Особенности младшего школьного возраста
консультация

Удальцова Елизавета Михайловна

Основные новообразования младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mladshiy_shkolnyy_vozrast.docx25.49 КБ

Предварительный просмотр:

Младший школьный возраст – это особый период жизни ребёнка, который исторически выделился недавно. Он наиболее глубоко и содержательно представлен в работах Д.Б Эльконина, В.В. Давыдова, их сотрудников и последователей (Л.И. Айдаровой, А.К. Дусавицкого, А.К. Марковой,         Ю.А. Полуянова,  В.В. Репина, В.В. Рубцова, Г.А. Цукерман и др.). Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в деятельности ребёнка, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими. Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. В это время быстро развивается психика ребенка[11]. Таким образом, переход к школьному обучению олицетворяет собой форменное изменение содержания и процесса усвоения знаний. Усвоение принимает новую форму – форму учебной деятельности. Учебная деятельность с самой важной стороны характеризует вполне определенный период психического развития ребенка – период, относящийся к его младшему школьному возрасту. Т.В. Габай дает следующее определение учебной деятельности: «Учебная деятельность – это деятельность, преднамеренно направленная на приобретение опыта одним из ее участников»[8]. Термин «учебная деятельность» не следует отождествлять с термином «учение». Дети учатся в самых разных видах деятельности (в игре, в труде, при занятиях спортом и т.д.). Учебная же деятельность имеет свое особое содержание и строение. Её необходимо отличать от других видов деятельности, выполняемых детьми, как в младшем школьном возрасте, так и в других возрастах.

Заслуживает особого внимания вопрос о содержании понятия «учебная деятельность» с точки зрения того типа социального опыта, который в ней усваивается. Здесь есть различные мнения. Так понятие учебной деятельности, используемое В.В. Давыдовым и его сотрудниками, ограничивается ситуациями усвоения обобщенных теоретических знаний и соответствующих им способов деятельности: «В процессе учебной деятельности как ведущей в младшем школьном возрасте дети воспроизводят не только знания и умения, соответствующие основам форм общественного сознания (науки, искусства, морали, права), но и те исторически возникшие способы, которые лежат в основе теоретического сознания и мышления –   рефлексию, анализ, мыслительный эксперимент. Иными словами, содержанием учебной деятельности являются теоретические знания»[3].

В целом за время обучения ребенка в начальном звене школы у него должны сформироваться следующие качества: производительность, рефлексия, мышление в понятиях; он должен успешно освоить программу; у него должны быть сформированы основные компоненты деятельности.

Самоконтроль относится к числу обязательных признаков сознания и самосознания человека. Он выступает как условие адекватного психического отражения человеком своего внутреннего мира и окружающей объективной реальности. Именно младший школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования самоконтроля.

Самоконтроль – осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Появление и развитие самоконтроля определяется требованиями общества к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию, процесс[7]. Всякая полноценная деятельность состоит из трех частей: ориентировочной, исполнительной и контрольной. В последней из них устанавливается обратная связь в системе учитель – ученик, позволяющая регулярно получать информацию, используемую для определения качества усвоения учащимися учебного материала, современного диагностирования и корректирования их знаний, умений и навыков. Отсутствие контрольной части, по мнению Л.М. Фридмана, превращает учебную деятельность в случайную, нерегулируемую совокупность действий, при этом теряется цель деятельности и отсутствует представление о ее достижении. Контроль может осуществляться как самим действующим субъектом, т.е. учеником, так и другим субъектом, который взаимодействует с данным в их совместной деятельности. В этой связи различают три типа контроля:

– внешний контроль учителя за деятельностью обучающихся;

– взаимный контроль обучающихся;

– самоконтроль.

Они взаимосвязаны между собой, так как внешний контроль, при целенаправленной работе учителя, способствует развитию взаимо- и самоконтроля[9].

