Классный час "Героями не рождаются, героями становятся"
план-конспект занятия (3 класс)

Марина Степановна Назаренко

Внеклассное мероприятие "Героями не рождаются. героями становятся" направлено на воспитание у обучающихся гражданственности и патриотизма.Формирование представления воспитанников о долге. мужестве. героизме. Пробуждение интереса к героическому прошлому Отечества. Воспитание чувста уважения к людям, совершающим героические поступки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект класного часа30.91 КБ
Файл konspekt_klassnogo_chsa.docx30.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Учитель начальных классов: Назаренко Марина Степановна

Тема урока: «Героями не рождаются, героями становятся»

Тип урока: усвоения нового материала и первичного закрепления

Цели урока:

  • обобщить знания обучающихся, полученные в ходе изучения курса, закрепить основные представления о значимости духовных традиций религиозной и светской этики в истории России
  • развивать личностные качества любви к родине, милосердия, желания учиться и трудиться на благо родной страны; развивать чувство патриотизма; аргументировать свою точку зрения и оценку событий при обсуждении; развивать речевые и творческие навыки детей;
  • воспитывать уважение к традиционным ценностям отечественной культуры
  • создать условия для формирования у детей чувства любви и уважения к Отечеству.

Задачи:

  • актуализировать понятия «Отечество», «духовные традиции», «патриотизм». «героизм»
  • рассмотреть роль патриотизма в формировании человека.
  • формировать представление учащихся о долге, мужестве, героизме как слагаемых внутренней красоты человека.
  • познакомить с понятием герой, героический.
  • воспитывать чувства уважения, признательности к людям, совершающим героические поступки.
  • воспитывать чувства ответственности за свои поступки,
  • поразмышлять вместе с детьми о многогранном чувстве любви;
  • уточнить значение понятий Родина, Отечество, патриотизм, уважение;
  • порассуждать с учащимися о том, что каждый из нас может сделать во имя любви к Отечеству;
  • развивать познавательный интерес к истории нашей Родины; развивать устную речь учеников, формировать коммуникативные навыки

Универсальные учебные действия:

  • регулятивные: осознание учеником, какими качествами должен обладать человек, любящий и уважающий своё Отечество;
  • познавательные: формирование представлений о духовных традициях России;
  • коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, способность включаться в продуктивный диалог с учителем и одноклассниками

Оборудование: компьютер, монитор, набор фотографий, иллюстрации по теме, музыкальное сопровождение, видеоролик «Наши герои», видеоролик песни «От героев былых времен», шаблоны карт Крыма, России, планеты Земля, солнышко, тетради или альбомы для рисования, учебное пособие «Основы светской этики» А.В.Кураева.

Глоссарий к уроку: Родина, Отечество, страна, малая Родина, семья, добрые дела, патриотизм, героизм, подвиг.

Методы и приёмы работы на уроке: слово учителя, фронтальная беседа, учебный диалог, работа со статьёй учебника, работа в группах, составление ассоциативного круга «Солнышко», игра, работа с иллюстративным материалом, работа с учебником, работа с текстами, работа в группах, написание писем.

Тип урока: усвоения нового материала и первичного закрепления

Оборудование: компьютер, монитор, набор фотографий, иллюстрации по теме, музыкальное сопровождение, видеоролик «Наши герои», видеоролик песни «От героев былых времен», шаблоны карт Крыма, России, планеты Земля, солнышко, тетради или альбомы для рисования, презентация к уроку.

Глоссарий к уроку: Родина, Отечество, страна, малая Родина, семья, добрые дела, патриотизм, героизм, подвиг.

Методы и приёмы работы на уроке: слово учителя, фронтальная беседа, учебный диалог, работа со статьёй учебника, работа в группах, составление ассоциативного круга «Солнышко», игра, работа с иллюстративным материалом, работа с учебником, работа с текстами, работа в группах, написание писем.

Ход урока

#1054;рганизационный момент

Прозвенел уже звонок!

Пора, ребята, на урок!

Посмотрите на друзей,

Улыбнитесь всем скорей.

Слово доброе скажите,

Настроение поднимите.

А теперь начнём урок,

Руки все на локоток.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ожидает необычный и очень интересный урок! Давайте улыбнёмся друг другу, и пожелаем удачи! (Дети поворачиваются друг к другу и желают удачи и успеха).

Мы начинаем! Внимание на экран! (Презентация)

II. Мотивация к учебной деятельности и актуализация имеющихся знаний по теме.

Учитель предлагает прочитать эпиграфы к уроку, подумать, какие слова пропущены.

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, ………. посвятим
Души прекрасные порывы! А.С. Пушкин

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте ……….. мою». С.А. Есенин

(Дети: Отчизне, Родину)

Учитель: Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

(Высказывания – предположения учащихся.

