Главные вкладки

    Выступление на научно-практической конференции педагогических работников «Организация проектной деятельности обучающихся»
    материал (1 класс)

    Кирилюк Светлана Михайловна

    Выступление на научно-практической конференции педагогических работников «Организация проектной деятельности обучающихся» 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Выступление на научно-практической конференции педагогических работников «Организация проектной деятельности обучающихся»

    Учителя МБОУ СОШ № 15 Кирилюк С.М.

    В начале 3-ей четверти прошлого года мы с первоклассниками и родителями приняли участие в сетевом учебном проекте по литературному чтению «Чудеса в решете»

    Этот проект помог детям познакомиться со всем многообразием малых жанров УНТ, участники смогли примерить на себя различные виды деятельности, попробовали  свои силы в творческой и поисковой деятельности, в сочинении собственных загадок и небылиц.

    Проект направлен на развитие интереса к языку и традициям родного края, пробуждение наблюдательности, творческого начала, способности увидеть большое в малом.

    Межпредметные связи        изобразительное искусство, окружающий мир. Продолжительность проекта -5 недель.

    Проект направлен на формирование личностных, метапредметных и предметных умений учащихся.

    В содержательном плане проект направлен на достижение следующих результатов:

    • понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
    • умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении,
    • овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
    • овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка и правилах речевого этикета;
    • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире,
    • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая
    • фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).

    После завершения проекта учащиеся приобрели следующие умения:

    Личностные:

    • первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстникам,

    • проявление интереса к чтению произведений устного народного творчества.

    • способность к оценке своей учебной деятельности.

    Метапредметные:

    • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить в работу коррективы, оценивать работу сверстников ( по критериям).

    • контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по заданному алгоритму.

    • понимать текст, анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

    • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении загадок, песенок, потешек, при выполнении проектных заданий;

    • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

    • признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;

    Предметные:

    Учащиеся получат возможность:

    • читать по слогам и целыми словами, понимать смысл прочитанного;

    • анализировать с помощью учителя загадки, сопоставлять их с отгадками;

    • читать и понимать смысл пословиц и поговорок, воспринимать их как народную мудрость,

    • составлять собственные загадки и небылицы на основе предложенного алгоритма;

    • использовать знания об особенностях произведения в своей творческой деятельности;

    • находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;

    • различать и описывать по плану объекты живой и неживой природы;

    • использовать умения изображать предметы различной формы; применять простые формы для создания выразительных образов в живописи при выполнении заданий

    До проекта        была  проведена вводная беседа на основе стартовой презентации

     И определен основополагающий вопрос: Где живет народная мудрость? 

    Проблемные вопросы учебной темы        

    1.Как отыскать крупицы народной мудрости?

    2. В чем нам поможет народное слово?

    3. Что привлекает нас в народных произведениях?

    4. Как приобщиться к народной мудрости? и т.д.

    Правила сотрудничества встроены в стартовую презентацию. Помогают заранее оговорить условия работы детей в команде. Это позволит при возникновении вопросов взаимодействия детей в процессе проекта возвращать их к данным правилам, принятым детьми.

    Помогает определить какими УУД овладеют участники и какие продукты создадут в результате проекта.

    Корзина вопросов (вопросы с проставлением значков)            

    2 документ

    Корзина вопросов Помогает выявить первоначальный уровень знаний детей, знакомит их с границами знания-незнания, позволяет выявить приоритетные направления работы детей, их заинтересованность. Работа ведется на протяжении всего проекта. После каждого этапа изученные вопросы извлекаются из корзины.

    Детский форум На форуме участники проекта учатся общению, обсуждают вопросы, заданные организаторами. Здесь же участники комментируют работы друг друга, дают советы, просят помощи.

    Форма "Мы - команда!" Помогает оценить работу учащихся как команды, единого целого. Дать установку на будущее.

    Таблица продвижения "Собираем туесок" Необходима для организации наблюдения за процессом продвижения команды в проекте, позволяет организовать сбор результатов оценивания и взаимооценивания команд на основе критериев.

