Почемучки
календарно-тематическое планирование (3 класс)

Калкндарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp.docx18.82 КБ
Файл pochemuchki_rabochaya.docx31.44 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

   

     Календарно-тематическое планирование начального общего образования по курсу внеурочной деятельности «Почемучки» на 2018-2019 учебный год составлено на основе рабочей программы по внеурочной деятельности «Почемучки» для обучающихся 3-х классов утвержденной приказом МБОУ ЦО № 6 от 01 августа 2018 года №26 «Об утверждении рабочих программ».

    Рабочая программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности «Почемучки» для учащихся 3-х классов рассчитана на 34 часа в год (1 час  в неделю, 34 учебные недели)

   Календарно-тематическое планирование для 3А класса составлено на 34 часа, для 3Б класса на 34 часа.

   

Календарно- тематическое планирование

«Почемучки» для 3А класса

урока

Тема урока

Дата проведения урока  

Примечание

По плану

Фактически

1

Интеллектуальная разминка

03.09

2

Числовой  конструктор

10.09

3

Геометрия вокруг нас

17.09

4

Волшебные переливания

24.09

5

В царстве смекалки

01.10

6

В царстве смекалки

08.10

7

Шаг в будущее

15.10

8

Спичечный  конструктор

22.10

9

Спичечный конструктор

05.11

10

Числовые головоломки

12.11

11

Интеллектуальная разминка

19.11

12

Интеллектуальная разминка

26.11

13

Математические фокусы

03.12

14

Математические игры

10.12

15

Секреты чисел

17.12

16

Математическая копилка

24.12

17

Математическое путешествие

14.01

18

Выбери маршрут

21.01

19

Числовые головоломки

28.01

20

В царстве смекалки

04.02

21

В царстве смекалки

11.02

22

Мир занимательных задач

18.02

23

Геометрический калейдоскоп

25.02

24

Интеллектуальная разминка

04.03

25

Разверни листок

11.03

26

От секунды до столетия

18.03

27

От секунды до столетия

01.04

28

Числовые головоломки

08.04

29

Конкурс смекалки

15.04

30

Это было в старину

22.04

31

Математические фокусы

29.04

32

Энциклопедия математических развлечений

06.05

33

Энциклопедия математических развлечений

13.05

34

Математический лабиринт

20.05

Календарно- тематическое планирование

«Почемучки» для 3Б класса

урока

Тема урока

Дата проведения урока  

Примечание

По плану

Фактически

1

Интеллектуальная разминка

03.09

2

Числовой  конструктор

10.09

3

Геометрия вокруг нас

17.09

4

Волшебные переливания

24.09

5

В царстве смекалки

01.10

6

В царстве смекалки

08.10

7

Шаг в будущее

15.10

8

Спичечный» конструктор

22.10

9

Спичечный» конструктор

05.11

10

Числовые головоломки

12.11

11

Интеллектуальная разминка

19.11

12

Интеллектуальная разминка

26.11

13

Математические фокусы

03.12

14

Математические игры

10.12

15

Секреты чисел

17.12

16

Математическая копилка

24.12

17

Математическое путешествие

14.01

18

Выбери маршрут

21.01

19

Числовые головоломки

28.01

20

В царстве смекалки

04.02

21

В царстве смекалки

11.02

22

Мир занимательных задач

18.02

23

Геометрический калейдоскоп

25.02

24

Интеллектуальная разминка

04.03

25

Разверни листок

11.03

26

От секунды до столетия

18.03

27

От секунды до столетия

01.04

28

Числовые головоломки

08.04

29

Конкурс смекалки

15.04

30

Это было в старину

22.04

31

Математические фокусы

29.04

32

Энциклопедия математических развлечений

06.05

33

Энциклопедия математических развлечений

13.05

34

Математический лабиринт

20.05



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Почемучки» для учащихся 1-4-х классов составлена на основе «Занимательная математика» Е.Э Кочурова. Сборник программ внеурочной деятельности, авторы Н.Ф. Виноградовой. — М. : ВентанаГраф, 2011года.Программа рассчитана на 1 года обучения. Курс включает одно занятие в неделю, 3  классы по 34 занятия за учебный год.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

— развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

—развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

—   воспитание чувства справедливости, ответственности;

— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Предметными результатами изучения данного факультативного курса являются:

       - делать умозаключения из двух суждений, сравнивать,  устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий;

- находить однокоренные слова, решать задачи, раскодировать слова; отгадывать и составлять ребусы,  по значениям разных признаков;

- находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков,  решать задачи на логику;

- называть противоположные по смыслу слова; решать задачи,  решать задачи на смекалку;

- работать с толковым словарём;

- уметь измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;

- узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;

- узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;

- решать ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание).