Я считаю, что на уроке будем говорить о Родине, так как звучало слово «Россия», а это наша Родина.

Я считаю, что на уроке мы будем говорить о любви к своей Родине.

Учитель: Верно, мы вместе постараемся ответить на вопросы: «Что такое Отечество?, «Что значит любить и уважать своё Отечество?», «Что такое патриотизм?», «Можно ли каждого из вас назвать патриотом?»

И еще вопрос: - Что еще мы испытываем по отношению к Отечеству, к людям?

(Дети: Уважение)

Учитель подводит итог высказываний учащихся, формулирует тему урока

III. Сообщение темы и цели урока.

Тема нашего урока: «Любовь и уважение к Отечеству».

Запись в тетрадь темы урока.

IV. Объяснение нового материала

У детей шаблоны карт разных по размеру - Крыма, России, планеты Земля; слова – малая родина, Отечество, Отчизна, Родина, планета Земля.

Учитель: Соотнесите слова и шаблоны карт. Проверка.

Учитель: Какие слова вы внесли маленькую карту? Почему?

А) Малая родина - это то маленькое место на планете, где человек родился, вырос, где он живёт, учится, где пустил свои корни. Это карта Крыма.

Учитель: Какие слова вы соотнесли с картой среднего размера? Почему?

Б) Отечество, Отчизна, Родина - это слова синонимы. Это карта нашей страны России.

Учитель: Какие слова вы соотнесли с самым большим шаблоном? Почему?

В) Планета Земля - это дом нашей Родины, а значит наш, всех жителей планеты Земля.

Учитель: Почему для человека важно любить свою родину?

Дети: (Любовь – основа нашей жизни: любовь к родителям, семье, близким, к малой и большой Родине делает нашу жизнь осмысленной и счастливой)

Учитель: Как вы объяснили бы фразу: «Любовь – это служение»?

Дети: (Любовь проявляется в делах на благо людей, на благо нашей Родины)

Учитель: Какими делами мы могли бы доказать, что любим и уважаем своё Отечество?

Дети: (Сделать мир вокруг себя чище, справедливее, добрее: уважать и изучать традиции родной страны, её язык и историю; беречь природу родного края; любить свою семью и друзей и по мере сил помогать ближнему).

Учитель: Помните, ребята, что от малых дел рождается большая любовь к семье, народу, России. Всё это мы называем словом «ПАТРИОТИЗМ». (Ученики делают записи в тетрадях: ПАТРИОТИЗМ – ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ. ПАТРИОТ – ТОТ, КТО УВАЖАЕТ ТРАДИЦИИ РОДНОЙ СТРАНЫ, ИЗУЧАЕТ ЕЁ ЯЗЫК И ИСТОРИЮ, ЗАЩИЩАЕТ РОДНУЮ ЗЕМЛЮ, БЕРЕЖЁТ ЕЁ ПРИРОДУ, ЛЮБИТ СВОЮ СЕМЬЮ И ПОМОГАЕТ БЛИЖНЕМУ).

V. Динамическая пауза. Учитель читает стихотворение, дети стоя выполняют описанные движения.

«Птицы улетают»

Птицы на юг улетают

(маховые движения руками из-за головы вперед):

Гуси, грачи, журавли

(круговые движения кистями перед грудью).

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

(имитировать руками махи крыльев).

Мы перелётным пернатым

Дружно помашем в ответ:

(перекрёстные махи руками над головой)

Пусть унесут на чужбину

Родины милой привет!

(наклониться, изображая поклон)

#1054;бобщение. Работа со словарем

Учитель: Ребята, давайте сейчас узнаем значение слов (Родина, Отечество) из толкового словаря С.И.Ожегова.

Родина - 1. Отечество, родная страна. 2. Место рождения, происхождения кого-нибудь; место возникновения чего-нибудь.

Отечество – 1. Страна, где родился данный человек и к гражданам которой он принадлежит.

«Моя Родина»- можно сказать по отношению к своему родному дому в деревне и в отношении всей нашей страны. Родина, это всё, что свято для человека: его семья, друзья, одноклассники.

Моя Родина – Россия – это земля моего народа, политая кровью доблестных предков, защищавших её в исторических сражениях. Моя Родина – это душа моего народа, его вера, его чаяния и молитвы. Моя Родина – это традиции и культура моих предков.

Давайте бережно относится и к нашей Родине, защищать её, любить её, украшать её.

VII. а) Вопрос, открывающий обсуждение по теме урока:

Учитель: В течение этого курса вы познакомились с великим духовным наследием, которое многие века передавалось из поколения в поколения. Вы узнали о духовных идеалах, о том, во что верили и как жили наши предки, как любили свою Родину.

б) работа с материалом учебника (стр.95):

Учитель: Мы произнесли очень важное слово любовь. А что такое любовь?