Самоконтроль - это социально опосредованное явление, присущее только человеку как общественному существу. Самоконтроль является условием адекватной, целенаправленной, интегрированной психики. Самовоспитание и самосовершенствование личности, обучение и профессиональная деятельность, поведение в обществе предполагают непременную включенность в них самоконтроля. Самоконтроль относится к числу обязательных признаков сознания и самосознания человека. Он выступает как условие адекватного психического отражения человеком своего внутреннего мира и окружающей его объективной реальности[10]. Самоконтроль является одним из неотъемлемых компонентов процессов самоуправления (саморегулирования) систем различной качественной природы, среди которых человек представляет собой пример живой и высшей степени сложной системы. В последние годы проблема самоконтроля все больше становится предметом психологических и педагогических исследований. По нашему мнению это обусловлено тем, что самоконтроль является одним из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность обучающихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Формирование учебной деятельности рациональнее всего начинать с формирования самостоятельного контроля[19].

Как и любая деятельность, самоконтроль имеет свою структуру.

К структурным элементам самоконтроля Н.Д.Левитов относит:

1.Внимание к результатам своей работы, ее условиям, приемам.

2.Наблюдение за ходом работы по ее показателям: скорости, точности применяемых приемов и т.д.

3.Мыслительные операции: прежде всего анализ результатов наблюдения, установление причинной зависимости имеющихся недостатков от внешних условий и от самого человека.

4.Точная и своевременная реакция на подмеченные недостатки в работе, выражающаяся в их исправлении.

Ребенок появляется на свет как биологическое существо, для которого не характерны социальные формы регуляции поведения. Первоначально движущим механизмом активности младенца выступают исключительно его собственные элементарные побуждения и потребности. Их удовлетворение находится в руках взрослых, и ребенок лишь способен заявлять о своих побуждениях в форме простейших реакций (плач, крик, двигательная активность). Развитие ребенка состоит в освоении им целесообразных практических действий, посредством которых он обретает возможность самостоятельного удовлетворения своих отдельных потребностей. Этот процесс осуществляется в общении с взрослыми, под его непосредственным руководством. Взрослый направляет и регулирует действия ребенка, демонстрирует подлежащие усвоению образцы поведения, осуществляют оценку и контроль. Механизмы контроля сначала выступают для ребенка как внешние, существующие независимо от него. В результате многократных повторений ребенок осваивает причинно-следственную природу человеческой деятельности, постепенно обретает способность предвидеть результаты того или иного шага. Со временем этот предвосхищаемый результат становится самостоятельным и достаточным регулятором активности[7].

В обстановке избыточных и излишне строгих ограничений, характерной для авторитарного воспитания, внешние требования воспринимаются как враждебные и чуждые; не происходит их присвоения в качестве собственных, внутренне присущих человеку норм. При этом формирование способности к самоконтролю затруднено; ребенок не только не стремится усвоить социальные нормы; но, демонстрируя следование им из страха наказания, пытается при любой возможности их обойти. Поэтому ситуация тотального внешнего контроля приводит к негативному результату: у ребенка не формируется способность к самостоятельной нравственной оценке.

Другой нежелательный вариант воспитательной стратегии - так называемый попустительский стиль, когда побуждения ребенка недостаточно регулируются старшими. В этих условиях ребенок не имеет возможности освоить механизмы саморегуляции и самоограничения. Оптимальная воспитательная стратегия состоит в поэтапном разграничении контрольных оценивающих функций взрослого и ребенка. Задача взрослого - соразмерно с темпом формирования этой способности переложить на ребенка права и обязанности по регуляции собственного поведения. На каждом возрастном этапе соотношение внешней и внутренней регуляции меняется, пока человек не достигает способности полностью самостоятельно оценивать направлять свое поведение. Достижение этой способности отчасти и знаменует собой наступление психологической и социальной зрелости. В условиях современного мира формирование навыков самоконтроля у ребёнка занимается не только семья, но и школа, отсюда следует, что роль учебной деятельности в данном процессе не маловажна.

Итак, проанализировав все факторы, влияющие на ребёнка, способствующие снижению уровня самоконтроля следует выяснить какова роль учебной деятельности в формировании предпосылок зарождения данного вида умений.

