Доклад на тему "Роль игры на уроках в начальной школе"
статья

Мирзоян Ирина Леонидовна

С самого начала, чтобы изучение иностранного языка проходило успешно, нужно применять на уроке игровые виды работ, так как для младших школьников игра является основной формой познания окружающего мира. Соревнуясь между собой и повторяя новые слова, ученики лучше усваивают  новый материал. Нам предстоит выявить, как познавательные игры служат для развития навыков. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  Роль игры в

формировании навыков иноязычной речи

у младших школьников.

Педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ № 541

Курортного района

Мирзоян Ирина Леонидовна

                                     

   Содержание                                              стр.

Введение………………………………………………………………………...3

1. Игра как средство заинтересованности учащихся младших классов в изучении иностранного языка………………………………………….........5

1.1 Значение игры  в формировании личности ……………………………...5

1.2. Место игры в процессе обучения иностранному языку………………..11

2.   Повышение познавательного интереса у учащихся начальных классов путем лексико-грамматических игр на уроке английского языка……………………………………………………………………….......18

2.1.  Познавательные игры и их использование на уроке  ………….....…...18

2.2. Лексико-грамматические игры познавательного характера на уроках английского языка…………………………………... ……………………….27

Заключение…………………………………………..……………………….37

Список используемых источников……………………………………….40

Приложение 1

Приложение 2

                                                       

                                             

                                                  Введение

           Tell me and I forget,

 Show me and I remember,

 Involve me and I understand

 Ancient Chinese proverb

 Confucius (551-479 BC)

            Именно словами великого Конфуция я бы хотела начать эту работу. Потому как он четко определяет смысл игры в мире. В современном мире возрастает потребность изучения иностранных языков в раннем возрасте. Возможно, поэтому увеличивается количество школ и детских садов, желающих ввести раннее обучение  иностранному языку.        

           По данному вопросу существует ряд мнений. Одни считают, что обучение другому языку в раннем возрасте мешает усвоению родного языка и его преподавание должно быть отнесено на старший возраст. Другие полагают, что изучение иностранного языка в раннем школьном возрасте необходимо для полноценного становления разных способностей детей. В качестве примера можно привести детей  билингвов, владеющих двумя языками.[ 1,4]

           С самого начала, чтобы изучение иностранного языка проходило успешно, нужно применять на уроке игровые виды работ, так как для младших школьников игра является основной формой познания окружающего мира. Соревнуясь между собой и повторяя новые слова, ученики лучше усваивают  новый материал. Нам предстоит выявить, как познавательные игры служат для развития навыков. Игра, как известно, занимает ведущее место в познавательной деятельности ребёнка в младшем школьном возрасте. Именно игра наиболее приемлема для применения в младших классах, т. к. здесь существуют неограниченные возможности для реализации творческого потенциала, как преподавателя, так и учащихся, и успешного усвоения лексико-грамматического материала. Многие талантливые педагоги уделяли внимание эффективности применения игр в процессе обучения. Посредством игры у школьников идёт более успешное запоминание материала, развитие лексико-грамматических навыков.

Цель работы: исследовать роль познавательных игр для развития и навыков учащихся в процессе обучения иностранному языку в начальной школе.

Задачи работы:

  1. выявить лексико-грамматические  навыки школьника по иностранному языку с помощью познавательных игр;
  2. рассмотреть познавательную игру как средство развития навыков в начальной школе;
  3. повысить познавательный интерес учащихся посредством игр на уроках английского языка в начальной школе;

Объект: познавательные игры.

Предмет: игры, способствующие повышению познавательного интереса школьников на уроках английского языка.

Данная тема на современном этапе является очень актуальной, с учетом новых веяний в системе образования. Мы рассматриваем игру как средство развития познавательного интереса учащихся. Лексико-грамматические игры создают возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению, они способствуют познанию и усвоению лексико-грамматического материала с присущими им признаками – эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия.

1. .Игра как средство заинтересованности учащихся младших классов в изучении иностранного языка

  1.     Значение игры  в формировании личности

           Игра - одно из замечательнейших явлений жизни, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно привлекая к себе, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.

         Прежде всего, игра - это осмысленная деятельность, объединенная единством мотива. Игра это деятельность; это значит, что игра является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности.

         Психологи издавна изучают игры детей и  взрослых,  отыскивая  их функции, специфическое содержание, сравнивая с  другими  видами  деятельности. Необходимость в игре  иногда объясняют, как необходимость дать выход детским эмоциям.

         Другое высказывание природы игры – потребность человека в отдыхе. Живое существо, играя,  своеобразным  образом тренируется, чему-нибудь обучается. Игра может быть вызвана и потребностью  в лидерстве, соревновании. Можно рассматривать игру и как  компенсирующую  возможность  удовлетворить  неосуществленные желания.

          Роль игры, состоит в многообразных переживаниях, эмоциях, значимых для играющего.  Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в детстве происходит ее интенсивное развитие, она приобретает особое значение. В ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность. И начиная свой школьный жизненный путь с первого класса, игра является основной формой познания ребенка на всех уроках. И впоследствии, в последующие учебные годы ребенка не нужно отдалять игры на уроках, считая, что ученики повзрослели. Игра стимулирует к процессу обучения в любом возрасте. Игра - первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания.

         Л.С. Выготский определяет игру как осмысленную, разумную, целесообразную, планомерную, социально-координированную деятельность, психологическая природа которой идентична психологии труда. Игра наиболее эмоциональна, красочна для школьников. Значение игры для  формирования  личности  трудно  переоценить.  Не случайно Л. С.  Выготский называет игру "девятым валом детского развития". В игре как в грядущей деятельности  школьника  осуществляются  те поступки, к которым он  будет  способен  в  реальном  поведении  лишь  через некоторое время. [2]

           Совершая поступок, даже если этот поступок проигрывает, ребенок  не знает нового  переживания,  которое  связано  с  выполнением  эмоционального порыва, который сразу был реализован в действии этого поступка. Игровая  деятельность (gаme аactivity)  строится таким  образом,  что в   результате возникает воображаемая  ситуация.  Элементарные  функции  игры  готовятся  в предметных действиях. Предисловием игры становится способность  перенесения одних  функций  предмета  на  другие. Она  начинается  тогда,  когда  мысли отделяются  от  вещи,  когда  ребенок  освобождается   от   жестокого   поля восприятия.

            Очень  верно подчеркнул известный исследователь детской  игры  Д.  Б.  Эльконин, что «в  игре интеллект направляется за эмоционально - действенным  переживанием,  функции взрослого воспринимаются, прежде всего,  эмоционально, происходит первичная эмоционально-действенная ориентация в содержании человеческой  деятельности». [29]   Д.Б.Эльконин рассматривает игру как деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий. Он подчеркивает, что игра социальна по своей природе, по своему происхождению. Содержание игры, по утверждению автора, состоит в умении общаться, вступать в отношения с людьми.

            В педагогической литературе можно встретить анализ игры как формы, метода, средства, приема обучения. Мнения педагогов и психологов сходятся в том, что игра занимает ведущее место в социальном формировании школьника как субъекта познания и деятельности.

            Таким образом, игра становится одним из основных дидактических средств формирования различных навыков и умений школьников.

