Игра-викторина "С.Я.Маршак - большой друг детей"
план-конспект занятия (2 класс)

На данном занятии ребята познакомятся с биографией С.Я.Маршака. А затем с ними будет проведена игра по станциям с использованием прпоизведений С.Я.Маршака.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marshak.docx65.12 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №76

Выборгского  района Санкт-Петербурга  

Игра - викторина на тему: «Маршак – большой друг детей.»

Работу выполнила

воспитатель группы продлённого дня

Сараева Е.М.

В нашей стране вряд ли найдется человек, которому было бы неизвестно имя Самуила Яковлевича Маршака, ведь его стихи, сказки и загадки знают даже маленькие дети. Поэт предвидел, что стихи его будет читать не одно поколение.

Читатель мой особенного рода:
Умеет он под стол ходить пешком.
Но радостно мне знать, что я знаком
С читателем двухтысячного года!

С. Я. Маршак родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже. Семья была большая, жили бедно, но очень дружно. Ранее детство и первые школьные годы будущий писатель прожил в уездном городке Острогожске Воронежской губернии, здесь его отец служил мастером на мыловаренном заводе. Мастер-химик по профессии, отец Самуила Яковлевича, очень любил книги, литературу и знал несколько иностранных языков. Он был талантливый изобретатель-самоучка, сумевший привить детям стремление к знаниям, уважение ко всякому мастерству. Мать занималась воспитанием детей, а их было шестеро. Большая семья Маршаков подарила нам трех писателей: самого Самуила Яковлевича, его брата – Михаила Яковлевича Маршака и сестру Е. Ильину (Лия Яковлевна Маршак - Прейс), написавшую книгу «Четвертая высота». Самуил Яковлевич был для них не только старшим братом, но и учителем, наставником.Еще в детстве Самуил Яковлевич начал писать стихи. Он вспоминал: «… пристрастие к стихам появилось у меня с самого раннего возраста. В сущности, писать стихи я начал до того, как научился писать. Я сочинял двустишия устно, про себя, но скоро их забывал».Читать он научился тоже рано, был очень старательным и любил учиться. Увлекался древними языками, литературой. Одиннадцатилетним гимназистом он по заданию учителя перевёл оду Горация.Летом 1902 года в жизни Маршака произошло чудо. Он, выросший на грязной окраине захолустного городка, оказался в столице, блестящем Петербурге, среди людей, чьи имена знала вся Россия. Талант и счастливый случай «привели» Маршака к Владимиру Стасову — знаменитому исследователю культуры и художественному критику. По его настоянию Маршак был переведен из острогожской гимназии в 3-ю Петербургскую. Стасов занимался с мальчиком: водил в музеи, в театр. Много времени проводил Маршак в Публичной библиотеке, где работал Стасов.В 1912 году Маршак для завершения образования отправляется в Англию и поступает в Лондонский университет на  факультет искусств. Он изучает английскую поэзию, путешествует по стране «с мешком за плечами и палкой в руках», слушает английские народные песни. Многие английские народные песни и баллады перевел на русский язык, именно, Маршак.На родину Маршак возвращается за несколько недель до начала Первой мировой войны. Он скитался по городам, зарабатывая уроками, и занимался переводами. Наступало тяжелое время, появилось много детей-беженцев, и Маршак старался заботиться о них. Работая в провинции Самуил Яковлевич, публикует свои первые переводы.Писатель прожил долгую жизнь, написал много стихотворных произведений, пьес, литературных статей. Множество сказок, песенок разных народов мира, а также произведения таких писателей, как Джанни Родари, Алан Милн, Р. Киплинг и др., перевел для ребят нашей страны Маршак.К. И. Чуковский, приветствуя Маршака на одном из юбилеев, сказал, что в его лице приветствует сразу пять Маршаков: детского поэта, драматурга, лирического поэта, переводчика и сатирика. А литературовед С. Сивоконь прибавил к этим пяти еще пять: прозаик, критик, редактор, педагог, теоретик детской литературы. «Десять Маршаков, – пишет С. Сивоконь, – воплощенных в одном – это не десять голов сказочного змея, спорящих между собой и мешающих ему жить. Нет, это десять сторон многогранной, но удивительно цельной личности, имя которой – Самуил Яковлевич Маршак».

Сегодня мы с вами еще раз встретимся с С.Я.Маршаком – детским поэтом и проведем игру-викторину по его произведениям.

1.Викторина «Стихи Маршака».

I конкурс

- О ком говорится в следующих строчках?

Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?

(Ленинградский почтальон. «Почта»)

Хвостик на подушке
На простынке ушки.
Опрокинул он корытце
И в углу за сундуком
Моет лапку языком.

 (Котенок. «Усатый-полосатый)

Подкрепился у лисицы.
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона.
С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
 

(Воробей. «Детки в клетке»)

Спала не на рогожке,
А в уютной спаленке,
На кроватке маленькой,
Укрывалась алым
Теплым одеялом
И в подушке пуховой
Утопала головой.