Дети: (Любовь - это такое чувство, когда все трепещет, это уважение, поддержка, понимание, забота).

Учитель: Откройте свои учебники на странице 95 и прочитайте второй абзац.

Учитель: Итак, ребята, к кому или чему может быть наша любовь?

Дети: (К родителям, близким, семье, друзьям, Родине.)

Учитель: Молодцы, ребята! А в чём ценность любви? Какой должна быть наша любовь?

Дети: (Искренней, настоящей, бескорыстной.)

Учитель: Правильно, ребята, а что значит бескорыстная любовь?

Дети: (Это означает то, что человек делает что-то хорошее и не ждёт выгоды для себя.)

ЛЮБОВЬ - ЭТО СЛУЖЕНИЕ!

Учитель: А как может проявляться любовь к Отечеству?

Дети: (Помогать ближним, беречь окружающую природу, защищать Отечество, заботится о своих родных и близких.)

в) творческая работа ( на доске)

Учитель: Давайте же все-таки уточним, что значит любить Родину, любить своё Отечество ( к доске прикрепляется круг со словом Отечество).

Дети: (Защищать, уважать, ценить, беречь, заботиться, украшать, гордиться, любить свою семью, ближнего своего, друзей, одноклассников.) (каждый лучик прикрепляется и вырисовывается солнце на доске)

Учитель: А что значит уважать Отечество?

Дети: (Помнить о прошлом. Помогать фронтовикам и пенсионерам.

Почитать традиции родителей. Быть гостеприимным. Изучать историю своей Родины.)

Учитель: Так что же сохранит наше Отечество?

Дети: (Любовь. Память. Свобода. Милосердие. Долг. Справедливость.

Уважение. Забота и т.д)

Учитель: А в какие моменты человек тоскует по Родине?

Дети: (Когда человек вынужден уехать.)

Учитель: Это чувство называется – НАСТАЛЬГИЯ (новое слово)

Запишите это слово в тетрадь. В истории нашей страны много людей, которые покинули свою Родину, но душой и сердцем оставались нашими соотечественниками, русскими!

г) Работа в группах

Учитель: Вы молодцы, ребята! Мы сейчас с вами поработаем в группах, и вы узнаете, когда еще связь с Родиной бывает самой жгучей.

Учитель: Я сейчас раздам вам письма, ваша задача прочитать их и обсудить в группах.

Работа с текстами – письмами. Обсуждение каждого письма в группах.

Тексты писем для групп:

  1. Записка матроса – пулеметчика А. В. Калюжного

«Родина моя! Земля русская! Я, сын ленинского комсомола, его воспитанник, дрался так, как подсказывало мне сердце, уничтожал гадов, пока в груди моей билось сердце. Я умираю, но знаю, что мы победим. Врагу не бывать в Севастополе! Моряки- черноморцы! Уничтожайте фашистских бешеных собак. Клятву воина я сдержал».

Калюжный. 20 декабря 1941г.

  1. Записка и письмо партизанки В. Поршневой матери

«Завтра я умру, мама.

Ты прожила 50 лет, а я лишь 24. Мне хочется жить. Ведь я так мало сделала! Хочется жить, чтобы громить ненавистных фашистов. Они издевались надо мной, но я ничего не сказала. Я знаю: за мою смерть отомстят мои друзья – партизаны. Они уничтожат захватчиков.

Не плачь, мама. Я умираю, зная, что всё отдавала победе. За народ умереть не страшно, за Родину умирать не страшно. Передай девушкам: пусть идут партизанить, смело громят оккупантов.
Наша победа недалека!
29 ноября 1941 г.

  1. «Милая Тонечка!
    Я не знаю, прочитаешь ли ты когда-нибудь эти строки? Но я твердо знаю, что это последнее мое письмо.
    Сейчас идет бой жаркий, смертельный, Наш танк подбит. Кругом нас фашисты. Весь день отбиваем атаку. Улица Островского усеяна трупами в зелёных мундирах, они похожи на больших недвижимых ящериц. Сегодня шестой день войны. Мы остались вдвоем-Павел Абрамов и я. Ты его знаешь, я тебе писал о нем. Мы е думаем о спасении своей жизни. Мы воины и не боимся умереть за Родину. Мы думаем, как бы подороже немцы заплатили за нас, за нашу жизнь…
    Я сижу в изрешеченном и изуродованном танке. Жара невыносимая, хочется пить. Воды нет ни капельки. Твой портрет лежит у меня на коленях .Я смотрю на него, на твои голубые глаза, и мне становится легче-ты со мной.
    Когда наш танк впервые встретился с врагом, я бил по нему из орудия ,косил пулеметным огнем, чтобы больше уничтожить фашистов и приблизить конец войны, чтобы скорее увидеть тебя, мою дорогую. Но мои мечты не сбылись…Танк содрогается от вражеских ударов, но мы пока живы. Снарядов нет, патроны на исходе. Павел бьет по врагу прицельным огнем, а я «Отдыхаю» ,с тобой разговариваю. Знаю, что это в последний раз.
    Хорошо умирать, когда знаешь, там, далеко, есть близкий тебе человек, он помнит обо мне, умает, любит. Сейчас я вижу свою родную улицу, свой дом, зеленые деревья ,цветы в саду яркие-яркие, родных и близких, и конечно же тебя… У вас, оставшихся в живых, после войны жизни будет яркая, красочная, как наши у дома цветы, и счастливая… За нее умереть не страшно… Ты не плачь. На могилу мою, ты, наверное, не придешь ,да и будет ли он –могила-то?»
    28 июня 1941 г.