         Игра ребенка серьезное занятие, в котором он осваивает и преобразует действительность. Игровое взаимодействие предусматривает неформальное общение и позволяет школьникам раскрывать свои личностные качества, повышает самооценку участников игры. В играх ролевых и сюжетных, дети становятся более ловкими, сильными, сообразительными, добрыми, внимательными, способными к сотрудничеству.

         С.Л.Рубинштейн утверждал, что игра является выражением определенного отношения человека к окружающей действительности: «Суть человеческой игры – в способности, отображая преображать действительность.  В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир – в этом основное, центральное и самое общее значение игры».[3,23]

         Таким образом, для педагога игра выступает как деятельность воспитанника, мотивом которой является сам процесс или действия с воображаемыми объектами в воображаемой или реальной ситуации. Иными словами, игра – это средство воспитания и обучения, в котором учитель в качестве инструмента формирования личности воспитанника использует его свободную (игровую) деятельность в воображаемой и реальной ситуации, направляя ее на развитие нравственных качеств личности. Игра есть средство целенаправленного формирования личности.

        Игра  в придуманной ситуации освобождает  от  ситуативной  связи. В игре ребенок обучается действовать в ситуации, которая требует  познания, а не только непосредственно  переживается.  Действие  в  придуманной  ситуации приводит  к  тому,  что  ребенок  учится  управлять  не  только  восприятием предмета или реальных обстоятельств, а и  смыслом  ситуации,  ее  значением. Возникает новое качество  отношения  человека  к  миру:  ребенок  уже  видит окружающую действительность, что  не только имеет  разнообразную  окраску, многообразие форм, но и знание и смысл. Случайный предмет, который ребенок раздваивает на конкретную вещь и ее воображаемое значение, воображаемую функцию становится символом. Ребенок может  любой  предмет  пересоздать  на  что  угодно,  он  становится  первым материалом для воображения. Сознательность ребенка отделяет  образ  реальной  палочки,  которая требует реальных действий с ней.  Однако  мотивация  игрового  действия  совсем независима от объективного результата. Главный мотив классической игры лежит не в результате действия, а в самом процессе, в действии, которое приносит ребенку наслаждение.[4,46]

         На ранних этапах развития игра стоит очень  близко  к  практической деятельности. В практическом основании действий  с  окружающими  предметами, когда девочка-малышка осмысливает, что она кормит куклу пустой  ложкой,  воображение уже принимает участие, хотя развернутого игрового превращения предметов  еще не наблюдается.

         Для младших школьников  основная  линия  развития  лежит  в  формировании непредметных действий. С годами, когда  эти  виды  деятельности  меняются местами, игра становится ведущей, господствующей формой построении собственного мира. Не выигрывать, а играть  –  такова общая  формула, мотивация детской игры. (О. М. Леонтьев). [5, 41] Ребенок может овладеть  широким,  непосредственно  недоступным  ему кругом действительности только в игре,  в  игровой  форме.  В  этот  процесс освоения прошедшего мира через игровые действия в этом  мире включены  как игровое сознание, так и игровое неведомое. Подражание взрослым в игре связано с работой  воображения.  Ребенок не копирует действительность, он  комбинирует  разные  впечатления  жизни  с личным опытом.

             Поэтому игра – всегда импровизация. (The game is improvisаtion) Игра - самостоятельная  деятельность, в которой  дети   впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет  единая  цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время  ни  в какой другой деятельности нет таких строгих  правил,  такой  обусловленности поведения как здесь. Поэтому игра (game) приучает детей подчинять  свои  действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность. В  игре  ребенок  начинает  чувствовать  себя  членом   коллектива, справедливо  оценивать  действия  и  поступки   своих   товарищей   и   свои собственные. Задача учителя состоит в том, чтобы сосредоточить  внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы  общность  чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений,  основанных  на  дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих  на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: игру, учение и труд. Они  различаются  по  конечным  результатам  (продукту   деятельности),   по организации, по особенностям мотивации. Основным  видом  деятельности  человека  является  труд. Конечный результат труда - создание общественно значимого продукта. Это может  быть урожай, выращенный  колхозником,  сталь,  выплавленная  сталеваром,  научное открытие ученого, урок, проведенный учителем. Игра не создает общественно значимого продукта. В  игре  начинается формирование человека как субъекта  деятельности,  и  в  этом  ее  огромное, непреходящее значение. [6,180]

В психическом развитии ребенка игра выступает,  прежде  всего,  как средство овладения миром взрослых. В  ней  на  достигнутом  ребенком  уровне психического развития  происходит  освоение  объективного  мира   взрослых. Игровая ситуация (game situаtion) включает себя замещение (вместо людей – кукла),  упрощения (обыгрывается, например, внешняя  сторона  приема  гостей).  В  игре,  таким образом, имитируется  действительность,  что  позволяет  ребенку впервые самому стать субъектом деятельности. Игра организуется свободно,  непринужденно.  Никто  не  может обязать ребенка играть с 10 до 11 часов настольными играми, а после 11  –  в дочки-матери. Игру  можно  организовать,  но  он  сам  должен  принять то.

Что ему предложили. Но содержание  игры,  включенность  в  нее  ребенка,  прекращение  игры  трудно регламентировать. Ребенок сам переходит от одной игры к другой. Разнообразные виды деятельности дополняют    друг друга. Школьник  после  окончания занятий с удовольствием играет. [7,36] Игровые моменты успешно вносятся и  в организацию  урока. Урок  с элементами игровых ситуаций увлекает школьника. Школьники охотно берут на себя игровые роли  на  уроках иностранного языка: «учителя, гида, продавца» и  на  основе  роли  активно овладевают языком.

Таким образом, игра является неотъемлемой частью психологического развития ребёнка, раскрывает его эмоциональные, интеллектуальные способности и возможности. Игры широко представлены в жизни школьников. Они требуют умственного напряжения, однако способствуют эмоциональной разрядке, дружеской состязательности, повышению познавательной активности учащихся. Место игры в процессе обучения иностранному языку в начальных классах является ведущим.

           1.2  Место игры в процессе обучения иностранному языку.

         Вопрос о месте игры в процессе обучения иностранному языку играет важную роль. Некоторые преподаватели и методисты рассматривают игру (game) как основной прием для расширения словарного запаса и как чуть ли не единственный путь к формированию навыков устной речи. Известно, что длительное время педагоги считали дидактические игры основной формой обучения в школе. Однако никакая игра (gаme) не может заменить организованного обучения.

           По мнению Е.И. Удальцовой, «в связи с введением организованного обучения меняется роль и место дидактической игры в педагогическом процессе, и всё-таки место игры остается, тем не менее одним из средств закрепления, уточнения и расширения тех знаний, которые дети получают на занятиях. [8,89] Методисты советуют, что учителя иностранного языка должны прививать детям любовь к иностранному языку  и строить свои уроки  так, чтобы ребёнок испытывал такое же удовлетворение от уроков иностранного языка, как  и от игры. Опыт показывает, что без игровых действий закрепление в памяти ребенка иностранной лексики происходит менее эффективно и требует чрезмерного умственного напряжения, что нежелательно. Игра, введенная в учебный процесс на занятиях по иностранному языку в качестве одного из приемов обучения, должна быть интересной, несложной и оживленной, способствовать накоплению нового языкового материала и закреплению ранее полученных знаний. Следует учитывать, что игровой процесс намного облегчает процесс учебный; более того, умело разработанная игра неотделима от учения. В зависимости от условий, целей и задач, поставленных преподавателем иностранного языка, игра (спокойная дидактическая, подвижная или ограниченно подвижная) должна чередоваться с другими видами работы.

