Викторина по литературному чтению "Страна Литературия"
план-конспект занятия (4 класс)

Булыгина Наталья Евгеньевна

Викторина по чтению в 4 классе "Страна Литературия"

Цель: развивать интеллектуальные способности учащихся через внеклассную работу по литературному чтению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_po_literaturnomu_chteniyu.odt21.45 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Родомановская средняя школа»

Викторина по литературному чтению

 для учащихся 4 класса

 «Страна Литературия»     

 Подготовила и провела

             Булыгина Наталья Евгеньевна 

                                 учитель первой квалификационной категории

2018 год 

Цель: развивать интеллектуальные способности учащихся

через внеклассную работу по литературному чтению.

Задачи:  формировать умения учащихся полно и точно отвечать на поставленные вопросы; развивать устную речь, творческие способности и логическое мышление детей, умение работать в коллективе.

Оборудование: карточки с заданиями, записи музыкальных сопровождений, запись девиза на доске «Как бы жили мы без книг», жетоны, шкатулка, тексты со сказкой, медали для победителей

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Учитель:

 - Не наяву и не во сне, без страха и без робости                                                    Мы часто бродим по стране, которой нет на глобусе.                                            На карту не нанесена, но знаем ты и я,                                                                  Что есть страна, что есть страна – Литературия.

Музыкальное сопровождение – видео зарисовка «По дорогам сказок».

Учитель: - Ребята, сегодня мы с вами собрались на викторину по литературному чтению. Вы разделились на 2 команды. Кто уже догадался о теме, по которой пойдет наша беседа?

-Поэтому я предлагаю назвать свои команды Сказочники и Волшебники. За каждое задание вашей команде будет выдаваться жетон. Ваша задача набрать как можно больше жетонов. Оценивать ваши ответы будет жюри.

- Как вы думаете, какие задания вам придётся сегодня выполнять?

- Для успешного выполнения заданий сегодняшней викторины, вам помогут знания сказок, пословиц, сказочных героев, жанров произведений и многое другое. Я вам желаю успехов и надеюсь, что вы покажете свои знания на отлично.

- Итак, начинаем викторину.

1.Конкурс «Знакомство» ( фантазия)

  • Расскажите о себе. Вы сейчас не ученики 4 классов, а необычные гости, которые прибыли на необычном транспорте на наш слет знатоков сказок.

Музыкальное сопровождение – видео зарисовка «Волшебники»

2. Конкурс «Разминка» (ориентировка)

  • Продолжите пословицы и поговорки. На карточках у нас начало пословиц и поговорок, вам необходимо вспомнить их продолжение.

1. Гусь свинье …(Не товарищ)

2. Без труда не вытащишь и …(рыбку из пруда)

3. Чем дальше в лес, тем … (больше дров)

4. Не зная броду, не суйся … (в воду)

5. Слово не воробей…. (вылетит - не поймаешь)

6. Ученье свет, а … (неученье тьма)

7. Не имей сто рублей, а … (имей сто друзей)

8. Один в поле … (не воин).

3. Конкурс «Дальше, дальше, дальше» (реакция)

  • Командам быстро задаются вопросы, на которые они отвечают в течение 1 минуты. Чем больше правильных ответов дадут члены вашей команды, тем больше жетонов вы  заработаете.

Вопросы 1 команде

  • Как назавается домик для птиц, сделанный человеком? (скворечник)
  •   Время суток перед восходом солнца? (рассвет)
  • Сколько лап у двух медвежат? (8)
  • Мальчик – луковица. (Чиполлино)
  • Дерево – символ России. (береза)
  • Враг мышей. (кот)
  • Зловредная сказочная баба. (Баба – яга)
  • Самое быстрое животное. (гепард)
  • Кличка собаки Мальвины.  (Артемон)
  • Отец твоего отца . (дедушка)

Вопросы 2 команде

  • Внучка Деда Мороза. (Снегурочка)
  • Сколько героев в сказке «Курочка Ряба» (4)
  • Сколько ног у трех коров. (12)
  • Какое дерево наряжают раз в году. (елка)
  • Деревянный мальчишка. (Буратино)
  • Птица – символ России. (орел)
  • Друг человека. (собака)
  • Его смерть в яйце. (Кощей)
  • Кличка собаки из сказки «Репка» ( Жучка)
  • Заграничный Дед Мороз (Санта- Клаус)

  1. Конкурс «Угадай сказку» (работа в команде по карточке)

Командам предлагаются карточки с описанием героев сказок, их особенностями. Необходимо правильно назвать героев, предметы, названия сказок.

