Программы внеурочной деятельности
рабочая программа

Лилия Азатовна Сайранова

Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Играем, решаем, думаем вместе»

Содержание рабочей программы

№ п/п

Название раздела

Стр.

1

Пояснительная записка

1-2

2

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Играем, решаем, думаем вместе»

2-4

3

Содержание программы внеурочной деятельности «Играем, решаем, думаем вместе»

4-6

4

Календарно-тематическое планирование

6-9

5

Литература

10

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Играем, решаем, думаем вместе» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Данная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, олимпиад, спортивных соревнований, поисковых исследований и т.д.

Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Отличительные особенности программы:

В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира.

Актуальность программы позволяет показать, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов, чисел, знаков. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов, развития интеллектуальных возможностей, обеспечение полноты и глубины знаний, развитие сообразительности, смекалки, побуждение к самообразованию, к эмпирической работе с информационно - справочной и научно – популярной литературой по предметам

Участники программы: учащиеся 1 класса

Цели программы: создание условий для формирования интеллектуальной активности

Задачи программы:

  • способствовать расширению кругозора
  • развивать мотивацию к познанию и творчеству
  • формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся
  • обучать младших школьников работе с различными источниками информации
  • развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу

Принципы программы:

•        Включение учащихся в активную деятельность.

•        Доступность и наглядность.

•        Связь теории с практикой.

•        Учёт возрастных особенностей.

•        Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

•        Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

На содержание программы оказали влияние следующие факторы:

•        Традиции школы.

•        Особенности возраста, класса, индивидуальности детей.

•        Месторасположение школы в посёлке.

Место курса в учебном плане

Срок реализации 1 год обучения. Общая продолжительность обучения составляет 99 часов. Занятия проводятся в учебном кабинете, 3 раза в неделю по 30 мин.

Формы и методы работы:

  • эвристическая беседа;
  • исследование;
  • проблемно-поисковые задания;
  • наблюдение;
  • лингвистические игры;
  • индивидуальные задания.

Планируемые результаты освоения программы

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

  • сравнивать предметы по заданному свойству;
  • определять целое и часть;
  • устанавливать общие признаки;
  • находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
  • определять последовательность действий;
  • находить истинные и ложные высказывания;
  • наделять предметы новыми свойствами;
  • переносить свойства с одних предметов на другие.
  • применять правила сравнения;
  • задавать вопросы;
  • находить закономерность в числах, фигурах и словах;
  • строить причинно-следственные цепочки;
  • упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
  • находить ошибки в построении определений;
  • делать умозаключения.
  • выделять свойства предметов;
  • обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
  • сопоставлять части и целое для предметов и действий;
  • описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
  • приводить примеры истинных и ложных высказываний;
  • приводить примеры отрицаний;
  • проводить аналогию между разными предметами;
  • выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
  • рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение. 

Обучающиеся научатся:

- логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;

- сравнивать предметы, понятия;

- выделять существенные признаки и закономерности предметов;

- обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;

- определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;

- концентрировать, переключать своё внимание;

- копировать, различать цвета, анализировать и удерживать зрительный образ;

- самостоятельно выполнять задания;

- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;

- решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать;

- находить несколько способов решения задач;

- работать в группе.

Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов учащихся проводится диагностика (тестирование) в начале учебного года и в конце. Оценка идет по количеству правильно выполненных заданий. Идет сравнение показателей как индивидуальных, так и в целом классного коллектива.

Формы учета знаний и умений

Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

Основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе. Предполагается участие школьников в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях; участие в предметных декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.) участие в интеллектуальных играх (КВН; Парад умников; Брейн - ринги; турниры и т.д.)

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

Ожидаемые результаты:

• Создание оптимальных условий для развития и отдыха детей, внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей.

• Расширение возможностей для творческого развития личности учащегося, реализации его интересов.

• Творческая самореализация детей; развитие творческой активности каждого ребёнка.

• Формирование навыков коллективной и организаторской деятельности.

• Психологический комфорт и социальная защищенность каждого ребенка.

• Сохранение имиджа школы как общественно-активной, развитие традиций школы.

• Формирование единого воспитывающего пространства.

• Развитие ученического самоуправления на всех уровнях.

• Активное, массовое участие в реализуемых целевых программах и проектах различного уровня.

• Использование потенциала открытого образовательного пространства.

• Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве.

• Укрепление здоровья воспитанников;

• Укрепление связи между семьёй и школой.