1.2 Роль учебной деятельности в формировании умений самоконтроля

Понятие учебная деятельность и его практическая значимость тесно связаны с формированием умений, а в последствии и навыков самоконтроля у обучающихся.  Существует ряд точек зрения, рассматривающих это понятие не всегда одинаково.

  По мнению Г.А. Собиевой, под самоконтролем надо понимать умение критически отнестись к своим поступкам, действиям, чувствам и мыслям, регулировать свое поведение и управлять им. Н.И. Кувшинов, внесший большой вклад в разработку психологических вопросов самоконтроля в трудовой деятельности, определяет его как сознательное регулирование и планирование деятельности на основе анализа происходящих в предмете труда изменений, позволяющее, в конечном счете, достичь поставленной цели. А.С. Лында трактует самоконтроль как компонент самосознания, который включает в себя самосознание и саморегулирование человеком своей деятельности и поведения. По его мнению, действия по самоуправлению, а именно самооценка, корректирование и усовершенствование своей деятельности и поведения составляют основу самоконтроля личности. Он возражает против такого понимания самоконтроля, в содержание которого не входит активное участие личности в регулировании и исправлении своей деятельности, поведения. Эта позиция в понимании функции самоконтроля, которой придерживается ряд исследователей, предполагает включение в нее собственно процессов планирования, управления, регулирования и коррекции.  Но при всем разнообразии определений в это понятие обязательно входит такой признак, как сопоставление своего действия – его хода, или его результата, или того и другого вместе с эталоном, образцом. В одних случаях под образцом понимают заданный результат действия, в других – образцом является сам порядок выполнения основного действия, содержания и последовательность его операций[11]. Необходимость формирования самоконтроля для успешного выполнения деятельности признается всеми исследователями. Во всех работах также утверждается, что самоконтролю следует обучать специально. Как и понятие самоконтроля, его функции в психолого- педагогической литературе трактуются по-разному. В ряде работ самоконтроль рассматривается в узком плане, как способ фиксации состояния выполняемой работы и установления ее качества, как самооценка деятельности, поведения. Регулирование и усовершенствование своих действий и их результатов в процесс самоконтроля не включается.  Под самоконтролем понимается критическое отношение обучающихся к своему поведению, своим действиям и действиям товарищей. Отнесение к самоконтролю только функций регистрации состояния выполненной работы и оценки своей деятельности, поведения (на основе ранее усвоенного образца), без активного участия личности в их регулировании и исправлении нельзя признать правильным. Отсутствие коррекции неизбежно приводит к незавершенности самоконтроля, снижению его эффективности и остроты самооценки. Поэтому в самоконтроль следует включать не только оценочную функцию, но и регулирование учащимися своей деятельности и поведения, исправление и обнаружение ошибок, и внесение корректив, рационализацию и усовершенствование выполняемой работы. Включенные в содержание самоконтроля контрольно-оценочная и регулировочная функции относятся не только к процессу и результату выполняемой работы, но и к ее планированию.

С помощью самоконтроля человек учится управлять своей деятельностью и поведением, корректировать осуществление намеченного плана действий, воздерживаться от нежелательных действий, неправильных поступков.

В начальных классах начинают закладываться способы учебной работы, приемы действий, которыми дети будут пользоваться в дальнейшем. Занимаясь разработкой технологических приемов развития самоконтроля у детей на уроках в начальной школе, выявлено, что ученик владеет самоконтролем, если ребёнок:

умеет сознательно подчинять свои действия заданному комплексу требований (правилу);

изменять (сохранять) состав действий в изменившихся условиях деятельности,

планировать состав действий, определяя субъективные трудности;

сравнивать действия с образцом, заданным учителем;

умеет самостоятельно находить ошибки,

анализировать причины неправильного решения познавательной задачи и устранять их; и т.д. [2].

Самоконтроль в психологии и поведении может осуществляться исключительно на сознательной основе[1].

