Ориентация младших учащихся на нравственные ценности. Нравственное воспитание – основа духовного развития человека.
статья

Матвеева Светлана Александровна

Ориентация младших учащихся на нравственные ценности. Нравственное воспитание – основа духовного развития человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ориентация младших учащихся на нравственные ценности.

Нравственное воспитание – основа духовного развития человека.

Одной из главных задач школы является формирование у детей нравственных духовных ценностей.
Категория «ценность» - одно из ключевых понятий современной общественной педагогической мысли.
Какие же ценности можно считать нравственными? В педагогической литературе авторы вкладывают в понятие «нравственные ценности» то, чем дорожит человек, включая уже достигнутое, определяют их как факторы, придающие человеку стойкость, сопротивляемость, надежность. Нравственные ценности – это те ценности, которые действуют в любом обществе: это доброта, милосердие, готовность помочь попавшему в беду, скромность, мужество, справедливость, а отсюда и более глобальные нравственные ценности: Жизнь, Красота, Человек, Труд, Познание, Добро.
Как известно, наиболее благоприятным возрастом для усвоения нравственных основ является младших школьный возраст.
Освоение внешнего мира и познание самого себя у младшего школьника происходит во взаимодействии с родителями, учителями, другими взрослыми и детьми.

Работая над проблемой ориентации учащихся на нравственные ценности, я поставила задачу объединить содержание учебного и дидактического материала, саму организацию урока, воспитательную работу. Существуют различные пути формирования нравственных ценностей в учебно-воспитательном процессе:
- через учебное содержание, методы, формы организации учебной работы (парная, групповая, индивидуальная; урок, экскурсия, игры);
- через характер общения учителя и учащихся;
- через общение детей между собой;
- через организацию внеклассной работы.
По своей природе нравственные ценности предполагают, что они усваиваются добровольно, когда ребенок осознанно принимает решения и несет за них ответственность.
Мною, как классным руководителем 1-4 классов, накоплен определенный опыт в данном направлении, и я хочу поделиться своим опытом и показать пути нравственной ориентации младших школьников. Особенность занятий по нравственному воспитанию состоит в том, что на них обязательно должны присутствовать воспитание чувств, новые знания и обработка поведенческих навыков. В своей работе я использую разные виды деятельности: работу с художественной литературой, диалоги, анализ ситуации, дискуссии, игры, тестирование, творческие работы.
Существует много способов, помогающих привлечь детей к душевному разговору. На уроке я добиваюсь того, чтобы каждый ребенок не был пассивным, чтобы в его глазах светился огонёк радости.
Я опросила своих учеников  (в классе 26 человек) с целью выявить ценностные ориентации младших школьников.
На вопрос «Что любишь больше всего?»
8 - детей ответили, что они любят компьютер,
5 - ходить с мамой в гости и любят, когда к ним приходят гости;
3 - любят путешествовать, ездить на автобусе, поезде;
4 -заниматься музыкой

6- заниматься спортом
Дидактическая система, по которой учатся наши ученики, наиболее полно способствует развитию учащихся (их ума, воли, чувств), пересматривает проблему воспитания личности в процессе обучения, позволяет объединить воспитание, развитие, обучение в единое целое.
Само содержание учебных предметов (чтения, окружающего мира) помогает осознать, что окружающий мир существует по своим объективным законам, ориентирует на усвоение нравственных норм, без которых невозможна жизнь в обществе, самореализация личности.
Работа по нравственному воспитанию продолжается при проведении классных часов.
 

Тематика классных часов во многом зависит от возраста учащихся,  уровня их воспитанности, от конкретных условий жизни  и  деятельности  ученического коллектива,  проводятся  беседы  о  товариществе, дружбе, справедливости, доброте и  отзывчивости, непримиримости к равнодушию,  скромности, культуре  общения  и  др. Тематика классных часов: «Лучшее слово о дружбе», «Честность – прежде всего», «Не стесняйся доброты своей»
Через всю работу красной нитью проходит мысль из золотого правила нравственности: «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой». Дети любят такие занятия, равнодушных здесь не бывает. Нравственные знания способствуют желанию младшего школьника стать лучше.
Весьма важно, чтобы ребенок задумался о своих собственных отношениях с членами семьи. Это отдельный и большой вопрос. Занятия по нравственному воспитанию в младших классах изначально предполагают активную обратную связь, несущую большую информацию о духовном мире ребенка.
Ориентация младших школьников на нравственные ценности – это одна из важнейших проблем в нашем современном обществе. Перечисленные  мероприятия помогают ребенку приобщиться к миру нравственных ценностей, соприкоснуться с ними, выбрать более значимые.
  Процесс воспитания длителен, он продолжается всю жизнь. Сначала ребёнка воспитывают родители, позднее в процесс воспитания включаются дошкольное учреждение, школа и т.д. Будучи взрослым человек занимается самовоспитанием. И очень важно, чтобы всё хорошее, что есть в каждом человеке, только приумножалось с годами, проявлялось в большей мере.

Я считаю, что каждому взрослому необходимо понять и осознать смысл жизни. Ведь главное в этой жизни – стать настоящим Человеком!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта: "Воспитание нравственных ценностей как условие эмоционально-волевого развития личности младших школьников"

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающ...

Нравственное воспитание - основа духовного развития младшего школьника

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Сейчас, когда в нашей жизни встречаются жестокость и насилие, проблема нравственного ...

СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ И ТРАДИЦИИ – ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

В настоящее время всем очевидно, что возникла острая необходимость вобъединении семьи, школы, учреждений дополнительного образования и созданииединого воспитательно-образовательного пространства для р...

План самообразования по теме: "Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности школьника"

План самообразования по теме"Влияние экологического воспитания  на духовное развитие личности школьника"  составлен учителем начальных классов. Причиной актуальности экологического...

Классный час "Культура человека - основа духовной жизни человека"

Классный час нравственной направленности. Формально речь ведется об этикете, правилах поведения, но главное направление  разговора – формирование внутренней культуры детей, воспитание уваже...

«Духовно-нравственное воспитание - основа гармоничного развития личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС начального общего образования»

Духовный мир взрослеющего человека – это та первооснова, которая в течение всей его последующей жизни определяет направленность личности.Недостатки развития и воспитания в школьный период жизни ...

Технологическая карта урока ОРКСЭ, УМК "«Основы православной культуры» под ред. О.Ю. Васильевой «Основы православной культуры: религиозные традиции народа, система нравственных ценностей и воспитание", 4 класс, тема: "Церковнославянский язык"

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о церковнославянском языке.Задачи урока Дидактические: 1) познакомить обучающихся с понятиями: «церковнославянский язык», «молитв...