Учитель: Что мы сейчас прочитали?

Дети: (Письма с фронта.)

Учитель: Как вы думаете, кто написал эти письма?

Дети: (Воевавшие люди, которые стоят на пороге смерти.)

Учитель: Посмотрите на дату. Что это за дата?

Дети: (Возможно последний день жизни человека.)

Учитель: О чем эти письма?

Дети: (О любви к семье, Родине, любимой девушке, к брату.)

Учитель: А что есть Родина для каждого из них?

Дети: (Родной дом, семья, близкие, друзья, место, где человек живет.) (Обсуждение по текстам)

Учитель: Как вы думаете, в какие моменты своей жизни мы особо остро ощущаем свою связь с Отечеством, с Родиной?

Дети: (Когда человек стоит перед порогом смерти во имя Родины.)

Учитель: Эти письма – послание из прошлого для каждого из нас! Мы с вами часть нашей Родины, за которую эти люди отдали самое дорогое – жизнь!

Учитель: Ребята! Этих людей уже давно нет, но они надеялись, что мы – будущее поколение также будем любить, защищать и беречь свое Отечество, как они!

- Я оставляю вам эти письма на память!

VIII. Подведение итога. Творческая работа.

Учитель: А мы с вами сегодня напишем новые письма! Для кого, спросите вы?

В Черноморском районе нашего края вот уже 6 лет существует группа муниципального подразделения Всероссийского общественного движения "Волонтеры Победы", цель которой знакомство детей и молодежи Крыма с местами боевой славы, городами-героями Крыма, с ветеранами Великой Отечественной войны, их подвигами и героизмом во имя своей Родины. Волонтеры "Победы" заботятся о ветеранах, ухаживают за памятниками героям Великой Отечественной. Себя они называют одной большой волонтерской семьей, потому что их объединяет общая цель — нести добро людям. (просмотр видеоролика).

Учитель: Сегодня мы напишем письма для наших ветеранов и участников Великой Отечественной войны, которые отправятся к ним в канун празднования 75-летия Дня Победы!

Дети: пишут письма ветеранам (прилагаются). Звучит песня: «От героев былых времен».

IX. Рефлексия.

Учитель: Что же сегодня на уроке было главным?

Дети: (Любовь и уважение к нашей Родине. Нас всех объединяют духовные традиции и любовь к Отечеству. Мы должны любить, уважат свою Родину, заботиться о своём Отечестве! Мы все хотим, чтобы в нашей стране всегда был мир!)

Учитель: Спасибо вам, ребята, за такие замечательные слова. Я хочу закончить наш урок стихотворением известного поэта Г. Гладкова:

МОЯ РОССИЯ

О Господи! Спаси и сохрани
Мою Россию, Родину, Отчизну!
Я с нею связан всей моею жизнью -
О Господи! Спаси и сохрани!

Я без неё не проживу и дня.
Она моя печаль, моя отрада.
Мне без России ничего не надо -
Я без неё не проживу и дня!

Раскину руки, будто два крыла.
Она моя – от края и до края.
Страна моя, земля моя родная…
Раскину руки, будто два крыла.

О Господи! Какая красота:
Прожилки рек, и синие озёра,
Надежда, вера и любовь во взоре -
О Господи! Какая красота!

Спаси и сохрани её, Господь,
Мою Россию, Родину, Отчизну

Домашнее задание:

Составить кроссворд с ключевым словом ПАТРИОТ.



Предварительный просмотр:

Конспект урока

Учитель начальных классов: Назаренко Марина Степановна

Тема урока: «Героями не рождаются, героями становятся»

Тип урока: усвоения нового материала и первичного закрепления

Цели урока:

  • обобщить знания обучающихся, полученные в ходе изучения курса, закрепить основные представления о значимости духовных традиций религиозной и светской этики в истории России
  • развивать личностные качества любви к родине, милосердия, желания учиться и трудиться на благо родной страны; развивать чувство патриотизма; аргументировать свою точку зрения и оценку событий при обсуждении; развивать речевые и творческие навыки детей;
  • воспитывать уважение к традиционным ценностям отечественной культуры
  • создать условия для формирования у детей чувства любви и уважения к Отечеству.

