«Особенности конфликтов в школьном коллективе»
статья

Колобкова Алёна Викторовна

Статья на тему: «Особенности конфликтов в школьном коллективе»

Особенности конфликтов между школьниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_konfliktov_v_shkolnom_kollektive.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Особенности конфликтов в школьном коллективе»

Именно в общеобразовательной организации закладываются основы поведения человека в будущем в предконфликтных и конфликтных ситуациях.

Чтобы заниматься профилактикой конфликтов, необходимо иметь хотя бы общее представление о том, как они возникают, развиваются и завершаются в школьных коллективах, каковы их особенности и причины.

Как и для любого социального института, для общеобразовательной школы характерны разнообразные конфликты. Педагогическая деятельность направлена на целенаправленное формирование личности, её цель – передача школьникам определённого социального опыта, более полное освоение ими этого опыта. Поэтому именно в школе необходимо создать благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям.

Особенности конфликтов между школьниками.

В школьном учреждении можно выделить четыре основных объекта деятельности: ученик, учитель, родитель, администратор. В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, конфликты подразделяют на такие виды:

  • ученик-ученик
  • ученик-учитель
  • ученик-родитель
  • ученик-администратор
  • учитель-учитель
  • учитель-администратор
  • родители-родители
  • родители-администратор
  • администратор-администратор

В педагогической конфликтологии выявлены основные факторы, определяющие особенности конфликтов между учениками.

Во-первых, специфика конфликтов между школьниками определяется возрастной психологией. Возраст учеников оказывает значительное влияние как на причины возникновения конфликтов, так и на особенности их развития и способы завершения.

Возраст – определённая, качественно своеобразная, ограниченная во времени ступень развития индивида. Основные возрастные периоды: младенческий (до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольный возраст (3 года – 6-7 лет), младший школьный возраст (6-7 – 10-11 лет), подростковый (10-11 – 15 лет), старший школьный возраст (15-18 лет.0 и т.д.
Известно, что на время обучения в школе приходится этап наиболее интенсивного развития человека.  Школа охватывает значительную часть детства, все отрочество и раннюю юность. Конфликты у школьников заметно отличаются от конфликтов у взрослых людей. Существенные различия имеют и конфликты, происходящие в младшей, неполной средней и средней школах.

Основным конфликтогенным фактором, определяющим особенности конфликтов между учениками, является процесс социализации учащихся. Социализация представляет собой процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, проявляемого в общении и деятельности. Социализация школьников происходит естественным образом в обычной жизни и деятельности, а также целенаправленно – в результате педагогического воздействия на учащихся в школе. Одним из способов и проявлений социализации у школьников выступает межличностный конфликт. В ходе конфликтов с окружающими, ребенок, подросток, юноша, девушка осознают, как можно и как нельзя поступать по отношению к сверстникам, учителям, родителям.

Во-вторых, особенности конфликтов между школьниками определяются характером их деятельности в школе, основным содержанием которой является учёба. В психологии А.В. Петровским разработана концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений. Он подчёркивает, что определяющее влияние содержания, целей и ценностей совместной деятельности на систему межличностных отношений в группе и в коллективе. Межличностные отношения в ученическом и педагогическом коллективах заметно отличаются от отношений в коллективах и группах других видов. Эти отличия во  многом обусловлены спецификой педагогического процесса в школе.

В-третьих, специфика конфликтов между учащимися сельской школы в современных условиях определяется нынешним укладом жизни на селе, той социально-экономической ситуацией, которая сложилась в данной местности. Школа является неотъемлемой и важной частью социума.

Исследование, проведённое под руководством В.И. Журавлёва в школах Московской области, позволило выявить некоторые особенности конфликтов, которые связаны со взаимоотношением учащихся.

Конфликты «ученик-ученик» возникают в таких ситуациях:

  • из-за оскорблений, сплетен, зависти, доносов – 11%
  • из-за отсутствия взаимопонимания – 7%
  • в связи с борьбой за лидерство – 7%
  • из-за противопоставления личности ученика коллективу – 7%
  • в связи с общественной работой – 6%
  • у девочек из-за малька – 5%
  • Считают, что конфликтов не было – 11%

На конфликтность учеников заметное влияние оказывают их индивидуально-психологические особенности, в частности агрессивности. Наличие в классе агрессивных учеников повышает вероятность конфликтов не только с их участием, но и без них – между другими членами классного коллектива. Мнение школьников о причинах агрессии и возниконовении конфликтов таковы:

  • причина агрессии: желание выделиться среди сверстников – 12%
  • источник агрессии: безразличие взрослых – 11%
  • все зависит от взаимоотношения в классе – 9,5%
  • в агрессивности ребенка виновата семья – 8%
  • агрессивные школьники – дети с психологическими отклонениями – 4%
  • агрессивности – явление возрастное, которое связано с избытком энергии – 1%
  • агрессивность – плохая черта характера – 1%
  • в классе были агрессивные ученики – 12%
  • в классе не было агрессивных учеников 34,5%

Конфликты между учениками в школе возникают в том числе из-за проступков, нарушений общепринятых норм в поведении школьников.  

Особенности конфликтов между учениками школы определяются прежде всего спецификой возрастной психологии детей. На возникновение, развитие и завершение конфликтов заметное влияние оказывает характер учебно-воспитательного процесса, его организация в школьном учреждении. Третьим фактором, воздействующим на конфликты во взаимоотношениях учащихся, является жизненный уклад .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конфликты в педагогическом коллективе.

Понятие, структура, определение, пути решения...

Конфликты в школьной среде. Общая характеристика.

Конфликты — это неотъемлемая часть нашего повседневного времяпрепровождения, которая сопровождает нас как в рабочее(учебное), так и в свободное время.  В данной статье приведена основная классифи...

Медиативные технологии решения конфликтов в школьной среде

Медиация - одна из современных технологий урегулирования споров (или конфликтной ситуации) при участии третьей стороны (медиатора), не заинтересованной в данном конфликте. но помогающей выработать опр...

Разрешение конфликтов в детском коллективе

Взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Надо чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты....

Статья: "Виды и особенности конфликтов в процессе воспитания школьников"

В статье рассматриваются  общее представление о том, как конфликты возникают, развиваются и завершаются в школьной среде, каковы их особенности и причины....

Доклад "Работа классного руководителя по предотвращению и разрешению конфликтов в классном коллективе"

Выступление на МО классных руководителей о мерах по предотвращению и разрешению конфликтов в школе....