Адаптация первоклассников
методическая разработка (1 класс)

Рудая Марина Петровна

Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной для всей системы образования. Приходя в школу, попадая в новую для себя си­туацию, практически все дети переживают и волнуются. Выражается это по- разному: одни стараются всячески привлечь к себе внимание и действитель­но привлекают его своей подвижностью и не всегда оправданной активнос­тью, другие, наоборот, как будто замирают, говорят тише, чем обычно, с трудом вступают в контакт с другими учениками и учителем. При всём многообразии различных проявлений поведения детей в период адаптации, можно сказать, что все первоклассники в этот нелёгкий для них период нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых - учителя и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_pervoklassnikov.docx27.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа №11 города Белогорск»

 

Тема: «Адаптация первоклассников»

Рудая Марина Петровна –

учитель начальных классов,

высшей аттестационной категории

 

г. Белогорск

Первое сентября!

Корабль под названием «Школа» отправляется в плаванье. Он будет переживать штормы и бури, дети откроют для себя бухту Радости и мыс Надежды. И каждому хочется, чтобы это плаванье было интересным, было счастливым и значительным в жизни каждого ребёнка и каждой семьи.

Впереди у них знакомство с классом, где им предстоит учиться, открывать знания. Здесь будет их любимая парта.

Впереди уроки, непослушные палочки. Правила и загадки, ребусы и кроссворды.

Впереди экскурсии, прогулки и утерянные варежки.

После уроков в столовой их ждёт вкусный обед.

Затем в уютной спальне сказка, которую расскажет Зинаида Григорьевна и сладкий сон в любимой кроватке.

Впереди знакомство с библиотекой, где на страницах книг живут Василиса Прекрасная и Буратино, Золушка и Бременские музыканты.

Впереди посвящение в ученики!

Но это всё впереди!

А сейчас они беззаботные и счастливые. Они школьники! И насколько долго продлится это чувство счастья, зависит во многом от нас с вами!

Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной для всей системы образования. Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. Выражается это по- разному: одни стараются всячески привлечь к себе внимание и действительно привлекают его своей подвижностью и не всегда оправданной активностью, другие, наоборот, как будто замирают, говорят тише, чем обычно, с трудом вступают в контакт с другими учениками и учителем. При всём многообразии различных проявлений поведения детей в период адаптации, можно сказать, что все первоклассники в этот нелёгкий для них период нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых - учителя и родителей.

В нашей школе сложился творческий союз, коллектив единомышленников - учителей начальных классов и психологов. Нам близки принципы гуманистической педагогики и психологии, которые кратко можно выразить правилом трёх «П»: понимание, приятие, признание.

С давних пор мы задавались вопросами: зачем и как вводить ребёнка в школьную жизнь? Кого мы вводим в школьную жизнь? И в какую школьную жизнь мы хотим ввести ребёнка? Ведь от того, насколько благоприятно пройдёт период вступления в школьную жизнь, зависит всё дальнейшее пребывание детей в школе.

Психологи утверждают, что если человек в первые 10 лет своей жизни терпит неудачи, а именно эти годы приходятся на обучение в начальной школе, то к 10 годам от его уверенности в себя не остаётся и следа, Мотивация пропадает, человек смиряется с неудачами. Возраст от 5 до 10 лет считается с этой точки зрения критическим. Неудачи, с которыми надо бороться в течение всего времени обучения в школе, легче всего предотвратить именно на этом этапе. Если ребёнку удаётся добиться успеха в школе, у него есть шансы на успех в жизни.

Слайд 1.

Ответы на эти и многие другие вопросы мы нашли в процессе работы при создании и апробации технологии работы школы по адаптации первоклассников.

Слайд 2.

Система работы СОШ № 11 состоит из 5 практических маршрутов- этапов.

1 этап (апрель - май).

Детский сад. Диагностика школьной зрелости. Проблема готовности становится всё более значимой. Диагностика психологической готовности проводится не для осуществления отбора в школу, а для профилактики нежелательного психического развития ребёнка и реализации индивидуального подхода к нему в обучении и развитии. Затем проводится качественный анализ результатов. Завершается этот этап формированием классов.

Слайд 3.

2 этап (август)

Путь к ученику мы «прокладываем» через учителя. На данном этапе идёт работа учителя с психологом.

Слайд 4.

3 этап (сентябрь)

Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. Адаптационные занятия «Здравствуй, школа!» способствуют ускоренному знакомству первоклассников друг с другом, созданию благоприятного психологического климата, стремлению работать вместе.

Слайд 5.

4 этап ( октябрь - ноябрь)

Изучение социально-психологической адаптации детей к школе. Исследование включает анкетирование, тестирование детей, родителей, учителей.

Слайд 6.

5 этап ( ноябрь)

Психолого-педагогический консилиум по результатам исследований. В задачу консилиума входит выявление причин отклонений в поведении и обучении детей, затрудняющих их социально-психологическую адаптацию. На основе этого вырабатываются рекомендации отдельным учащимся ля учителей, родителей.

Результаты наблюдений показывают, что технология создаёт более благоприятные условия для адаптации первоклассников, профилактики и преодоления отклонений в интеллектуальном и личностном плане.

Нам представляется возможным в значительной степени смягчить и ускорить процесс адаптации первоклассников к школе на 3 этапе. С этой

целью нами апробированы на практике 10 занятий е первоклассниками, которые может проводить учитель начальных классов.