Задачи:

  • актуализировать понятия «Отечество», «духовные традиции», «патриотизм». «героизм»
  • рассмотреть роль патриотизма в формировании человека.
  • формировать представление учащихся о долге, мужестве, героизме как слагаемых внутренней красоты человека.
  • познакомить с понятием герой, героический.
  • воспитывать чувства уважения, признательности к людям, совершающим героические поступки.
  • воспитывать чувства ответственности за свои поступки,
  • поразмышлять вместе с детьми о многогранном чувстве любви;
  • уточнить значение понятий Родина, Отечество, патриотизм, уважение;
  • порассуждать с учащимися о том, что каждый из нас может сделать во имя любви к Отечеству;
  • развивать познавательный интерес к истории нашей Родины; развивать устную речь учеников, формировать коммуникативные навыки

Универсальные учебные действия:

  • регулятивные: осознание учеником, какими качествами должен обладать человек, любящий и уважающий своё Отечество;
  • познавательные: формирование представлений о духовных традициях России;
  • коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, способность включаться в продуктивный диалог с учителем и одноклассниками

Оборудование: компьютер, монитор, набор фотографий, иллюстрации по теме, музыкальное сопровождение, видеоролик «Наши герои», видеоролик песни «От героев былых времен», шаблоны карт Крыма, России, планеты Земля, солнышко, тетради или альбомы для рисования, учебное пособие «Основы светской этики» А.В.Кураева.

Глоссарий к уроку: Родина, Отечество, страна, малая Родина, семья, добрые дела, патриотизм, героизм, подвиг.

Методы и приёмы работы на уроке: слово учителя, фронтальная беседа, учебный диалог, работа со статьёй учебника, работа в группах, составление ассоциативного круга «Солнышко», игра, работа с иллюстративным материалом, работа с учебником, работа с текстами, работа в группах, написание писем.

Тип урока: усвоения нового материала и первичного закрепления

Оборудование: компьютер, монитор, набор фотографий, иллюстрации по теме, музыкальное сопровождение, видеоролик «Наши герои», видеоролик песни «От героев былых времен», шаблоны карт Крыма, России, планеты Земля, солнышко, тетради или альбомы для рисования, презентация к уроку.

Глоссарий к уроку: Родина, Отечество, страна, малая Родина, семья, добрые дела, патриотизм, героизм, подвиг.

Методы и приёмы работы на уроке: слово учителя, фронтальная беседа, учебный диалог, работа со статьёй учебника, работа в группах, составление ассоциативного круга «Солнышко», игра, работа с иллюстративным материалом, работа с учебником, работа с текстами, работа в группах, написание писем.

Ход урока

#1054;рганизационный момент

Прозвенел уже звонок!

Пора, ребята, на урок!

Посмотрите на друзей,

Улыбнитесь всем скорей.

Слово доброе скажите,

Настроение поднимите.

А теперь начнём урок,

Руки все на локоток.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ожидает необычный и очень интересный урок! Давайте улыбнёмся друг другу, и пожелаем удачи! (Дети поворачиваются друг к другу и желают удачи и успеха).

Мы начинаем! Внимание на экран! (Презентация)

II. Мотивация к учебной деятельности и актуализация имеющихся знаний по теме.

Учитель предлагает прочитать эпиграфы к уроку, подумать, какие слова пропущены.

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, ………. посвятим
Души прекрасные порывы! А.С. Пушкин

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте ……….. мою». С.А. Есенин

(Дети: Отчизне, Родину)

Учитель: Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

(Высказывания – предположения учащихся.

Я считаю, что на уроке будем говорить о Родине, так как звучало слово «Россия», а это наша Родина.

Я считаю, что на уроке мы будем говорить о любви к своей Родине.

Учитель: Верно, мы вместе постараемся ответить на вопросы: «Что такое Отечество?, «Что значит любить и уважать своё Отечество?», «Что такое патриотизм?», «Можно ли каждого из вас назвать патриотом?»

И еще вопрос: - Что еще мы испытываем по отношению к Отечеству, к людям?

(Дети: Уважение)

Учитель подводит итог высказываний учащихся, формулирует тему урока

III. Сообщение темы и цели урока.

Тема нашего урока: «Любовь и уважение к Отечеству».

Запись в тетрадь темы урока.

IV. Объяснение нового материала

У детей шаблоны карт разных по размеру - Крыма, России, планеты Земля; слова – малая родина, Отечество, Отчизна, Родина, планета Земля.

