классный час "Героями не рождаются, героями становятся"
классный час (4 класс)

Гарифуллина Айгуль Мидхатовна

Классный час разработан для учащихся 4 классов.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geroyami_ne_rozhdayutsya_geroyami_stanovyatsya.docx23.75 КБ

Предварительный просмотр:

Гарифуллина Айгуль Мидхатовна

МБОУ СОШ № 1 село  Кушнаренково, Республика Башкортостан

Учитель начальных классов

Классный час на тему «Героями не рождаются, героями становятся»

Цель: педагогическое побуждение к самовоспитанию нравственной стойкости, воли, целеустремленности, мужественности, чувства долга, патриотизма и ответственности перед обществом.

Задачи:

- суммировать имеющиеся у учащихся знания о стране, в которой они живут;

- формировать представление учащихся о гражданском долге, мужестве, героизме;

- вызвать чувство восхищения и гордости подвигами своего народа.

Подготовить: Картина «Богатыри»; тема; на листах понятия «патриотизм», «мужество», «героизм», «подвиг»; заготовки выражений на листах (раздать учащимся); запись – караоке «С чего начинается Родина?»;.

Ход классного часа

-Несмотря на то ,что на улице морозно ,погода нас не балует, у каждого из нас есть своя погода , погода нашей души. Давайте посмотрим ,какой прогноз на сегодняшний день у нас  , если на душе  солнечно и без осадков ,то улыбнитесь мне. А теперь улыбнитесь друг другу.

2. Опора на жизненный опыт и осмысление.

 Посмотрите, вы все улыбаетесь , значит,  в данную минуту вы счастливы, спокойны , веселы .

 Чья  в этом заслуга?

( обсуждение: родителей, учителей, милиции и т.д.) – тех, кто нас защищает, кто защищает наш у Родину.

Сегодня мы поговорим о мужестве тех, кто защищал нашу землю, кто не щадил себя ради блага Отечества,  – о тех, кого мы называем героями Отечества. 

СЛАЙД

Звучит запись - караоке «С чего начинается Родина» (музыка М. Блантера).

Учитель:     Что значит: Родина моя?

Ты спросишь. Я отвечу:

Сначала тропочкой земля

Бежит тебе навстречу.

 

Потом тебя поманит сад

Душистой веткой каждой.

Потом увидишь стройный ряд

Домов многоэтажных.

 

Потом пшеничные поля

От края и до края.

Все это – Родина твоя,

Земля твоя родная.

 

Чем старше станешь и сильней,

Тем больше пред тобою

Она заманчивых путей

Доверчиво раскроет.

(Н. Полякова. Родина моя)

Учитель:  Как вы думаете, о чем это стихотворение? (Ответы детей – о Родине)

А что для вас означает Родина?

Как вы считаете,  в вас есть чувство Родины? (Предположения учащихся).

Вывод: Чувство Родины прорастает, как все большое, из малого зернышка. Этим зернышком в детстве могла быть речка, текущая в ивняках, зеленый косогор с березами. Это могла быть лесная опушка, дикий запущенный сад за околицей, овраг с душистыми травами и холодным ключом на дне.

(Раздать учащимся на заготовленных листах, один зачитывает вслух)

 «…Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему.  Но всякое дерево имеет корни. Корни питают дерево, связывают его с землей.  Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад, это история – где превыше всего ценилось мужество и патриотизм героев, борющихся за торжество добра и справедливости. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами…»

Учитель: Ребята, какие человеческие качества, связанные с чувством Родины спрятаны в этом выражении? (Ответы детей).

СЛАЙД

Учитель: Что означают эти слова, давайте обратимся к толковому словарю…

Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, своему народу.

Мужество – храбрость, присутствие духа в опасности.

Героизм – отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.

Учитель:

- Кто обладает этими качествами? (Предположения учащихся)

- Тема нашего классного часа «Героями не рождаются, героями становятся», давайте сегодня попробуем доказать это. (Тема вывешивается на доске).

 

СЛАЙД

Учитель: А каких людей можно назвать героями?  Этих людей можно назвать героями (показать на картину «Богатыри» Васнецова)? Почему?

Народ видит в богатырях благородных заступников, которые никому не спускают оскорблений и обид, не терпят лжи и несправедливости. Они готовы принять смерть, но не запятнать себя позорным поступком…»

Учитель: Наше отечество выстояло в борьбе с сильными коварными врагами, совершая подвиги.