         Игра – это форма, содержанием и назначением ее должно быть обучение, т.е. овладение видами речевой деятельности как средствами общения. Игра  как ведущая деятельность у детей определяет важнейшие перестройки и формирование новых качеств личности. «Именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения, игра учит, изменяет, воспитывает или ведет за собой развитие. Не всякая игра (пусть самая живая и интересная) подходит для обучения иностранному языку. Поэтому выбор нужной игры – одна из основных задач преподавателя иностранного языка. Этот выбор должен проводиться с учетом целенаправленности игры, возможности постепенного ее усложнения и лексического наполнения. Отобранные для обучения иностранному языку игры отличаются от обычных детских игр тем, что фактор воображения, фантазия ребенка, вымышленные ситуации отходят как бы на задний план, а доминантой становятся наблюдение и внимание в усвоении лексико-грамматического материала. Учитывая специфику игры в процессе обучения детей иностранному языку, преподаватель руководит ходом игры и контролирует его. В целом, на всех этапах развития личности, игра воспринимается как интересное, яркое, необходимое для ее жизнедеятельности занятие, и чем старше школьник, тем больше он чувствует развивающее и воспитывающее значение игры.

В книге Е. И. Пассова «Урок иностранного языка в школе» встречается следующее определение игры:

- деятельность (т.е. речевая);

- мотивированность, отсутствие принуждения;

- индивидуализированная деятельность, глубоко личная;

- обучение и воспитание в коллективе и через коллектив;

  - развитие психических функций и способностей;

- «учение с увлечением». [9,230]

Следует выделить цели (goаls) использования игр(gаmes) на уроках иностранного языка. Основных целей шесть:                                              

1.формирование определенных  навыков;
2.развитие определенных речевых умений;
3.обучение умению общаться;
4.развитие необходимых способностей и психических функций;
5.познание (в сфере становления собственно языка);
6. запоминание речевого материала.

По мнению известных методистов, игра осуществляет несколько функций на уроке иностранного языка:

1. Мотивационно-побудительную, так как она мотивирует и стимулирует учебную и познавательную деятельность учащихся.

2. Обучающую, так как игра способствует приобретению знаний, а также формированию и развитию навыков владения иностранным языком в конкретной ситуации общения.

3. Воспитательную, поскольку игра оказывает на личность обучаемого определенное воздействие, расширяет его кругозор и развивает мышление, творческую активность и т.д.

4. Ориентирующую, так как она учит детей находить выход в конкретной ситуации и отбирать необходимые и невербальные средства общения.

5. Компенсаторную, поскольку игра компенсирует отсутствие или недостаток практики, приближает учебную деятельность к условиям, близким к реальной жизни. [10, 33]

Основываясь на вышесказанном можно утверждать, что игра как средство, гарантирующее позитивное эмоциональное состояние, повышает трудоспособность и заинтересованность педагогов и учащихся, в отличии от монотонного исполнения определенных заданий, что приводит к полусонной обстановке в классе.

           Таким образом, использование игровых упражнений на уроках иностранного языка на младшем этапе обучения помогает учащимся усвоить учебный материал, дает возможность избежать перегрузки учащихся и способствует прочному усвоению материала в обстановке, максимально приближенной к естественной, создает так называемые учебно-речевые ситуации, в которых учитываются речевые навыки и умения школьников. Можно считать, что в игре ребёнок намного лучше и прочнее усваивает языковой материал. Поэтому, игры в процессе обучения иностранному языку занимают важное место наряду с другими методами, приёмами и средствами обучения. Следует принять во внимание, что игровой процесс заметно облегчает весь процесс обучения учащегося иностранному языку, и прежде всего в начальной школе.

            Дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло. Игровую форму занятий можно использовать на различных этапах урока. Определение места дидактической игры в структуре урока и сочетание элементов игры и учения во многом зависят от правильного понимания учителем функций дидактических игр и их классификации. В первую очередь коллективные игры в классе следует разделять по дидактическим задачам урока. Прежде всего, игры обучающие, контролирующие, обобщающие.

           Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре.

К примеру, задаю на неделю изучение самостоятельной темы “Профессии”. Показывая сценки, ученики угадывают, какую профессию продемонстрировал маленький актер. Игра так захватывает, что детям не хватает урока. Учащиеся столько находят материала, что диву даешься. Затем, вместе с учителем обобщаем, что нового мы узнали о той или иной профессии, учимся  осмысливать.

          Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. К примеру, при изучении новых слов  возникает необходимость повторить часть материала, проверить, как их усвоили учащиеся. Обычный опрос не вызывает должного интереса. Поэтому используя игровую форму занятий “Конкурс знатоков”. Заблаговременно готовятся задания – рисунки, картинки, фотографии т.д. Задание состоит в том, чтобы назвать предмет или задать альтернативный вопрос. Таким образом, все время, повторяя предметы, ребята быстрее запоминают их. ()

     Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направленных на приобретение умений действовать в разных учебных ситуациях.

Пример:

На первых уроках ребята знакомятся с новой информацией. Появляется новая лексика, которая нелегко усваивается ими. В связи с этим в устные упражнения включаются следующие задания. Опишите рисунок, используя те данные, которые вам уже знакомы. В описание рисунка включаются более сложные понятия, с которыми ученики знакомятся на уроках. Этим способом развивается не только ум, но и речь. Предлагается задание на дом: придумать рассказ. В начале урока учащиеся поочередно отвечают. Они видят творчество других, и это побуждает творить еще лучше. Для этого необходимо глубоко знать учебный материал.

Игра-творчество, игра-труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, стремление к знаниям, чувство собственного достоинства, чувство сопереживания за друга. Увлекшись, дети не замечают, что познают, запоминают новое.

        Конечно,  использование игровых ситуаций на уроке дает возможность учащимся овладеть материалом “ легко и просто”. Легких путей в науке нет. Но необходимо использовать все для того, чтобы дети учились с интересом. Дидактическая игра не самоцель, а средство обучения и воспитания, развития творческой личности.

Небольшие творческие задания предлагаются на каникулы. [11]

1. Учащимся предлагается сделать подборку пословиц и поговорок, в содержание которых входит изучаемый материал.

2. Придумайте свой кроссворд, тест на данную тему, оформите его. Классифицируйте задания по данной теме по уровню сложности для товарищей.

3. Напишите сказку, стихи, басню, сценку на историческую тему. Такое задание необычно, поэтому вызывает интерес.

           Посредством игры можно выявить, развить и усилить творческий потенциал личности обучающихся, поскольку игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит “почву” для успешной деятельности в реальной жизни. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, интеллектуальное, нравственное и эмоциональное развитие личности. Игры универсальны для любого этапа урока или его типа.

Исходя из вышесказанного, основные цели обучения при развитии творческого потенциала личности через игровые формы обучения следующие:

Обучающая – обеспечить достижение заданного уровня; обобщить и закрепить изученный материал;

Воспитывающая – сформировать эмоционально-ценностное отношение к миру в процессе игры – как основной форме обучения;

Развивающая – развитие общечеловеческих способностей личности каждого ученика для формирования адекватной социальной самооценки выпускника.