Учитель: Соотнесите слова и шаблоны карт. Проверка.

Учитель: Какие слова вы внесли маленькую карту? Почему?

А) Малая родина - это то маленькое место на планете, где человек родился, вырос, где он живёт, учится, где пустил свои корни. Это карта Крыма.

Учитель: Какие слова вы соотнесли с картой среднего размера? Почему?

Б) Отечество, Отчизна, Родина - это слова синонимы. Это карта нашей страны России.

Учитель: Какие слова вы соотнесли с самым большим шаблоном? Почему?

В) Планета Земля - это дом нашей Родины, а значит наш, всех жителей планеты Земля.

Учитель: Почему для человека важно любить свою родину?

Дети: (Любовь – основа нашей жизни: любовь к родителям, семье, близким, к малой и большой Родине делает нашу жизнь осмысленной и счастливой)

Учитель: Как вы объяснили бы фразу: «Любовь – это служение»?

Дети: (Любовь проявляется в делах на благо людей, на благо нашей Родины)

Учитель: Какими делами мы могли бы доказать, что любим и уважаем своё Отечество?

Дети: (Сделать мир вокруг себя чище, справедливее, добрее: уважать и изучать традиции родной страны, её язык и историю; беречь природу родного края; любить свою семью и друзей и по мере сил помогать ближнему).

Учитель: Помните, ребята, что от малых дел рождается большая любовь к семье, народу, России. Всё это мы называем словом «ПАТРИОТИЗМ». (Ученики делают записи в тетрадях: ПАТРИОТИЗМ – ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ. ПАТРИОТ – ТОТ, КТО УВАЖАЕТ ТРАДИЦИИ РОДНОЙ СТРАНЫ, ИЗУЧАЕТ ЕЁ ЯЗЫК И ИСТОРИЮ, ЗАЩИЩАЕТ РОДНУЮ ЗЕМЛЮ, БЕРЕЖЁТ ЕЁ ПРИРОДУ, ЛЮБИТ СВОЮ СЕМЬЮ И ПОМОГАЕТ БЛИЖНЕМУ).

V. Динамическая пауза. Учитель читает стихотворение, дети стоя выполняют описанные движения.

«Птицы улетают»

Птицы на юг улетают

(маховые движения руками из-за головы вперед):

Гуси, грачи, журавли

(круговые движения кистями перед грудью).

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

(имитировать руками махи крыльев).

Мы перелётным пернатым

Дружно помашем в ответ:

(перекрёстные махи руками над головой)

Пусть унесут на чужбину

Родины милой привет!

(наклониться, изображая поклон)

#1054;бобщение. Работа со словарем

Учитель: Ребята, давайте сейчас узнаем значение слов (Родина, Отечество) из толкового словаря С.И.Ожегова.

Родина - 1. Отечество, родная страна. 2. Место рождения, происхождения кого-нибудь; место возникновения чего-нибудь.

Отечество – 1. Страна, где родился данный человек и к гражданам которой он принадлежит.

«Моя Родина»- можно сказать по отношению к своему родному дому в деревне и в отношении всей нашей страны. Родина, это всё, что свято для человека: его семья, друзья, одноклассники.

Моя Родина – Россия – это земля моего народа, политая кровью доблестных предков, защищавших её в исторических сражениях. Моя Родина – это душа моего народа, его вера, его чаяния и молитвы. Моя Родина – это традиции и культура моих предков.

Давайте бережно относится и к нашей Родине, защищать её, любить её, украшать её.

VII. а) Вопрос, открывающий обсуждение по теме урока:

Учитель: В течение этого курса вы познакомились с великим духовным наследием, которое многие века передавалось из поколения в поколения. Вы узнали о духовных идеалах, о том, во что верили и как жили наши предки, как любили свою Родину.

б) работа с материалом учебника (стр.95):

Учитель: Мы произнесли очень важное слово любовь. А что такое любовь?

Дети: (Любовь - это такое чувство, когда все трепещет, это уважение, поддержка, понимание, забота).

Учитель: Откройте свои учебники на странице 95 и прочитайте второй абзац.

Учитель: Итак, ребята, к кому или чему может быть наша любовь?

Дети: (К родителям, близким, семье, друзьям, Родине.)

Учитель: Молодцы, ребята! А в чём ценность любви? Какой должна быть наша любовь?

Дети: (Искренней, настоящей, бескорыстной.)

Учитель: Правильно, ребята, а что значит бескорыстная любовь?

Дети: (Это означает то, что человек делает что-то хорошее и не ждёт выгоды для себя.)

ЛЮБОВЬ - ЭТО СЛУЖЕНИЕ!

Учитель: А как может проявляться любовь к Отечеству?

Дети: (Помогать ближним, беречь окружающую природу, защищать Отечество, заботится о своих родных и близких.)