Содержание программы

Название темы

Кол-во часов

Страна «Почитай - ка»

1

Пейзаж родной земли

1

Концентрируем внимание. Игра «Внимание». Совершенствование мыслительных операций. Закономерности.

1

Развитие умения решать нестандартные задачи

2

Математический КВН

1

Основной закон России и права человека

1

Задание по перекладыванию спичек

1

Древние города нашей земли

1

Наша речь и наш язык

1

Игра – викторина «Сказки А.С. Пушкина».

1

Игры «Четыре стихии», «Срисуй по клеточкам», «Лабиринт» и т.д.

1

Язык и речь. Формулы вежливости

1

Занимательная грамматика: «Лена, Наташа, Светлана и Алла - с буквы заглавной я написала».

1

Мир глазами астронома

1

Ребусы

1

Творчество Л.Н. Толстого

1

Странички для любознательных. Задачи-расчёты

1

Шуточные задачи

1

Древнерусские воины-защитники

1

Буквенные головоломки.

1

КВН «Времена года».

1

Шуточная викторина

1

Нумерация

2

Интеллектуальная игра «Обо всём на свете»

1

Игра «Цветик – семицветик»

1

Тест «Сравнение», «Алгоритм»

1

Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова

1

Планеты Солнечной системы

1

Родные поэты

1

Синонимы, антонимы, омонимы

1

Звуковые схемы слова.

1

Фразеологизмы

1

Проверочный тест

1

Величины

2

Причинно-следственные цепочки

1

Блицтурнир

1

Игра «Внимание». Анаграммы. Логически-поисковые задачи.

1

Математический диктант

1

КВН «Мы друзья природы»

1

Определение начала, конца и продолжительности события.

1

«Найди отличия», «Чем похожи», «Распредели по группам».

1

Разделительные твёрдый и мягкий знаки

2

Анаграммы, шарады.

1

Диалог. Обращение

1

Математическая эстафета

1

«Рисуй, как я».

1

Игра «что из чего получается»

1

Тренируем слуховую память. Игры «Весёлая грамматика», «Волшебные фразы». Развитие аналитических способностей.

1

Сказки любимых писателей

2

Звёздное небо – Великая книга Природы

1

КВН «Пословицы и поговорки»

1

Графический диктант

1

Мир глазами географа

1

Расшифруй сообщение.

1

Симметрия. Симметричные фигуры.

1

Проверочный тест

1

Книги о сверстниках, о школе

2

Мир глазами историка

1

Игра «что из чего получается?»

1

Необычные задачки.

1

Мир глазами эколога

1

Конкурс «Природа и мы». Проект

1

Интеллектуальная игра «Кто хочет стать миллионером»

1

Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!

1

Родной край – часть большой страны

1

Викторина «Что? Где? Когда?»

1

Игра «Незнайкин бенефис»

1

Игра «Художник»

1

Страна, открывшая путь в космос

1

Такие разные праздники

1

Страницы истории России

1

Логические упражнения. Игра «Угадай предмет».

1

Составление загадок.

1

Великая Отечественная война и Великая Победа

1

Путешествие по России

2

Герои приключенческой литературы

1

Мы – граждане России

1

Геометрические фигуры

1

Ученье без веселья, что жизнь без приключенья

1

Конкурс Эрудитов.

1

Игра «По галактике Частей Речи»

1

Игра «В поисках клада»

1

В мире очевидного и невероятного (познавательная конкурсно-игровая программа)

1

Итоговый тест

1

Подвижные игры на свежем воздухе

1

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

Факт.

1 триместр

48

1

1

Входной тест. «Самый внимательный, прилежный и старательный»

1

04.09

2

2

Страна «Почитай – ка»

1

04.09

3

3

Пейзаж родной земли

1

06.09

4

4

Диаграммы

1

07.09

5

5

Образ традиционного русского дома

1

11.09

6

6

Концентрируем внимание. Игра «Внимание». Совершенствование мыслительных операций. Закономерности.

1

11.09

7

7

Гармония жилья и природы. Деревня – деревянный мир

1

13.09

8-9

8-9

Развитие умения решать нестандартные задачи

2

14,

18.09

10

10

Математический КВН

1

18.09

11

11

Основной закон России и права человека

1

20.09

12

12

Задание по перекладыванию спичек

1

21.09

13

13

Древние города нашей земли

1

25.09

14

14

Наша речь и наш язык

1

25.09

15

15

Игра – викторина «Сказки А.С. Пушкина».

1

27.09

16

16

Игры «Четыре стихии», «Срисуй по клеточкам», «Лабиринт» и т.д.