Метапредметные результатами изучения данного факультативного курса являются:

 - сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

- применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; 

-  осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом;

- анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Содержание курса (3 класс)

Тема 1. Интеллектуальная разминка

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

Тема 2. Числовой» конструктор

Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью комплектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, … , 90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900.

Тема 3. Геометрия вокруг нас

Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников.

Тема 4. Волшебные переливания Задачи на переливание.

Темы 5–6. В царстве смекалки

Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

Тема 7. «Шаг в будущее»

Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты и мозаики» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Темы 8–9. «Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.

Тема 10. Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

Темы 11–12. Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

Тема 13. Математические фокусы

Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4, … , 15.

Тема 14. Математические игры

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000», «Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» (по выбору учащихся).

Тема 15. Секреты чисел

Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30) тремя одинаковыми цифрами.

Тема 16. Математическая копилка

Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.

Тема 17. Математическое путешествие

Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; второй — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый — прибавляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются. Взаимный контроль.

1-й раунд: 640 – 140 = 500 500 + 180 = 680  680 – 160 = 520   520 + + 150= 670

Тема 18. Выбери маршрут

Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России, города-герои и др.

Тема 19. Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

Темы 20–21. В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

Тема 22. Мир занимательных задач

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недо стающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи:

СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

Тема 23. Геометрический калейдоскоп

Конструирование многоугольников из заданных элементов.

Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе.

Тема 24. Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

Тема 25. Разверни листок

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

Темы 26–27. От секунды до столетия

Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки?

Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников.

Тема 28. Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (какуро).

Тема 29. Конкурс смекалки

Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки.

Тема 30. Это было в старину

Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач.

Работа с таблицей «Старинные русские меры длины»

Тема 31. Математические фокусы

Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения.

Темы 32–33. Энциклопедия математических развлечений

Составление сборника занимательных заданий. Использование разных источников информации (детские познавательные журналы, книги и др.).

Тема 34. Математический лабиринт

Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».

Формы подведения итогов реализации курса

Способы проверки знаний и умений:

— моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;

—конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». 

Универсальные учебные действия

— проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

— выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

—анализировать расположение деталей ( треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;

— составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;

—выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

— объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

— анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

—моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;

— осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля:

сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Тематическое планирование

№ п/п

Раздел/тема

Кол-во часов, предусмотренных на изучение раздела/темы примерной или авторской программой

Кол-во часов, предусмотренных на изучение раздела/темы Рабочей программой

1.

Интеллектуальная разминка

2.

Числовой  конструктор

3.

Геометрия вокруг нас

4.

Волшебные переливания

6.

В царстве смекалки

7.

Шаг в будущее

8

Спичечный» конструктор

9

Числовые головоломки

10

Интеллектуальная разминка

11

Математические фокусы

12

Математические игры

13

Секреты чисел

14

Математическая копилка

15

Математическое путешествие

16

Выбери маршрут

17

Числовые головоломки

18

В царстве смекалки

19

Мир занимательных задач

20

Геометрический калейдоскоп

21

Интеллектуальная разминка

22

Разверни листок

23

От секунды до столетия

24

Числовые головоломки

25

Конкурс смекалки

26

Это было в старину

27

Математические фокусы

28

Энциклопедия математических развлечений

29

Математический лабиринт

Итого:

34 ч.

34 ч.

 

Учебно-тематический план

№ п\п

Тема занятия

Кол-во часов

Виды внеурочной деятельности учащихся

1

Интеллектуальная разминка

1

Знакомство с курсом «Почемучки».

2

Числовой  конструктор

1

Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью комплектов 

3

Геометрия вокруг нас

1

Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников.

4

Волшебные переливания

1

Задачи на переливание.

5

В царстве смекалки

1

Решение нестандартных задач (на «отношения»).