в) творческая работа ( на доске)

Учитель: Давайте же все-таки уточним, что значит любить Родину, любить своё Отечество ( к доске прикрепляется круг со словом Отечество).

Дети: (Защищать, уважать, ценить, беречь, заботиться, украшать, гордиться, любить свою семью, ближнего своего, друзей, одноклассников.) (каждый лучик прикрепляется и вырисовывается солнце на доске)

Учитель: А что значит уважать Отечество?

Дети: (Помнить о прошлом. Помогать фронтовикам и пенсионерам.

Почитать традиции родителей. Быть гостеприимным. Изучать историю своей Родины.)

Учитель: Так что же сохранит наше Отечество?

Дети: (Любовь. Память. Свобода. Милосердие. Долг. Справедливость.

Уважение. Забота и т.д)

Учитель: А в какие моменты человек тоскует по Родине?

Дети: (Когда человек вынужден уехать.)

Учитель: Это чувство называется – НАСТАЛЬГИЯ (новое слово)

Запишите это слово в тетрадь. В истории нашей страны много людей, которые покинули свою Родину, но душой и сердцем оставались нашими соотечественниками, русскими!

г) Работа в группах

Учитель: Вы молодцы, ребята! Мы сейчас с вами поработаем в группах, и вы узнаете, когда еще связь с Родиной бывает самой жгучей.

Учитель: Я сейчас раздам вам письма, ваша задача прочитать их и обсудить в группах.

Работа с текстами – письмами. Обсуждение каждого письма в группах.

Тексты писем для групп:

  1. Записка матроса – пулеметчика А. В. Калюжного

«Родина моя! Земля русская! Я, сын ленинского комсомола, его воспитанник, дрался так, как подсказывало мне сердце, уничтожал гадов, пока в груди моей билось сердце. Я умираю, но знаю, что мы победим. Врагу не бывать в Севастополе! Моряки- черноморцы! Уничтожайте фашистских бешеных собак. Клятву воина я сдержал».

Калюжный. 20 декабря 1941г.

  1. Записка и письмо партизанки В. Поршневой матери

«Завтра я умру, мама.

Ты прожила 50 лет, а я лишь 24. Мне хочется жить. Ведь я так мало сделала! Хочется жить, чтобы громить ненавистных фашистов. Они издевались надо мной, но я ничего не сказала. Я знаю: за мою смерть отомстят мои друзья – партизаны. Они уничтожат захватчиков.

Не плачь, мама. Я умираю, зная, что всё отдавала победе. За народ умереть не страшно, за Родину умирать не страшно. Передай девушкам: пусть идут партизанить, смело громят оккупантов.
Наша победа недалека!
29 ноября 1941 г.

  1. «Милая Тонечка!
    Я не знаю, прочитаешь ли ты когда-нибудь эти строки? Но я твердо знаю, что это последнее мое письмо.
    Сейчас идет бой жаркий, смертельный, Наш танк подбит. Кругом нас фашисты. Весь день отбиваем атаку. Улица Островского усеяна трупами в зелёных мундирах, они похожи на больших недвижимых ящериц. Сегодня шестой день войны. Мы остались вдвоем-Павел Абрамов и я. Ты его знаешь, я тебе писал о нем. Мы е думаем о спасении своей жизни. Мы воины и не боимся умереть за Родину. Мы думаем, как бы подороже немцы заплатили за нас, за нашу жизнь…
    Я сижу в изрешеченном и изуродованном танке. Жара невыносимая, хочется пить. Воды нет ни капельки. Твой портрет лежит у меня на коленях .Я смотрю на него, на твои голубые глаза, и мне становится легче-ты со мной.
    Когда наш танк впервые встретился с врагом, я бил по нему из орудия ,косил пулеметным огнем, чтобы больше уничтожить фашистов и приблизить конец войны, чтобы скорее увидеть тебя, мою дорогую. Но мои мечты не сбылись…Танк содрогается от вражеских ударов, но мы пока живы. Снарядов нет, патроны на исходе. Павел бьет по врагу прицельным огнем, а я «Отдыхаю» ,с тобой разговариваю. Знаю, что это в последний раз.
    Хорошо умирать, когда знаешь, там, далеко, есть близкий тебе человек, он помнит обо мне, умает, любит. Сейчас я вижу свою родную улицу, свой дом, зеленые деревья ,цветы в саду яркие-яркие, родных и близких, и конечно же тебя… У вас, оставшихся в живых, после войны жизни будет яркая, красочная, как наши у дома цветы, и счастливая… За нее умереть не страшно… Ты не плачь. На могилу мою, ты, наверное, не придешь ,да и будет ли он –могила-то?»
    28 июня 1941 г.

Учитель: Что мы сейчас прочитали?