1

28.09

17

17

Язык и речь. Формулы вежливости

1

02.10

18

18

Занимательная грамматика: «Лена, Наташа, Светлана и Алла – с буквы заглавной я написала».

1

02.10

19

19

Мир глазами астронома

1

04.10

20

20

Ребусы

1

05.10

21

21

Творчество Л.Н. Толстого

1

09.10

22

22

Странички для любознательных. Задачи-расчёты

1

09.10

23

23

Шуточные задачи

1

11.10

24

24

Письменные приёмы деления

1

12.10

25

25

Древнерусские воины-защитники

1

16.10

26

26

Буквенные головоломки.

1

16.10

27

27

КВН «Времена года».

1

18.10

28

28

Шуточная викторина

1

19.10

29-30

29-30

Нумерация

2

23,

23.10

31

31

Каждый народ – художник

1

25.10

32

32

Интеллектуальная игра «Обо всём на свете»

1

26.10

33

33

Игра «Цветик – семицветик»

1

06.11

34

34

Страна восходящего солнца

1

06.11

35-36

35-36

Текст и его план

2

08,

09.11

37

37

Тест «Сравнение», «Алгоритм»

1

13.11

38

38

Древнегреческие праздники

1

13.11

39

39

Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова

1

15.11

40

40

Планеты Солнечной системы

1

16.11

41

41

Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме

1

20.11

42

42

Родные поэты

1

20.11

43

43

КВН «Чудесный мир классики

1

22.11

44

44

Синонимы, антонимы, омонимы

1

23.11

45

45

Европейские города Средневековья

1

27.11

46

46

Звуковые схемы слова.

1

27.11

47

47

Фразеологизмы

1

29.11

48

48

Проверочный тест

1

30.11

2 триместр

44

49-50

1-2

Величины

2

04,

04.12

51

3

Причинно-следственные цепочки

1

06.12

52-53

4-5

Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием

2

07,

11.12

54

6

Блицтурнир

1

11.12

55-56

7-8

Состав слова. Распознавание значимых частей слова

2

13,14.12

57

9

Отзыв по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

1

18.12

58-60

10-12

Решение задач на движение

3

18,20,

21.12

61

13

Игра «Внимание». Анаграммы. Логически-поисковые задачи.

1

25.12

62

14

Век. Таблица единиц времени

1

25.12

63

15

Математический диктант

1

27.12

64-65

16-17

Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах

2

15,

15.01

66

18

КВН «Мы друзья природы»

1

17.01

67-68

19-20

Правописание приставок и суффиксов

2

18,

22.01

69

21

Определение начала, конца и продолжительности события. Секунда

1

22.01

70

22

«Найди отличия», «Чем похожи», «Распредели по группам».

1

24.01

71-72

23-24

Разделительные твёрдый и мягкий знаки

2

25,

29.01

73-74

25-26

Типы текстов

2

29,

31.01

75

27

Отзыв по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода»

1

01.02

76

28

Анаграммы, шарады.

1

05.02

77

29

Диалог. Обращение

1

05.02

78

30

Математическая эстафета

1

07.02

79

31

«Рисуй, как я».

1

08.02

80

32

Отзыв по картине И.И. Левитана «Золотая осень»

1

12.02

81

33

Игра «что из чего получается»

1

12.02

82

34

Тренируем слуховую память. Игры «Весёлая грамматика», «Волшебные фразы». Развитие аналитических способностей.

1

14.02

83

35

Морфологические признаки частей речи

1

15.02

84-85

36-37

Сказки любимых писателей

2

19,

19.02

86

38

Звёздное небо – Великая книга Природы

1

21.02

87

39

КВН «Пословицы и поговорки»

1

22.02

88

40

Графический диктант

1

26.02

89

41

Мир глазами географа

1

26.02

90

42

Расшифруй сообщение.

1

28.02

91

43

Симметрия. Симметричные фигуры.

1

18.02

Вн.д.

92

44

Проверочный тест

1

25.02

Вн.д.

3 триместр

44

93-94

1-2

Книги о сверстниках, о школе

2

01,05.03

95

3

Отзыв по картине В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке»

1

05.03

96

4

Мир глазами историка

1

07.03

97

5

Отзыв по картине А.А. Пластова «Первый снег»

1

12.03

98

6

Игра «что из чего получается?»

1

12.03

99-100

7-8

Тема и главная мысль текста.

2

14,15.03

101

9

Необычные задачки.

