Родительское собрание в 1 классе
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Морова Татьяна Павловна
Всё о внимании и внимательности для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_v_1_klasse.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

                 Родительское собрание в 1 классе

                 «Родителям о внимании и внимательности»

Цели: • познакомить родителей с особенностями психических процессов младших школьников;

• изучить упражнения и игры по развитию внимания.

Слова о том, что на наших детей обрушивается огромный поток информации, стали уже банальностью. Однако, от этого не становится легче ни детям, ни родителям. Как часто психологи и врачи слышат: «Мой ребенок – умный мальчик, но ему трудно учиться, потому что он невнимательный и плохо запоминает…» И зачастую это действительно так. Не умея быстро сконцентрировать свое внимание, запомнить нужное и отсеять второстепенное, ребенок просто «дрейфует» в безбрежном информационном море. То, что память и внимание детей необходимо развивать, не требует доказательств. Но как это делать. На сегодняшний день существует немало методов тренировки внимания и памяти. Давайте разберемся, что такое внимание?

 Внимание – это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! И главными помощниками ребенку в этом могут стать его родители.

Нередко в роли малопривлекательного занятия выступает учебная работа: ребенок, невнимательный на уроках в школе или при выполнении домашних учебных заданий, может со вниманием заниматься тем, что с учебой не связано (достаточно долго и сосредоточенно играть, смотреть телевизор, заниматься компьютером и пр.). В этих случаях речь может идти о недостаточном развитии у школьника познавательной учебной мотивации, обеспечивающей его полноценное включение в учебную деятельность. Однако учебные занятия, зачастую действительно рутинные и однообразные, далеко не всегда способны сами по себе пробудить и поддержать познавательную активность ребенка.

 И тогда на помощь в организации учебной деятельности ребенка и поддержания его внимания к ней приходят другие, непознавательные, мотивы: чувство долга и ответственности, желание получить хорошую отметку, удостоиться похвалы взрослого или избежать наказания и др. Во всех этих случаях речь идет о требовании от ребенка произвольного внимания, т.е. направленности, сосредоточенности на процессе деятельности, осуществляемом сознательно, при помощи волевого усилия.

Как правило, родители прекрасно понимают, что хорошее внимание является одним из важнейших условий успешного обучения. Именно поэтому среди родительских наставлений в начале школьного дня чаще всего можно услышать: «Будь внимательным! Не отвлекайся в школе! Соберись на уроке! Хорошо слушай учителя!»

Для плохо успевающих школьников подобные призывы становятся весьма привычными. Однако, если у ребенка действительно существуют проблемы с развитием внимания, одними требованиями «быть более внимательным» здесь не обойтись.

                                       РАЗНЫЕ ПРИЧИНЫ

Для начала родителям необходимо разобраться в возможных причинах недостаточного внимания школьника. Перечислим наиболее распространенные из них.

1.Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Дети, имеющие подобный диагноз, отличаются избыточной двигательной активностью, импульсивностью, слабой концентрацией внимания, высокой отвлекаемостью. Трудности с организацией их поведения и удержанием внимания, как правило, ярко обнаруживаются задолго до поступления в школу. Ситуация же школьного обучения лишь усугубляет их проблемы. От родителей таких детей требуется предельное терпение и последовательность в отношениях с ребенком. Они должны осуществлять свою воспитательную практику в тесном контакте с медиками, педагогами и психологами, поскольку дети с синдромом дефицита внимания нуждаются в специальной комплексной коррекционно-развивающей работе.

2. Хронические соматические заболевания, болезненность ребенка. Дети, имеющие слабое здоровье, отличаются высокой утомляемостью, низкой работоспособностью. Сниженная функция их внимания может быть обусловлена общим ослаблением организма. Такие дети нуждаются в обязательном соблюдении режима, дозировании нагрузок, отдыхе (желателен дневной сон). При соблюдении этих условий, уменьшающих влияние физических и физиологических ограничений, такие дети могут иметь неплохое внимание.

3.Индивидуальные особенности нервной системы. Свойства высшей нервной деятельности влияют на развитие всех свойств внимания: для учащихся с сильной и подвижной нервной системой более характерно внимание устойчивое, хорошо переключаемое и распределяемое. Учащимся с инертной и слабой нервной системой более свойственно неустойчивое, плохо переключаемое и распределяемое внимание. Зная основные особенности нервной системы ребенка, родители могут помочь ему в развитии таких качеств и навыков внимания, которые поддаются тренировке: навыков поддержания внимания, его переключения и распределения.

4. Переутомление и перегрузки. Жизнь современного ребенка наполнена множеством обязанностей. Обычно рабочий день школьника не ограничивается рамками собственно учебных занятий, а включает в себя посещение разнообразных кружков, секций, студий и пр. (при этом далеко не все из них ребенок посещает по собственному желанию). Нередко график функционирования школьника расписан с утра до вечера столь плотно, что ученик едва-едва успевает подготовить домашнее задание. Времени на полноценный отдых при этом практически не остается, дети плохо высыпаются. Физические, психологические, информационные перегрузки неизбежно приводят к снижению работоспособности, повышению невнимательности и рассеянности детей.

5. Возрастные ограничения в развитии внимания. Внимание детей младшего школьного возраста может быть недостаточно совершенным в силу возрастных особенностей общего психического развития. Внимание в этом возрасте действительно еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо и неустойчиво. Причина этого — недостаточная зрелость нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания, контроль за выполнением деятельности.

        Таким образом, повышение внимательности школьника напрямую связано с развитием его полноценной познавательной активности и интереса к интеллектуальной деятельности, развитием мотивационной сферы в целом, а также волевых качеств. Решение этих непростых воспитательных задач требует от родителей достаточного времени и немалых усилий.