 (Кошка. «Кошкин дом»)

Он отправился в буфет
Покупать себе билет.
А потом помчался в кассу
Покупать бутылку квасу.

(Рассеянный. «Вот какой рассеянный»)

Острозубый, остроглазый,
Был он вором и пролазой
И, бывало, каждый день     
Крал цыплят из деревень.

(Хорек. «Сказка об умном мышонке»)

Домашним жителем он стал,
Стоит он у стены.
Теперь барсук бы не узнал
Родной своей сосны.

(Стол «Откуда стол пришел?»)

II конкурс

Кроссворд «Загадки Маршака»

  1. Животное, с которым обедал  воробей

                                                                            (Морж)

  1. На какой улице жил человек рассеянный?

                                                                          (Бассейная)

  1. Кто подарил падчерице колечко?

                                                                        (Месяц  Апрель)

  1. Животное, которое пело песню глупому мышонку

                                                                       (Лошадь)

  1. Что было потеряно у дамы из багажа?

                                                                     (Собачонка)

  1. Как звали пожарного из стихотворения «Пожар»?

                                                                        (Кузьма)

III конкурс

По набору ключевых слов узнать произведение.

  1. Саквояж, корзина, картонка, собачонка, чемодан, картина, диван.

                                                                                              («Багаж»)

  1. Лед, холодильник, узенькая ложечка, клубничное, земляничное, ананасное, апельсинное.

                                                                                               («Мороженое»)

  1. Лес, королевский дворец, весенние цветы, корзина, елочка, колечко, большой костер.

                                                                                         («Двенадцать месяцев»)

  1. Складной, из стали, штопор, отвертки, шило, ножнички, пилки, сверло.

                                                                     (Нож. «Мастерская в кармане»)

IV конкурс

«Рисованное стихотворение».

V конкурс

«Откуда предмет?»

  1. Письмо

               («Почта»)

  1. Кольцо

               («12 месяцев»)

  1. Собака

            («Багаж»)

  1. Котенок

(«Усатый полосатый»)

  1. Сковорода

(«Вот какой рассеянный»)

VI конкурс

«Доскажи словечко»

Кто стучится в дверь ко мне,
С толстой сумкой на _____,

                (ремне)

С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной_________,

                                                       (фуражке)
Это он,
Это он,
Ленинградский___________.

                                                 (почтальон)

Приоткрыла дверцу Лена –
Соскочил огонь с ______ 
,

                                                 (полена)
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на ____,

                                                         (стол)
Побежал по стульям с треском,
Вверх пополз по ___________,

                                                            (занавескам)
Побежал по стульям с треском,
Вверх пополз  по ___________,

                                                                 (потолок)

VII конкурс

«Исправь ошибки»

  1. Детки в зоопарке

                                          (клетке)

  1. Семнадцать месяцев

                                           (двенадцать)

  1. Откуда стул пришел?

                                               (стол)

  1. Урок грубости

                                                    (вежливости)

  1. Рассказ о известном герое

                                                (неизвестном)

  1. Мышкин дом

                                            (кошкин)

Вот подходит к концу наш урок-викторина по произведениям С. Я. Маршака. Поэт был убежден, что хорошие книги могут сделать людей добрее, храбрее, умнее, трудолюбивее, терпеливее, могут утешить и развеселить. Самуил Яковлевич написал в 1958 году стихотворение «Пожелание друзьям», оно написано и для вас, детей XXI века:

Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А все хорошее, друзья,
Дается нам недёшево.

http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/651953/img2.jpg

(«Песня о елке»)

http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/651953/img4.jpg

(«Вот какой рассеянный»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Маршак – наш большой друг (внеклассное мероприятие для учащихся 4-х классов)

Внеклассное мероприятие для 4 классов, посвященное 125-летию С.Я.Маршака. Занимательный материал по произведениям С.Я.Маршака....

Сценарий мероприпятия "С.В.Михалков - друг детей"

Мероприятие посвящено творчеству С.В.Михалкова....

Скрайб-презентация "Самый большой друг"

Подробный конспект занятия по создания скрайб-презентации с детьми младшего школьного возраста....

АВТОРСКИЙ ПРОДУКТ. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ "Добрый волшебник и друг детей"

Цель: привлечение и приобщение внимания учащихся к книгам Н. Носова, к творческому наследию детского писателя. Развитие творческих способностей; воображения, памяти, мышления; умения общаться друг с д...

На сколько одно число больше или меньше другого.

На сколько одно число больше или меньше другого....

Нет больше той любви, чтобы жизнь отдать за други своя

Презентация к уроку кубановедения...

Технологическая карта урока математики «Как узнать во сколько раз одно число, больше или меньше другого?» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представления о том, во сколько раз одно число больше или меньшедругого.Планируемые результаты:Предметные:1. Понимать во сколько раз одно число больше или меньше...