    Бланки самоконтроля на этапах Помогают выполнить и правильно оформить задание, проверить полноту выполнения работы, внести в продукт коррективы

    Бланки взаимооценки Помогают организовать процесс взаимооценивания, учит рассматривать работу с разных сторон, быть объективным к чужой работе, внимательнее оценивать свою работу

    Карта путешествия Является основным инструментом самоконтроля и самооценки команды. В ней в визуализированной форме, с помощью рисунков и инструментов, позволяющих изменять рисунки, дети отслеживают продвижение в проекте, выполнение заданий, оценивают степень затруднений в процессе работы

    Бланк самоконтроля Позволяет ученику понаблюдать за своей работой и поведением в процессе работы в команде

    Форма наблюдений за формированием коммуникативных УУД Помогает координатору в наблюдении прогресса при формировании коммуникативных УУД в процессе работы учащихся над заданиями проекта

    Итоговая рефлексия участников Позволяет организатору получить сведения о степени заинтересованности участников проекта, о возникавших затруднениях, о предложениях участников по улучшению проекта.

    1 ЭТАП. РАЗУЗНАЙ-ГОРА

    Сегодня мы отправляемся в путь к Разузнай-горе, чтобы пополнить наше

     решето волшебными кристаллами.                                  

    «Мои бабушка и дедушка часто говорят, что народная мудрость исчезает, люди ее забывают и не ценят. Давайте попробуем доказать им, что это не так, что мудрость народа жива.»

    Мы будем вести поиск по двум направлениям: письменные источники и устные. В ходе исследования нам будут попадаться непонятные слова. Ими мы будем пополнять наш словарь “Слово на ладошке”.

    Задание 1.

    Главный письменный источник - это … Конечно, книга. Давайте соберем коллекцию книг по устному народному творчеству.

    1.Найдите книгу.

    2.Сфотографируйте ее обложку.

    3.Напишите автора, название и с какими малыми жанрами УНТ в ней можно познакомиться.

    4. Разместите материалы на выставке книг “Чудеса в решете” в сервисе Padlet

    Задание 2.

    Устный источник - это люди. Проведите опрос среди разных людей: детей и взрослых. Узнайте у координатора, с каким из жанров вы будете работать, и приступайте.

    1. Познакомьтесь с правилами проведения опроса и таблицей "Что в памяти нашей хранится"

    2. Договоритесь, кто из вас каких людей  будет опрашивать. Чтобы увидеть, кто знает больше произведений УНТ, давайте опросим людей разного возраста:

    бабушек,   мам,     пятиклассников,      второклассников.

     

    В каждой группе (бабушки, мамы, пятиклассники, второклассники) опросите не меньше 3 человек. Попросите людей, выбранных для опроса, на месте (никуда не заглядывая) вспомнить нужные вам произведения малых жанров УНТ.

    3. Запишите, сколько произведений сможет вспомнить человек.

    4. Наиболее интересные произведения запомните, запишите или попросите записать опрашиваемого или взрослого поблизости.

    5. Результаты опроса занесите в таблицу “Что в памяти нашей хранится”.

    Познакомьтесь с результатом работы всех команд.

    Напишите вывод-ответ на форуме: “Где можно отыскать произведения народного творчества? Какие произведения нам запомнились?”

    Теперь проверьте свою работу на этом этапе по бланку “Проверь себя. Разузнай-гора

    Слайд 13

    Если вы закрасили все ячейки зеленым цветом, то поздравляю вас - вы достигли вершины Разузнай-горы.

    Отметьте успех своей команды в Карте путешествия “По тропинке к чудесам”

    Подумайте, какой вклад в работу команды внес каждый. Для этого вам нужно заполнить бланк “Я шагаю по тропинке” Слайд 14-15

    2 ЭТАП. ОТЫЩИ-ЛЕС (Слайд 16)

    На этот раз нам предстоит пробраться в глубь Отыщи-леса и разыскать в нем волшебные грибы. Лес наш очень большой и работа предстоит нешуточная, поэтому мы немного схитрим: всю работу распределим, а потом посмотрим, что у нас всех вместе получится. Выбираем грибок для сбора ( один или несколько) и отправляемся на поиски.

    Грибок “Пословицы и поговорки”

    Вы отправитесь на поиски тех пословиц и поговорок, которые живут в вашем крае, или тех, которые часто звучат в вашей семье. Побеседуйте с родными, вспомните с ними подходящие вам пословицы и поговорки.

    Обсудите в команде найденные пословицы и поговорки, выберите одну из них для сборника (каждая команда заполняет только один слайд в сборнике). Выбирайте те пословицы, которых еще нет в сборнике.

    Объясните значение своей пословицы или поговорки.

    Придумайте, как можно проиллюстрировать вашу пословицу: сделайте фото и разместите его на своей странице сборника.