1

19.03

102

10

Отзыв по картине В.А. Тропинина «Кружевница»

1

19.03

103

11

Мир глазами эколога

1

21.03

104

12

Конкурс «Природа и мы». Проект

1

22.03

105

13

Интеллектуальная игра «Кто хочет стать миллионером»

1

02.04

106

14

Отзыв по картине Н.К. Рериха «Заморские гости»

1

02.04

107

15

Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!

1

04.04

108

16

Родной край – часть большой страны

1

05.04

109

17

Викторина «Что? Где? Когда?»

1

09.04

110-111

18-19

Страницы всемирной истории

2

09,11.04

112

20

Игра «Незнайкин бенефис»

1

12.04

113

21

Игра «Художник»

1

16.04

114

22

Герои фантастического жанра

1

16.04

115

23

Тест «Отношения».

1

18.04

116

24

Страна, открывшая путь в космос

1

19.04

117

25

Такие разные праздники

1

23.04

118

26

Мои впечатления от картины И.И. Шишкина «Рожь»

1

23.04

119-120

27-28

Страницы истории России

2

25,26.04

121

29

Логические упражнения. Игра «Угадай предмет».

1

30.04

122

30

Составление загадок, чайнвордов.

1

30.04

123

31

Великая Отечественная война и Великая Победа

1

07.05

124-126

32-34

Путешествие по России

3

07,14,

14.05

127

35

Герои приключенческой литературы

1

16.05

128

36

Мы – граждане России

1

17.05

129

37

Геометрические фигуры

1

21.05

130

38

Ученье без веселья, что жизнь без приключенья

1

21.05

131

39

Конкурс Эрудитов.

1

23.05

132

40

Игра «По галактике Частей Речи»

1

24.05

133

41

Игра "В поисках клада"

1

28.05

134

42

В мире очевидного и невероятного (познавательная конкурсно-игровая программа)

1

28.05

135

43

Итоговый тест

1

30.05

136

44

Подвижные игры на воздухе

1

31.05

Литература

1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223 с. – (Стандарты второго поколения).

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).

3. Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград. 2004г.

  1. Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2009г.
  2. Холодова О.А. Юным умникам и умницам, пособия для учащихся. Москва. «Рост», 2007г.

 5. Г. Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» М, Владос, 1999

6. М. Басова «Познавательные игры для младших школьников» Ярославль, 2004

7. Э. Вартанян «Крылатые слова», М, Астрель, 2001

8. В. Волина «Откуда пришли слова», М, Аст-прес, 1996

9. В. Волина «Праздник числа» М, 1995

10. Ю. Гурин «Сказочные кроссворды для детей» Санкт-Петербург, Кристалл, 2000

11. Т. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике» М, 1989

12. «Речевые секреты» под редакцией Т. Ладыженской, М, 1993 «Старинные вятские загадки» Киров, 1990

13. Олимпиадные задания для 1-4 класса. Сборники заданий

14. Максимова Т.Н. Интеллектуальный марафон: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2010.

15. Шевердина Н.А., Сушинскас Л.Л. Новые олимпиады для начальной школы. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.

16. М.И. Моро, С.И. Волкова. Для тех, кто любит математику. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, М. «Просвещение», 2016г.        



Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности

Азбука нравственности

Содержание рабочей программы

№ п/п

Название раздела

Стр.

1

Пояснительная записка

1-2

2

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности»

2-4

3

Содержание программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности»

5

4

Календарно-тематическое планирование

5-6

5

Литература

7

6

Приложение

7-11

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука нравственности» разработана на основе:

- требований ФГОС начального общего образования

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно - нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Программа включает в себя 34 занятия по 35 минут и рассчитана на один год обучения.

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.

Задачи:

Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.

Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Занятия проводятся в форме внеурочных занятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.

Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности.

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности»

Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

Получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

Создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия.

В результате прохождения программного материала к концу 4 класса обучающиеся должны знать:

1. Правила этики и культуры речи.

2. Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного.

3. Об источниках наших нравственных знаний.

4. О совести как основе нравственности.

5. Заветы предков. «Поучение» В. Мономаха.

6. Стихотворения о родине (на выбор).

7. Афоризмы.

8. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.

Уметь:

Различать хорошие и плохие поступки.

Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.

Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.

Исполнять заповеди.

Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

Личностные универсальные учебные действия:

- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

Выпускник получит возможность для формирования:

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

Познавательные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Для оценки планируемых результатов освоения программы «Азбука нравственности» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».