Желая избавиться от отрицательных своих качеств, человек намечает цель, планирует и контролирует шаги на пути ее достижения. Всё это - сознательные процессы. Как правило, человек осознает определенные свои способности и интересы, черты характера, мысли и чувства, реакции на обстоятельства жизни. Всем этим, в принципе, он может управлять.

Для того чтобы изменить себя, собственных усилий недостаточно, тем более, если речь идет о формировании самоконтроля у младших школьников[26]. Для этого нужна помощь окружающих, в том числе и учителей, так как со стороны легче контролировать происходящие изменения в поведении человека.

Систематическая и целенаправленная работа по формированию самоконтроля оказывает положительное влияние на усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, стимулирует творческую активность и самостоятельность мышления обучающихся, и их мотивацию к учению. Самоконтроль укрепляет волю и дух, обеспечивает удержание себя в рамках принятых и внутренне одобренных правил[28]. Он способствует развитию характера в ходе выполнения домашнего задания. Из школы ребенок приходит уставший, и ему естественно хочется отдохнуть. Кроме того, по возвращении домой возникает много других, отвлекающих от учения дел: посмотреть телепередачу, погулять, пообщаться с друзьями, поиграть или просто лечь и немного поспать. Для того чтобы в ходе выполнения домашнего задания укреплялся характер ребенка, необходимо: во-первых, приучать его делать домашнее задание сразу же по возвращении из школы домой или спустя короткое время после отдыха. Во-вторых, начинать выполнение домашнего задания с самых трудных учебных предметов. В-третьих, научиться контролировать себя, всегда тщательно проверять правильность выполнения домашнего задания. Следование этим правилам самоконтроля наверняка будет способствовать развитию волевых и деловых черт характера у ребенка.

Ощущение потребности в самоконтроле и самоанализе начинает проявляться в подростковом возрасте и тогда появляется нужда в тактичной педагогической помощи взрослых. Если такая помощь со стороны педагогов и взрослых была организована ранее, на начальных этапах развития и обучения ребенка, то в подростковый период самоконтроль и самодисциплина позволяет подросткам более сознательно строить свою жизнь и контролировать себя, принимая то или иное решение или какое-либо действие[26]. Овладение способами самоконтроля не только активизирует процесс учения, расширяя возможности усвоения, но и приводит к качественно новым формам активности, которая выступает как самостоятельная активность ученика в виде самоорганизации, что непосредственно влияет на воспитание личности ученика, определяя его самосознание, отношение к себе, сверстникам и окружающему миру.

