Выступление на научно-практической конференции "Воспитание социально-активной творческой личности школьника через включение в проектную деятельность"
статья на тему

Материал содержит выступление и презентацию на научно-практической конференции педагогов по теме - Проектная деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Ташёлка муниципального

района Ставропольский Самарской области

«Воспитание  социально-активной, творческой личности школьника через включение  в проектную деятельность»

Описание: C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Мои рисунки\апрель -2 класс\SDC14132.JPG

Учитель начальных классов  ГБОУ СОШ  с. Ташелка

                    Лазарева  Наталья  Константиновна

 

2015 - 2016 учебный год

Содержание

  1. Введение: проблема, ее актуальность, цели, задачи................... стр. 3-4
  2. Основная часть: изложение материала, используемые приемы и методы....................................................................................................... стр. 4-12
  3. Заключение: выводы, практическая значимость.........................стр.12-13
  4. Приложения………………………………………………………..стр. 14-15
  5. Ссылки на источники информации …......................................... стр. 16

Презентация   https://yadi.sk/

«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь,  

но ради бога,  размышляйте,   и хотя и криво, да сами».                                            Готхольд  Эфраим  Лессинг

Введение

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе. Именно образование в начальной школе является базой всего последующего обучения. И именно в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности. Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователи.

Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, исследовательской, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активностью, способностью решать нестандартные задачи. Следовательно, уже в стенах школы человек должен овладеть суммой современных универсальных умений, научиться применять их в повседневной жизни. Самостоятельность учащихся лежит в основе проектной деятельности.  Проектная деятельность влияет на формирование организационно-деятельностных, а также креативных качеств учащихся.

Тема моей творческой работы - Воспитание социально-активной, творческой личности школьника через включение  в проектную деятельность.

Актуальность выбранной темы исходит из следующих проблем:

Ученик, обладая хорошими знаниями, зачастую не может применить их в реальных жизненных ситуациях, наше образование долгое время упор делало на приобретение знаний, на их накопление. Однако современным обществом сегодня востребован  не просто образованный человек, а личность, обладающая целым набором качеств: 
   
самостоятельностью в принятии решений и умением за них отвечать; 
   готовностью быстро мыслить и действовать в нестандартной ситуации; 
   способностью к сотрудничеству. 
Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Поэтому для современного человека очень важным является умение найти необходимую информацию и использовать в определенных целях. 
Решение этих задач вызвало необходимость поиска новых, более эффективных технологий. Этим и обусловлена актуальность моей темы.

Следовательно, цель моей работы: показать, что  использование проектной технологии в системе урочной, внеурочной и внеклассной работы раскрывает  и поддерживает  интеллектуально – творческие способности учащихся. 
В соответствии с  данной целью  были поставлены следующие
задачи: 
1. Раскрыть сущность понятия "проектная деятельность".

2.Выявить особенности организации проектной деятельности в начальной школе.

3.. Показать, что  применение проектной деятельности в работе  с младшими школьниками является одним из эффективных методов формирования интеллектуально – творческой личности. 


Основная часть.

Что же такое проект?

 Проект – это план, замысел,  путь решения проблемы, в результате  которого должно получиться что-то новое: продукт, книга, модель, презентация.

Что такое проектная деятельность? Это технология, которая раскрепощает ребёнка, повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации; способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в своих силах.

Метод проектов – это совместная деятельность учителя, учащихся, родителей, направленная на поиск решения возникшей проблемы.        

Выдвигаются следующие основные принципы проектной деятельности в начальной школе:

  • проект должен быть посильным для выполнения;
  • вести подготовку учащихся к выполнению проектов;
  • обеспечить руководство проектом со стороны педагогов - обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения)
  • обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

В проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

1 этап. Погружение в проект.

На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта.

2 этап. Организационный.

На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению. Каждая группа выступает перед классом с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач.

3 этап. Осуществление деятельности.

Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д.

4 этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация).

На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представляются в виде творческой работы.

Проекты различают по продолжительности  Приложение 1 и по доминирующей деятельности  учащихся. Приложение 2.

Программы в начальной школе разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и предполагают организацию проектной деятельности.

Мои дети активно участвуют вместе  с родителями  в создании разных проектов по программе. Также огромное поле для проектной деятельности даёт внеурочная работа. Расскажу о некоторых проектах,  которые выполнены как в урочное, так и во внеурочное время.