Критерии

Показатели

Измерители

Сформированность моральных норм и правил поведения

Знает основные моральные нормы и правила поведения

Диагностика нравственной воспитанности:

-диагностика нравственной самооценки;

- диагностика этики поведения;

- диагностика отношения к жизненным ценностям;

-диагностика нравственной мотивации.

Наблюдения педагогов и родителей.

Соблюдает моральные нормы и правила поведения

Методика изучения уровня воспитанности.

Наблюдения педагогов и родителей

Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей

Анкета «Оцени поступок»

(дифференциация конвенциональных и моральных норм,

 по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004).

наблюдения педагогов и родителей.

Содержание программы

4 класс (34 часа)

Раздел 1: Культура общения (9ч)

Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей.

Раздел 2: Самовоспитание (7ч)

Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)

Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей.

Раздел 4: Искусство и нравственность (8ч)

Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета.

Календарно-тематическое планирование

4 класс

Задачи:

1. Познакомить детей с понятием корректного и галантного человека, с нравственным содержанием древних мифов, афоризмами.

2. Научить приемам самоконтроля и самовоспитания.

3. Раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми, положительных моральных качеств в достойном поведении.

п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Универсальные учебные действия

Раздел №1

Культура общения

9

воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;

—оценивать своё поведение и поведение окружающих.

1.

Традиции общения в русской семье. «Домострой».

1

2.

Культура общения в современной семье.

1

3.

Культура общения в современной семье.

1

4.

О терпимости к ближним.

1

5.

О терпимости к ближним.

1

6.

Культура спора.

1

7.

Этикетные ситуации.

     1

8.

В мире мудрых мыслей.

1

9.

В мире мудрых мыслей.

1

Раздел №2

Самовоспитание

7

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств:

стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

10.

«Познай самого себя».

1

11.

Самовоспитание.

1

12.

Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю.

1

13.

Как я работаю над собой.

1

14.

О терпении.

1

15.

Конец каждого дела обдумай перед началом.

1

16.

«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

1

Раздел №3

Общечеловеческие нормы нравственности

10

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств;

использовать доброжелательный тон в общении;

- оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику);

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

17.

Об источниках наших нравственных знаний.

1

18.

Совесть - основа нравственности.

1

19.

«Чем ты сильнее, тем будь добрее».

1

20.

«Досадно мне, что слово честь забыто».

1

21.

Заветы предков.

1

22.

Россияне о любви к Родине.

1

23.

Твоя малая родина.

1

24.

«Мой первый друг, мой друг бесценный».

1

25.

Афоризмы о совести, о родине, о дружбе.

1

26.

«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей».

1

Раздел №4.

Искусство и нравственность

8

- высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);

- создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);

- описывать сюжетную картинку (серию)

27.

Нравственное содержание древних мифов.

1

28.

За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев.

1

29.

Положительные герои в былинах и сказках.

1

30.

Отрицательные герои в литературных произведениях.

1

31.

«Зло, как и добро, имеет своих героев».

1

32.

Искусство и нравственность.

1

33.

«Вот человек. Что скажешь ты о нём?»

1

34.

Обзор курса этикета.

1

Список литературы

1.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

2.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.

3.Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2010. 204 с.

4.Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н. Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.

5.Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А. Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.

6.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 41 с.

7.Черемисина, В.Г. Духовно - нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г. Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. – 14 - 36.

8.Шемшурина А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.

Приложение

Тест на умение пользования мобильным телефоном? (4 класс)

Сейчас появился особый, «мобильный», сотовый этикет, который неукоснительно должны соблюдать дети. Тест покажет, насколько ты владеешь «сотовым» этикетом.

Ты отвечаешь на телефонный звонок во время учебы?

- да

- нет

Звуковой сигнал на твоем аппарате выставлен на невысокую громкость?

- да

- нет

Ты считаешь неуместным и вредным разговаривать по телефону, делая покупки?

- да

- нет

У тебя есть наушники к мобильному телефону?

- да

- нет

Можно ли разговаривать с незнакомыми людьми?

- да

- нет

Говоришь ли ты звонящему, где находишься?

- да

- нет

В ожидании важного звонка ты заранее направляешься в место, спокойное для тебя?

- да

- нет

Ты считаешь неправильным «не слышать» предупреждения о необходимости отключить телефон в кинотеатре, самолете и т. д.?

- да

- нет

Когда ты разговариваешь по телефону, смотришь ли не только на ноги, но и по сторонам?

- да

- нет

Ты принципиально не начинаешь разговор, пока не покинешь лифт, тамбур электрички?

