Воспитание социально-активной личности в процессе организации волонтерской деятельности.
тест

Мизева Лариса Владимировна

Содержание статьи направлено на рассмотрение вопроса организации волонтерской деятельности, набирающей особую популярность в последнее время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx25.16 КБ

Предварительный просмотр:

Мизева Лариса Владимировна

учитель начальных классов

Воспитание социально-активной личности в процессе организации волонтерской деятельности.

На протяжении долгих лет, каждый год в России посвящается определенной теме, событию, дате. И так как эта тема напрямую влияет на социальную и общественную жизнь в нашей стране, то к выбору подходят тщательно и вдумчиво. При планировании и организации педагогической деятельности нам необходимо учитывать исторические даты, важнейшие и актуальные вопросы и темы, играющие особую роль в развитии современной России. В начале декабря 2017 года на Всероссийском собрании под названием «Форум Добровольцев» Президент России объявил 2018 год – годом волонтера и добровольца. Тем самым, государством признается важная роль добровольцев и волонтеров в жизни страны. Кто же они такие, волонтеры и добровольцы?

  Волонтер - (доброволец) - это человек, участвующий (абсолютно бесплатно) в различных социально-значимых кампаниях: распространении необходимой информации, подготовке и проведении общественных акций [4, с.13].

Волонтерство для человека - это возможность набрать социальный опыт, получить рекомендации для дальнейшего продвижения и карьерного роста, также это возможность познакомиться с некоммерческой деятельностью и найти себе применение в "третьем секторе". Многие волонтеры со временем начинают  реализовывать свои авторские социальные проекты. Специалисты утверждают: за волонтерским движением будущее. Волонтерство позволяет человеку, "не ломая" свою жизнь, дополнить ее очень значимой частью - реализовать чувство личной гражданской ответственности за происходящее, проявить свою социальную активность.

Под социально-активной личностью  мы понимаем « Системное социальное качество, в котором выражается и реализуется уровень ее социальности, т.е. глубина и полнота связей личности с социумом, уровень превращения личности в субъекта общественных отношений. Социальная активность не может быть сведена к одному из моментов сознания или деятельности личности. Это исходное социальное качество, которое выражает целостно, устойчивое активное отношение к обществу, проблемам его развития и определяет качественные особенности и сознания, и деятельности, и состояний личности.» [ 3, 143 ].

Последние десятилетия стали наиболее активным этапом развития волонтерства в новейшей истории России. За это время российский  добровольческий сектор стремительно развивался и своему нынешнему состоянию во многом обязан социальной активности молодежи, ее стремлению оказать поддержку нуждающимся что, собственно, и является основой добровольчества. По разным данным, в России действуют около тысячи общественных организаций, активно развивающих молодежные добровольческие программы. Добровольцы работают в региональных центрах и малых городах, в селах. Основные направления волонтерских отрядов разнообразны: социальная защита; экология; благоустройство;  профилактика алкогольной и наркотической зависимости, пропаганда здорового образа жизни; правозащитная деятельность; сохранение исторического и культурного наследия; содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;  содействие в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности.

В рамках развития добровольчества в Хакасии, специалисты Фонда «Молодежный центр стратегических инициатив и проектов» создали электронную карту волонтёрских организаций, действующих в 13 муниципальных образованиях республики.

Волонтёрская карта региона начитывает более 20 добровольческих организаций, в рядах которых тысячи волонтёров. Ведь сегодня без волонтёров не обходится практически ни одно событие. Добровольцы Хакасии оказывают помощь ветеранам, инвалидам, помогают в организации и проведении масштабных республиканских мероприятий, принимают участие в экологических акциях. Для волонтёров - это, прежде всего, работа, которая не требует дополнительных наград, она основана на моральном духе и патриотизме.