Как вы понимаете слово «подвиг»?

СЛАЙД

Давайте снова обратимся к толковому словарю русского языка.

Подвиг – героический самоотверженный поступок.

А знаете ли вы, что бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.

 

Работа в группах

У вас на столах лежат карточки  восстановите схему с помощью картинок

Дайте название каждому виду подвига

                                             Подвиг

Воинский            профессиональный     гражданский         материнский

Учитель: Невозможно забыть те великие бедствия, которые принесли воины нашей стране и нашему народу. Что такое война?

СЛАЙД

 Адольф Гитлер вырастил целую породу людей-варваров, способных только истреблять, и начал войну, самую страшную на свете, в 1939 году. В большей степени пострадал Советский Союз. Война продолжалась 4 года (1941-1945).

Фашисты были изгнаны народом с нашей земли.

Послушайте сообщения о героях ВОВ

Сообщения о героях ВОВ

Слайд

Герой летчик   Алексе́й Петро́вич Маре́сьев      

Слайд

Герой ВОВ наш земляк Пикунов   Александр Степанович  

 Но на этом история войн не заканчивается: в 80 г.г. российские воины были участниками Афганских событий.

В 1992 году – началась Чеченская война.

Учитель: Как вы думаете, как должен выглядеть герой?

Обсуждение по вопросам: 

Сколько лет должно быть человеку, который совершает подвиг?

Герои – это люди особой профессии?

Может, как-то особенно надо воспитывать героя?

Герои живут в каком–то особом месте? ( Мнения учащихся)

Вывод: Конкретных характеристик, признаков и критериев для определения героя нет, им может быть любой человек

4. Есть ли герои в наше время?

Сообщения для обсуждений:

  1. Трагическая ночь 26.04.86г. Авария на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС. Взорвался ядерный реактор. Пожар готовился перекинуться на другие блоки. На защиту встали пожарники, электрики, турбинисты. Семнадцать пожарников, под руководством майора Телятникова, самоотверженно гасили видимое пламя на кровле и победили его, не дали распространиться на другие блоки. Но их самих сожгло пламя невидимое, пламя нейтронного и гамма излучений. Излучение 20 тыс. рентген в час исходило от топлива и графита, по которым длительное время ходили пожарники. При тушении пожара внутри машинного зала героизм и самоотверженность проявили электрики и турбинисты во главе с зам. начальника электроцеха А.С.Лелеченко. Он, оберегая молодых электриков от излишних хождений в зону высокой радиации, сам трижды ходил, чтобы отключить подачу водорода к аварийным генераторам. Общая доза, полученная им,  составляет 2500 рад. Этого хватило бы на пять смертей. Страшные  мучения перенесли все эти люди. Они погибли, спасая человечество от более страшной катастрофы. Они могли уйти, сохранив себе жизнь, но они остались…

                                                   (Т.Медведев «Чернобыльская хроника»).

  1. С высокой плотины Ереванского водохранилища сорвался и полетел в холодную мутную воду троллейбус с пассажирами. Представляется невероятным, что именно в эти минуты здесь оказался рекордсмен мира, тринадцатикратный чемпион Европы, семикратный чемпион СССР по скоростному подводному плаванию Шаварш Карапетян. Он мгновенно оценил обстановку. Набрав воздуха, сгруппировавшись, Шаварш с шумом ушел под воду. Видимость была скверной. Ему удалось рассмотреть корпус троллейбуса, подобраться сзади и разбить большое стекло. Шаварш  вплыл в салон. Люди были без сознания. В тяжелой мгле двигались темные тени. Он ухватил ближайшую, выбрался из салона, всплыл, увидел: спас женщину. Трижды вдохнув, Шаварш снова ушел под воду. Ухватился за раму, вплыл в салон. Снова прижал безвольную, безликую тень… Он подавил в себе все, словно бы превратился в самоотверженный автомат, сориентированный на абсолютную, единственную, неизменную цель: спасать. И он спасал.  А дальше: 45 суток. Воспаление легких, высокая температура, угроза заражения крови, чудовищная аллергия. Выздоровление было трудным. Через четыре месяца он вернулся в бассейн и почти сразу установил новый мировой рекорд. Но лучшая награда герою – жизнь спасенных. А в этом случае – жизнь двадцати.