- да

- нет

- когда как

Ты считаешь, что на свидании мобильный телефон — совершенно лишняя вещь?

- да

- нет

- не знаю

Если ты не одна и рядом близко находятся незнакомые люди, ты извиняешься и выходишь в другую комнату для продолжения разговора или просишь звонящего перезвонить попозже?

- да

- нет

- когда как

Мобильный телефон для тебя: украшение, предмет бижутерии и элемент стиля одежды?

- да

- нет

После того как ты сказала, что не можешь сейчас говорить, ты обязательно выключаешь телефон?

- да

- нет

- когда как

Если твой мобильный собеседник не выключил аппарат, но услышав твой голос, прервал разговор, ты не будешь ему немедленно перезванивать?

- не буду

- буду

Диагностика нравственной воспитанности в конце 4 класса

Методика № 1. Диагностика нравственной самооценки

Инструкция. Педагог обращается к воспитанникам со следующими словами: «Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ним согласны (насколько оно про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ответ в 4 балла; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3 балла; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2 балла; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 балл. Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное мной высказывание».

Вопросы:

1

Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми

4

3

2

1

2

Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду

4

3

2

1

3

Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми взрослыми

4

3

2

1

4

Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку

4

3

2

1

5

Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей

4

3

2

1

6

Я думаю, что можно выругаться на несправедливое замечание в мой адрес

4

3

2

1

7

Если кого – то в классе дразнят, то я его тоже дразню

4

3

2

1

8

Мне приятно доставлять людям радость

4

3

2

1

9

Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки

4

3

2

1

10

Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы

4

3

2

1

Обработка результатов:

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:

Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла - 2 единицы, в 2 балла - 3 единицы, в 1 балл - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла - это 4 единицы, 3 балла - 3 единицы и т. д.

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже

среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

Методика № 2. Диагностика этики поведения

Инструкция. Педагог объявляет детям: «Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо».

Тексты:

1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я ...

2. Если кто-то надо мной смеется, то я ...

3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я ...

4. Когда меня постоянно перебивают, то я ...

5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я ...

Интерпретация:

Первый вопрос. Отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

Второй вопрос. Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

Третий вопрос. Отрицательный результат: давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

Четвертый вопрос. Отрицательный результат: отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и

грубости.

Пятый вопрос. Отрицательный результат: грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.

Методика № 3. Диагностика отношения к жизненным ценностям

Инструкция. Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10 желаний, выбрать из которых можно только 5. Список педагог заранее выписывает на доске.

п/п

Список желаний

ответов

1.

Быть человеком, которого любят.

2.

Иметь много денег.

3.

Иметь самый современный компьютер.

4.

Иметь верного друга.

5.

Мне важно здоровье родителей.

6.

Иметь возможность многими командовать.

7.

Иметь много слуг и ими распоряжаться.

8.

Иметь доброе сердце.

9.

Уметь сочувствовать и помогать другим людям.

10.

Иметь то, чего у других никогда не будет.

Интерпретация:

Номера отрицательных ответов: 2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных ответов – высокий уровень.

4, 3 – средний уровень.

2 – ниже среднего уровня.

1, 0 – низкий уровень.

Методика № 4. Диагностика нравственной мотивации

Инструкция. Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из данных на них ответов один.

Вопросы:

1. Если кто-то плачет, то я:

а) пытаюсь ему помочь;

б) думаю о том, что могло произойти;

в) не обращаю внимания.

2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6 - 7, и говорит, что у него нет такой игры:

а) я скажу ему, чтобы он не приставал;

б) отвечу, что не могу ему помочь;

в) скажу, чтобы он попросил родителей купить ему такую игру;

г) пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть.

3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру:

а) я не обращу внимания;

б) скажу, что он размазня;

в) объясню, что нет ничего страшного;

г) скажу, что надо лучше научиться этой игре.

4. Ваш одноклассник на вас обиделся, вы:

а) подумаете о его чувствах и о том, что можете сделать в этой ситуации;

б) обидитесь в ответ;

в) докажете ему, что он не прав.

Обработка результатов:

Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.

Далее педагог подсчитывает сумму положительных ответов, данных воспитанником.

4 балла - высокий уровень;

2, 3 балла - средний уровень;

0, 1 балл - низкий уровень.



Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности

социального направления

«Делай добро»

Содержание рабочей программы

№ п/п

Название раздела

Стр.