    Оформите страницу сборника “Золотые россыпи” или “Мудрость поколений” в соответствии с требованиями.

    Проверьте свою работу. Бланк Проверь себя в сборнике “Золотые россыпи”

    Выполните взаимопроверку страниц сборника.

    Кратко напишите об итогах проверки в таблицу "Собираем туесок", например: "Молодцы!", или "Все верно!", или "Поправьте изображение" и др. Добавьте ссылку на бланк взаимооценки. Бланк взаимооценивания слайда в сборнике “Мудрость поколений”. Бланк взаимооценивания слайда  в сборнике “Золотые россыпи”

    После окончания работы ответьте на вопрос: “Когда нам помогают пословицы и поговорки?” на форуме

    Грибок “Скороговорки”

    Грибок “Потешки, пестушки, прибаутки, колыбельные песни”

    Грибок “Считалки”

     3 ЭТАП. ЗАИГРАЙ-РУЧЕЙ

    Выбор капельки для исполнения. Далее каждая команда действует в соответствии с выбранной тематикой

    Капелька “Скороговорки”

    изготовление эстафетной палочки по инструкции

    подбор скороговорок для рассказывания по одной скороговорке на человека (возможно использовать стенд, созданный во 2 этапе)

    разучивание скороговорок по плану, репетиция

    запись видеоролика

    публикация видеоролика на YouTube

    загрузка ссылки в Safeshare.tv (делаем ссылку безопасной для детского просмотра)

    Капелька “Колыбельные песни”

    Капелька “Небылицы”

    4 ЭТАП. СОЧИНЯЙ-ПОЛЯНА

    Выбор цветка для сбора.

    Цветок “Загадки”

    Совместный поиск загадок к отгадкам “солнце”, “земля”, “ветер”

    анализ загадок по плану

    вывод о принципах построения загадки

    знакомство с планом написания загадки

    сочинение загадки (ИРЛ)

    рисование иллюстрации к загадке

    оформление листа своей загадки в “Первоклассной книге загадок”

    Цветок “Небылицы”

    Чтение и изучение небылиц, собранных в видеоколлекции ”Небывальщина да неслыхальщина”

    анализ небылиц по плану

    вывод о принципах построения небылиц

    составление задания для другой команды (история из 4 предложений)

    получение задания для работы от команды-партнера

    трансформация истории в небылицу

    оформление листа своей небылицы в книге “Не может быть!”

    ПОРА ПРОЩАТЬСЯ

    Подведение итогов проекта

    Написание синквейнов “Кладовая мудрости” по плану

    Подведение итогов. Выдача сертификатов.

    Вручение сертификатов участникам


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на педагогическом совете «Организация проектной деятельности в начальной школе»

    В данном выступлении представлены практические материалы по организации проектной деятельности младших школьников...

    Выступление на районной августовской конференции педагогических работников по теме: "Опыт работы по ФГОС НОО: первые итоги, проблемы и перспективы".

    Выступление на районной августовской конференции педагогических работников по теме: "Опыт работы по ФГОС НОО: первые итоги, проблемы и перспективы"....

    Статья на тему: «Организация проектной деятельности обучающихся во внеурочной деятельности, как условие формирования самостоятельной активности младших школьников» (Из опыта работы)

    Из этой статьи вы узнаете,как надо организовать проектную деятельность  на занятиях по внеурочной деятельности,формируя самостоятельную активность младших школьников,работая по практическим пособ...

    Психолого-педагогические основы организации проектной деятельности школьников.

    На современном этапе развития общества, характеризующимся изменениями во всех его сферах, особенно остро стоят вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения. Поиск новых средств и методов форм...

    « Организация проектной деятельности обучающихся в условиях ГПД»

    Доклад на тему: " Организация проектной деятельности обучающихся в условиях ГПД "...

    Материалы республиканской научно-практической заочной конференции. Педагогическая диагностика особенностей и возможностей личности школьника в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.

    Педагогическая диагностика – область деятельности учителя, в содержание которой входит целенаправленное изучение  особенностей и возможностей личности учащегося с целью оптимального решения...

    Проект по окружающему миру по теме: «Свойство воды», проведенный в 3 классе в рамках работы педагогической мастерской «Организация проектной деятельности обучающихся»

    Идея исследовательской работы «Свойство воды», возникла у учеников после очередного урока по окружающему миру. У класса возникли вопросы: какая же она – вода? Какими свойствами облад...