Чаще всего понятие подвиг ассоциируется у людей с военными действиями, экстримальными ситуациями: вынести человека из огня, спасти утопающего, обнаружить и обезвредить опасного преступника. А если нет пожара,  никто не тонет и не совершает преступлений, что тогда? На самом деле подвиги есть трудовые, профессиональные, а порой всю жизнь человека, начиная с определенного момента, можно назвать подвигом.

Следующие  ситуации служат ярким примером профессионального подвига.

  1. Это произошло в 1961 году в центре Антарктиды на станции            

Новолазаревская. Надо же было случиться, чтобы заболел именно врач станции Леонид Рогозов. Он сам поставил себе диагноз – аппендицит. Леонид легко мог помочь любому из 12 своих товарищей, но ему сделать операцию не мог никто. Ни один самолет не мог долететь до Новолазаревской.  Леонид понимал, что без срочной операции он умрет, а станция останется без врача на всю долгую антарктическую зиму. И тогда врач решился оперировать себя сам: по всем правилам он вскрыл себе брюшную полость, удалил аппендицит и наложил швы. Произошел тот редкий случай, когда человек, спасая себя, заботился в первую очередь о других.

Слайд

Пример героизма связан с победой нашей команды параолимпийцев в последней Олимпиаде в Ванкувере, которая прошла в марте 2010 года. Наша команда заняла 1 место по общему командному зачету. Это пример того, как люди, получившие травмы, сумели преодолеть себя. Поверили в то, что могут доказать, что самые трудные задания им по плечу. И результатом стала победа сборной России на зимней Олимпиаде в Ванкувере.

Один из героев этой Олимпиады — Ирек Зарипов, который завоевал несколько    золотых наград. Несколько лет назад он попал в тяжелую автокатастрофу, лишился обеих ног. И после такой травмы начал тренироваться, участвовать в соревнованиях, бороться не только со своими соперниками, а прежде всего с самим собой. И победа в Ванкувере доказала всем как, несмотря на обстоятельства, можно добиться результатов.

Ребята, можно приводить бесконечно много примеров, где люди совершают героические подвиги, профессиональные и трудовые подвиги. И все же,  давайте подумаем, почему о подвигах мечтает почти каждый, а героями становятся лишь некоторые? Какими качествами обладают люди, способные совершить подвиг? Как вы понимаете  эпиграф к сегодняшнему классному часу: «Героями не рождаются, героями становятся!»?

Давайте почти память тех, кто не вернулся с войны и героев, которые погибли в мирное время, спасая жизни других людей.

5. Рефлексия  

Ребята как вы думаете,  полезно ли другим ребятам знать о поступках и жизни этих людей?

 Ваше предложение: как реализовать этот замысел?

 ( Обсуждение предложений)

Наш классный час хотелось  бы закончить словами Гете

«Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Героями не рождаются, героями становятся" разработка классного часа с презентацией

Цель: познакомить с личностью А. В. Суворова,              рассказом С.П. Алексеева «Медаль» ...

Исследовательская работа "Героями не рождаются- героями становятся"

Исследовательская работа "Героями не рождаются- героями становятся. История трудового пути Мясоедовой Марии Ивановны"...

Героями не рождаются-героями становятся

Цель: Создать условия для формирования представления о подвиге, мужестве, долге, чести, ответственности, нравственности.Дать знания об Отечестве и его героях в разные исторические времена. Воспит...

Классный час «Героями не рождаются, героями становятся»

Цель: педагогическое побуждение к самовоспитанию нравственной стойкости, воли, целеустремленности, мужественности, чувства долга, патриотизма и ответственности перед обществом.Задачи:- суммироват...

Классный час «Героями не рождаются, героями становятся»

Классный час «Героями не рождаются, героями становятся»Цель: педагогическое побуждение к самовоспитанию нравственной стойкости, воли, целеустремленности, мужественности, чувства долга...

Классный час «Героями не рождаются, героями становятся»

Цель: педагогическое побуждение к самовоспитанию нравственной стойкости, воли, целеустремленности, мужественности, чувства долга, патриотизма и ответственности перед обществом.Задачи:- суммироват...

Классный час "Героями не рождаются, героями становятся"

Внеклассное мероприятие "Героями не рождаются. героями становятся" направлено на воспитание у обучающихся гражданственности и патриотизма.Формирование представления воспитанников о долге. му...