«На сегодняшний день в Хакасии волонтерское движение только набирает обороты. Ранее в республике существовали небольшие отряды, которые занимались волонтёрством, но к сожалению, мы мало знали о их добрых делах и мероприятиях. Сейчас, благодаря электронной карте волонтёров, у нас есть возможность познакомиться с добровольческими организациями, связаться с их руководителями с целью сотрудничества, а также принять участие в волонтёрских событиях, которые проходят в муниципальных образованиях» [ 6 ]. 

Активные участники волонтерской деятельности студенты Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. Так, например, почти 50 студентов в роли волонтеров приняли участие в VIII Республиканском семейном форуме «Открывая возможности», который проходил  с 27 – 29 апреля. Они оказали активную помощь в оформлении помещения, встречали гостей, помогали аниматорам и педагогам в детской игровой зоне, организовывали игры для детей на примузейной площади.

Акция «Доброе сердце» —  сбор вещей для детей и пенсионеров, у студентов ХГУ стала традицией.   В течение года они будут собирать одежду, игрушки, книжки, канцелярские и хозяйственные принадлежности, которые затем передадут пожилым людям и малоимущим семьям. «Эта ежегодная акция  формирует у современной молодежи совершенно новый взгляд и позиционируется с доступной, увлекательной, понятной и популярной деятельностью по оказанию помощи тем, кому она необходима»  [  7  ].

Являясь учителем начальных классов, я провела анкетирование среди учащихся своего класса, чтобы узнать, что дети начальной  школы знают о волонтерах, волонтерском движении и благотворительности. В опросе приняли участие 28 ребят в возрасте 9-10 лет.

В результате были получены следующие ответы:

  1. Кто такие волонтеры знают всего 5 учащихся.
  2. Что такое благотворительность знают половина ребят из опрошенных.
  3. Виды волонтерской деятельности знают 5 человек. Были указаны: помощь людям, собирание мусора и благотворительность.
  4. Названия благотворительных фондов знают 3 ученика. Были указаны фонды: «Подари жизнь», «Любятово», «Дом престарелых»
  5. В благотворительных акциях участвовали всего 4 учащихся. Это было участие в таких акциях как: ярмарка, танцы на сцене и сбор денег для больных детей.
  6. Среди причин, мешающих участвовать в благотворительности, учащиеся указали: нет денег – 8 человек, не знает, как это сделать – 14 человек и нет желания – 6 человек.
  7. Благотворительные проекты, в которых ребята приняли бы участие: помощь детям – 15 учеников, помощь старикам – 10 учеников, помощь животным – 18 учеников, экологические проекты – 3 ученика, помощь взрослым – 10 учеников.
  8. Кто должен заниматься благотворительностью, по мнению ребят: крупные компании  – 6 человек, люди из крупных городов – 3 человека, богатые люди – 11 человек, все – 8 человек.

На основании анкет можно сделать следующие выводы: многие ребята не знают, кто такие волонтеры и чем они занимаются. Про благотворительные фонды слышали гораздо больше ребят, но участие в акциях принимают не многие, возможно по причине того, что не знают, как это сделать. Помощь животным для ребят, возможно в силу возраста, более близка. Хотя они готовы помогать и детям и старикам. А вот с экологическими проектами ребята не знакомы.

Взрослые хотят видеть подростков добрыми, отзывчивыми. Но эти качества не возникают сами по себе, их необходимо формировать и развивать, начиная уже с младшего школьного возраста. Именно в этом возрасте дети очень открыты к познанию нового, участию в новых видах деятельности, принятию за образец правильного социального опыта окружающих взрослых. В этом важном процессе неоценимую помощь может оказать волонтерское движение, которое способно стать одной из новых форм вовлечения детей в социальную активность. Используя разнообразные формы организации профилактической деятельности (акции, флешмобы, школьные газеты) мы создаем условия для развития волонтерского движения на базе нашей школы. У детей должна возникнуть потребность что-то делать сообща, и не просто делать, а совершая добрые поступки. Учащиеся школ нашего  города  традиционно принимают участие в следующих акциях:

 - «Я за безопасность на дорогах», ученики обращаются к водителям и пешеходам с рекомендациями соблюдать Правила дорожного движения, раздают памятки безопасности и популяризируют ношение световозвращающих элементов на одежде пешеходов в качестве дополнительного источника безопасности.