Индивидуальные краткосрочные проекты укладываются в 1-2 урока. Изготовление продукта  таких проектов – сообщения или презентации может осуществляться дома. Например, проект по математике в 1 классе «Цифры от 1 до 10». Первоклассники выучили цифры и приготовили разные сообщения  в виде рисунков, аппликаций, целых альбомов.  Во 2 классе мои дети готовили проект «Рифма». Некоторые  ребята приготовили проект  в виде презентации. Вот собственные рифмы из презентации Голованова Саши:

  • Птичка – синичка в гости прилетела

         И за угощение песенку пропела

  • Птичка, птичка, невеличка -

          Ты горячая как спичка

  • Наступила ночка,

          И птичка словно точка

  • Птичка села на сучок,

          Прогревать себе бочок

          А прогрела ножки,-

         Чуть не съели кошки!

Проект по русскому языку  в 3 классе – «Рассказ о слове». Ребята на уроке выбрали каждый какое-то  слово и приготовили проект, где составили целый рассказ о слове – произношение и написание слова, его лексическое значение, однокоренные слова,  антонимы и синонимы, фразеологизмы с этим словом, пословицы и поговорки. Многие дополнили свои работы красочными  рисунками. Также краткосрочным проектом стал проект по литературному чтению  в 3 классе  «Моя сказка». Он  был выполнен после изучения темы «Устное народное творчество». На уроке ребята сочинили каждый свою сказку и записали в тетрадь. А дома с родителями оформили в виде альбомов.  Названия сказок и их содержание было очень занимательным и интересным – «Волшебная рыбалка», «Подарок для лисы», «Кот Ерофей» и другие. Презентовали ребята сказки на уроке обобщения знаний. По окружающему миру ребятами 3 класса были выполнены краткосрочные проекты по темам «Знаменитые люди России»,  «Воздух»,  «Народы России».

А вот примеры более продолжительных проектов.

Практико – ориентированный проект «Моя маленькая азбучка»

Заниматься проектами по силам  детям уже в 1 классе. Ребята 1 класса выучили азбуку, научились хорошо читать и писать и решили сделать маленькие азбучки для малышей детского сада. Цель данного проекта - помочь будущим первоклассникам подготовиться к школе. Азбучки ребята делали с большим удовольствием и хорошим настроением. Каждую страничку они посвятили одной букве, рядом написали стихи, загадки и нарисовали рисунки. Для своих первых книжек были сделаны красивые обложки. Все очень творчески подошли к работе.  На презентации своих работ ученики защищали свои работы и доказывали, чем их азбуки могут заинтересовать малышей.   Следующим шагом проекта было посещение подготовительной группы детского сада «Колосок». Первоклассники выступили перед малышами со стихами, песнями и сценками про азбуку, затем вручили свои книжки.                Маленькие зрители с интересом слушали выступление первоклассников и очень были рады подаркам. Первоклашки тоже получили огромное удовольствие от данного проекта – они были довольны, что помогли малышам и очень были рады встрече со своими воспитателями.

 

Исследовательский проект «Зеленый лук»

Идея данного проекта возникла  на классном   часе в 1 классе  по произведениям Джанни Родари,  где  ребята  читали сказку  о луковом  мальчике «Чиполлино»,  раскрашивали  книжку - раскраску по сказке и рисовали  рисунки. Дети сами предложили вырастить лук в классе. Ребята разделились на группы и начали работу.

Первая  группа собирала информацию о  разновидностях зеленого  лука.  Вторая группа работала над тем, какую пользу приносит зеленый лук, какие есть в нем витамины. Третья группа собирала стихи, загадки, пословицы о зеленом луке. А четвертая группа вместе с родителями составляли рецепты блюд с луком. Каждая группа принесла много интересного материала о луке.   А самым важным шагом этого проекта было выращивание зеленого лука в условиях  класса. Завхоз школы помогла  ребятам с ящиками,  а родители принесли опилки и семена лука. Ребята посадили лук,  в течение месяца очень тщательно ухаживали за ним, поливали, следили за освещением.  На презентации проекта каждая группа  отчиталась  о проделанной работе,  а выращенный лук ребята отнесли в школьную столовую. Первоклассники были очень довольны  своей работой. Ведь их луком повара угостили всех ребят и  учителей школы.