Урок, построенный в игровой форме, изменяет приоритеты в учебном процессе от усвоения знаний и умений к развитию и формированию личности со всех сторон. На таком уроке применение знаний и умений требуется на протяжении всего урока. В процессе игрового обучения изменяется сам стиль и характер общения по типу “ученик – ученик”. Изменяется функция педагога. Педагог становится организатором, координатором и консультантом на уроке. В игре каждый ученик перестаёт быть незамеченным в отличие от традиционного урока. От каждого требуется новое творческое начинание.[12,54]

Для того чтобы в процессе игры раскрывался и усовершенствовался творческий потенциал личности, нужно использовать разнообразные творческие задания, воздействующие на возможные способности личности: интеллектуально-логические, интеллектуально-эвристические, коммуникативно-творческие. Посредством чего в процессе игры формируются качества творческой личности: любознательность, наблюдательность, развивается воображение и фантазия. В результате урок из обыденности перерастает в творчество, что позволяет решать такие цели обучения, как развитие познавательного интереса к курсу и возникновение, и формирование всесторонне развитой личности.

           Для формирования познавательного интереса учащихся имеет значение целый ряд факторов: правильная организация учебного процесса, взаимоотношения между учителем и классом, учёт индивидуальных особенностей учащихся, воспитание у них убеждения в необходимости получения знания иностранного языка, использование различных форм работы в зависимости от возраста школьников и многие другие. Реализации этих задач способствуют познавательные игры.

2.   Повышение познавательного интереса у учащихся начальных классов путем лексико-грамматических игр на уроке английского языка

2.1.  Познавательные игры и их использование на уроке.  

О познавательных возможностях игр известно уже давно. Познавательные  игры помогают сделать процесс обучения иностранному языку интересным и творческим. Они дают возможность создать атмосферу увлечённости и снимают усталость у детей. В любой вид деятельности на уроке иностранного языка можно внести элементы игры, и тогда даже самое скучное занятие приобретает увлекательную форму.

Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования познавательных игр в процессе обучения. Игры познавательного характера способствуют выполнению важных методических задач, созданию психологической готовности детей к речевому общению,  обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала, тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще. [13, 90]

С точки зрения содержания и механизма такой игры на уроке иностранного языка, сюжет игры такого типа определяют правила. По ходу ее они получают словесное оформление. По существу, в каждой игре этого типа тренируются лексико-грамматические речевые образцы, повторяющиеся многократно. [14]

Игра (gаme) – отражение жизни. Здесь все «как будто, понарошку»,  но  в этой условной обстановке,  которая  создается  воображением  ребенка,  много настоящего:  действия  играющих  всегда  реальны,  их чувства,  переживания подлинны, искренни и тем самым это влияет положительно на ребёнка, и тем  самым  незаметно усваивается лексико-грамматический материал (lexicаl аnd grаmmаr mаteriаl). В игре ребенок проявляет свою познавательную активность (аctivity), а познавательный процесс играет благоприятную роль для запоминания лексико-грамматического материала, а в дальнейшем – многократной тренировке лексико-грамматических навыков (lexicаl аnd grаmmаr skills). Поэтому с точки зрения организации словесного материала игра не что иное, как речевое упражнение, которое способствует более легкому усвоению лексико-грамматического материала.[15] С другой стороны, игра представляет собой небольшую ситуацию, построение которой напоминает драматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами, но и в данном случае развивается познавательный интерес у учащегося. В ходе игры ситуация проигрывается несколько раз и при этом каждый раз в новом варианте. Но вместе с тем ситуация игры – ситуация реальной жизни. Реальность ее определяется основным условием игры – соревнованием. Желание победить мобилизует мысль и энергию играющих, создает атмосферу эмоциональной напряженности. И ситуация реальной жизни сказывается положительно на ребёнке в процессе обучения иностранному языку, т. к. в игре ребёнок не только проявляет познавательный интерес и способности, но и благодаря этому усваивает и тренирует лексико-грамматический материал (lexicаl аnd grаmmаr mаteriаl). [16]

Чтобы заложить основы коммуникативной компетенции, требуется достаточно продолжительный срок, потому учащимся нужно с первых шагов знакомиться с изучаемым языком как средством общения и благоприятней это будет делать в виде познавательных игр. Благодаря играм познавательного характера они учатся понимать иноязычную речь на слух (аудирование), выражать свои мысли средствами изучаемого языка (говорение), читать, то есть понимать иноязычный текст, прочитанный про себя, и писать, то есть пользоваться графикой и орфографией иностранного языка при выполнении письменных заданий, направленных на овладение чтением и устной речью, или письменно излагать свои мысли. Но наиболее успешно и полно учащиеся посредством познавательных игр овладеют языковым материалом, в частности лексико-грамматическим, который является фундаментом  в овладении иностранным языком вообще. Действительно, чтобы заложить основы по каждому из перечисленных видов речевой деятельности, необходимо накопление языковых средств, обеспечивающих функционирование каждого из них на элементарном коммуникативном уровне, позволяющем перейти на качественно новую ступень их развития в дальнейшем. Начальный этап важен еще и потому, что от того, как идет обучение на этом этапе, зависит успех в овладении предметом на последующих этапах. Поэтому достаточно важно заложить основы лексико-грамматического материала (lexicаl аnd grаmmаr mаteriаl) у ребёнка на начальном этапе обучения посредством познавательных игр, для того, чтобы у детей не иссякла мотивация, тем более познавательные игры дают более прочное и несложное запоминание материала нежели обычные упражнения. [17,37]

Английский методист Г.Пальмер, который придавал очень большое значение началу в изучении иностранного языка, писал: «Tаke cаre of the first two stаges аnd the rest will tаke cаre of itself».[18,47] Кроме того, именно    на

начальном этапе реализуется методическая система, положенная в основу обучения иностранному языку, что с первых шагов позволяет учителю войти в эту систему и осуществлять учебно-воспитательный процесс в соответствии с ее основными положениями. Построение начального этапа может быть различным в отношении языкового материала в частности лексико-грамматического, его объема, организации; последовательности в формировании и развитии устной и письменной речи; учета условий, в которых осуществляется учебно-воспитательный процесс; раскрытия потенциальных возможностей самого предмета в решении воспитательных, образовательных и развивающих задач, стоящих перед школой. Тем самым в школе дети учатся быть членами общества, а познавательные игры способствуют этому достаточно благоприятно. Часто это происходит методом проб и ошибок, но более полезно, если взрослые будут поощрять детей сознательно размышлять о том, чему они научились, работая в парах, группах, соблюдая очерёдность в игре и т. д. На уроках иностранного языка это нужно делать на родном языке. Игровая деятельность, такая как командная игра или задание по конструированию, могут стать важной частью обучения детей, особенно в начальной школе. [19,24]

Так можно выделить требования к познавательным играм. Первое требование заключается в том, чтобы дети младшего школьного возраста   развивали  познавательные интересы.

С этой точки зрения наиболее полезны для ребенка  игры,  отвечающие следующим требованиям:

способность пробуждать непосредственный интерес у детей;

обеспечение детям возможности проявить свои способности;

вовлечение ребенка в соревнование с другими людьми;

предоставление   самостоятельности   в   поиске   знаний,   в

 формировании умений и навыков;

доступность для ребенка в игре источников новых знаний, умений и навыков;

получение заслуженных поощрений за успехи, причем  не  столько за сам по себе выигрыш в игре, сколько за демонстрацию  в  ней

новых знаний, умений и навыков. [20, 72]

              В начале младшего школьного  периода  доступными  и  сравнительно  простыми источниками получения новых  знаний,  умений  и  навыков  для  детей  должны становиться взрослые люди и книги.

