1 ст. ложка сахарного песка.

2 группу учеников. А  мы приглашаем  отведать (Слайд: Каныш – пирог с начинкой из взбитых  яиц и каймака ) каныш.

Как делается: раскатывается круглая пышка из дрожжевого теста, она намазывается взбитыми яичными желтками и каймаком (можно сметаной) слоями, края пышки заворачиваются к центру, верх оставляют открытым и отправляют в духовку.

 (Слайд:  Каймак – зажаренные сливки, снятые с топленого молока.

                 Пекушка – маленький глиняный горшочек).

Ставь молоко в духовку

                                          В обычном чугунке.

                                          Оно пусть протомится

                                          На жарком угольке.

                                          Покроется румяной

                                          Каймачной пеленой:

                                          Коричневой, бугристой,

                                          Поджаренной каймой: 

3 группа учеников.

- Говорит ли что-нибудь вам  слово взвар? Скорее всего, нет. Где-то что-то слышали, встречали упоминание в художественной литературе, вот, пожалуй, и все. А ведь это одно из кушаний, в прошлом прочно занимавших место на казачьем столе. (Слайд: Взвар – компот из сушеных диких груш (дулей-черномясок), яблок (кислиц), вишни, терна, абрикос (жердела ) без сахара.                             Летом яблоки и груши

                                            Под навесом просушу.

                                            Не забуду сливы, вишню

                                            И жердела поищу.

 

                                            Наварю из них зимою

                                            Нежный и душистый взвар.

                                            На печи томить оставлю,

                                            Чтобы остудился пар.

 

                                            Разолью компот по кружкам

                                            И семью всю угощу.

                                            Позову свою подружку,

                                            Дам ей с ягодкой взварку.

4 группа учеников. (Слайд: Откидное молоко – отжатое, отделенное от сыворотки кислое молоко). Откидное молоко для нас не редкость. Его можно купить на базаре в субботу. Откидное молоко имеет и другое название – портошное.  Портки – исподнее мужское белье, длинные нижние брюки. Раньше казачки штанины от чистых старых портков наполняли свежим кислым молоком, завязывали концы и вешали в леднике. Молоко постепенно стекало и твердело, но благодаря постоянной свежести в леднике, не высыхало. Летом можно было отломить кусок такого молока, положить его в большую миску со свежей водой, помешать ложкой, и ирян, прославленный казачий ирян был готов. Прошу к столу.

Рассказ учителя

Главная черта казачьей кулинарии – продукт предпочтительней готовить целиком. Это касается баранов, поросят, гусей и прочей птицы.  Даже капусту квасят, а (Слайд: арбуз) арбузы солят целыми.

 

Викторина

- А сейчас мы проверим, как вы запомнили название блюд и казачьей  утвари. Проведем небольшую викторину. Самые активные участники получат брошюру с рецептами казачьих блюд.

1. Комната с печью или плитой для приготовления пищи в казачьем курене.(стряпка)

2. Компот из сушеных диких груш (дулей-черномясок), яблок (кислиц), вишни, терна, абрикос (жердела ) без сахара.(взвар).

3. Печеное изделие из сдобного текста. Выпекают на растительном масле, посыпают сахаром.(кокурка)

4. Приспособление в виде длинной палки с металлической рогаткой на конце, с помощью которого ставят горшки и чугуны в русскую печь и вынимают их из нее; ухват. (рогач)

5. Маленький глиняный горшочек(пекушка)

6. Пирог с начинкой из взбитых  яиц и каймака. ( каныш)

7. Зажаренные сливки, снятые с топленого молока ( каймак)

8. Продолжи пословицы:

«Хлеб та капуста … (лиха в хате не допустят»)

«Хлебушко – … (пирогу дедушка»)

«Как ложкой, …( так и шашкой».)

Подведение итогов викторины. Вручение призов.

3. Заключительная часть

Рассказ учителя

- Казаки чтут завет своих предков: «Как ложкой, так и шашкой». В «Тихом Доне» мы читаем: «Ели, как всегда по праздникам, сытно и много. Щи  с  бараниной  сменила лапша, потом - варёная баранина,  курятина,  холодец  из  бараньих  ножек, жареная картошка,  пшённая  с  коровьим  маслом  каша,  кулага,  блинцы  с каймаком, солёный арбуз».

Приятного аппетита!

Чтение стихотворения учащимися

Донской край

Попов И.Н.

Я родом из Донского края.
На свете нет прекрасней рая.
Простор степей, простор песков
И хлебных желтых колосков.

Великий и могучий Дон,
Он с Волгой нежной обручен.
Прекрасный здесь живет народ.
Казаки - мир его зовет.

 

Казак – опора всей России.
Он воевал всегда красиво.
Гордится им святая Русь,
Гордятся все, и я горжусь
.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект классного часа для учащихся 4 класса « Дорогою добра…»

Качество это серьезное, Главное, важное.То, что значит оно,Очень нужно для каждого.В нем забота и ласка,Тепло и любовь.В нем стремленьеНа помощь прийти вновь и вновь.Это качествоВ сердце у многих...

Конспект классного часа "Моя семья", 4 класс

Конспект классного часа "Моя семья", 4 класс...

Конспект классного часа для обучающихся 4 класса " Все профессии нужны - все профессии важны"

Данный конспект преднозначен для обучающихся 4 класса специальной коррекционной школы  8 вида. Содержит презентацию, знакомит с миром профессий, занимательный материал....

Конспект классного часа. Тема: "Дружба" 1 класс + презентация

конспект занятия на тему "дружба"занятие проводилось в 1 классе...

Конспект классного часа "День Победы" 2 класс

Тема классного часа: «День Победы»  Планируемые результаты: ü Личностные:  познакомить учащихся с подвигами народа в годы ВОВ...