Исследовательский проект « Мир комнатных растений – Мое маленькое чудо»

После урока  окружающего мира по теме «Воздух и его охрана» мы решили создать этот проект.

Цель данного проекта:

- Воспитание чувства коллективизма.

- Формирование навыков работы в группе.

- Развитие воображения, внимания, образного мышления, познавательного интереса.

Задачи проекта были следующие:

- Расширить знания о комнатных растениях и их пользе для здоровья.

- Углубить знания о приёмах по уходу за растениями.

Были выдвинуты исследовательские вопросы : ( помощь учителя):

- Какие растения называются комнатными?

- Где родина комнатных растений?

- Какие условия необходимы для развития комнатных растений?

 - Как правильно ухаживать за комнатными растениями?

- Какая польза комнатных растений?

Поэтому класс разделился на 3 группы:

1 группа «Географы»    Цель: узнать  историю появления комнатных растений;

2 группа «Биологи»      Цель: выяснить, какие условия нужны растениям; узнать

правила ухода за растениями;

3 группа «Экологи»  Цель: узнать роль комнатных растений в жизни человека;

Все вместе:

Собрать информацию о разных растениях в виде альбома по плану:

1.Название растения.

2.Родина растения.

3.Их особенности.

Приготовить отростки растений и посадить в классе.

Ребята работали  1 месяц,

Защита проекта проходила на проектной неделе в виде компьютерной презентации, альбома, выставки рисунков.

Ожидаемые результаты обучения:

После завершения проекта учащиеся смогли:

- назвать как минимум десять комнатных растений;

- правильно посадить комнатное растение;

- перечислить условия необходимые для развития комнатных растений;

- применять на практике полученные знания по уходу за комнатными растениями;

- продемонстрировать с помощью альбома знание и понимание особенностей комнатных растений;

-  выполнить проверочную работу по теме учебной программы;

Также данный проект помог  познакомить детей с миром комнатных растений, способствовал  повышению экологической грамотности учащихся, сформировал растениеводческие умения и навыки с помощью практических работ и опытов.

Исследовательский проект «Да здравствует мыло душистое!»

 Объект исследования: 

Информация о производстве и  использовании мыла.

Предмет исследования: 

Способы изготовления мыла в домашних условиях.

Цель проекта:

Создать мыло своими руками  для школьной столовой и санузла.

Гипотеза:

Предположим, что можно приготовить мыло самому,

если существуют безопасные способы его изготовления.

Задачи:

1.Установить факты из истории возникновения мыла;

2. Изучить, как делают мыло;

3.Изучить технологию приготовления мыла в домашних условиях и

приготовить мыло;

Используемые методы:

изучение литературы и интернет-информации по теме ;

опытно-экспериментальная работа;

обработка данных, полученных в ходе исследования;

обобщение материала.

           

Мы с ребятами изучили литературу, ресурсы интернета, приготовили  все необходимое для работы и принялись за дело. Когда сварили мыло, приготовили отчет о работе в виде презентации. На школьном конкурсе презентаций выступили  и  заняли 1 место. Кроме сведений о том, как правильно готовить мыло без вредных примесей  в домашних условиях, ребята выучили стихи, песни и   сценки о мыле и его пользе.  Проект  способствовал  развитию наблюдательности, формированию   творческих способностей. Ребята научились распределять обязанности в группе при работе над общей задачей исследования. При выполнении исследовательских проектов возникли финансовые вопросы. Их помогла разрешить родительская помощь.

Работу над проектами  я намерена продолжать. Мы решили с ребятами создать на ближайшее будущее 2 проекта - «Знаменитые люди  села Ташелка»  «Массажные  коврики». Почему такие темы? В нашем селе есть люди, которые всю жизнь посвятили селу и его жителям. Например, бывший директор школы Алексеева Дина Ивановна, отличник народного просвещения. Этих людей должны знать все. А массажные коврики захотели сделать в целях здоровьесбережения для массажа ступней. В детском возрасте массаж ступней — мощнейшее средство воздействия на организм.  