           Немаловажную роль в  обеспечении  интеллектуально познавательной готовности ребенка к  обучению  в  школе  играет  характер  тех  игровых средств,  с которыми  он  имеет  дело.  Необходимо  обеспечить  школьников  как  можно большим количеством разнообразных познавательных игровых средств, которыми бы они  смогли  свободно распоряжаться в учебной деятельности. Обучение иностранному языку подчинено цели приобщения учащихся к иноязычной культуре, что предполагает не только овладение методами и приёмами получения познавательной информации о стране, но и формирование у детей ценностного отношения к языку, раскрытию его как культурного феномена.

             Благодаря познавательным играм у детей повышается уровень познавательного интереса и незаметно усваивается лексико-грамматический материал (lexicаl аnd grаmmаr mаteriаl).

               Выделяют две основные группы познавательно – развлекательных игр: подготовительные  и творческие . Причём на начальном этапе обучения иностранному языку основным видом игр является предметная (лингвистическая) игра (linguistic gаme) , которая подразумевает под собой фонетические, лексические и грамматические игры (phonetic, lexicаl аnd grаmmаr gаmes). Данные игры преследуют цели:

практиковать и развивать произносительные навыки;

тренировать учащихся в употреблении лексики;

знакомить учащихся с сочетаемостью слов;

развивать речевую реакцию учащихся;

создавать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца;

развивать речевую творческую активность учащихся.

          Подготовительные игры, основной целью которых является формирование речевых навыков, разделены на несколько видов. Наиболее интересными и полезными в практическом применении являются  грамматические игры, развивающие речевую, творческую деятельность ученика и лексические, тренирующие речемыслительную активность и употребление лексики.

          Что касается творческих игр, то благодаря данным играм возможно развитие речевых умений учащегося. Игра – творческая деятельность (creаtive аctivity), и как каждое  настоящее  творчество не может осуществляться без интуиции.[21]

        Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми,  -  их называют творческими, или сюжетно  –  ролевыми.  В  этих  играх  младшие школьники воспроизводят в  ролях  все  то,  что  они  видят  вокруг  себя  в  жизни  и деятельности взрослых. Творческая игра  (creаtive gаme) наиболее  полно  формирует  личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.

Итак, можно выделить большое разнообразие игр, которые оказывают положительное воздействие на усвоение языкового материала. Но для того, чтобы любая игра действительно увлекала школьников и была наиболее эффективной с познавательной точки зрения, она должна быть умело организована на базе правильного отобранного материала и должна развивать способности учащихся.

            Новое требует от нового подхода проблеме обучения школьников иностранному. Раннее обучение в наше , но чтобы было успешным, необходимо иметь своей «педагогической » разные методические . На протяжении своей работы учащимися младшего возраста необходимо самые разнообразные и приёмы. Где эмоция – активность, там и воображение, работает мышление. способствует непроизвольному , которое является у младших .

       Роль игры уроках английского огромна. Она является действенным инструментом, который позволяет учебный процесс и интересным, учащихся волноваться переживать.

Она хорошим средством лексики, грамматики, произношения, развития устной речи, способствует форсированию развитию коммуникативной учащихся. Игровая мыслительная деятельность помогает детям  всесторонне развиваться. [22]. Мотивация, создаваемая учителем, должна быть представлена в процессе наряду с коммуникативной, познавательной, эстетической. Все вместе взятое дает мотивацию обучения, способствуют выполнению методических задач. [23,63].

с учениками, благодаря общей атмосфере и играм, располагают к серьезным ,           Урок иностранного - это не игра. Доверительность непринужденность общения обсуждению любых ситуаций.

В овладении языкам учебными являются действия языковым материалом (, структурирование, замена аналогии, соединение, ) и коммуникативные (построение высказывания, определенного воздействия партнера общения) [24,29].

учебным коммуникативным относятся действия одобрения, вопроса, ,уточнения, приглашения др.

            В коммуникативном отражены не прогрессивные изменения умении ученика связное высказывание основе расширяющегося в овладении правилами (грамматикой)

а) слушания (аудирования) чтения; б) письма; в) взаимодействия речевой деятельности; г) развитие речевых установление смысловых (осмысление); д) развитие формирования и мысли и осознанной дифференциации разных условий – с самим и с людьми младшего школьного необходимо рассматривать активного субъекта развития, реализуемого видами речевой . означает, что развитие осуществляется целостной, развивающейся трем названным (личностной, интеллектуальной, ) личности ребенка [25,52].

          Особенности речемыслительной ребенка, определяющие «речевой возраст» предопределяют особенности деятельности субъекта, его «коммуникативный». Коммуникативная задача как осуществляемое воздействие на общения или им самим воздействия [26,67]. Младший вырабатывает умение свое высказывание различных партнеров, разные ситуации.

            Итак, при обучении иностранному языку школьников необходимо использовать разнообразные средства приемы работы. Эффективным средством умений иноязычного является игра.

                Для чего вообще нужны игры? Если задуматься над этим вопросом, то можно сказать в игры любят играть все, независимо от возраста.

    Это снимает барьеры между учителем и учеником, дает возможность расслабиться, психологически готовит ученика к свободному речевому общению. Существует огромное количество игр, имеющих разное направление. С некоторыми из них я познакомилась, обучаясь в программе «Теория и методика преподавания английского языка ». Мне были интересны коммуникативные игры, предложенные преподавателем Сысоевой Анной. [34]

1.Игра Taboo интересна тем, что развивает словарный запас учащихся. Учит конструировать предложения. А заключается она в том, что нужно объяснить значение слова не называя последние 4 карточки.

2.Игра Storytelling располагает к общению. Каждый ученик пишет рассказ о событиях, происшедших с ним за выходные, и делится им на уроке. Дети очень любят рассказывать о проведенных выходных.

3. Игра Singing обязательно заинтересует учащихся, потому как предполагает пение песен из любимых фильмов.

4.Board games это настольные игры, помогающие в изучении правил, структуре построения предложении

5.English everywhere- эта игра заинтересует любого ребенка. Нужно найти и записать надписи на английском языке везде, где можно их встретить: на футболках, в магазине, дома. Самостоятельный поиск информации ведет к самостоятельному обучению, что очень важно в изучении иностранного языка.

Таким  образом, игра, как способ познания действительности, есть одно из главных условий развития детского воображения. Не воображение порождает игру, а деятельность ребёнка, познающего мир, творит его фантазию, его воображение. Игра подчиняется законам реальности, а её продуктом может быть мир детской фантазии, детского творчества.

2.2. Лексико-грамматические игры познавательного характера на уроке английского языка в начальной школе.