1

Пояснительная записка

1-4

2

Планируемые результаты внеурочной деятельности социального направления «Делай добро»

5

3

Содержание внеурочной деятельности социального направления «Делай добро»

6

4

Календарно-тематическое планирование

6-7

5

Литература

8

Пояснительная записка

Рабочая программа «Делай добро» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Актуальной проблемой современного образования и воспитания является проблема социализации обучающихся. Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди научаются совместно жить и эффективно взаимодействовать друг с другом. Она предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для их успешной реализации.

В процессе социализации ребёнок становится в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание окружающего мира, разрабатывать проекты преобразования общества, реализовывать данные проекты. Иными словами, речь идёт о формировании юного субъекта социальной деятельности, социального творчества.

Социальная деятельность школьников - это участие детей в улучшении отношений и ситуаций, складывающихся в окружающем их мире. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.

Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды социальной деятельности, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину.

При выполнении общественно-полезных дел успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность. Самое главное он учится делать добро и принимать его.

Актуальность данной программы заключается в том, что она способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Цель программы - формирование личностных качеств учащихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социальной деятельности.

Задачи:

  1. Привлекать учащихся к активному участию в делах класса и школы.
  2. Обучать навыкам общественно-полезной деятельности.
  3. Формировать у школьников способности и готовности к социально преобразующей добровольческой деятельности.
  4. Развивать организационные и коммуникативные компетенции, механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения, основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

В процессе реализации программы предусматривается разработка и реализация социальных проектов школьников, которые строятся на совокупности таких ценностных ориентиров, как:

-ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности;

-ценность человека – осознание ответственности за себя, своего душевного, физического и социально-нравственного здоровья;

-ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры;

-ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через признание постулатов нравственной жизни, сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви;

-ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания;

-ценность природы - бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства;

-ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества;

-ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области;

-ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям;

-ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

-ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Общая характеристика курса

Программа внеурочной деятельности основывается на следующих принципах.

 Принцип неадаптивной социализации, которая предполагает обеспечение возможности создания школьником собственной модели поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях. Важным условием выступает создание специальных социальных ситуаций, где предусмотрена возможность самостоятельных проб, действий, имеющих реальный эффект. Это способствует повышению уровня социальной ответственности молодого поколения.

Принцип природосообразности предполагает, что социально-преобразующая деятельность школьников должна основываться на понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя.

Возрастосообразность - одна из важнейших конкретизаций принципа природосообразности. На каждом возрастном этапе перед человеком встаёт ряд специфических задач, от решения которых зависит его личностное развитие. Это и достижение определённого уровня физического развития, и формирование познавательных, морально-нравственных, ценностно-смысловых качеств, и становление самосознания личности, её самоопределение в жизни.

Принцип культуросообразности предполагает, что социальная деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и традиций.

Принцип коллективности применительно к социальной деятельности предполагает, что общественно-полезная деятельность детей даёт опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими. Она может создавать условия для позитивно направленных гражданского самопознания, самоопределения и самореализации.

Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями. Диалогичность воспитания не предполагает равенства между педагогом и школьником. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимного понимания, признания и принятия.

Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение в процессе социальной деятельности причастности школьников к народам России, российской культуре и истории. Это предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, исторических, гражданско-патриотических явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству), описывающих действия на благо России.

Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и выведение школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике замысел - реализация - рефлексия.

Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение в социальной деятельности - процесс формирования личностью собственного осмысленного и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения происходит в совместной со взрослым и сверстниками социально-значимой деятельности.

На начальном этапе социально преобразующей добровольческой деятельности достижение результатов обеспечивается формой социальной пробы. В контексте социальной деятельности социальная проба – это инициативное участие школьника в социально значимых делах, организованных взрослыми.

Формы организации внеурочной деятельности:

-беседы;

-встречи с людьми различных профессий;

-просмотр и обсуждение видеоматериала;

-экскурсии;

-конкурсы;

-выставки детских работ;

-коллективные творческие дела;

-праздники;

-викторины;

-творческие проекты, презентации;

-мастерские подарков;

-аукционы добрых дел;

-трудовые десанты;

-общественно полезные практики;

-социально-значимые акции,

-социальные проекты и т.п.

Описание места программы в учебном плане

Общий объем учебного времени составляет 34 часа, 1 час в неделю по 35 минут.

В отличие от учебных дисциплин, где учащиеся жёстко привязаны к расписанию, сетке учебных часов, учебным планам, внеурочная деятельность может предоставить более широкие возможности в области социального образования и воспитания. Эти возможности выражаются в более гибком подходе к занятиям, широком использовании природных условий, возможности быстро внедрять в образовательно-воспитательный процесс новые методики, технологии, знания, уделять вопросам социализации личности воспитанников достаточное количество времени. Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовывать занятия крупными блоками.

