Классный час "Культура человека - основа духовной жизни человека"
классный час (2 класс)

Ануфриева Наталья Николаевна

Классный час нравственной направленности. Формально речь ведется об этикете, правилах поведения, но главное направление  разговора – формирование внутренней культуры детей, воспитание уважения к окружающим.

Значительную  часть сценария занимает беседа, направленная на мотивацию культурного поведения, формирование положительной оценки хороших поступков. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час «Культура человека – основа духовной жизни» во 2 В классе

Ануфриева Н.Н.

«Поведение — это зеркало,

в котором каждый показывает

свой облик».

Гёте

Классный час нравственной направленности. Формально речь ведется об этикете, правилах поведения, но главное направление  разговора – формирование внутренней культуры детей, воспитание уважения к окружающим.

Значительную  часть сценария занимает беседа, направленная на мотивацию культурного поведения, формирование положительной оценки хороших поступков.

Цели и задачи:  расширить представления детей о правилах этикета; развивать умение правильно оценивать себя и других; формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни;  формировать опыт нравственных взаимоотношений в коллективе.

Предварительная подготовка.

1. Работа с детьми.

Предупредить девочек (каждую в отдельности), чтобы они подыграли ребятам и помогли им выполнить упражнения по этикету, объяснив, что игра поможет их взаимоотношениям с мальчиками, улучшит атмосферу в классе.

2. Реквизит.

Заготовить лотерейные билеты с номерами  от 1 до 15 (по количеству мальчиков в классе).  По ходу игры мальчики тянут билеты  с номерами заданий, учитель читает по книге задания, а мальчики выполняют упражнения по этикету. В карточках нужно указать конкретные имена и фамилии девочек класса.

3. Оформление класса.

На перемене перед классным часом записать на доске тему, эпиграф.

План классного часа.

1. Интерактивная беседа. Мотивация к занятию

2. Работа в группах. «Проблемные вопросы»

3.  Кто быстрее?

4. Задачи на вежливость.   Игра «Беспроигрышная лотерея».

Ход классного часа.

1. Интерактивная беседа. Мотивация к занятию

Учитель. Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая груша от культурной, породистой груши?

Примерные ответы детей:

– Дикая груша растет, где и как попало, а культурная – в саду.

– За дикой грушей никто не ухаживает, а культурную - поливают, удобряют, прививают.

– Плоды у дикой груши некрасивые, невкусные, а у культурной - плоды  хорошие.  

Учитель. Люди тоже бывают дикие и культурные. Чем они отличаются?

Примерные ответы детей:

– Дикие не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно

Учитель. Как вы считает, людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким?

Дети отвечают, что с культурным человеком общаться интереснее и приятнее.

Учитель. Груше можно сделать прививку, и она станет культурной. А человеку можно сделать прививку? Что можно ему привить? 

Примерные ответы детей:

– Можно сделать прививку от гриппа, от дифтерии.

– Можно привить правила культуры,  хорошие манеры.

– Можно привить хорошие навыки, привычки.

Учитель. Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он  станет?

Дети хором отвечают: культурным

Учитель.  Что значит быть культурным человеком?

– Это значит соблюдать правила культурного поведения.

– Значит вести себя так, чтобы себя не опозорить.

– Значит вести себя так, чтобы родителям за тебя не было стыдно.

Учитель.  Я с вами согласен. А как вы думаете, какого человека в старину называли «неотесанный»?

– Человека невоспитанного, необразованного, некультурного.

– Того, который ничему не учился.

– Того, которого никто не уважает.

Учитель.   Действительно. Обтесать бревно или камень  – значит сделать их гладкими блестящими. Неотесанный – значит необработанный.  А в переносном значении неотесанный - значит невоспитанный,  невежественный человек, болван. Так объяснятся значение этого слова в словаре Даля.

Учитель. Хотите ли вы быть культурными людьми?

Дети отвечают утвердительно

2. Работа в группах. «Проблемные вопросы»

Учитель.  Ребята, правила культурного поведения называются «этикет». Правил этикета очень много: есть правила поведения за столом, в гостях, в театре, на работе.  Но  все эти правила сводятся к одному, главному принципу: «Уважай окружающих людей». Если будешь исходить из этого принципа, никогда не ошибешься!