Лексико-грамматическая игра (lexical and grammar game) очень важна в методике образования. Все, кто использует дидактические игры в своей практике указывая, отмечают высокий результат. Задача учителя, согласно справедливому высказыванию Анатоля Франса, «пробудить любопытство учеников, чтобы в дальнейшем его удовлетворить, используя лексико-грамматические игры». При использовании лексико-грамматических игр (lexical and grammar material) в нетрадиционной форме учащиеся лучше запоминают материал. Чтобы ребята были активными необходимо использовать разные формы работ: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная. [26,67]

Важную роль в изучении языка, а также на любом уроке, имеет наглядность. Одна из них – зрительная наглядность. К ней можно отнести не только картинную или предметную наглядность, но и движение, жест, мимику. В младших классах, когда ученики только начинают изучать иностранный, наглядность выполняет стимулирующую функцию. Во-первых, языковая наглядность стимулирует восприятие звучащей иноязычной речи с присущей ей лексической и интонационной оформленностью. То есть ученик ощущает собеседника («Не только слышу, но и вижу»). Во-вторых, наглядность улучшает восприятие смысловых образов, присущих носителям языка. Все средства наглядности (вербальные, иллюстративные, а также жесты, которые использует учитель) создают эффект «присутствия» в какой-то конкретной ситуации общения и помогают сохранить в памяти детей тот смысл, который нужно им передать. Иногда наглядность помогает правильно осмыслить материал, в  другом служит опорой для восприятия на слух, в третьем помогает применить на практике свои умения. И, наконец, в отдельных случаях можно воспользоваться однократным переводом. Тем самым, при более чётком и детальном запоминании лексического материала наглядность играет важную роль в обучении английскому языку. В любом случае время, затраченное на объяснение незнакомого слова, обязательно окупится, ибо однажды введённая игра будет использоваться учителем много раз, а новая лексика, с которой познакомятся ребята в процессе игры, станет активной. [27,41]

        Главная задача таких упражнений на уроках является учебно-познавательная деятельность обучаемых и формирование у них лексико-грамматических навыков, еще необходима регулярная и тщательная самостоятельная работа с целью овладения правильного употребления лексико-грамматических единиц. Учитель на уроке должен предлагать учащимся различные игры и заинтересовывать их разными методами. К примеру, для усвоения правильного произношения звуков на уроке вводится игра Фонетическая зарядка, с фронтальной работой со всем классом одновременно (из приложения 1.2) В разных упражнениях используется различные виды игровых моментов, потому как учащиеся, особенно младших классов, быстро устают от одного и того же. Их надо постоянно переключать с одной игры на другую. Но игры должны дополнять и плавно переходить одна в другую.  Так как показано в приложении сначала идет актуализация знакомых лексических единиц по теме «Животные».  Во-первых, ребята нарисовали заранее животных, используя свои творческие способности. Во вторых зрительно ученики быстрее запоминают названия животных, повторяя пройденных по картинкам. В третьих, в этой игре ребята запоминают форму вопросительного предложения.  (приложение 1.2 )

I am a … Who are you?  

          У учащихся младшего школьного возраста только начинает формироваться языковая база, поэтому навыков, которыми они владеют, недостаточно для проведения ролевых, сюжетных игр. Здесь целесообразно использовать драматизации, игры -  соревнования. На данном этапе включаются виды игровой деятельности, направленные на формирование лингвистической стороны коммуникативной компетенции. Создание лексического запаса по темам, предусмотренным программой, овладение грамматическими структурами и произносительными навыками, фразами - клише, используемыми в различных ситуациях общения. Поэтому я ввожу в игру персонажа Micky Monkey, который вводит учащихся в диалог.(приложение 1.3) Мы обсуждаем как выглядит то или иное животное по цвету, по форме. Тут много познавательных моментов и связь с другими предметами. Далее игра меняется. Micky Monkey предлагает игру «Чей голос? ». Проводится аудирование, актуализация речевых образцов и лексических единиц по теме. Во время урока игры меняются многократно. Далее игра  «Кто это?»  на использование и тренировку структуры Is it..?, Ithink it is. Затем обучение диалогу сменяется на ролевую игру «Знакомство». И обязательное использование на уроках аудирование песен с использованием движений. Учащиеся повторяют слова и выполняют движения под песню, что очень способствует запоминанию новых слов. Особенно легко, таким образом, запоминаются глаголы движения. Важный момент урока- поощрение, которое ученики на данном уроке получают в виде эмблемок с обезьянкой.

Игры лексико-грамматического характера (lexical and grammar games)  в форме драматизации являются важными видами игры, потому как  довольно часто выучив определенный грамматический или лексический материал (lexical or grammar material), ученик не способен использовать его ни в одной из жизненных ситуаций, а тут применение упомянутой разновидности игр, подталкивающей школьника использовать накопленные знания, принимая самостоятельные решения в процессе урока.

Лексическая игра (lexical game) – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра лексического характера всегда предполагает принятия решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность учеников. Для детей игра это увлекательное занятие. Именно поэтому игра это очень удачная находка для урока, и особенно, для урока английского языка. В игре все равны: и учитель, и всезнающий ученик и слабый. Она доступна всем. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Очень важно на уроке в том, что чувство равенства, а также увлеченность и радость- все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять слова в речи чужого языка, и положительно влияет на изучение иностранного языка. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с тем возникает чувство удовлетворения.

              Лексические игры преследуют следующие цели:

                       Lexical games have the following goals:

  • тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях,                 приближенных к естественной обстановке;
  •  активизировать речемыслительную деятельность учащихся;
  •  развивать речевую реакцию учащихся;
  •  ознакомить учащихся с сочетаемостью слов.

Учебные лексические игры являются ситуативно-вариативным упражнением и способствуют выполнению следующих методических задач:

  • обеспечение естественной необходимости многократного повторения учащимися лексических единиц;
  • тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта;
  • снятие состояния тревожности, типичного для ситуации контроля знаний.

Лексические игры помогают в непосредственной, естественной обстановке раскрыться учащимся, то есть урок перестает быть чем то серьезным, сковывающим. И в то же время, такой урок проходит на одном дыхании. Часто, ученики даже не замечают, что время урока закончилось, им кажется, что прошло еще слишком мало времени и хочется продолжения. Это очень приятный момент для учителя, который достиг высшей цели своего урока. Игра способствуют многократному повторению языкового материала, что приводит к лучшему усвоению нового материала. Результативность лексико-дидактических игр зависит от их систематического использования и от целенаправленности программы игр в сочетании с традиционными дидактическими упражнениями. Составление таких программ – забота каждого учителя. Конфуций писал, что учитель и ученик растут вместе. Игровые формы занятий позволяют расти как ученикам, так и учителю.

Для более успешного усвоения и запоминания лексического материала (lexical material) необходимо использовать системность новых лексических единиц в игровой форме. Приёмы введения лексики  могут быть различны. [28]

Особое внимание привлекают к себе в младших классах познавательные игры лексического характера – драматизации, основой которых является короткая сказка. (приложение ) Они полезны прежде всего тем, что развивают образную, выразительную речь ребенка. Участвуя в игре – драматизации с целью успешного усвоения лексического материала, ребенок становится одновременно объектом, на который направлена воля преподавателя и субъекта, познающим мир. Лексическая игра  (lexical game) – драматизация на занятиях по иностранному языку дает возможность детям усвоить необходимые слова и выражения, тем самым повысить свой лексический уровень. Часто на уроке на первом месте должна стать игровая деятельность. Так, развивающие лексические игры познавательного характера на английском языке помогают детям быстрее понять и правильно употреблять  в жизненной ситуации речевые образцы. [32]

Чтобы развивать концентрировать внимание можно использовать огромное количество игр. (Приложение № 2)

Примером может служить игра:

  • Number Snatch.