Планируемые результаты

Личностными результатами освоения курса является:

• ценностное отношение к труду и творчеству, трудолюбие;

• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Метапредметные результаты:

  •  приобретение школьником социальных знаний,
  •  понимание социальной реальности и повседневной жизни;
  •  приобретение навыков групповой работы;
  •   получение опыта разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;
  •  поиск, нахождение и обработка информации о принятых в обществе нормах поведения и общения; о толерантности к другим людям; о взаимопомощи и т.п.;
  •  способность регулировать собственную деятельность;
  •  освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
  •  приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);
  •  совершенствование в умениях слышать себя и других;
  •  приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: опыт исследовательской и поисковой деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

В процессе оценки достижения планируемых результатов используются такие методы, как наблюдение, анализа результатов деятельности, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка.  

Результаты внеурочной деятельности отслеживаются в портфолио учащихся. Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:

• самостоятельность работы;

• осмысленность действий;

• разнообразие освоенных задач.

Содержание программы

Содержание данной программы ежегодно конкретизируется с учетом плана воспитательной работы МБОУ Игримская СОШ №1 и плана развития классного коллектива. Она играет роль общего ориентира, где очерчивается круг рассматриваемых проблем, но учитель имеет возможность сам конструировать ход занятий, исходя из индивидуальных возможностей и интересов  учеников.

В связи с этим календарно-тематическое планирование данной программы отражает воспитательные мероприятия класса.

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

1-2

Мой вклад в работу класса.

2

Самообслуживание, дежурство в классе и в столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей

3-4

Проект «Растения моего края»

2

Сбор и оформление гербариев. Презентация папки.

5-6

Операция «Подарок малышам»

2

Изготовление пособий для наглядности  первоклассникам.

7

Акция «Мы уважаем старших! »

1

Подготовка выступлений, –поздравлений для бабушек и дедушек.

8-9

Проект «Учительница первая моя»

2

Создание газеты ко Дню учителя. Подготовка концертных номеров.

10

Рейд-смотр «Как живешь, учебник?»

1

Создание памяток о правильном хранении учебных принадлежностей. Презентация памяток среди первоклассников.

11

Операция «Чистый класс»

1

Генеральная уборка класса.

12-13

Проект «Наши руки не знают скуки».

2

Изготовление костюмов для участников театрального кружка «В гостях у сказки»

14-15

Работа в мастерской Деда Мороза

2

Изготовление ёлочных украшений. Участие в выставках новогодних игрушек и поделок.

16-17

Акция «Покормите птиц зимою»

2

Беседа о зимующих птицах

Изготовление и установка кормушек, кормление птиц в зимний период

18-19

Мой подарок для папы

2

Подготовка к празднованию 23 февраля. Подготовка поздравлений – выступлений и открыток.

20-21

Мой подарок для мамы

2

Создание поздравительной газеты, выступлений к 8 марта.

22-25

Проект «Наша школа – чистый и цветущий сад».

4

Работы по подготовке рассады цветов. Наблюдение

26-27

Акция «Домик для птиц»

2

Изготовление и развешивание скворечников. Наблюдение за птицами.

28

Трудовой десант.

1

Уборка класса.

29-30

Акция «Подарок ветерану»

2

Беседа о людях, прошедших ВОВ.

Подготовка концерта ко дню победы.

31

«Акция «Белые журавлики»

1

Изготовление бумажных журавликов, запуск у обелиска.

32-33

Операция «Спортивный праздник»

2

Подготовка и организация спортивных состязаний для младших школьников.

34

Копилка добрых дел.

1

Самоанализ деятельности данного направления.

Литература

1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М., 2003.

2. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд-во Ростов. ун-та, 1983

3. Бодалёв А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1995

4. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968

5. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой.-М.,1980

6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967

7. Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. М.: Просвещение. 1990

8. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала: Кн. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991

9. Костенков П.П. Воспитание интереса к сельскохозяйственному труду.

10. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000

11. Купина Н.А, Богуславская Н.Е Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка. – М., 1992. М. Просвещение. 1980 г.

12. Мирошкина М. Учимся создавать социально значимые проекты. Нар. образование. – 2006.

13. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М., 1999

14. Соловейчик С. А. Воспитание творчеством. М.: Знание. - 1978.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...