В связи с этим у меня появились к вам несколько вопросов. Отвечать будете по группам. (Группы делятся по рядам: каждая группа – половина ряда)

  1.  Итак, первая группа: Почему некультурно ходить по тротуарам толпой? (Потому что это неуважение к людям, идущим навстречу: толпа перегораживает весь тротуар, мешает встречному движению людей)
  2.  Вторая группа: Почему в общественных местах некультурно размахивать руками, жестикулировать? (Потому, что можно задеть руками постороннего человека)
  3.  Третья группа: Почему в общественных местах некультурно громко разговаривать, смеяться? (Потому что это неуважение к окружающим: у них может быть совсем невеселое настроение, и ваш смех их может раздражать)
  4.  Четвертая группа: Почему некультурно мусорить на улицах? (Потому что это неуважение к труду дворников, и к другим людям, которым неприятно видеть мусор)
  5.  Пятая группа: Почему некультурно приходить в школу в коротких топиках с голым животом, в обтягивающих джинсах, в спортивной одежде, с распущенными волосами, в шортах и майках? (Потому что это неуважение к одноклассникам и к учителям: так одеваются для отдыха, а не для работы)
  6.  Шестая группа: Почему за столом некультурно говорить с набитым ртом, размахивать вилкой? (Это неуважение к окружающим, так как можно вилкой задеть человека, во время разговора изо рта будут лететь крошки в тарелки соседей, а это никому не понравится)

3. Кто быстрее?

У каждого на парте буквы. Нужно собрать  пословицы и поговорки о доброте и вежливости. (Жизнь дана на добрые дела), (Свет не без добрых людей), (Уважаешь других – уважают и тебя)

4. Задачи на вежливость.   Игра «Беспроигрышная лотерея».

Учитель. А теперь, ребята, у нас будет практическая работа. Я приглашаю сюда всех наших мальчиков.

Мальчики выходят к доске.

Учитель. Все вы знаете, что такое лотерея. А мы сейчас проведем с вами беспроигрышную лотерею. Каждый из вас вытянет из коробки лотерейный билет, на которой будет записано, какое правило этикета вам нужно выполнить. Вы выполняете правило и получаете награду – аплодисменты наших девочек.

Итак, начинаем. Кто первый?

Мальчики подходят к учителю, вытягивают из коробки билетики с номерами заданий, Учитель читает текст задания по книге и подсказку о том, как нужно выполнять это задание.

Задания для карточек:

  1. Выйти с (имя, фамилия девочки) за дверь.

(Надо, чтобы мальчик открыл дверь и пропустил девочку вперед)

С девочкой учителю нужно договориться заранее, что как только выпадет этот билет, она выйдет к доске и медленно направится к двери

  1. Пригласить (имя, фамилия девочки)  на танец.

(Нужно подойти к девочке, наклонить голову и сказать: «Можно пригласить тебя на танец?», затем взять девочку за руку и вывести ее к доске)

С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она ответила: «Хорошо»

  1. Помочь (имя, фамилия девочки)  надеть куртку.

(Нужно  взять у девочки куртку и держать, пока девочка вставит руки в рукава, потом сзади поправить воротник на куртке)

С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она, как только выпадет это  билет, вышла к доске с курткой,  пиджаком или пальто

  1. За партой сидят две девочки. Они беседуют. Спросите у одной из них, который час.

(Нужно подойти к двум девочкам, которые сидят за партой, и сказать: «Извините, что я вас перебиваю, (имя девочки), скажи, пожалуйста, который час?»

  1.  Позвоните по телефону  (имя, фамилия девочки), узнайте, что задано по математике. И, если девочки нет дома, поговорите с ее мамой.

(Нужно взять трубку, сказать «Здравствуйте, позовите, пожалуйста, (имя девочки). Передайте, пожалуйста, что звонил  (имя, фамилия мальчика). Я хотел узнать, что задано по математике.

С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она, как только выпадет это  билет, подыграла мальчику, ответив, будто она мама: «Ее нет дома. А кто это звонит? Что ей передать?»

  1.  Подойти к (имя, фамилия девочки) и  предложить ей сесть.

(Нужно сказать: «Присаживайся, пожалуйста»)    

Нужно договориться с девочкой, чтобы она вышла к доске

  1.  Вы чихнули (Скажи «ап-чхи!»). Ваши действия.

(Нужно сказать: «Простите»)

  1.  Вы опоздали на урок. Ваши слова и действия.  