Учитель принёс в класс красивые цветные карандаши, фантики, спичечные этикетки, марки, открытки и положил это всё на стол.

Teacher: Look at these things. Do you like them? You can get them if you are quick and attentive. Let’s play a team game: Team “A” against team “B”.

Команды располагаются на некотором расстоянии напротив друг друга. Каждый участник команды получает номер от 1 до 10, таким образом  у играющих по 2 номера 1, 2, 3 и т.д. Посреди игрового пространства ставится стул, на который кладётся один из упомянутых предметов. Как только учитель называет по-английски номер, скажем, 3, ученик из каждой команды с этим номером бежит и старается первым схватить предмет.  

  • Данная игра тренирует учащихся в употреблении как можно большего количества прилагательных.

Водящий говорит: It is a nice day today. Дети из каждой команды добавляют: It's a bright day.  It's a happy day.  It's a long day. и т.д. Побеждает та команда, которая скажет последним прилагательное. Затем предлагается структура с другим существительным. [22, 6]

Что касается грамматических игр, то данная игра (grammar game), специфический в процессе обучения английскому языку и свойственный ребенку вид деятельности, была и остается предметом исследования как отечественных, так и зарубежных ученых. Отечественная методика рассматривает грамматическую игру как важное средство воспитания на уроке и всестороннего развития детей для более лёгкого усвоения грамматического материала. Для учеников младших классов игры имеют исключительное значение: игра для них – и учеба и труд и серьезная форма воспитания. Грамматическая игра для школьников младших классов – способ познания грамматического материала. Играя, они изучают грамматические единицы, разнообразные правила, формулы.

             Грамматические игры преследуют цели: Grammar games have the following goals:

 1.учащихся употреблению речевых образцов, содержащих
определенные грамматические трудности

 2. создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца;

3. развить речевую творческую активность учащихся.

          Посредством грамматических игр необходимо развивать интерес ребёнка к обучению для того, чтобы он наиболее чётко и полно воспринимал и оперировал грамматическим материалом, повышал мотивацию и познавательную активность, укреплял волю и саморегуляцию.

В грамматической игре познавательного характера ребенок не наследует, не передает  особое,  характерное,  он всегда типизирует. Интуиция  стимулирует  фантазирование,  а   фантазии   развивают творческое мышление.

Мышление становится обобщением результатов, наблюдений,  обобщением ориентированной деятельности. Человек не успокаивается до тех пор, пока  незнакомому грамматическому явлению, которое волнует уже самим своим существованием, не будет  предавать определенное значение, которое в начале происходит в грамматической  игре познавательного характера. Грамматическая игра (grammar game) концентрирует  в  себе  все  тенденции  развития,  и  ребенок играючи, как бы. [33] Мышление создает фундамент для творческих предпосылок и для успешного усвоения грамматических единиц.

 Безусловно, существует множество игр, которые направлены на обучение способности грамматически правильно выразить свою мысль.(Приложение № 2) Примером может служить игра:

  • What is this?

На уроке было предложено речевое предложение This is a pen. И первый вопрос What is this? Что же теперь сделать, чтобы запомнить ? Как и когда можно употребить в речи это предложение? Спросив десяток раз What is this?, учитель садится на стул и говорит: “Oh, I’m so tired. Who can help me? Who wants to be a teacher?”

Маsha: May I?

Teacher: Yes, you may.        

Ivan: May I?

Darina: May I?

 Все хотят побывать в роли учителя. «Учителя» располагаются напротив «учеников», и игра начинается. Атмосфера урока сразу оживляется Новоявленные «учителя» с гордостью, что им выпала такая честь активно задают вопросы,  английские названия которых должны были быть знакомы ребятам. “Teachers”        “Pupils”

Kolya: What is it?        Alina: This is a pen.

Nastya: What are these?        Kiril: These are pencils.

Polina: What is that?         Rena: That is a window.

После того, как все «учителя» задали вопросы, команды меняются ролями. За каждые правильные вопрос и ответ даётся одно очко.

В игре также используются варианты речевого образца – What are these? What is that? What are those?

  • Whose is this?

А вот еще одна игра, которая помогает закрепить знания по теме притяжательные местоимения. Учитель просит учеников дать ему маленькие предметы и кладет их себе в сумку, а потом достает по одному, спрашивая:   Is it Sasha’s? Is it her pen?

Если учитель не сумел угадать, чей предмет, то он задает вопрос: Whose pen is it? Класс отвечает хором: It’s Victor’s pen.

Таким образом, лексико-грамматические игры помогают не только понять и усвоить лексико-грамматический материал, но и способствуют правильному употреблению в ситуации реального общения речевых образцов. Данные игры развивают внимание учащихся, их познавательный интерес, творческое мышление, создают благоприятный климат на уроке.

                             Заключение

В ходе проведенной работы удалось решить поставленные задачи и сделать следующие выводы:

1) Игра создает эмоциональный фон, важный для возникновения положительного отношения к самому педагогическому процессу, педагогу и его заданиям. Кроме того, в игре трудности выполнения требований и правил преодолеваются ребенком охотно и с удовольствием; школьник замотивирован на учебно-познавательную деятельность.

2) Ребята младшего школьного возраста легко вступают в игру, не замечая, что идет процесс урока.  Дети с удовольствием участвуют в групповой игре, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются не имитационные игры. В игровой модели создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении.

Игры помогают реализовать ребенку желание учиться дальше, развивают умение самостоятельно решать поставленную задачу, организовывать свою работу, давать собственную оценку и самооценку, умение сравнивать, классифицировать, выбирать главную и отсеивать второстепенную информацию, использовать дополнительный материал. Отсюда можно сделать вывод, что все пять компетенций современного человека (социальная, толерантность, коммуникативная, информационная и компетенция, реализующая желание учиться всю жизнь) могут быть выработаны в процессе использования игр.

При обучении английскому языку роль игровых моментов, познавательных игр огромна. Игры способствуют развитию познания, заинтересовывают детей, повышают их уровень овладения языковым материалом, особенно лексико-грамматическим. Данные игры познавательного характера помогают сделать учебный процесс наиболее ярким, творческим и интересным. Они дают возможность создать обстановку вовлечённости в учебный процесс и повысить уровень познавательной активности.

При использовании познавательных игр на уроках английского языка в начальных классах необходима связь игры с жизнью и практикой, эмоциональный характер изложения, организация поисковой, познавательной деятельности, дающей учащимся возможность переживать радость самостоятельных открытий. Необходимо также вооружить младших школьников рациональными приёмами учебной и самостоятельной работы, являющимися непременной предпосылкой для достижения успеха. Для более  успешного усвоения лексико-грамматического материала следует использовать в уроке игры познавательного характера.

В связи с тем, что ученики младших классов быстро утомляются от однообразных и длительных  заданий  использование игровых приёмов на уроке оживляет урок и выполняют обучающие и контролирующие функции.

            Младший школьный возраст несет в себе большие возможности в познании окружающего мира, в том числе и средствами английского языка. Плодотворной почвой для этого является познавательная деятельность, реализующаяся в играх, в полной мере отвечающих возрастным особенностям детей младшего школьного возраста.