                         ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ УЧАСТИЕ  

Сознательно заботясь о развитии внимания ребенка, родитель сам должен быть внимательным к ребенку, проявлять искренний интерес к его занятиям, его жизни. Ведь развитию внимания способствует вовлечение ребенка в любую целенаправленную деятельность. Как справедливо отмечают авторы полезной для родителей книжки о внимании школьников О.Ю. Ермолаев, Т.М. Марютина и Т.А. Мешкова: «Мало кто из взрослых задумывается над тем, что, предлагая ребенку искать грибы, собирать на берегу реки камешки, выбирать нужные детали мозаики или конструктора, они тем самым способствуют тренировке внимания».

Развитие внимания ребенка, его способности к целенаправленной, организованной деятельности — процесс достаточно длительный, но необходимый для полноценного психического развития. В этой непростой работе родителям могут пригодиться некоторые специальные упражнения и задания, направленные на тренировку различных свойств внимания.

Сегодня мы можем предложить вам эффективные средства развития внимания – игры и игровые упражнения.

                              ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

 Гимнастика мозга. 1. «ОХОТА НА КОТА» Детям предлагаются тексты, вырезанные из журнала, газеты. По команде дети должны вычеркнуть из текста три буквы: К, О, Т, кто сделает это быстрее и с меньшим числом ошибок, тому полагается приз.

2. «СКЛЕЕННЫЕ СЛОВА»

3. «РАСШИФРУЙ СЛОВА» АВОРОК, АЛОКШ, КИНЕЧУ, АДОГОП, АЛКУК, ТЕЛОМАС, АНИШАМ, РОФОТЕВС, БЛИБОМОТВА

4. «САМЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ» Необходимо внимательно послушать текст и подсчитать в нем количество слов со звуком «л». В Индии одна семья имела слона. Мать уходила на работу, а с ребенком оставляла слона. Эта огромная няня очень хорошо ухаживала за ребенком. Иногда ребенок уползал далеко от дома. Слон нежно брал его хоботом и переносил к дому. А когда ребенок плакал, слон хоботом играл с ним. Хоботом он отгонял от ребенка мух, когда ребенок спал. Малыш любил свою огромную няню. Няня любила ребенка.

5. Упражнение на концентрацию и устойчивость внимания.

 Школьникам предлагается без ошибок переписать следующие строчки:

 а) АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА

 ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДЕТАЛЛАТА

 б) ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ

 ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА

 КЛАТИМОР

 в) РЕТАБРЕРТА НОРАСОТАННА

 ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА

 ФИЛЛИТАДЕРРА

 г) ГРУММОПД

 д) ВАТЕРПРООФЕТТА

 СЕРАФИННЕТАСТОЛЕ

 ЕММАСЕДАТОНОВ

 е) ГРАСЕМБЛАДОВУНТ

 ж) ГРОДЕРАСТВЕРАТОНА

 ХЛОРОФОНИМАТА

 ДАРРИСВАТЕНОРРА

 з) ЛАЙОНОСАНДЕРА

 и) МИНОСЕПРИТАМАТОРЕНТАЛИ ТЕЛИГРАНТОЛЛИАДЗЕ

 к) МАЗОВРАТОНИЛОТОЗАКОН

 л) МУСЕРЛОНГРИНАВУПТИМОНАТОЛИГ РАФУНИТАРЕ

 м) АДСЕЛАНОГРИВАНТЕБЮДАРОЧАН

 н) БЕРМОТИНАВУЧИГТОДЕБШОЖАНУЙ

 МСТЕНАТУРЕПВАДИОЛЮЗГЛНИЧЕВЯН

 о) ОСТИМАРЕ

                                  ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые папы и мамы! Помните, что внимание – один из самых важных психических процессов. Внимание является важной составной частью результативности учебной деятельности вашего ребенка. Для того, чтобы ваш ребенок был внимательным, старайтесь помочь ему тренировать его внимание.

• В основе внимания лежит интерес. Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые вы предлагаете ребенку, тем больше шансов развить произвольное внимание ребенка.

 • Развивая внимание своего ребенка, учитывайте круг его увлечений. Отталкиваясь от его увлечений, привлекайте его внимание к другим процессам и явлениям, связанным с его увлечениями.

• Постоянно тренируйте внимание своего ребенка, не назидайте и не фиксируйте его неудачи. Большое внимание обращайте на достигнутые им успехи.

 • Стимулируйте интерес к развитию внимания собственным примером и примерами из жизни других людей.

• В семейном кругу демонстрируйте достижения ребенка по развитию собственного внимания.

 • Наберитесь терпения и не ждите немедленных, успешных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания (1 класс)

"Мотивы учения младших школьников"."Родителям о внимании и внимательности". "Трудности адаптации первоклассников к школе"....

Итоговая работа .Родительское собрание 3 класс

Это работа предназначена для учителей начальных классов, для проведения родительского собрания. Готовые темы родительские собрания  3класса ....

Тематика родительских собраний 1 класс

Тематика родительских собраний 1 класс...

родительское собрание 1 класс

Собрать информацию об учащихся, их родителях, о льготниках...

родительское собрание 1 класс

1. выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома; 2. дать рекомендации родителям о том, как  формируются у детей навыки самоконтроля....

Родительское собрание, 4 класс. Тема "Мудрость родительской любви".

Цель: привлечение внимания родителей к проблеме проявления родительской любви к своему ребенку,консультирование родителей по выбору стиля семейного воспитания детей....

Родительское собрание 2 класс на тему "Критерии оценок во 2 классе.Как к ним относиться"

В презентации даны критерии оценок за 2 класс по математике и русскому языку.Даны советы для родителей....