Статья
статья

Резюкова Татьяна Николаевна

значение инновационных технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovats_tehnol.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные образовательные технологии

в организации  работы ГПД

Резюкова Татьяна Николаевна

                Воспитатель группы продлённого дня

                                                   ГБОУ гимназия № 49

                Приморского района г. Санкт-Петербурга

Образовательная деятельность школы выстраивается в соответствии с Законом РФ «Об образовании», ФГОС .

 Актуальность представляемого педагогического опыта заключается в системном применении инновационных воспитательных технологий на основе деятельностного подхода.

Целью педагогического опыта является обеспечение успешности социальной адаптированности учащихся начальной школы, заключающееся в положительной динамике нравственного развития учащихся, повышении их социальной активности.

Эффективными методами организации и проведения воспитательных мероприятий являются следующие

  • метод проектов,  
  • кейс-технологии (метод конкретных ситуаций),
  • коллективное творческое дело (КТД),
  • групповая проблемная  работа,
  • информационно-коммуникационные технологии.

Выбор данных методов обусловлен возрастно-психологическими, личностными особенностями учащихся, особенностями контингента воспитанников ГПД , а также тем, что именно практическая деятельность способствует лучшему пониманию и присвоению приобретаемых знаний и социального опыта, трансформации их в практические навыки.  

 

Мониторинг эффективности используемых воспитательных технологий позволяет также отследить уровень развития личностных и метапредметных компетенций учащихся.

Метод проектов (проектная технология) учитывает принцип личностно-ориентированного образования,  способствует развитию инициативности детей, формирует  культуру умственного труда,  компетенции  в исследовательской деятельности, самостоятельной осознанной работе над проектом. В результате создается реальный социальный «продукт», имеющий для участников проекта практическое значение.

Целью использования данного метода в форме социального проектирования является привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества (на уровне микросоциума, образовательного учреждения, муниципального образования), включение их  в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.

Основные задачи социального проектирования - формирование социально-личностных компетенций, среди которых важнейшими являются навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность, навыки командной работы. Примером такой работы служит проект  группы учащихся ГПД «Мы –друзья природы» .

 Метод конкретных ситуаций (кейс-технология) основан на использовании в воспитательном процессе специально смоделированной ситуации в целях анализа, выявления проблем, поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения проблемы.

Кейс (ситуация) – это соответствующая реальности совокупность взаимосвязанных факторов и явлений, размышлений и действий персонажей, характеризующая определенный период или событие и требующая разрешения путем анализа и принятия решения.

Цели, достигаемые при использовании кейс-технологии:

1.   Интеллектуальное развитие учащихся.

2.   Осознание многозначности жизненных ситуаций.

3.   Приобретение опыта поиска и выработки альтернативных решений.

4.   Формирование готовности к оценке и принятию решений.

5.   Приобретение навыков безопасного нравственного поведения в любой ситуации.

6.   Развитие коммуникативных навыков.

Данный метод является оптимальным для использования в работе с учащимися младших классов, так как позволяет в безопасной среде смоделировать и прожить определенные, в том числе, критические ситуации, отработать навыки поведения и действий в них.  В календарно- тематическом планировании этот метод осуществляется в мероприятиях по общекультурному направлению-блок «Я и мои друзья» и цикле бесед по ОБЖ.

Коллективное творческое дело

Коллективно-творческое дело - это совместная забота старших и младших об улучшении окружающей жизни, имеющая практический результат».

КТД – это дела и цели самих детей, направленные на объединение коллективных усилий в совместном творчестве.

Результатом КТД является позитивная деятельностная активность школьников, сопровождающаяся чувством коллективного авторства.

Структурная схема КТД:

  1. Совместное решение о проведении дела;
  2. Коллективное планирование;
  3. Коллективная подготовка;
  4. Проведение дела;
  5. Коллективный анализ;
  6. Результат

Данная технология реализуется в рамках трудового и творческого направлений плана работы ГПД : лепка, мозаика, изготовление поздравительных открыток, стнегазет.

Групповая проблемная работа предполагает создание под руководством педагога проблемных противоречивых ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Проблема с указанием параметров и условий решения может быть предъявлена воспитанникам педагогом, другими участниками образовательного процесса или  найдена ими самостоятельно.

Групповая проблемная работа используется в любом виде деятельности.

Информационно-коммуникационные технологии

Посредством данной технологии  осуществляется процесс подготовки и передачи информации с помощью компьютера. Данный метод работы включает составление и использование презентаций, как самими учащимися, так и педагогом, в процессе проведения мероприятий.

Примером применения данной технологогии являются презентации, виртуальные экскурсии по городу, знакомство с его достопримечательностями, использование медиа ресурсов в различных мероприятиях,в том числе по ЗОЖ.

       

   Использование в работе современных технологий помогает воспитателю формировать компетенции учащихся.

 Раздел «Личностные универсальные учебные действия»

Планируемые личностные результаты:

Самоопределение:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

- принятие образа «хорошего ученика»;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- осознание ответственности человека за общее благополучие;

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Нравственно-этическая ориентация:

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

- гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.

Раздел «Регулятивные универсальные учебные действия»

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и

условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

-учиться адекватно воспринимать  предложения воспитателя, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

-уметь  выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить

- различать способ и результат действия.

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Раздел «Познавательные универсальные учебные действия

- осуществлять поиск необходимой информации  с использованием  литературы;

- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- проводить сравнения  и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах и связях;

- владеть общим приемом решения зад

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.

Раздел «Коммуникативные универсальные учебные действия

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе несовпадающих с его собственной;

- учитывать разные мнения стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы;

- контролировать действия партнера;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

- учитывать разные мнения интересы и обосновывать собственную позицию;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как не стать моральным "уродом"- статья

Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Статья в сборнике научных статей

Научные статьи по психологии....

статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"

Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....

Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт

Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...