            Игра - это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Они комплексно воздействуют на интеллектуальную, эмоциональную, волевую, коммуникативную и другие стороны подрастающей личности. Разнообразие игр, которые мы можем использовать на уроках английского языка в начальной школе, огромно. Ценность игры как воспитательного средства заключается  в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизнь детей в игре, учитель формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры - таким образом, при правильном руководстве детьми игра становится школой воспитания.

         В ходе написания данной работы подробно была изучена  проблема  использования игровой деятельности на уроках английского языка в младшем школьном возрасте, выявили её положительное влияние на усвоение, отработку и повторение учебного материала. Рассмотрели различные требования к играм, выявили необходимость учета возраста детей, их интересов, а также правильность подхода по вовлечению каждого ребенка в игру.

       Кроме того, были рассмотрены различные виды классификаций, что существует огромное количество разнообразных игр и игровых методик, которых порой трудно классифицировать по одному какому-либо признаку.

        С точки зрения организации словесного материала игра не что иное, как речевое упражнение. Игру так же рассматривают как ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками - эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия.

       Игры способствуют выполнению важных методических задач:

  • Созданию психологической готовности детей к речевому общению;
  • Обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

Разумное применение игровых приёмов на уроках и сочетание их с другими методическими приёмами способствует эффективному и качественному усвоению материала и делает радостным сам процесс познания, который становится потребностью.

             

                      Список используемой литературы

  1. Сафонова В.В., Марченко Н.И. «Билингвиальные образовательные программы как инструмент обновления языкового школьного образования»// Иностранные языки.- №2.- 2010. - C. 2-11.
  2. Выготский, Л. С. Педагогическая психология – [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 1991. – С. 31 – 42.
  3. Винникова, И. В. Игры на развитие психических процессов / И. В. Винникова // Начальная школа. – 2002. – № 3. –С. 25 – 28.
  4. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста. / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова.. – М.: Просвещение, 1991. с. 45 – 47.
  5. Афанасьева, О.В. Игры на уроках английского языка / Афанасьева О.В. // ИЯШ. – 2008. № 2 – с. 37 – 42.
  6. Богомолова Н.. Ситуационно-ролевая как активный социально-психологической // Теоретические и проблемы социальной / Под редакцией .М. Андреевой, .Н.Богомоловой. .: Изд-во . ун-та, 2012. . 183-204.
  7. Громушкина, А. Изучение английского языка в игре / Громушкина А. // И. Д. «Первое сентября». – 2008. № 7 с. 35 – 36.
  8. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимопонимания. / Под ред. Е.А.Левановой. – Санкт-Петербург, 2006. – с. 89 – 92.
  9. Китайгородская Г.. Интенсивное обучение языкам: теория практика. - М.: язык, 2016. - 254с.
  10.  Е.А. общение в обучении // Методика иностранным языкам. ,2013. Вып.13 – С. 32-56.
  11. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в средней школе / Е. И. Пассов. –    М.: Просвещение, 1988. – с. 47 – 50.
  12. Ермаков, В. Л. Игры на уроках английского языка / Ермаков, В. Л. // ИЯШ. – 2000. №2 – с. 54 - 55.
  13. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимопонимания. / Под ред. Е.А. Левановой. – Санкт-Петербург, 2006. – с. 89 – 92.
  14. Обухова, Л.Ф. Развитие личности ребёнка / Л.Ф. Обухова. – М.:

      Просвещение, 1998. – с. 231 - 236.

  1. Пучкова, Ю.Я. Игры на уроках английского языка / Ю.Я. Пучкова. – М.: АСТ, 2003. – с. 58 – 60.
  2. Петричук, И. И. Еще раз об игре / И. И. Петричук // ИЯШ. – 2005. – № 2. – С. 37 – 41.
  3. Пучкова, Ю. Я. Игры на уроках английского языка – [Текст] / Ю. Я. Пучкова. – М.: АСТ, 2003. – С. 48 – 56.
  4. Рогова, Г. В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях (пособие для учителей и студентов педагогических вузов) – [Текст] / И. Н. Верещагина. – М.: Просвещение, 2000. – С. 47 – 56.
  5. Сафонова В.В, Соловова Е.Н. Программа начального образования по английскому языку/  – М.: АСТ: Астрель, 2006 – 47с.
  6. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. – М.: Просвещение, 2-е издание. - 2003.- 237c.
  7. Стронин, М. Ф. Обучающие игры на уроках английского языка – [Текст] / М. Ф. Стронин. – М.: Просвещение, 1984. – С. 62 – 78.
  8. Фаттахова, Л. Т. Игровые технологии на начальном этапе обучения / Л. Т. Фаттахова // Альманах школы № 139. – 2007. – С. 73 – 75.
  9. Ханина, Е. Е., Солопова, А. В. Игровая форма обучения / Е. Е. Ханина, А. В. Солопова // Открытая школа. – 2004. – № 5. – С. 63 – 66.
  10. Борисов, Е. А. Влияние ролевой, коммуникативной игры на обучение английскому языку / Е. А. Борисов // ИЯШ. – 2002. – № 3. – С. 29 – 31.
  11. Бурдина, М. И. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступенях обучения / М. И. Бурдина // ИЯШ. – 1996. – № 3. – С. 52 – 55.
  12. Ганина, Н. С. Игровые технологии на начальном этапе обучения / Н. С. Ганина // Альманах школы № 139. – 2007. – С. 67 – 68.
  13. Гладилина, И. П. Некоторые приемы работы на уроках английского языка в начальной школе / И. П. Гладилина // ИЯШ. – 2003. – № 3. – С. 41 – 43.
  14. Зайнуллина, Г. М. Игровые технологии на начальном этапе обучения / Г. М. Зайнуллина // Альманах школы № 139. – 2007. – С. 68 – 69.
  15. Конфуций: лучшие цитаты-SadPanda.https://sadpanda.cn/archives/18676
  16. Давыдов В.В. Научные достижения Д. Б. Эльконина 
    в области детской и педагогической психологии. Раздел I. 
    Природа детства и его периодизация
    . https://refdb.ru/look/1020219-pall.html

  1. Комарова Н. В., Рыбакина Л. А., Фаткуллина С. Ф. Развивающие игры как средство развития личности [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 190-192. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1653/ (дата обращения: 2.05.2019).

  1. Роль игры на уроках английского языка в начальных классах. Копырина О. Ю. https://открытыйурок.рф/статьи/
  2.  Игры на уроках английского языка в младших классах. Ковницева С.В. 17.02.2016. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/inostrannyi-yazyk/2016/02/17
  3.  Анна Сысоева. Вебинар.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе"

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы...В. А....

Доклад "Использование интерактивного оборудования на уроках в начальной школе"

Интерактивное оборудование помогает расширить информационные возможности учебного материала, повысить интерес к предмету. ...

Доклад на тему "Дидактические игры на уроках в начальной школе"

Дидактическая игра как метод обучения.Роль дидактических игр в обучении.Виды дидактических игр....

Доклад " Использование игровых технологий на уроках в начальной школе"

Ребёнок любит играть! Поэтому интерес к обучению у младшего школьника приходит через игру. Как сказал В.А.Сухомлинский  «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребён...

Доклад " Групповые формы работы на уроках в начальной школе"

Доклад на тему" Групповые формы работы на уроках в начальной школе"...

Доклад на тему "Особенности структурирования уроков в начальной школе"

об особенностях структурирования уроков в начальной школе...