  1. В какой сказке умели говорить печка, яблонька, речка? (Гуси-лебеди)
  2. Какое животное обнаружило пустой теремок? (Муха или мышка)
  3. У кого была ледяная избушка? (У лисы)
  4. Как звали девочку, которая попала в домик медведей, в какой сказке? (Маша)
  5. Из чего была речка, берега которой укрыли братца Иванушку и сестрицу Аленушку? (из киселя)

  1. Конкурс «Названия сказок» (работа в команде по карточке)

- Здесь спряталось 6 названий сказок. Востановите их. Каждая команда получает карточки со словами.(Кот, с- пальчик, Красная, Гадкий, Шкура, Спящая, в сапогах, Красавица, Шапочка, Ослиная, мальчик, утенок)

  1. Конкурс «Определи   жанр» (литературовед)

 1) Унылая пора! Очей очарованье!

     Приятна мне твоя прощальная краса... (стихотворение)

2)  Мартышка к старости слаба глазами стала;

      А у людей она слыхала,

      Что это зло еще не так большой руки... (басня)

3)   Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица, -

Говорит одна девица, -

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир» (сказка)

  1. Конкурс «Вопрос – ответ»

(работа в команде по карточке-задай вопрос сопернику)

Что сажали мужик и медведь в русской народной сказке?

свёклу

морковь

репу

Что не давала старуха солдату, когда тот варил кашу из топора?

топор

молоко

крупу

Как А. С. Пушкин назвал сказку, в которой рыбка исполняла желания старухи?

«Сказка о золотой рыбке»

«Сказка о жадной старухе»

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Как называется сказка в которой девочка совершила самопожертвование ради того, чтобы стать человеком? 

Снегурочка

  1. «Волшебный сундучок» (наблюдательность)

-В этом волшебном сундучке собралось много сказочных предметов. Попробуй узнать по ним сказку.

-Хрустальная туфелька («Золушка)

-Горошина. («Принцесса на горошине»)

-Осколок зеркала («Снежная королева»)

-Веретено («Спящая красавица»)

-Красивая шапочка. («Красная шапочка»)

-Скорлупа грецкого ореха. («Дюймовочка»)

-Сапоги («Кот в сапогах»)

-Гитара («Бременские музыканты»)

  1. Сочиняем сказку (работа в команде по карточке)

-Молодцы! А теперь давайте сами попробуем сочинить сказку. С каких слов обычно начинается сказка? Но есть и другие зачины. Каждой команде я дам лист. На нём написаны слова, они помогут вам. Слушайте музыку и сочиняйте сказку!

Текст на листке.

Сказка про ________ .

Однажды шёл ____________ . По дороге он нашёл _______________ , взял и понёс царю. Пришёл ______________ во дворец. Кругом слуги царские с топорами да с копьями. Испугался _____________ , хотел было ____________ , как вдруг _____________ из-за ________________ выскочил и давай ____________________ . Глянул на ______________ и __________________ . Поблагодарил царь умного __________________ и он отправился домой. Стал жить-поживать и ___________________________ .

После написания команды зачитывают свои сказки.

  • Чудесно! Интересные и весёлые сказки у вас получились!

Учитель: - Я благодарю вас за интересную работу, и нам осталось подвести последние итоги викторины. Но независимо от результатов сегодняшней встречи давайте вспомним золотое правило греческих олимпиад: главное - не победить, а главное - в ней участвовать. Поэтому я думаю, что все вы получилипользу от этой встречи, полюбите читать новые увлекательные книжки и ещё раз перечитаете хорошо знакомые.

Объявляются итоги. Идёт награждение победителей и участников игры

(выдаются медали "Самой читающей команде").


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВИКТОРИНА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Викторина содержит вопросы по сказке Аксакова « Аленький цветочек»...

Урок – викторина по литературному чтения 2 класс.

Тема :  В мире много сказок.Тип урока:  обобщении знаний.Оборудование:  Электронная презентация, аудио и  видео  фрагменты.Цели и задачи урока:Образовательные...

Викторина по литературному чтению "Литературная азбука"

В данной викторине все ответы на вопросы составлены по алфавиту....

Конспект по литературному чтению «Литература зарубежных стран» 2 класс (УМК «Школа России»)

Тема: «Литература зарубежных стран»Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с новым разделом; формирование представления у учащихся о зарубежной литературы.Планируемые результатыПред...

Технологическая карта урока литературного чтения «Литература зарубежных стран» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: знакомство учащихся с новым разделом; формирование представления у учащихся знаний о зарубежной литературе.Задачи урокаДидактические:знать: значения незнакомых слов, зарубежных героев...