Дети: (Письма с фронта.)

Учитель: Как вы думаете, кто написал эти письма?

Дети: (Воевавшие люди, которые стоят на пороге смерти.)

Учитель: Посмотрите на дату. Что это за дата?

Дети: (Возможно последний день жизни человека.)

Учитель: О чем эти письма?

Дети: (О любви к семье, Родине, любимой девушке, к брату.)

Учитель: А что есть Родина для каждого из них?

Дети: (Родной дом, семья, близкие, друзья, место, где человек живет.) (Обсуждение по текстам)

Учитель: Как вы думаете, в какие моменты своей жизни мы особо остро ощущаем свою связь с Отечеством, с Родиной?

Дети: (Когда человек стоит перед порогом смерти во имя Родины.)

Учитель: Эти письма – послание из прошлого для каждого из нас! Мы с вами часть нашей Родины, за которую эти люди отдали самое дорогое – жизнь!

Учитель: Ребята! Этих людей уже давно нет, но они надеялись, что мы – будущее поколение также будем любить, защищать и беречь свое Отечество, как они!

- Я оставляю вам эти письма на память!

VIII. Подведение итога. Творческая работа.

Учитель: А мы с вами сегодня напишем новые письма! Для кого, спросите вы?

В Черноморском районе нашего края вот уже 6 лет существует группа муниципального подразделения Всероссийского общественного движения "Волонтеры Победы", цель которой знакомство детей и молодежи Крыма с местами боевой славы, городами-героями Крыма, с ветеранами Великой Отечественной войны, их подвигами и героизмом во имя своей Родины. Волонтеры "Победы" заботятся о ветеранах, ухаживают за памятниками героям Великой Отечественной. Себя они называют одной большой волонтерской семьей, потому что их объединяет общая цель — нести добро людям. (просмотр видеоролика).

Учитель: Сегодня мы напишем письма для наших ветеранов и участников Великой Отечественной войны, которые отправятся к ним в канун празднования 75-летия Дня Победы!

Дети: пишут письма ветеранам (прилагаются). Звучит песня: «От героев былых времен».

IX. Рефлексия.

Учитель: Что же сегодня на уроке было главным?

Дети: (Любовь и уважение к нашей Родине. Нас всех объединяют духовные традиции и любовь к Отечеству. Мы должны любить, уважат свою Родину, заботиться о своём Отечестве! Мы все хотим, чтобы в нашей стране всегда был мир!)

Учитель: Спасибо вам, ребята, за такие замечательные слова. Я хочу закончить наш урок стихотворением известного поэта Г. Гладкова:

МОЯ РОССИЯ

О Господи! Спаси и сохрани
Мою Россию, Родину, Отчизну!
Я с нею связан всей моею жизнью -
О Господи! Спаси и сохрани!

Я без неё не проживу и дня.
Она моя печаль, моя отрада.
Мне без России ничего не надо -
Я без неё не проживу и дня!

Раскину руки, будто два крыла.
Она моя – от края и до края.
Страна моя, земля моя родная…
Раскину руки, будто два крыла.

О Господи! Какая красота:
Прожилки рек, и синие озёра,
Надежда, вера и любовь во взоре -
О Господи! Какая красота!

Спаси и сохрани её, Господь,
Мою Россию, Родину, Отчизну

Домашнее задание:

Составить кроссворд с ключевым словом ПАТРИОТ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Героями не рождаются, героями становятся" разработка классного часа с презентацией

Цель: познакомить с личностью А. В. Суворова,              рассказом С.П. Алексеева «Медаль» ...

Исследовательская работа "Героями не рождаются- героями становятся"

Исследовательская работа "Героями не рождаются- героями становятся. История трудового пути Мясоедовой Марии Ивановны"...

Героями не рождаются-героями становятся

Цель: Создать условия для формирования представления о подвиге, мужестве, долге, чести, ответственности, нравственности.Дать знания об Отечестве и его героях в разные исторические времена. Воспит...

классный час "Героями не рождаются, героями становятся"

Классный час разработан для учащихся 4 классов....

Классный час «Героями не рождаются, героями становятся»

Цель: педагогическое побуждение к самовоспитанию нравственной стойкости, воли, целеустремленности, мужественности, чувства долга, патриотизма и ответственности перед обществом.Задачи:- суммироват...

Классный час «Героями не рождаются, героями становятся»

Классный час «Героями не рождаются, героями становятся»Цель: педагогическое побуждение к самовоспитанию нравственной стойкости, воли, целеустремленности, мужественности, чувства долга...

Классный час «Героями не рождаются, героями становятся»

Цель: педагогическое побуждение к самовоспитанию нравственной стойкости, воли, целеустремленности, мужественности, чувства долга, патриотизма и ответственности перед обществом.Задачи:- суммироват...