Заключение

Метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. Проектная деятельность учащегося открывает  для него новые возможности творческой организации, позволяет  сделать обучение занимательным.    Для учащихся младших классов это очень важно. Важно стимулировать мотивацию, обеспечить индивидуальное образование каждого, стимулировать веру детей в возможность самостоятельно и творчески освоить учебный материал. Считаю, что самым главным результатом проектной деятельности является формирование у младших школьников умения вести себя в условиях, когда требуется за короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых им встретились впервые. В ходе проектов я учу    своих детей не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, применить и увидеть результат своих действий. Пройдя такую цепочку, ученик становится гораздо более уверенным в своих силах, у него исчезает страх перед неизвестными ранее делами, страх перед недостатком знаний – он учится учиться.

Итак, в процессе проектной деятельности  развиваются универсальные учебные действия,  которые составляют основу  умения учиться:

  • создается ситуация успеха, условия для творческого развития детей;
  • вырабатываются умения   вести поиск и систематизировать нужную информацию;
  • приобретаются навыки групповой работы, дети учатся сотрудничать  друг с другом, совместно планировать свои действия;
  • проявляются  организаторские способности  детей;
  • развивается коммуникабельность и чувство ответственности; 
  • формируются исследовательские и мыслительные навыки, дети учатся наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать;
  • осуществляется преемственность, дети подготовлены к выполнению проектов в среднем звене.

Положительным моментом также является то, что активизируется роль родителей в учебной деятельности. Хочется также отметить, что  участие в проектной деятельности поддерживается в нашей школе администрацией.

Думаю, что  гипотеза  подтверждается - использование проектной технологии способствует развитию интеллектуального и творческого потенциала младшего школьника.

Приложение 1

Классификация проектов по продолжительности.

  • Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее. Работа над проектом ведётся в группах.
  • Краткосрочные проекты требуют выделения 2 - 4 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
  • Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.
  • Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

Приложение 2

Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся.

  • Практико-ориентированный проект. Он нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему. Такой проект требует хорошо продуманной структуры,  четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта.
  • Исследовательский проект. По структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, выделение проблемы и постановку цели и задач исследования, определение методов исследования, источников информации, обязательное выдвижение гипотезы и путей решения обозначенной проблемы, обсуждение и анализ полученных результатов, обозначение новых проблем для дальнейшего исследования.
  • Информационный проект. Это тип проектов изначально направленный на сбор информации о каком-то объекте, явлении; ознакомление участников проекта с данной информацией, ее анализом и обобщением фактов, предназначенных для широкой аудитории. Результатом работы может являться реферат, доклад, статья и т.п.
  • Творческий проект. Интересен тем, что его участники берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровую ситуацию.

Ссылки на источники информации:

1.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9

2.Кутявина Н.Н. Организация проектной деятельности в начальной школе: из опыта/ Н.Н.Кутявина// Нач. школа.-2010.-№10.

3 Методическое пособие «Проектная деятельность в учебном процессе» составители: Брыкова О.В., Громова Т.В Санкт – Петербург, 2005 г.

Интернет ресурсы: 

1. http://grant-project.ru/publ/konferencija_po_proektnoj_dejatelnosti/ 

2. http://hmelyuk.moy.su/proektnaja_dejatelnost_v_nachalnoj_shkole.doc



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельности.

Развитие познавательной активности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельности. ...

Статья: "Сотрудничество семьи и школы в развитии творческих способностей младших школьников через участие в проектной деятельности".

СОТРУДНИЧЕСТВО СЕМЬИ И ШКОЛЫ – основополагающий фактор УСПЕШНОСТИ В ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ УЧАЩИХСЯ. Действующий Закон об образовании гласит, что образование - это «воспитание и обучение в интересах ч...

Инновационный проект «Совместная деятельность учителя и родителей по личностному развитию младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность»

настоящее время вызывает огромный интерес исследовательская и проектная деятельность с учащимися начальной школы, которая предполагает совместную работу учителя и родителей, направленную на личностно...

Выступление на научно-практической конференции педагогических работников «Организация проектной деятельности обучающихся»

Выступление на научно-практической конференции педагогических работников «Организация проектной деятельности обучающихся»...

Доклад " «Формирование ключевых образовательных компетенций обучающихся через включение в проектную деятельность»

Доклад содержит  в себе информацию о формировании  ключевых образовательных компетенциях обучающихся через включение их в проектную деятельность....

доклад «Формирование естественнонаучной грамотности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность».

Проектная и исследовательская деятельность прописана в Федеральном государственном образовательном стандарте. Эта деятельность позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их пр...