Самоконтроль является составной частью всех видов учебной деятельности и осуществляется на всех этапах ее выполнения. Он выключает в себя чувственные, умственные и двигательные компоненты деятельности, позволяющие учащемуся на основе поставленной цели, намеченного плана и усвоенного образца следить за своими действиями, результатами этих действий и сознательно регулировать их. При этом в ходе самоконтроля оценивается целесообразность и эффективность самого процесса выполнения работы, намеченного плана и уже осуществленного регулирования. Первоначально дети могут контролировать себя лишь по готовым образцам, предъявленным учителем. Контроль направлен на основное действие как на свой объект, естественно, только следует за ним. Самопроверка на основе имеющихся знаний становится доступной детям позже, когда накапливается определенный фонд хорошо закрепленных приемов и операций. Контроль начинает все больше совпадать с основным действием и, наконец, даже опережать его. Изменения самоконтроля проявляются и в том, что первоначально он направлен на результат деятельности и лишь постепенно вырабатывается умение контролировать и сам процесс деятельности. Изменяется самоконтроль и в другом отношении: меняется содержание контролируемых действий. В соответствии с уровнем сформированности действия контроля выделяют несколько видов самоконтроля. Как правило, в учебной деятельности преобладает контроль по результату или так называемый итоговый контроль[29]. Это первоначальная и простейшая форма самоконтроля, которая осваивается учащимися. Его функция состоит в сличении результата с заданным образцом, т.е. совершается проверка. В процессе проверки дети убеждаются, что ответ удовлетворяет всем исходным условиям, в противном случае решение проведено неверно. Так, для того, чтобы проконтролировать правильность арифметического действия, ученикам рекомендуется проверить его другим действием: сложение – вычитанием, деление – умножением и т.д. Таким образом, проверяется не правильность проведения отдельных операций и их последовательность, а полученный результат. Существует две точки зрения на уместность проведения контроля по результату. Эрдниев П. М. считает, что «проверка ответов любых упражнений всегда связана с творческим отношением решающего к содержанию задачи. При проверке смысловые связи выступают в новом сочетании, в новой последовательности, а запас знаний используется в иных связях и опосредованиях составляющих его элементов. Поэтому, проверяя решение того или иного упражнения, учащиеся активно повторяют ранее изученный материал»[4]. Противоположной точки зрения придерживаются Л. В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и некоторые другие исследователи. Они считают, что такая форма самоконтроля, как контроль по результату не затрагивает процессуальной стороны деятельности. Последовательность и полнота проделанных учащимися операций остаются вне этого контроля. Он имеет смысл только в том случае, когда он возвращается к контролю по процессу, а это встречается только тогда, когда учащийся совершил ошибку. Но и в этом случае гораздо целесообразнее вернуть ученика к развернутому действию и процессуальному пооперационному контролю. Нам более близка эта точка зрения. Мы считаем, что контроль по результату целесообразно использовать на начальном этапе формирования самоконтроля, а затем постепенно переходить к другим его видам[27]. Функция пооперационного контроля состоит в выявлении полноты, правильности и последовательности произведенных действий. Этот вид контроля в психологической литературе определяется как пошаговый. Он в первую очередь обращает внимание обучающихся на способ осуществляемого ими действия. Еще более сложной формой контроля является предваряющий (прогнозирующий) контроль, дающий учащемуся как субъекту деятельности возможность предвосхищать результаты еще не осуществленного действия. Проигрывая во внутреннем плане последовательность действий, необходимых для решения учебной задачи, прогнозируя возможные результаты деятельности, учащиеся с помощью этой формы контроля могут выделить наиболее трудные этапы решения учебной задачи, наметить пути своего совершенствования. Этот вид контроля несет на себе функцию «определения учащимися общей стратегии учебной деятельности». Классификация самоконтроля проводится также на основе других признаков. По входящим в него элементам различают самоконтроль констатирующий и корректирующий; по способам получения информации о протекании выполняемой операции – непосредственный и опосредованный контроль; по типу, какие органы чувств участвуют в оценке выполняемой операции, выделяют мышечно-двигательный, зрительный, слуховой, комбинированный[14].

Существует также классификация самоконтроля по формам организации работы обучающихся. Остановимся на ней подробнее. Согласно этой классификации, самоконтроль делится на фронтальную, индивидуальную и взаимную проверки. При фронтальной проверке проводится коллективный разбор правильности написанного текста, выполненного упражнения, задачи, решенной в классе или дома, изготовленного изделия и т.д. В ходе этой проверки учащиеся разбирают допущенные ошибки, их причины и пути устранения, знакомятся со способами реализации самоконтроля, обсуждают и оценивают предложения своих товарищей по исправлению ошибок. Такая форма является наиболее простой и применяется, как правило, для начального обучения обучающихся самоконтролю. Взаимный контроль проводится при проверке письменных и графических работ, изделий и т.д., а также при рецензировании устных ответов и сообщений[33]. Учащиеся обмениваются работами, и каждый из них выступает в роли рецензента. Они должны отметить допущенные их товарищем ошибки, объяснить их причины, способы исправления и предупреждения при выполнении аналогичной работы. Взаимный контроль позволяет углубить знания и умения обучающихся, способствует развитию внимания, ответственного отношения к делу, формированию навыка самоконтроля. Это более высокая форма действия контроля, представляющая собой средство обучения обучающихся самоконтролю. К индивидуальному контролю относятся все виды самоконтроля, проводимого по этапам выполняемой деятельности[31]. Это основная и самая сложная форма самоконтроля. Каждый выполняет все его элементы самостоятельно[19]. Ответственным моментом в обучении обучающихся самоконтролю является уяснение цели деятельности и ознакомление с образцами, по которым они будут сравнивать применяемые способы выполнения работы и полученные результаты. Очень важно с самого начала дать учащимся исчерпывающие указания о правильном выполнении предстоящей работы и ознакомить их с образцами для сличения[32]. Проблемы самоконтроля и его формирования у младших школьников различными авторами трактуются по-разному. Некоторые из них считают, что представления о самоконтроле имеются уже у школьников 1 – 2 классов. Однако привычки к регулярному его проведению у них еще нет (Г.А. Собиева, И.Н. Марголин, А.К. Сердюк). Другие считают, что «собственно контроль становится возможен лишь к концу второго года обучения». В некоторых работах (С.П. Тищенко, К.П. Мальцева, Н.А. Романова и др.) отмечается, что у обучающихся 1 – 2 класса самоконтроля нет совсем или же он крайне незначителен. Формирование самоконтроля – длительный процесс, он предполагает постоянное предъявление к учащимся определенных требований. «Приемы проведения самоконтроля школьники усваивают с трудом, т.к. они еще не владеют достаточным объемом знаний и умений и способами их усвоения. Все учебные задания они выполняют под руководством педагога. Самостоятельность в работах у них развита слабо. Это в значительной степени относится к учащимся 3 – 5 класса. Поэтому главное внимание должно быть обращено на обучение школьников. По мере роста знаний и умений у школьников будет развиваться и самоконтроль»[12]. Мы не согласны со сторонниками этой точки зрения.  