6

В царстве смекалки

1

Решение нестандартных задач (на «отношения»).

7

Шаг в будущее

1

Игры: «Крестики-нолики », «Морской бой» и др., конструкторы «Монтажник», «Строитель»

8

Спичечный» конструктор

1

Построение конструкции по заданному образцу. 

9

Спичечный» конструктор

1

Построение конструкции по заданному образцу. 

10

Числовые головоломки

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. 

11

Интеллектуальная разминка

1

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры 

12

Интеллектуальная разминка

1

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры 

13

Математические фокусы

1

Порядок выполнения действий в числовых выражениях 

14

Математические игры

1

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000»

15

Секреты чисел

1

Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. 

16

Математическая копилка

1

Составление сборника числового материала, взятого из жизни для составления задач.

17

Математическое путешествие

1

Вычисления в группах

18

Выбери маршрут

1

Единица длины километр. Составление карты путешествия

19

Числовые головоломки

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа.

20

В царстве смекалки

1

Сбор информации и выпуск математической газеты

21

В царстве смекалки

1

Сбор информации и выпуск математической газеты

22

Мир занимательных задач

1

Задачи со многими возможными решениями

23

Геометрический калейдоскоп

1

Конструирование многоугольников из заданных элементов. Конструирование из деталей танграма

24

Интеллектуальная разминка

1

Работа в «центрах» деятельности

25

Разверни листок

1

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

26

От секунды до столетия

1

Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век

27

От секунды до столетия

1

Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век

28

Числовые головоломки

1

Решение и составление ребусов, загадок, содержащих числа.

29

Конкурс смекалки

1

Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки.

30

Это было в старину

1

Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др.

31

Математические фокусы

1

Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число.

32

Энциклопедия математических развлечений

Составление сборника занимательных заданий.

33

Энциклопедия математических развлечений

1

Составление сборника занимательных заданий.

34

Математический лабиринт

1

Итоговое занятие -открытый интеллектуальный марафон.

Календарно - тематическое планирование  

урока

Тема урока

Дата проведения урока  

Примечание

По плану

Фактически

1

Интеллектуальная разминка

03.09

2

Числовой  конструктор

10.09

3

Геометрия вокруг нас

17.09

4

Волшебные переливания

24.09

5

В царстве смекалки

01.10

6

В царстве смекалки

08.10

7

Шаг в будущее

15.10

8

Спичечный» конструктор

22.10

9

Спичечный» конструктор

05.11

10

Числовые головоломки

12.11

11

Интеллектуальная разминка

19.11

12

Интеллектуальная разминка

26.11

13

Математические фокусы

03.12

14

Математические игры

10.12

15

Секреты чисел

17.12

16

Математическая копилка

24.12

17

Математическое путешествие

14.01

18

Выбери маршрут

21.01

19

Числовые головоломки

28.01

20

В царстве смекалки

04.02

21

В царстве смекалки

11.02

22

Мир занимательных задач

18.02

23

Геометрический калейдоскоп

25.02

24

Интеллектуальная разминка

04.03

25

Разверни листок

11.03

26

От секунды до столетия

18.03

27

От секунды до столетия

01.04

28

Числовые головоломки

08.04

29

Конкурс смекалки

15.04

30

Это было в старину

22.04

31

Математические фокусы

29.04

32

Энциклопедия математических развлечений

06.05

33

Энциклопедия математических развлечений

13.05

34

Математический лабиринт

20.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почемучки

Почемучки...

Программа кружка "Почемучка"

Программа кружка по исследовательской деятельности  младших школьников...

"Знайкины посиделки" занятие кружка "Почемучка" (исследователи)

Цель: развивать познавательную активность детей в игровой форме, познакомить с этапами, формами и методами научного исследования. ...

Журнал Почемучки

Всё самое интересное из жизни класса....запечатлено в этом журнале.Пока выпуски №1№2...

Журнал Почемучки №3

Начальная школа - пора золотая!...

рабочая программа по внеурочной деятельности "Почемучка"

Программа по внеучебной деятельности "Почемучка" составлена в соответствии с требованиями ФГОС для 2 класса на основе программы "Учись учиться" Е.В.Языкановой. Цель программы: развитие логики, познава...

Интеллектуальная игра "Почемучки"

Занимательный материал для внеурочной деятельности по математике для учащихся 1-2 классов....