Слайд 7.

Предлагаем вашему вниманию презентацию учебно-методического пособия «Здравствуй, школа!» Адаптационные занятия с первоклассниками под редакцией Пилипенко Нели Владимировны.

Слайд 8.

Предлагаемое пособие содержит подробные разработки 10 занятий с первоклассниками, способствующих обеспечению у детей чувства защищённости с самых первых дней знакомства со школой.

Слайд 9.

Среди основных задач курса:

  1. Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта.
  2. Помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников.
  3. Организация взаимодействия между детьми как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества.

Слайд 10.

Рекомендации по проведению занятий:

  1. Занятия проводятся в начале учебного года.
  2. Завершающее занятие носит праздничный характер.
  3. При проведении важно опираться на несколько правил, которые будут способствовать адаптации первоклассников к школьной жизни. Даже если ответ не вполне соответствует содержанию вопроса, стоит поддержать его, сказав: «Какое интересное мнение» и спросить ребят: «А кто думает по-другому?» Здесь нет неправильных ответов. Каждый ребёнок должен почувствовать, что его мнением интересуются. Психологический аспект:
  • сохранение психического здоровья и эмоционального благополучия;
  • формирование у ребят представления о школе как о месте, где он будет принят со всеми его чувствами, мыслями.

Педагогический аспект:

  • формирование умения учиться;
  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Слайд 11.

Говоря о формах работы авторы предлагают использовать:

  • игровые задания и упражнения психологического характера;
  • творческие задания;
  • обсуждение с детьми выполненных заданий, обобщение результатов в виде выставок и композиций, помогающих осваивать пространство класса.

Слайд 12.        Слайд 13.

Игровые задания:        Упражнения психологического характера:

- «Солнышко»        -        «Чуткие руки»

- «Доброе утро»        -        «Живые деревья»

- «Разыскивается»        -        Дождь

1, 2, 3 - шепчи

Нос, пол, потолок

Рыба, птица, зверь - «Снежинка»

- «Разноцветные варежки»

- «Эхо»

- «Море волнуется раз»

Слайд 14.

Творческие задания:

- «Подарок классу»

- «Рисунки - загадки»

- «Рисуем вместе»

- «Мои друзья»

В качестве приложения предлагаются материалы, которыми может воспользоваться учитель при проведении родительского собрания.

Приглашаем Вас совершить «Первоклассное путешествие» по страницам пособия. Оно позволит нам превратить Вас в его участников, малышей- первоклассников.

Желаю Вам удачи! (Мастер - класс. Просмотр сюжета урока).

Я надеюсь, что занятия привлекли ваше внимание. Будем рады, если курс, который мы презентовали, вам понравился. Ваше право, какой курс выбрать в дальнейшем, но то, что проведение таких занятий необходимо - мы уверены! Предлагаем вашему вниманию результаты изучения адаптации (выступление психолога, логопеда).

Таковы наши первые результаты. Мы определили группу учащихся, которые требуют индивидуального внимания. С ними будет проведена определенная работа. Через некоторое время мы вновь проведем отслеживание. Такие данные получили взрослые. А что говорят о школе дети? (просмотр видеозаписи).

Главная наша цель сегодня - рассказать о системе нашей работы и о новом методическом пособии.

Итак, последний этап нашей работы. Рефлексия. Самоанализ - не оценочное суждение типа хорошо или дурно, а анализ движения собственной мысли, чувства. Я приглашаю вас к такому самоанализу. Закончите предложения, воспользовавшись словами из предложенного набора:

Адаптационные занятия - это . . . вера в возможность открытия.

Новый курс для детей - это . ..        игра + радость + праздник.

Для учителя курс - это . . .        здорово, полезно, замечательно,

надежда на успех, введение в профессию ученика.

Можно добавить:

Для детей - прыжок с парашютом с последующим приятным приземлением. Для нас, учителей, время открытия, мудрое решение адаптации ребёнка к школьной среде.

В завершении мне хочется предложить один простой эксперимент. Возьмите, пожалуйста, ручку и напишите фразу «Мой ученик - первоклассник». Не правда ли, просто? А теперь переложите ручку в другую руку и напишите ту же фразу. Посмотрите на 2 строчки. Как ровно и красиво мы пишем одной и как трудно и непривычно другой рукой.

Быть учителем первоклассника непросто!

Если вам покажется, что ваше терпение на исходе, вспомните, пожалуйста, это упражнение. Порой мы забываем, как трудно осваивать новую деятельность.

Молодцы! Всем, кто осилит дорогу, все испытания, всем, кто справился с заданиями, не подвел друзей, то есть всему нашему 1 «А» аплодисменты и призы (материал семинара).

Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы адаптации первоклассников на основе «Программы сопровождения и поддержки адаптации учащихся и их родителей к новым условиям жизнедеятельности «Дорога в загадочный город»

В статье представлен опыт воспитательной работы по сопровождению и поддержке адаптации первоклассников  и их  родителей в рамках школы полного дня на базе интеграции основного и дополни...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.

1 Виды адаптации.2Признаки плохой  адаптации.3 Как облегчить адаптацию первоклассника.4 Советы родителям...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления

Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. ...

Статья "АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ. ДЕЗАДАПТАЦИЯ. СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ".

Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к пси...

Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

2.4. Иллюстративный план мероприятий Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассник...

2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников

2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...

3 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

3 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...