Самоконтроль – это компонент учебной деятельности, но даже при наличии соответствующих предпосылок учебная деятельность возникает у ребенка не сразу. Ребенок, только что пришедший в школу, хотя и начинает обучаться под руководством учителя, но еще не умеет учиться[24]. Учебная деятельность формируется в процессе обучения под руководством учителя. Ее формирование выступает важнейшей задачей обучения – задачей не менее важной, чем усвоение знаний, умений и навыков. Таким образом, обучение самоконтролю является одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальной школы. Самоконтроль – одно из главных условий успешного обучения обучающихся. Развитие самоконтроля в учебной деятельности у младших школьников подчиняется определенным закономерностям. В начале обучения в школе овладение самоконтролем выступает для детей как самостоятельная форма деятельности, внешняя по отношению к основной задаче[34]. И только постепенно, благодаря многократным и постоянным упражнениям в его осуществлении, самоконтроль превращается в необходимый элемент учебной деятельности, включенный в процесс его выполнения.

Психологи Репкина Г.В. и. Зайка Е. В разработали уровни сформированности действия самоконтроля, которые помогут учителю в обобщении накапливающихся у него сведений о каждом ученике, получаемых во время проведения различных по содержанию и сложности уроков, в результате анализа выполняемых учеником самостоятельных видов работ и т.д[38].

Таким образом, если учащийся владеет актуальным рефлексивным контролем, может самостоятельно обнаруживать и исправлять ошибки, отслеживать и контролировать свои действия, если он может проанализировать деятельность с точки зрения полноты ее компонентов и вычислить, каких именно звеньев не хватает в составе его умений, то можно сказать, что у учащегося происходит формирование одного из компонентов учебной деятельности, ведущей деятельности младшего школьника, - самоконтроля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности младшего школьно возраста

Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются ост...

Психологические особенности младшего школьного возраста

Психологические особенности младшего школьного возраста...

Консультация для родителей по теме "Особенности младшего школьного возраста"

Данный материал предназначен для родителей первоклассников. Использовать его можно как консультацию  или как беседу на родительских собраниях....

Статья: "Психологические особенности младшего школьного возраста"

Статья для родителей "Психологические особенности младшего школьного возраста"...

Статья: "Психологические особенности младшего школьного возраста"

Статья: "Психологические особенности младшего школьного возраста"...

О возрастных особенностях младшего школьного возраста

Знание возрастных особенностей детей помогает организовать работу с детьми...

Особенности младшего школьного возраста

•Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет, когда он проходит обучение в начальных классах, и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка — его поступлением в школу....