- «Молодёжь за ЗОЖ», оформление выставки, изготовление листовок, сбор подписей за здоровый образ жизни.

- Экологическая акция к Дню птиц -  «Каждому скворцу по отдельному дворцу»,  в рамках которой учащиеся совместно с родителями строили скворечники и развешивали их во дворе школы и во дворах своих домов;

- Акция «Чистый город» - в рамках ежегодного весеннего субботника, когда ученики привлекались не только для посильного труда на территории школы, но и совместно с родителями несколько человек участвовали в уборке территории  Парка Победы.

Так же учащиеся моего класса принимали участие в сборе вещей и канцелярских принадлежностей для пострадавших от пожаров в Хакасии, изготавливали открытки к Дню пожилого человека, а затем эти открытки были подарены подопечным фонда «Кристалл».

Что испытывает ребенок, когда помогает кому-то? Радость, удовлетворение, чувство собственной значимости и пользы. Совершая добрые поступки, ребенок понимает, что мир вокруг него меняется к лучшему. Помогая другим, он помогает себе! Таким образом, выстроенная в обществе система волонтерского движения позволяет на разных этапах возрастного развития ребенка включить его в данный вид деятельности, создать условия для проявления его социальной активности. В результате осуществляется решение двух важнейших задач: безвозмездная помощь окружающим людям и формирование таких нравственных качеств личности, как отзывчивость, доброжелательность, трудолюбие.

Список источников и литературы.

1. Басов Н.Ф, Социальная работа с молодёжью: учебное пособие  М., 2007

2. Левдер И.А. Добровольческое движение одна из форм социального обслуживания// Социальная работа. М. 2006 № 2 с 12 -16

3. Моисеева А.А. Волонтерские объединения и их значимость в социальной сфере общественной жизни// Академический вестник. – 2014. - № 2, с 142 – 149

4. Холостова Е.И. Волонтеры// Словарь справочник по социальной работе/под ред. проф. Е.И.Холостовой М., 1997

5. https://bibliomir83.blogspot.ru/2018/01/blog-post_36.html ( дата обращения 21.05.2018)

6. https://r-19.ru/news/obshchestvo/38719/ ( дата обращения 21.05.2018), руководитель Хакасского регионального отделения Всероссийского общественного движения «Волонтёры Победы» Юлия Даренская.

7. http://tvrts.ru/index.php/rts-novosti/obshchestvo/item/1813-studenty-khakasii-provodyat-aktsiyu-dobroe-serdtse ( дата обращения 22.05.2018), замдиректора по воспитательной работе института естественных наук и математики ХГУ Ирина Швабенланд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание социально активной личности в условиях личностно- ориентированной системы обучения.

Концепция и программа воспитательной работы классного руководителя начальных классов....

СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНО-АКТИВНЫЙ СУБЪЕКТ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Семья – первый коллектив ребенка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. С момента, когда ребенок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический...

Статья "Прием чередования творческих поручений, как средство воспитания социально-активной, творческой личности младшего школьника в свете требований ФГОС"

Одной из главных задач современного общества является воспитание растущего человека как формирование развитой социально-активной личности. Следовательно, строить педагогический процесс, важно ...

Выступление на научно-практической конференции "Воспитание социально-активной творческой личности школьника через включение в проектную деятельность"

Материал содержит выступление и презентацию на научно-практической конференции педагогов по теме - Проектная деятельность....

«О духовно-нравственном воспитании младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности».

Внеурочная деятельность и дополнительное образование: сходство и различия....

О ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье раскрывается проблема духовно-нравственного воспитания младших школьников и пути ее решения в процессе организации внеурочной деятельности....

статья «Воспитание социальной активности младших школьников в процессе волонтерских практик»

В статье представлены этапы работы воспитатания социальной активности младших школльников на примере волонтерских практик....