(Нужно постучать, открыть дверь и сказать: «Здравствуйте, я опоздал, разрешите, пожалуйста, войти»)

Для этого упражнения мальчик должен выйти за дверь, постучать и войти.

  1.  Вы звоните другу. Но вам отвечают: «Здесь таких нет». Ваши слова в ответ.

(Нужно сказать: «Извините, пожалуйста, я, наверное, ошибся номером»)

  1. Сядьте на стул, затем уступите место учителю. Ваши слова и действия

(Нужно встать, обратиться к учителю и сказать: Садитесь, пожалуйста, (имя, отчество учителя)»

Учитель. Наша лотерея подошла к концу. Скажите, пожалуйста, ребята, а почему она называется «беспроигрышной»? Что вы выиграли в этой лотерее?

– Мы выиграли аплодисменты девочек, значит, мы вели себя культурно.

– Каждый из нас стал чуточку культурнее, а значит, и выиграл.

– Мы выиграли знания о том, как нужно вести себя в разных ситуациях.

5. Подведение итогов.

Учитель. А теперь ребята скажите, понравилось ли вам занятие? На ваших столах лежат солнышки. В них нужно нарисовать свою эмоцию.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классный час на тему «Нравственная культура человека»

Слайд 2

Радость: улыбка, лучистые складки вокруг глаз Грусть: уголки губ опущены вниз, взгляд - вниз, внутренний угол бровей поднят, наружный - опущен Страх: глаза и рот широко открыты, волосы «дыбом» Обида: уголки губ опущены, внутренние уголки бровей подняты, глаза приоткрыты

Слайд 3

Поведение - это действия человека, его речь, жесты, мимика, выражение чувств по отношению к другим людям и к себе. Поведение - это вся деятельность, поступки человека, которые могут быть оценены (плохо или хорошо).

Слайд 4

Культура - достижения всего человечества в области науки, техники, строительства, экономики, производства и т.д.

Слайд 5

Культура поведения - это собрание многих форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении, с другими людьми).

Слайд 6

Внешний вид - это облик человека: прическа, одежда, обувь, мимика, выражение глаз, манера стоять, сидеть, говорить.

Слайд 7

Правила и нормы: - уважение к людям старшего и пожилого возраста; - сохранение культурных ценностей нашей страны; честность и правдивость как элементарные нормы человеческого поведения; - вежливость и тактичность; - уважение к своему и чужому времени; - опрятность и аккуратность; - уважение к людям; умение прийти на помощь к людям, родителям, больным; - любовь и охрана природы и т.д.

Слайд 8

Уважение к культурным ценностям включает в себя: - умение ценить все ценности культуры, как моральные, так и материальные; - умение продолжить создание материальных и духовных ценностей общества.

Слайд 9

Вежливый человек - человек, который сознательно выполняет правила этикета, нормы нравственности, у которого вежливые слова стали привычкой.

Слайд 10

«Не бойся врагов - в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей - в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство».

Слайд 11

Стремитесь быть высоконравственным человеком !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовные и нравственные идеалы в жизни человека.

В этом году во всех школах вводится новый предмет "Основы мировых религий и светская этика". Как и многие педагоги я проходила курсовую подготовку по данному предмету. И этот доклад писала и защищала ...

Эссе на тему "Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества"

Эссе на тему " Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества"...

Классный час на тему: "Режим дня - основа жизни человека". 1 класс.

Цель этого занятия убедить учащихся в необходимости соблюдения режима дня; прививать умение правильно распределять время на работу и отдых; учить ценить время....

Классный час "Значение мёда в жизни человека"

Классный час способствует формированию у обучающихся правильного представления о значении мёда в здоровом образе жизни;воспитание бережного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих....

Внеклассное мероприятие по основам здорового образа жизни "Значение осанки в жизни человека"

В данном внеклассном мероприятии описаны здоровьесберегающие технологии, разработанные Н. И. Дереклеевой, И. П. Товпинец. Здоровьесберегающие технологии предполагают максимальное вовлечение учащихся в...

Классный час "Значение осанки в жизни человека"

Классный час рассказывает учащимся о значении осанки в жизни человека и знакомит детей с упражнениями для исправления осанки в школе и дома....

Ориентация младших учащихся на нравственные ценности. Нравственное воспитание – основа духовного развития человека.

Ориентация младших учащихся на нравственные ценности. Нравственное воспитание – основа духовного развития человека....